Конспект урока литературного чтения. Знакомство с поэтом А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Коспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
3 класс УМК «Школа России»
Технологическая карта урока Литературное чтение
Тема: Знакомство с поэтом А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством А.А. Блоком и его стихотворением «Ветхая избушка»
Задачи:
Образовательные: закреплять умения учащихся правильно читать стихотворения, ознакомить с жизнью и творчеством поэта.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память, устную речь учащихся; расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к творчеству поэта.
Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.
Планируемые результаты:
* самостоятельно ставить перед собой цель
* принимать и сохранять учебную задачу
*оценивать результат своих действий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | Форма контроля |
1. Организационный момент | 1. Проверка готовности рабочих мест | Самопроверка. Дежурный сообщает о готовности к уроку | Цель: Организовать внимание на начало урока. | Наблюдение |
2.Актуализация опорных знаний | Речевая разминка (Слайд №1) -Прочитайте предложения. «На горе, на горке Горько ревёт Егорка. Играл Егорка с Игорьком, Скатился с горки кувырком» - Что это за предложения? - Для чего проводим речевую разминку? - Прочитайте 3 раза скороговорку каждый раз увеличивая темп (ускоряя) -Прочитайте скороговорки с вопросительной интонацией, восклицательной. - Прочитайте своему соседу по парте. -Кто желает прочитать всему классу? ( вопросительной, восклицательной интонацией) - Оцените своего соседа по парте. Поставьте знак в оценочном листе. - Найдите синоним к слову реветь – (плакать) -Найдите антоним к слову реветь – (смеяться) (Слайд №2) - От чего может реветь Егорка? - Отчего может плакать Егорка? | (читают хором) Отвечают на вопросы учителя. Учатся правильно и чётко произносить слова Работа в парах Оценочный лист Подбирают синонимы и антонимы (от боли) (от радости) | Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных звуков | Наблюдение Устные ответы учащихся Наблюдение |
3.Проверка домашнего задания | -Кто из героев стихотворений Саши Чёрного мог бы реветь? -А кто мог бы плакать от радости? -Что было задано на дом? (Слайд №3 д/з) -1 вариант рассказывает 2 варианту стихотворение. -Кто хочет поделиться той радостью, которую испытали прослушав своего товарища. Почему? (2 – 3 ученика) - 2 вариант рассказывает 1 варианту стихотворение. - Кто ещё хочет поделиться радостью услышанного. (2-3 ученика) Оцените себя. Поставьте свой знак в оценочном листе. Оцените своего соседа. | Ожидаемые ответы (Утёнок Мальчик) Ответы детей Учить наизусть стихотворения по выбору. Работа в парах. Объясняют свой выбор. Работа в парах. Объясняют свой выбор. Оценочный лист | Цель: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекции. Сочетание контроля и самоконтроля и взаимоконтроля | Устный опрос Наблюдение. Индивидуальное чтение стихотворения |
4.Самоопределение к деятельности | Кроссворд 1.Назвать антоним к слову - чёрный. 2. «Взял тебя бы крепко в …….? 3. «Ты большой, а …… малыш? 4. «Чуть притиснешь – и …..? (Слайд №4) - Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали? - Что знаете о А.А. Блоке? | Разгадывают кроссворд 1. Белый. 2. лапы. 3. он. 4. капут. | Цель: Обеспечение стимулирования и мотивации | Устные ответы |
5.Тема и цель урока | - Предположите, будут ли уместны иллюстрации, которые вы видите на доске к нашему уроку? - Сформулируйте тему нашего урока. - Какие цели поставим перед собой? (Слайд №5) | Предположения учащихся | Цель: Формулировать тему и цели урока. Целеполагание. | Устные ответы |
6.Изучение нового материала | - Знакомство с автором. (Слайд №6) - Что узнали о писателе? ( во сколько лет он стал писать свои первые стихи, главные темы стихотворений поэта.) - Прочитайте название на доске «Ветхая избушка», как вы понимаете это выражение? (Слайд №7) - Подтвердились ли ваши предположения? - О каком времени года пойдёт речь в стихотворении? - О чём это стихотворение? - Откройте учебник на странице 50. - Прослушайте стихотворение. Включите экран своего воображаемого телевизора и нарисуйте картину, которую вы увидели прослушав стихотворение. Аудизапись - Какую картину вы увидели? Физминутка. | Выступление подготовленного ученика Отвечают на вопросы Ветхая – дряхлая Ответы учащихся Предполагаемые ответы (пойдёт речь о зиме и о зимних забавах) Внимательно слушают стихотворение Ответы учащихся. | Цель: Создать условия для развития у школьников умения работать, соблюдая временной режим. | Устные ответы |
