Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа содержит:

пояснительную записку

содержание программы

требования к уровню подготовки к концу третьего класса

календарно-тематическое планирование

критерии и нормы оценок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx63.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                      «Утверждено»

                                                                      Педагогическим советом

                                                                      протокол от _29.08. 2011г.№_

                                                                     Введено приказом от  29 .08. 2011г.277

                                                                     Директор школы

                                                                                                      _______Т.И.Королькова

                                                                                                                       Подпись                            Ф.И.О.

Рабочая программа

                                                                                     по литературному чтению  

для  3 класса (3   часа в  неделю, 105 -  год)

Составитель:              Портнова О. Н.- учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

«Согласовано»

Заместитель директора________         Маркова Л.С.                           от 27.08. 2011г.

                                           Подпись           Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 27.08. 2011г.   № 1

Руководитель МО ________           Портнова О. Н..                           

                                            Подпись             Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2011г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 3 класса составлена на основе программы ФНМЦ имени Л. В. Занкова (составители В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова)

Программа рассчитана на 105 часа.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования по литературному чтению.

         В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной

культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.

текущая цель курса 

- осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

задачами начального курса литературы явля ются:

  1. расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравствен ных и эстетических ценностях;
  2. воспитание культуры восприятия художественной литерату ры разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций де тей;
  3. развитие интереса детей к чтению и потребности в нем;
  4. создание условий для постижения школьниками многоплано вости словесного художественного образа на основе практическо го ознакомления с литературоведческими понятиями;
  5. развитие речевых навыков школьников, связанных с процесса ми: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпрета ции (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Курс литературного чтения продолжает воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, фор мируется осознанная потребность в чтении.


Содержание программы

 

3 класс (105 часа)

Устные и письменные формы словесности.

 Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.

Формирование общего представления о мифе

как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром

природы.

Малые жанры фольклора и их связь с мифом.

Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.
Волшебная сказка.

Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).

Дальнейшее развитие представленийо народной и авторской сказке

Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы  к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть

(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Общее представление об эпосе

 (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.

Былина как эпический жанр.

 Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями  торговлей или ратными подвигами свое Отечество). Были на о Святогоре и Илье  промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.

Жанр басни.

 Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Развитие представлений о жанре рассказа

(К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия.

Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.

Навыки чтения.

Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

_ об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

_ об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;  об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

_ об особенностях жанра басни;

знать:

_ наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;

_ имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы,

  _имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

_ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;

_ различать малые жанры фольклора;

_ находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

_ отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

_ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

_ выявлять авторское отношение к герою;

_ рассказывать о любимом литературном герое;

_ устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).

Содержание программы

по литературному чтению 3 класс (105 часа)

           Глава 1.Корни есть не только у дерева- 10 часов

            Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу- 6 часов

            Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. -11 часов

            Глава 4.Такой незнакомый знакомый мир. -8 часов

            Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново! -6часов

            Глава 6. Самые настоящие чудеса. -7 часов

            Глава 7. Родная сторона. – 12 часов

            Глава 8.Мир нуждается в нашей защите.- 9часов

            Глава 9.Лаборатория искусств. -8 часов

            Глава 10. Как трудно стать человеком. – 8 часов

             Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств – 8 часов

             Глава 12. Красота спасет мир – 12 часов

Календарно-тематическое планирование

Портновой Ольги Николаевны

Ф.И.О. учителя

Литературное чтение на 2011/2012 учебный год План составлен согласно программе начальных классов (1-4). ФНМЦ имени Л.В. Занкова, «Сборник программ для начальной школы», Самара, изд. «Учебная литература»,2009год.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Контрольных работ

Автор учебника, год издания

1полугодие

2 полугодие

Литературное чтение

3

105

3

1

1

 Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования.

Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента.

Урок развивающего обучения в школе для слабовидящих детей в условиях введения новых стандартов.

РАССМОТРЕНО                                                     СОГЛАСОВАНО

На заседании МО 27, 08. 2011г.Руководитель МО                    Портнова О.Н.                Заместитель директора              Маркова Л.С. 27, 08. 2011г.

