Урок внеклассного чтения. Поэзия осени. 3 класс.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

 

Самоанализ открытого урока внеклассного чтения.

 

Выбрала тему  урока: « Поэзия осени».

      Такие уроки помогают увидеть  внутренний мир ребенка, его душевные качества. Очень хотелось вызвать детей  на откровенную, свободную беседу, помочь им раскрыться.

       На уроке старалась реализовать следующие цели  : Эстетически  развивать детей, обогащать их эмоциональный мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного чтения, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта. 

         Считаю, что выбранная структура урока была рациональна для достижения поставленных целей.

          На уроке учащиеся читали выразительно наизусть стихотворения, находили эпитеты. Работали над выразительностью : определяли настроение произведения и интонацию необходимую при чтении, находили слова, на которые падает логическое ударение. Читали хором под руководством учителя и самостоятельно. Прослушивали музыкальное произведение, рассматривали репродукции известных художников.

         Говорила о жизни и творческом пути поэтов. Считаю, что материал был доступным и интересным.

         Время, отведенное на каждый этап урока, использовала рационально.

На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера.

        Проведена большая подготовительная работа. Во внеурочное время созданы книжки-малютки, проведена творческая коллективная работа «Проба пера».

       Итогами довольна.

           Думаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи.

Помогли мне сделать такой вывод отзывы самих ребят. Приведу примеры некоторых из них: «теперь я знаю , что поэзия живая», «я как будто оказалась в том месте, которое описывает автор», «меня не покидало загадочное ощущение, настроение менялось» , «переполняло чувство и радости и грусти», «теперь я знаю , что один поэт может писать стихи с разным настроением», «теперь я знаю как красиво осенью»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazatelnyy_urok_literaturnogo_chteniya_3kl..doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Показательный урок литературного чтения ( внеклассное чтение ) , проведенный в 3 классе

Тема урока :   Поэзия осени .

Цели : Эстетически  развивать детей, обогащать их эмоциональный мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного чтения, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта.  

 

Оборудование :  портреты поэтов, репродукции картин, выставка книг, запись муз. отрывка из романса  « Отговорила роща золотая…», тексты стихотворения «Листопад» И.Бунина, тема урока, слова для словарной работы, толковый словарь Ожегова, фамилии поэтов.

План урока:

1. Организационный момент.

   - вступительное слово учителя ;

   - сообщение темы и целей урока.

2. Вводная  беседа-диалог « Путь к слову « настроение»

   

3. Что такое воображение ?

     - беседа ;

     - стихи.

4. Осень в изображении русских поэтов :

       а) творчество С.Есенина;

       б)……А.С.Пушкина ;

       в)……. И.А.Бунина.

5. Беседа по картинам об осени.

6. Анализ творческих работ « Проба пера»

7. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент. 

Осень- это удивительно прозрачный воздух, летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу.

Осень снимает с лесов , с полей, со всей природы густые цвета, омывает дождями зелень, рощи делает сквозными. Темные краски лета сменяются робким золотом, пурпуром и серебром. Изменяется не только цвет земли . но и воздух. Он делается чище, холоднее.

Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Я предлагаю вам сегодня на уроке внеклассного чтения попытаться остановить это прекрасное мгновение и насладиться поэзией осени.

Мы будем читать стихи  и представлять в своем воображении картины природы, описанные поэтами, находить в тексте стихотворения образные изобразительные средства ( эпитеты ), определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения, рассказывать о своих впечатлениях.

2. Вводная беседа - диалог «Путь к  слову « настроение».

- А как определить настроение? Можно ли настроение услышать, потрогать руками? ( нет, настроение это не предмет )

- Так что же такое настроение ? Давайте попытаемся заглянуть в «душу» слова и узнать его тайну.

- К какой книге обратимся за помощью ? ( к толковому словарю)

 В словаре Ожегова значение слова «настроение» объясняется так:

« Внутреннее, душевное состояние…»

- Изобразите свое настроение мимикой и жестами.

- С помощью чего поэты передают свое настроение в произведении?

При помощи речи : точной, правильной, выразительной и красивой. Видите, как важно обогащать свою речь. Она поможет вам выразить свои чувства, эмоции, настроение и  ваше душевное состояние.

3. Что такое воображение?

Да. Поэты и писатели с помощью слов рисуют удивительны картины. Но увидеть вы их сможете, если позовете на помощь свое воображение.

Вот как об этом написал поэт Леонид Яхнин:

Не поймаешь солнце в сети.

Не посадишь в клетку ветер.

Не отдаст тебе река

Отраженья – облака.

Не возьмешь туман в карман,

Не нальешь его в стакан.

И не сможешь унести

Море синее в горсти.

Но могу я все на свете –

Море, солнце, реку, ветер

И речные отраженья

Уместить в воображенье.

Если позвать на помощь воображение, то вы не только увидите и услышите, но и почувствуете происходящее.

4. Осень в изображении русских поэтов.

С. Есенин.

Представьте, что мы заходим в библиотеку. На полках рядами стоят книги. На первый взгляд здесь очень тихо, но если прислушаться, книги заговорят с вами.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

- Когда слышишь эти строки невольно представляешь картину загадочного осеннего леса, где все таинственно , завораживающе.

Каким нужно быть замечательным человеком, поэтом , чтобы написать эти строки.

- А вы знаете, кому принадлежат эти строки?

Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых замечательных явлений русской лирической поэзии 20 века.  Стихи Есенин писал с малых лет почти без перерыва, но почувствовал себя поэтом к 16 годам. С этого времени он не представлял себе иного пути, кроме литературного творчества. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.

( Обратить внимание на выставку книг )

- Кто выбрал для чтения стихи С.Есенина ? Поделитесь с нами своими чувствами и настроением.

