Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературного чтения..doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

  1. Тема.                             Утёс – глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
  2. Цели.
  1. Учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений. Совершенствовать навыки чтения поэтического произведения.
  2. Развивать творческое воображение, умение высказывать свои мысли.
  3. Прививать любовь к родной поэзии, окружающему миру.

  1. Оборудование: учебник  Л. Ф. Климановой « Родная речь»,  портрет М. Ю. Лермонтова,  репродукции, опорные слова,  шаблоны гор., цв. карандаши,  записи музыкальных произведений Шопена,  Баха, выставка книг.

Ход урока.

/.   Организация.

2.        Проверка домашнего задания. М. Ю. Лермонтов « Осень ».
Определение поэзии. ( карточка - «поэзия»).

-Как надо читать стихи?

Поэзия- это красота и прелесть чего- либо.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

М. Ю. Лермонтов.

Картины природы оживают в воображении поэта и становятся волшебными.

-Каким чувством пронизано стихотворение « Осень.»

 -Прочитайте его и постарайтесь передать чувства автора.

Чтение стихотворения.

Стихи Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны.

3.        Повторение.

Изучая творчество М. Ю. Лермонтова, мы с вами познакомились с некоторыми страницами его жизни.

-Скажите, что вас удивило, заинтересовало, запомнилось в биографии поэта?

4.        Постановка цели.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением « Утёс». -Постарайтесь увидеть прямые и скрытые сравнения, почувствовать образный язык поэтических произведений.

-Почувствуйте настроение поэта.

Чтение стихотворения учителем. (Звучит музыка Шопена ). -Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? -Кто главные герои ?

5.        Словарно- лексическая работа.

Утёс- т. е. то, что стёсано. Высокая отвесная скала.(Репродукции.) Лазурь - светло- синий, синева.

6.        Повторное чтение стихотворения.

Ребята, давайте вчитаемся в каждую строку . попробуем разгадать все тайны, угадать замысел поэта. Будем настоящими исследователями!

7.        Беседа по содержанию.

-Найдите слова, которые показывают внешний вид. характер тучки. -Какие цвета использует поэт в 1 строфе? -Какое настроение передаёт поэт в 1 части стихотворения? Каким вы увидели утёс?


* Какое настроение передал поэт?

Рождает ли образ старого утёса чувство сопереживания у слушателя? Обратите внимание, сначала появляется слово, потом настроение. У нас получились разные художественные образы тучки и утёса,

8.Работа по тексту (сравнение).

Обратимся к тексту и найдём контрасты характерные для тучки и утёса.

0        ком можно сказать эти слова?

А разве могут неживые предметы так действовать?

Это один из художественных приёмов. Олицетворение.

Как вы считаете, почему Лермонтов назвал стихотворение « Утёс », а не « Тучка», « У тёс и тучка »?

Как вы думаете, какое чувство побудило Лермонтова написать это стихотворение? Лермонтова называют грустным поэтом. У Михаила рано умерла мать, когда ему было 2,5 года. Его взяла на воспитание к себе бабушка, которая любила его и старалась дать хорошее образование. В жизни ему было одиноко. Поэтому своё одиночество он отображал в стихах.

Физмшутка.

9.        Выразительное чтение стихотворения.

Прочитайте так стихотворение, чтобы мы поняли настроение и чувства поэта. Вспомните стихотворение « На севере диком стоит одиноко...» Что у них общего? А чем отличается?

10.        Практическая работа.

  1. В душе каждый человек поэт и художник.

Сейчас я вам предлагаю создать свои горы .т. е. со своим характером и настроение.

  1. ряд- весёлые;
  2. ряд- грустные; 3-ряд- грозные.

Дети рисуют горы под музыку Чайковского. Горы компонуются.

Как вы думаете, удалось ли нам создать образ гор с разным характером, настроением как у людей?

  1. Я прошу продолжить фразу « Читая стихи Лермонтова, я чувствую...»

11.        Итог.

Что поэты передают в своих стихах? ( карточка- чувство ) Кто помогает нам испытать эти чувства? (карточка- поэт)

С помощью чего поэту удалось пробудить в нас эти чувства?! карточка- слово).

Мы исследовали, какое богатство художественного слова спрятано в стихотворении « Утёс ».

Любите, охраняйте окружающий мир, трепетно относитесь друг к другу, и тогда чувство

одиночества . которое испытывал М. Ю. Лермонтов, никогда не коснётся вас. Мир будет

прекраснее!

Выставка книг.

Читайте произведения М. Ю. Лермонтова. Познавайте мир поэзии!

12 .Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Утёс"

Урок литературного чтения в 4 классеТема урока: М.Ю.Лермонтов «Утес»Цели урока следующие:образовательные: познакомить учащихся с новым произведением,  способствовать формированию у учащихся ...

Урок литературного чтения «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Проектная деятельность.» 3 класс

На протяжении нескольких уроков учащиеся знакомились с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Готовили сообщение о жизни поэта на основе статьи В.Воскобойникова, посетили школьную библиотеку, читали и а...

Презентация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" (продолжение).

Презетация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" содержит краткие биографии и рекомендательные списки произведений классиков русской литературы....

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...