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению  3 класс

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во

часов

Календар

ные сроки

Фактические

сроки

Планируемые результаты

К И М

Коррекционные задачи

Знания

Умения

ОУУН и

способы

Глава 1.Корни есть не только у дерева

10

Организационные

Готовить рабочее место к занятиям;

Пользоваться учебными принадлежностями;

1

Малые жанры фольклора и их связь с мифом

1

Происхождение загадки, заклички, сказки

Связно выражать свои впечатления

2

Античные гимны «Природе», «Пану»

1

Что такое миф

Объяснять главные особенности мифологических представлений о мире

3

Тайны мира природы и способ жизни древнего человека

1

Термин «художественный вкус»

Сравнивать характеры героев

7

4

Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

Происхождение сказки из мифа

Понимать прочитанное

14

5

Загадки

1

 Происхождение загадки из мифа

Шифровать сведения о природе

7

6

ВН. Чтение. Урок- праздник «Мудрая книга»

1

Имя первопечатника Ивана Федорова

Связно выражать свои впечатления

7

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

Волшебные числа и слова

Давать характеристику герою сказки

8

Поговорки

1

Связь поговорки с народной сказкой

Делать сравнительный анализ

8

9-10

Легенды и мифы Древней Греции. Персей.

2

Миф о Персее

Отвечать на вопросы по тексту

7

Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу

6

Осуществлять учебное взаимодействие. Составлять план ответа

11-12

Прометей

2

Имена мифологических героев

Понимать прочитанное

13

ВН. Чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1

Имена мифологических героев

Передавать мысли на письме

7

14-16

Былина «Илья Муромец и Святогор»

3

Термин «былина»

Отличать былину от других жанров

8

Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.

11

17

Отрывок из «Жизнеописания Эзопа»

1

Особенности жанра литературы-басни

Определять басню

11

18

Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и лев», «Лисица и виноград»

1

Отличие басни от сказки

Самостоятельно работать с текстом

11

19

Басни Эзопа «Волк и ягненок», «Муравей и голубь», «Лев и мышь»

1

 Термины «аллегоричность», «мораль», «поучительность признаки басни

Находить мораль в произведении

9

20

ВН. Чтение. Басни Эзопа и И.Крылова

1

Характерные признаки басни

Различать тексты со сходной тематикой, принадлежащим к разным жанрам

9

21

И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»

1

Наизусть 1 басню

Находить мораль в произведении

8

22

И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Лев и лисица»

1

Характерные признаки басни

Выразительно читать

8

23-24

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

2

Биографию  В. Гаршина

Прогнозировать текст

Информационные

Работать с письменными текстами: учебником, справочным материалом.

Умение правильно, сознательно читать, использовать различные виды чтения.

Создавать устные тексты, пересказывать текст.

Понимание сказанное однократно в нормальном тоне.

8

25

«Яичко»(Русская народная сказка)

1

Волшебные числа и слова

Находить отрывок в тексте по вопросу

26

ВН. Чтение.А. Милн «Вини-пух»

1

Авторов произведений

Составлять план

27

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде».

«Шалтай-болтай» (английская народная песенка»

1

Кумулятивные цепочки

Сравнивать прочитанные произведения

14

Глава 4. .Такой незнакомый знакомый мир.

8

28

Д. Албузова «Подражание хокку». Басе. «Хоку». С.Есенин «С добрым утром»

1

Образные языковые средства-метафора, олицетворение, сравнения

Анализировать образные средства языка

Читать по ролям

29

К. Бальмонт «Гномы»

1

Образные языковые средства-контраст

30-33

Я. Лари. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

4

Образные языковые средства- сравнения

11

34

ВН. Чтение.Г. Андерсен Дюймовочка»

1

Нравственная коллизия в рассказе

Отвечать на вопросы к тексту

7

35

Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы»

А.Фет «Весенняя песня»

1

Наизусть стихотворение А.Фета

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

8

Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново!