( Дети читают стихи. Обсуждение краткое. )

__Оценки.__

Вы сегодня читали стихи наизусть замечательно. Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Брауна «Сергей Есенин»

В этом имени – слово «осень»:

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

«Сергей Есенин»-

Всей России встают черты…

- Многие стихи Есенина положены на музыку. Послушайте романс «Отговорила роща золотая…»

Посмотрим , какие ещё книги стоят на полках.

А.С.Пушкин.

 А как любил осень А.С.Пушкин ! В одном из писем своему другу он писал :

« Осень подходит. Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает».

Трижды в осеннее, любимое время, посещал Пушкин село Болдино. …Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени, со всеми её оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды.

В последние годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдино, об отъезде в эту « обитель дальнюю трудов и чистых нег» , но так и не смог осуществить свое желание…

Я предлагаю вам насладиться творчеством великого поэта.

( чтение стихотворений детьми )

__________________________________________________________________

И.А.Бунин.

Иван Алексеевич Бунин замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил : «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь Иван Алексеевич написал много стихотворений, а так же прозаических произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, посвященным осени.

( у каждого ученика текст стих-я )

- Прочитайте название стихотворения.

- Что означает слово листопад ?

( явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев )

Перед чтением, чтобы представить картину, описанную автором,

выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.

На доске : терем- высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей.

                   вдова- женщина, оставшаяся без мужа.

                   Лазурь – светло-синий цвет, синева

Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, какие чувства возникли в вашем сердце ?

Чтение стихотворения. (  учителем )

( Возникло чувство изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение.)

- Какой вывод можем сделать ? какое это стихотворение? 

( Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение)

- Каким настроением проникнуто стихотворение ?

( автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая с теремом)

Неторопливо прочитайте стихотворение ещё раз.

- Обратите внимание , какие поэтические картины изобразил автор ?

- Что вы увидели, почувствовали ?

( Расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Молчание. Спокойствие… Красота необыкновенная! Почувствовали запах осеннего леса )

Повторное чтение.

- Какие приметы осени открылись вам в бунинских строках?

( великолепие красок, праздник цвета, торжество природы, просветы в небе, высохший от солнца дуб))

- При помощи каких слов автор передает это?

( «лес , точно терем…», «как вышки елочки…».,  просветы, что оконца…», «осень  вдовой …»)

Это эпитеты- образные художественные определения свойств предметов. Употребление эпитетов делает нашу речь более образной, точной, красочной и выразительной)

- С какой целью автор написал это стихотворение?

( 1. Чтобы сообщить , что пришла осень.

2. Чтобы привлечь внимание читателя к  красоте природы.

3. Чтобы вызвать взаимное переживание. )

  - Какая интонация должна возникнуть при чтении?

( читать нужно медленно, спокойно, так как осенью все явления происходят медленно, но и восхищение картиной надо выразить)

(Хоровое чтение ).

5. Беседа по картинам.

Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только

 поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи.

Перед вами картина Мешкова «Золотая осень в Карелии». Написана она в 1951 году.

- Что вы чувствуете глядя на картину?

 Лирический пейзаж окрашен светлой грустью об увядании прекрасной природы. В цветовом решении главенствует золотистый тон, в который окрашена осенняя листва. Природа несет в себе взволнованное чувство живописца.

Посмотрите на картину Левитана «Осенний день. Сокольники»

- Какие ощущения вызывает в вас эта картина?

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой идет , предавшись грустным воспоминаниям молодая женщина в черном, художник наполнил свою картину печальным и каким то тихим чувством поэзии осеннего леса, увядания и человеческого одиночества.

В 1895 году Исааком Левитаном написана удивительная картина «Золотая осень»

Трудно встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана  в русскую природу. По мнению Левитана, чтобы картина удалась , надо писать не лес, а поэзию леса.

- Изменилось ли ваше настроение и состояние, глядя на эту картину? Как? Почему?

 

Показ портрета художника.

Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной – потому что , как это слишком часто бывает с поэтами и художниками России, ему был отпущен короткий жизненный срок, к тому же он за неполные сорок лет познал тяготы бедности , несправедливость.

Счастливой – ибо Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье разговора с природой, близости с ней. Познал он и радость признания, понимания своих творческих стремлений современниками, дружбы с лучшими из них.

Аркадий Александрович Пластов ( показ портрета)

Свободно рисует и компонует многофигурные сцены. Ему доступно изображение человека в сложных поворотах. Но, прежде всего он живописец. Цветом он передает красочное многообразие мира, его материальность, усиливает впечатление глубины, пространства в картине. Через цвет и благодаря цвету Пластов наполняет картину живым, трепетным чувством . Вот его картины «Осень», «Дубки. Осень»

Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по-своему.

6. Анализ творческих работ «Проба пера»

Осень волшебная пора, пора творческих свершений. Дети нашего класса создали свои поэтические сборники, и кто знает, может быть среди нас будущие Пушкины или Есенины.

 ( выставка детских книжек-малюток, чтение отрывков)

 

Резерв. Творческое задание. К вам на парты упали осенние листья. Представьте, что вы оказались в тихом осеннем лесу. Что вы чувствуете, о чем думаете?

Напишите об этом очень коротко.

7. Итог урока.

-Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?

- Какой теме посвящены?

- Возьмите в библиотеке хрестоматии «Времена года» и вы сможете наблюдать за красотой природы в любое время года.

Благодаря поэзии мы учимся понимать, чувствовать и ценить эту неповторимую красоту .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

Урок внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. «Лиса-плясунья».

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителе...

Презентация к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"

Данная презентация разработана к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"....

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....