Урок литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна", 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Глуханова Наталья Сергеевна

Открытый урок по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vesna.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»

Конспект урока

 

Предмет: литературное чтение

Тема. Люблю природу русскую. Весна.

УМК «Школа России»

Класс: 2

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013.

 

Учитель: Глуханова Наталья Сергеевна

 

г. Гатчина

2019 г.

Задачи:

  1. учить читать стихи выразительно;
  2. учить рисовать словесные картины весенней природы;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Читать стихотворение выразительно;
  • Находить выразительные средства языка, с помощью которых поэты описывают картины весенней природы;
  • Определять круг знаний по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Метапредметные:

  • Анализировать поэтический текст в объеме полученных знаний;
  • Сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему;
  • работать в группе: анализировать, представлять информацию, отвечать на вопросы;
  • Соотносить новое знание со своим опытом;
  • Делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

  • Проявлять интерес к поэзии, музыке, живописи;
  • Осознавать красоту родной природы, любить и беречь ее.

Тип урока: обобщение, закрепление и контроль знаний.

Межпредметные связи:

Русский язык, литературное чтение (работа с текстом), музыка, живопись

Ресурсы урока: учебник часть 2, презентация, карточки

Время

Ход урока

1 мин.

  1. Мотивирование  к учебной  деятельности (организационный момент)

-Ребята,  к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними. Садитесь.

-Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

5 мин.

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Звучит музыка

- Сегодня у нас не совсем обычный урок.

-Закройте глаза послушайте и представьте, о чём хотел    

  рассказать композитор своей музыкой.

Ответы уч-ся: Я представил весенний лес. Слышно капель, распускаются листья, появились первые цветочки, журчат ручьи, птицы поют. Чистое голубое небо, солнечный день. Композитор очень рад весне.

- Очень интересные картинки нарисовали. Молодцы. А что вам помогло увидеть весенний пейзаж?

Ответы уч-ся: музыка очень нежная, радостная, весенняя. Под нее хочется танцевать.

- Композитор Пётр Ильич Чайковский написал цикл музыкальных произведений «Времен года», а услышали вы композицию «Апрель. Подснежник».

- Почему я выбрала именно эту мелодию для урока литературного чтения?

2) Определение темы урока

- Предположите, чем мы будем сегодня заниматься?

Ответы уч-ся: мы будем говорить о весне, о весеннем настроении. О тех произведениях, с которыми познакомились в разделе «Люблю природу русскую. Весна». О весне в творчестве поэтов.

-  Да, мы будем говорить о весне, о том, как видят приход весны поэты, что мы с вами наблюдаем в природе,       совпадает ли наше настроение с настроением  русских классиков, читать стихи. Будем работать дружно, помогать друг другу. Постараемся создать весеннее настроение.  

- У  вас на партах стоят букеты веточек. Сегодня во время урока мы будем украшать их зелеными листочками, которые вы будете получать за правильные ответы.  

   

Цель:  настроить учащихся на учебную деятельность.

Цель: актуализация имеющегося у обучающихся  опыта и знаний

Мультимедийная презентация

 Цель: облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.  

Цель: организовать формулировку темы урока детьми.

20мин.

III.Обобщение знаний .

1) - Давайте вспомним, стихи каких поэтов мы читали в этом      разделе?

 Ответы уч-ся: Ф. Тютчев «Зима недаром злится». «Весенние воды»

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

А.Блок «На лугу»

С.Маршак «Снег уже теперь не тот»

- Работая по теме «Весна», вы получали творческие задания: работали над проектом, рисовали иллюстрации, написали сочинение о весне.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Работа в группе (предварительно вспомнить правила работы в группе)

- Я предлагаю вам сейчас провести конкурс в группе и выбрать лучшего чтеца, чтобы представить то стихотворение, по которому вы готовили задания для викторины.

(У каждой группы свое стихотворение)

Конкурс чтецов, аплодисменты.

Итог. По вашим аплодисментам я поняла, что вам понравилось выступление ребят.

- Подведем итог, у какой группы больше всего листочков появилось на веточках?

Творческое задание

- Вы получали творческое задание: придумать вопросы к викторине по своему стихотворению.

- Продолжим работать в группе.

- Покажите друг другу, обсудите в группе и выберите самые интересные вопросы, которые вы предложите ребятам других групп.

(Дети обсуждают в группах и задают творческие задания классу)

1 группа Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

- Какие художественные приемы использует поэт в стихотворении «Зима недаром злится»? Приведи примеры.

2 группа А.Плещеев.»Весна», «Сельская песенка»

- Какие приметы весны мы наблюдаем в стихах Алексея Плещеева, ответить словами стихотворения?

3 группа А.Блок

- Какую весеннюю картинку увидел А.Блок?

- А какую услышал?

4.группа С.Маршак «Снег уже теперь не тот»

- Назовите приметы весны, описанные в стихотворении. - - Какими словами С. Маршак рифмует стихотворение?

-  В каком произведении легче всего было найти прием олицетворения?

- Представьте, что вы пошли в парк и встретили весну. Что бы вы ей сказали?

-  Представьте, что вам надо раскрасить свое стихотворение, какой цвет будет преобладать на вашем рисунке?

 Итог.

- Давайте подведем итоги. Какое задание вам показалось особенно интересным?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Весна красна идет» (дети танцуют под песню)

- Я тоже приготовила вам задания.

- Возьмите желтый конверт и познакомьтесь со своим заданием.

(у каждой группы задания разной степени сложности)

Проверка на экране

Составьте из слов предложение (Карточки) 

Из какого произведения эти слова?

Кто является автором этого стихотворения?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
1. Пушкин
2. Тютчев
3. Плещеев
4. Есенин

  Какой художник написал эту знаменитую картину ? 