6

36

Трехстишия(хокку) Басе и Исса

1

Поэтический образ

Устно выражать отношение к прочитанному

37

А.Вознесенский «На спинку божия коровка…»,

 «С ясеней …»

1

Сравнение, метафора

Прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций

8

38-39

Джеральд Даррелл «Землянично-розовый дом»

2

Жанр- повесть

Следить за развитием сюжета

8

40

И.Бунин «Бушует полая вода»

1

Наизусть стихотворение

Работать в группах

7

41

ВН. Чтение. Дж.Даррелл «Человек с Золотыми Бронзовками»

1

Художественный образ

Следить за развитием сюжета

8

Глава 6. Самые настоящие чудеса.

7

42

С.Маршак «Ландыш»

1

Наизусть стихотворение

Подтверждать свое мнение выдержками из текста

7

43

Д.Кедрин. «Приглашение на дачу»

К.Бальмонт «Трудно фее»

1

Цитата

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

44-46

Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

3

Особенности сюжета волшебной сказки

Формулировать вопросы к тексту

8

47

ВН. Чтение. В.Гауф «Маленький мук»

1

Автора произведения

Осмысливать заглавия

48

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Отвечать на вопросы

Контр раб.№1

Глава 7. Родная сторона

12

49

А.Вознесенский «Увижу ли, как лес сквозит»

1

Автора произведения

Видеть за предметным содержанием смысл события

50

Н.Рыленков «К Родине»

1

Образные средства языка

Отвечать на вопросы к тексту

51

Андрей Рублев «Троица». Работа «с картинной галереей».

1

Автора картины

Работать с картиной

52

Р.Бернс «В горах мое сердце»

Иссе. Хокку.

1

Словесное рисование

Анализировать стихотворный текст

53

ВН. Чтение. К. Паустовский «Кот ворюга»

1

Правила пользования книгой

Пересказывать текст с соблюдением логики изложения

.Осуществлять  

наблюдения в соответсвии с целями и способами предложенными Учителем.

Осуществлять описание наблюдаемых объектов

Учебно-логические умения.

Осуществлять анализ и синтез. Осуществлять сравнение.

54-56

К. Паустовский «Стальное колечко»

3

Жанр рассказа

Составлять характеристику персонажа

11

57

А.Фет «Чудная картина…»

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

Наизусть стихотворение  по выбору

Выражать свои чувства к прочитанному

11

58

Г. Державин, А. Грибоедов. Строки о Родине.

1

Происхождение  традиций

Отвечать на вопросы

11

59

ВН. Чтение. Сказки П.Бажова

1

Автора произведения

Делить текст на части, озаглавливать части

60

А.Пушкин «Зимнее утро»,

В.Хлебников «Мне мало надо»

1

Наизусть стихотворение  А.Пушкина

Интонационно

правильно читать стихотворение

7

Глава 8.Мир нуждается в нашей защите

9

61

С. Кирсанов «Этот мир».

Кикаку. Хоку.

1

Словесное рисование

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

9

62-64

Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка»

3

Автора произведения

Анализировать поступки героев

9

65

ВН. Чтение. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1

Специфику авторской сказки

Выборочно пересказывать текст

6

66

И.Бунин  «Густой  зеленый ельник у дороги»

1

Наизусть стихотворение

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

6

67

С.Черный «Что ты тискаешь утенка»

1

Образные средства языка

Сравнивать картины и стихи

6

68

А.Пушкин «Няне»

1

Биографические сведения о А. Пушкине

Подбирать цитаты, образные выражения

69

А.Пушкин «Зимний вечер»

1

Наизусть стихотворение

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

Глава 9.Лаборатория искусств.

8

70

Бальмонт «Как я пишу стихи»

1

Особенности поэтического взгляда на мир

71

ВН. Чтение. А.С. Пушкин. Сказки.

1

Элементы сюжета

Делить текст на части, озаглавливать их

7

72

Л. Керролл « Разговор Алисы и Шалтая- Болтая»

1

Связь заглавия с содержанием текста

Прогнозировать содержание

73

Л.Петрушевская «Пуськи бятые»

Еса Бусон. Хокку.

1

Связь заглавия с содержанием текста

Работать в группе

74

Ю.Коваль «Соловьи»

1

Поэзия как особое переживание мира

Пользоваться выборочным чтением

9

75

С.Маршак « Разговор лягушек»

В.Хлебников «Кузнечик»

Скороговорки.

