Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Горохова Мария Алексеевна

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_03.03_volshebnoe_slovo.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 03.03.2017

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

Цель: Познакомить с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».

Задачи:

- развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать “силу”, возможность слова;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- воспитывать культуру общения, вежливость, желание знакомиться с творчеством народов Севера;

- формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

Формирование УУД:

- ориентироваться в нравственном содержании произведения, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения, сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

- формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Речевая разминка.

- Здравствуйте!

- Давайте с вами поприветствуем друг друга, улыбнемся, и скажем приятные слова своим одноклассникам.

- Прочитайте стихотворение, написанное на доске:

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»,

Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

- Здравствуйте!

(говорят добрые слова, улыбаются, садятся)

(читают сначала про себя, затем все вместе шепотом: «жужжащее чтение»)

II. Проверка домашнего задания.

- Вам было задано подготовить чтение по ролям рассказа «Два пирожных». (спрашиваю несколько человек)

(Отвечают домашнее задание)

III. Постановка темы и цели урока.

- Посмотрите, пожалуйста еще раз на стихотворение, которое вы читали в начале урока.

- Скажите, о чем это стихотворение?

- Почему она не стала на него ругаться?

- Какое слово он сказал?

- К какой группе слов мы можем отнести слово «простите»?

- Как по-другому можно назвать эти слова?

- И сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «Волшебное слово».

- О том, как папа разбил вазу, но мама на него не стала ругаться, а даже наоборот, улыбнулась.

- Потому что папа извинился.

- Простите.

- Вежливые слова.

- Волшебные.

IV.Работа по теме урока.

- Это рассказ написала В. Осеева.

- Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

- Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

- В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

- Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

- Умерла писательница 5 июля 1969 года.

- Сейчас мы с вами послушаем аудиозапись этого рассказа.

(слушают рассказ о писательнице)

(слушают рассказ)

V. Физминутка.

На разминку – становись!

Вправо – влево покрутись,

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай. 

Начинаем приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. 

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. 

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой, раз-два. 

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмемся за дела.

(Вращение туловищем вправо и влево.) 

(Приседания.)

 

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

(Ходьба на месте.)

(Дети садятся за парты или столики.)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Понравилось ли вам произведение?

- Определите жанр.

- О ком этот рассказ?

- Кто главный герой этого рассказа?

- Что случилось с Павликом?

- Как об этом узнал старик?

- Как выглядел старик? Найдите описание в тексте.

- Можете ли вы найти моменты, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?

- Только ли с родными он так разговаривал?

- Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

- Что заставило героя так измениться?

- Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?

- Найдите в тексте, как нужно говорить это волшебное слово?

- Давайте попробуем произнести это слово!

- А сейчас мы с вами попробуем восстановить события. На доске записи, написанные в разброс. Нужно в правильном порядке записать их в свои рабочие тетради – что произошло сначала, а что потом:

1. Разговор с Леной.

2. Беседа за обедом.

3. Встреча со стариком.

4. Возвращение в сквер.

5. Разговор с бабушкой.

- Да.

- Это рассказ.

- О мальчике и его семье.

- Мальчик Павлик.

- Его все обижали.

- Он ему об этом рассказал, ругался, кричал.

- «Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.»

- Да. (Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!)

- Нет. Он нагрубил старику.

- Нет. Это был обычный старик, который знал вежливые слова и хотел научить мальчика.

- Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.

- Потому что им стало приятно, что Павлик больше не кричит, а вежливо просит их о чем-то.

- «Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза...»

- Пожалуйста…

(открывают тетради, записывают число, классная работа, название рассказа и выполняют задание)

VII. Рефлексия.

- Итак, проверяем. (спрашиваю несколько детей, сверяем ответы).

- Молодцы.

- О каких качествах человека заставляет задуматься этот рассказ?

- Чему могут научить нас рассказы В. Осеевой?

- 3, 1, 5, 2, 4.

- О доброте, вежливости, отзывчивости.

- Что нужно с добром относиться к людям, и тогда они будут относиться к тебе так же.

VIII. Подведение итогов.

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда... .

- Мне помогают правила вежливости тогда, - когда... .

- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что... .

- Обращаюсь с просьбой.

- Я нахожусь на улице или в школе и дома.

- Это очень приятно.

IX. Домашнее задание.

- Прочитать этот рассказ. По желанию: можете придумать свой маленький рассказ на тему «Волшебное слово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока литературного чтения В. Осеева "Три товарища"

2 класс УМК "Гармония" В. Осеева "Три товарища"...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...