1. Васнецов
2. Левитан 
3. Юон
4. Саврасов

 Какая весенняя птица изображена на картинке? Встречались ли вы с ней в теме «Весна»?


 

1. Кукушка

 2. Жаворонок

 3. Грач

 4. Скворец

Какое произведение  можно проиллюстрировать этой картиной? 

Докажите свой выбор текстом?

Цель: закрепление материала, развитие навыков выразительного чтения, чтения наизусть.

Работа в группе

Цель: формирование умения работать в группах; развитие речи; Прием работы в группе помогает активизировать деятельность уч-ся,  регулировать внутриколлективные отношения.

Цель: закрепление материала, развитие умение обобщать, делать выводы.

Цель: закрепление материала, развитие умение обобщать, делать выводы.

10 мин.

IV. Первичная проверка понимания. 

- Дети, а вам нравится весна?

- Почему это время года так часто изображается в живописи, в музыке, в литературе? Вот и для многих людей весна – источник вдохновения.

Прием «Рюкзак»

- Работая по этой теме вы много узнали, многому научились, а впереди вас ждет большое путешествие по стране литературного чтения. И в дорогу мы попробуем собрать рюкзак, в который сложим те знания, которые пригодятся вам в пути

- Тот, кому он попадет в руки, должен будет сказать, чему он научился, что узнал. (Рюкзак перемещается от  одной группы к другой. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.)  

Ответы уч-ся:

 Я выучил много стихов о весне.  

Я познакомился с поэтами, которые пишут о весне.

Я умею находить образные выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения

Я умею сравнивать разные стихи.

 - Я очень рада, что сегодня на уроке каждый из вас узнал для себя что-то новое и полезное.

Прием «Буриме»

- А кто-нибудь из вас пробовал сочинять стихи?

- Кому хочется попробовать написать еще радостные стихотворения о весне?

-Давайте попробуем?

- Я предлагаю вам поиграть в литературную игру «Буриме».

- У вас на партах есть оранжевый конверт с заданием. Придумайте текст на рифму, а потом выберите подходящую к вашему стихотворению иллюстрацию и приклейте на нее.

- И пусть эти ваши работы станут еще одной страничкой в нашем классном сборнике «Врема года»

Творческая работа. Сочинение стихов-буриме

 1 группа

 Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием? Какой у него характер?

 Тучкины штучки.

… … тучки
… … ручки
… … смеются
… … льются.

 - Послушайте, какое стихотворение удалось придумать мне:

Плыли по небу тучки,
Протянули друг другу ручки,
Озорницы до слёз смеются.
Слёзы ливнем на землю льются.

 

2 группа

Как вы думаете, почему такое название?

      “ Зелёные стихи”.

… … картинки
… … травинки
… … почки
… … глазочки (листочки).

 - Послушайте, какое стихотворение получилось у меня:

Зелёные стихи.

Вот весенние картинки:
Кругом зелёные травинки,
Зазеленели всюду почки,
Глядят зелёные  глазочки.

    

3 группа  

О чём будет стихотворение?

   Звуки весны

…   …  тишина

…   …  весна

…   … запели

…  … зазвенели

- Послушайте, какое стихотворение получилось у меня:

Вмиг пропала тишина:

По земле пошла весна!

Птицы радостно запели

И капели зазвенели

 

 4 группа

Весна идёт

… …тишина

… … весна

… … приди

…  …зазвени

Все умолкло. Тишина.

Где же ты, скажи, весна?

Ты скорее к нам приди

И капелью зазвени!

Командир в каждой группе  выбирает иллюстрацию к стихотворению        

Читает

Цель: активизация мыслительного процесса, закрепление изученного.

Прием «Рюкзак» - суть зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими.

2 мин.

V. Рефлексия деятельности. 

1) Букет  настроения

(Собрать букет: зеленый - всё хорошо, жёлтый - есть проблема, красный - нужна помощь.)

- Оцените работу своей группы и свою работу. У вас на столах лежат цветы. Выберите цветок нужного цвета и прикрепите его  на доску.

 2) Прием «Идеальный опрос»

- Поднимите руку, кто считает, что он усвоил урок на «5», на «4», на «3».

- Мне сегодня понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

Цель: зафиксировать свои продвижения в учебе. 

«Идеальный опрос»

Цель: контроль   результата учебной деятельности.

2мин.

VI. Информация о домашнем задании.

- Домашнее задание вы найдете в голубом конверте.

-Придумайте собственное буриме на предложенные рифмы на листочках и выберите картинку, которая поможет в оформлении вашего стихотворения.

- С каким настроением вы уходите с урока?

Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник»

- Я очень надеюсь, что вы уйдёте с урока с весенним настроением и пониманием того, что прикоснулись к прекрасному миру поэзии и может быть и у вас появятся первые самостоятельные поэтические строки…

- Вы уже знаете, что это звучит музыкальная композиция «Подснежник» (теперь в сопровождении слайдов)

- Художник изображает весну красками, композитор музыкой, поэт словом, а я   предлагаю вам показать появление этого нежного, беззащитного, но такого смелого цветка,  движениями. Вот он тянется к свету, к солнцу, к жизни…

Дети под музыку изображают подснежник

-  Благодарю всех вас за работу на уроке. Урок окончен.

Цель: закрепить полученные знания на уроке.

Дети предлагают и выбирают задание  для самостоятельного выполнения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Проверочная работа по литературному чтению. Раздел "Люблю природу русскую. Весна". УМК "Школа России" 2 класс

Проверочная работа по литературному чтению. Раздел "Люблю природу русскую. Весна". УМК "Школа России" 2 класс...