Конспект урока литературного чтения. Знакомство с поэтом А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фоос Светлана Леонидовна

Коспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс    УМК «Школа России»

Технологическая карта урока    Литературное чтение

Тема: Знакомство с поэтом  А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: создать условия для  ознакомления учащихся с творчеством А.А. Блоком и его стихотворением  «Ветхая избушка»

 Задачи:

Образовательные: закреплять умения учащихся правильно читать стихотворения, ознакомить с жизнью и творчеством поэта.

Развивающие:  развивать мышление, внимание, память, устную речь учащихся; расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, к творчеству поэта.

Здоровьесберегающие:  сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.

Планируемые результаты:

* самостоятельно ставить перед собой цель

* принимать и сохранять учебную задачу

*оценивать результат своих действий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Форма контроля

1. Организационный момент

1. Проверка готовности рабочих мест

Самопроверка. Дежурный сообщает о готовности к уроку

Цель: Организовать внимание на начало урока.

Наблюдение

2.Актуализация опорных знаний

Речевая разминка (Слайд №1)

-Прочитайте предложения.

«На горе, на горке

Горько ревёт Егорка.

Играл Егорка с Игорьком,

 Скатился с горки кувырком»

- Что это за предложения?

- Для чего проводим речевую разминку?

- Прочитайте  3 раза скороговорку каждый раз увеличивая темп (ускоряя)

-Прочитайте скороговорки  с вопросительной интонацией, восклицательной.

- Прочитайте своему соседу по парте.

-Кто желает прочитать всему классу?

( вопросительной, восклицательной интонацией)

- Оцените своего соседа по парте. Поставьте знак в оценочном  листе.

- Найдите синоним к слову реветь – (плакать)

-Найдите антоним к слову  реветь – (смеяться)

(Слайд №2)

- От чего может реветь Егорка?

- Отчего может плакать Егорка?

(читают хором)

Отвечают на вопросы учителя.

Учатся правильно и чётко произносить слова

Работа в парах

Оценочный лист

Подбирают синонимы и антонимы

 (от боли) (от радости)

Цель:

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных звуков

Наблюдение

Устные ответы учащихся

Наблюдение

3.Проверка домашнего задания

-Кто из героев стихотворений  Саши Чёрного  мог бы реветь?

-А кто мог бы плакать от радости?

-Что было задано на дом?

(Слайд №3 д/з)

-1 вариант рассказывает  2 варианту стихотворение.

-Кто хочет поделиться той радостью, которую испытали прослушав своего товарища. Почему? (2 – 3 ученика)

- 2 вариант рассказывает 1 варианту стихотворение.

- Кто ещё хочет поделиться  радостью услышанного. (2-3 ученика)

Оцените себя. Поставьте свой знак в оценочном листе.

Оцените своего соседа.

Ожидаемые ответы

(Утёнок

Мальчик)

Ответы детей

Учить наизусть стихотворения по выбору.

Работа в парах.

Объясняют свой выбор.

Работа в парах.

Объясняют свой выбор.

Оценочный лист

Цель:

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекции.

Сочетание контроля и самоконтроля и взаимоконтроля

Устный опрос

Наблюдение.

Индивидуальное чтение стихотворения

4.Самоопределение к деятельности

Кроссворд

1.Назвать антоним к слову -  чёрный.

2. «Взял тебя бы крепко в  …….?

3. «Ты большой, а …… малыш?

4. «Чуть притиснешь – и  …..?

(Слайд №4)

- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали?

- Что знаете о А.А. Блоке?

Разгадывают кроссворд

1. Белый.

2. лапы.

3. он.

4. капут.

Цель:

Обеспечение стимулирования и мотивации

Устные ответы

5.Тема и цель урока

- Предположите, будут ли уместны иллюстрации, которые вы видите на доске к нашему уроку?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели поставим перед собой?

(Слайд №5)

Предположения учащихся

Цель:

Формулировать тему и цели урока.

Целеполагание.

Устные ответы

6.Изучение нового материала

- Знакомство с автором.

(Слайд  №6)

- Что узнали  о писателе?

( во сколько лет он стал писать свои первые стихи, главные темы стихотворений поэта.)

- Прочитайте название на доске «Ветхая избушка», как вы понимаете это выражение?

(Слайд №7)

- Подтвердились ли ваши предположения?

-  О каком времени года пойдёт речь в стихотворении?