7.Анализ лирического стихотворения | - Прочитайте самостоятельно стихотворение. - Все слова и выражения были понятны? - Какую картину рисует поэт в своём стихотворении? - Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Докажите? - Какие образы присутствуют в стихотворении? - Прочитайте строчки соответствующие иллюстрации. - Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Зачитайте. - Как вы думаете, какое настроение у ребят? Зачитайте. - Сколько строф в стихотворении? - О чём говорится в 1 –ой строфе? - О чём думает бабушка глядя из окна? - О ком говорится во 2-ой строфе? - Что скажете про 3 –ью строфу? - О чём говорится в 4 –ой строфе? - Что видим в 5 –ой строфе? | Самостоятельно читают Работа с трудными словами. Предполагаемые ответы (рассказывает о детских забавах с радостью : весел ребятишкам, смеются, звонко раздаются) Образы: Избушка – весна, старушка – ребятишки. Избушка – старушка, Ребятишки и зимние забавы, Скоро весна. | Цель: Создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию. Находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. | Устные ответы |
8.Закрепление учебного материала | - Кто желает прочитать стихотворение для всех ребят? (Используем элемент конкурсного чтения) - В исполнении какого чтеца передалось настроение автора? - Это стихотворение написано очень давно, такие забавы были у ваших дедушек, бабушек, мам, пап, а в какие игры играете вы зимой? Сравните с современными играми. - Вернёмся к названию стихотворения, почему поэт дал такое название? - Какой вывод можно сделать? (Слайд №8) Мини - тест. (Слайд №9) - Проверьте и оцените себя - Откройте рабочую тетрадь на странице 62, выполните задание и послушайте произведение П.И. Чайковского «Времена года», какие зимние забавы вы увидите и услышите. | Самоутверждение. Учащиеся высказывают своё мнение, пожелания, советы. Предполагаемые ответы: Зимние игры не изменились, но ещё добавились командные игры. Мы рады обновлению. Лирические стихотворения отражают не событие, а душевное переживание пота, его настроение. Оценочный лист. Рисуют картины. | Цель: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Индивидуальное чтение |
9. Итог урока. | (Слайд №10) Д/з. 1. Выучить наизусть стихотворение, стр.51 – 5б. 2.Выразительно прочитать стихотворение – 4б, 3. Приготовить сообщение о том, в какие игры играли ваши дедушки и бабушки. - Что на вас произвело большее впечатление на уроке? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? - Кто желает назвать тему нашего урока? - Достигнута ли цель нашего урока? Открыть оценочный лист. Подсчитайте баллы 7-8+ Вы молодей! 5-6+ Вы хорошо работаете. 3-4+ Вам надо ещё поработать. | Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание по желанию. Отвечают на вопросы. Высказывают своё отношение к уроку. Называют позиции нового материала и то, как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Формулируют конечный результат своей работы | Цель: Уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом | Устные ответы |
10.Рефлексия. | - Кому на уроке было комфортно, кто получил удовольствие от работы, предлагаю похвалить себя. Я умею….. Я доволен …… (Слайд №11) - Урок окончен. | Высказывают своё мнение | Цель: Самооценка своей деятельности |
Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:
- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
- Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
- Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Например, таким может быть применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:
- Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
- В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
- Грусть.
- Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
- Можно собирать её для полива комнатных растений.
- Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.
Особенности организации работы с помощью приёма в старших классах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"
Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Данный конспект урока поможет учиетлям начальных классов создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы....
Конспект урока литературного чтения Знакомство с русской народной сказкой о животных «Напуганные медведь и волки»
Авторы учебника : Бунеев...
Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...
Конспект урока литературного чтения по теме К.И.Чуковский "Стихотворения для детей"
В конспект включены отрывки из стихотворений К.И.Чуковского для заучивания детьми (Игра "Узнай произведение"), карточки для работы в парах (Игра "Собери шишки"), биографическ...
Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»
Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»...