1

Фольклорные истоки звукоподражания

Свободно ориентироваться в тексте

9

76

ВН. Чтение. Сказки братьев Гримм.

1

Приемы автора для создания образа

9

77

Считалки.

1

Принцип использования непонятных слов в тексте считалки

Выражать свои чувства  к прочитанному

9

Глава 10. Как трудно стать человеком.

8

78-81

.С.Лагерлеф

« Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

4

Жанровые особенности сказочной повести

Оценивать поступки действующих лиц

Осуществлять обобщение и классификацию

Деятельностные:

Умение ставить цель.

Контроль, самоконтроль.

Ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его.

11

82

ВН. Чтение. Л.Пантелеев Рассказы.

1

Связь заглавия с содержанием текста

Составлять вопросы к тексту

83

Н. Некрасов « Крестьянские дети»

1

Наизусть  отрывок из стихотворения

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

11

84-85

Н. Гарин- Михайловский «Тема и Жучка»

1

Творческая манера писателя

Отвечать на вопросы к тексту

Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.

8

86-87

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

2

Приемы автора для создания образа

Соотносить название текста и содержание

7

88

ВН. Чтение. Э Успенский «Дядя Федор пес и кот»

1

Связь заглавия с содержанием текста

Составлять вопросы к тексту

7

89

Д. Кедрин «  Все мне мерещится поле с гречихою…»

И.Бунин « Детство»

1

Наизусть стихотворение И. Бунина

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

9

90

М. Цветаева  «Красною кистью…»

И.Тургенев «Воробей»

1

Наизусть стихотворение по выбору.

Сравнивать поэтические тексты

9

91

С.Козлов «Лисичка»

Ранран. Хокку.

1

Приемы автора для создания образа

Находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль

92

М.Лермонтов «На севере диком»

1

Приемы автора для создания образа

Выражать эмоции при помощи выразительного чтения

93

М.Лермонтов «Парус»

1

Наизусть стихотворение

Употреблять образные выражения

11

Глава 12. Красота спасет мир.

12

94

С. Козлов «Как Ежик  с Медвежонком протирали звезды»

Бусон. Хокку.

1

Сказочные сюжеты

Представить мир глазами сказочного героя или животного

95

ВН. Чтение И.А.Крылов. Басни.

1

Приемы автора для создания образа

Находить главную мысль произведения

Использовать уместные словесные и несловесные средства общения..

96-97

В.Драгунский «Девочка на шаре»

2

Главная мысль и тема произведения

Выборочно пересказывать текст

98

Исса. Хокку.

С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Художественный образ

Воспринимать красоту художественного слова

99

Н.Матвеева «Галчонок»

Ш.Перро «Рике с хохолком»

1

Законы жанра волшебной сказки

Авторская сказка и черты народной сказки в ней

100

Ш.Перро «Рике с хохолком.»

Б.Заходер «Что красивее всего»

1

Нравственные проблемы в сказке

Передавать кратко содержание текста

101-104

ВН. Чтение Е.Л.Шварц «Сказки». Стихи и проза татарских писателей.

1

3

Нравственные проблемы в сказке

Передавать кратко содержание

105

Итоговая контрольная работа.

1

Имена классиков 4-5литературы

Отвечать на вопросы

Контр.раб №2

Критерии и нормы оценок по литературному чтению

3-й  класс.

   В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
 Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
 Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;
использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

Нормы техники чтения (слов/мин.)

Класс

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

3

50(60)

60 (70)

70 (80)


Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению
 
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
 
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
    Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

Литература и средства обучения

по литературному чтению 3 класс

Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. _ М.: ЗАО ЦОР. Набор диапозитивов (подбор Н.А. Чураковой). _ М.: «Центр «Планетариум».

Малаховская О.В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. _ М.: ЗАО ЦОР.

  сайт hhtp: stranamasterov.ru

 

 Сайт для учителей начальной школы Nachalka.com

  Сайт для учителей УРОКИ.НЕТ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л. Занкова

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л. Занкова составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система Занкова)

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Занкова...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класса по программе Занкова

Рабочая программа составлена к учебнику В. Ю. Свиридовой...