- О чём это стихотворение?

- Откройте учебник на странице 50.

- Прослушайте стихотворение. Включите экран своего воображаемого телевизора и нарисуйте картину, которую вы увидели прослушав стихотворение.

Аудизапись

- Какую картину вы увидели?

Физминутка.

Выступление подготовленного ученика

Отвечают на вопросы

Ветхая – дряхлая

Ответы учащихся

Предполагаемые ответы

(пойдёт речь о зиме и о зимних забавах)

Внимательно слушают стихотворение

Ответы учащихся.

Цель:

Создать условия для развития у школьников умения работать, соблюдая временной режим.

Устные ответы

7.Анализ лирического стихотворения

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

- Все слова и выражения были  понятны?

- Какую картину рисует  поэт в своём стихотворении?

- Поэт рассказывает об  увиденном с радостью или грустью?  Докажите?

- Какие образы присутствуют в стихотворении?

- Прочитайте строчки соответствующие иллюстрации.

- Выбери эпизоды, где  изображены картины зимних забав детей. Зачитайте.

- Как вы думаете, какое настроение у ребят? Зачитайте.

- Сколько строф в стихотворении?

- О чём говорится в 1 –ой  строфе?

- О чём думает бабушка глядя из окна?

- О ком говорится во 2-ой  строфе?

- Что скажете про 3 –ью строфу?

-  О чём говорится в 4 –ой строфе?

-  Что видим в 5 –ой строфе?

Самостоятельно читают

Работа с трудными словами.

Предполагаемые ответы (рассказывает  о детских забавах с радостью : весел ребятишкам, смеются, звонко раздаются)

Образы:

Избушка – весна,

старушка – ребятишки.

Избушка – старушка,

Ребятишки и зимние забавы,

Скоро весна.

Цель:

Создать условия для развития у учащихся  умения структурировать информацию.

Находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

Устные ответы

8.Закрепление учебного материала

- Кто желает прочитать  стихотворение для  всех ребят? (Используем  элемент конкурсного чтения)

- В  исполнении какого чтеца передалось настроение автора?

- Это стихотворение написано очень давно, такие забавы  были у ваших дедушек, бабушек, мам, пап, а в какие игры играете вы зимой?

Сравните с современными играми.

- Вернёмся к названию стихотворения, почему поэт дал такое название?

- Какой вывод можно сделать?

(Слайд №8)

Мини -  тест.

(Слайд №9)

- Проверьте  и оцените себя

- Откройте рабочую тетрадь на странице 62, выполните задание и послушайте произведение П.И. Чайковского «Времена года», какие зимние забавы вы увидите и услышите.

Самоутверждение. Учащиеся высказывают своё мнение, пожелания, советы.

Предполагаемые ответы:

Зимние игры не изменились, но ещё добавились командные игры.

Мы рады обновлению. Лирические стихотворения отражают не событие, а душевное переживание пота, его настроение.

Оценочный лист.

Рисуют картины.

Цель:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Индивидуальное чтение

9. Итог урока.

(Слайд №10)                                  Д/з.

 1. Выучить наизусть стихотворение, стр.51 – 5б. 2.Выразительно прочитать стихотворение – 4б,

3. Приготовить сообщение о том, в какие игры играли ваши дедушки и бабушки.

- Что на вас произвело большее впечатление на уроке?

- Какие задания вам показались   наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей  жизни?

- Кто желает назвать тему нашего урока?

- Достигнута ли цель нашего урока?

Открыть оценочный лист.

Подсчитайте  баллы

7-8+                 Вы молодей!

5-6+                 Вы хорошо работаете.

3-4+                 Вам надо ещё поработать.

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание по желанию.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё отношение к уроку.

Называют позиции нового материала и то, как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Формулируют конечный результат  своей работы

Цель:

Уметь  высказывать  своё предположение на основе работы с текстом

Устные ответы

10.Рефлексия.

- Кому на уроке было комфортно, кто получил удовольствие от работы, предлагаю похвалить себя.

Я умею…..

Я доволен ……

(Слайд №11)

- Урок окончен.

Высказывают своё мнение

Цель:

Самооценка своей деятельности

Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:

  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
  • Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Например, таким может быть применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

  • Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
  • В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
  • Грусть.
  • Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
  • Можно собирать её для полива комнатных растений.
  • Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Особенности организации работы с помощью приёма в старших классах