Конспект урока литературного чтения по теме К.И.Чуковский "Стихотворения для детей"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Громова Елена Евгеньевна

В конспект включены отрывки из стихотворений К.И.Чуковского для заучивания детьми (Игра "Узнай произведение"),  карточки для работы в парах (Игра "Собери шишки"), биографические сведения изложены на доступном первоклассникам языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема урока: К.И.Чуковский. Стихотворения для детей. 

Цель урока:

  • познакомить детей с биографией и творчеством К. И. Чуковского;
  • тренировать навык осмысленного, выразительного чтения;
  • формировать умение работать в группе;
  • прививать любовь к чтению;
  • расширять кругозор учащихся.

Задачи урока. 
- Открыть новые незнакомые грани в биографии и творчестве писателя.
- Вспомнить прочитанные ранее произведения Чуковского и познакомиться с новыми.
- Учить читать по ролям, подбирать слова в рифму, восстанавливать деформированный стихотворный текст.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, какие странные непонятные слова напечатаны на слайде! Что произошло с буквами? Расшифруйте слова. Что они обозначают?

домойдыр

дилкроко

нофелет

тапуница

айлитбо

-Что подсказывают вам эти слова? Кто написал эти произведения? Предположите, как это может быть связано с темой  урока?

Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие в мир книг детского писателя-сказочника.

  1. Знакомство с биографией К.И.Чуковского.

-К.И.Чуковский родился 19 марта 1882 года.

-На самом деле его имя не Корней, а фамилия не Чуковский.

Его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Но вы уже знаете, что многие писатели вместо настоящей фамилии брали вымышленную, то есть псевдоним. Так Николай Васильевич первую часть фамилии сделал своим новым именем – Корней, а вторую часть фамилией.

- Сказочником Корней Иванович Чуковский  стал совершенно случайно. Случилось это так. Корней Иванович вёз своего больного сынишку в поезде. У мальчика поднялась высокая температура. Мальчик стонал, плакал. Надо было как-то отвлечь его. Корней Иванович стал придумывать сказку:

                                             «Жил да был крокодил,

                                             Он по улицам ходил

             Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю. Так появилась сказка «Крокодил».

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

                                               «Надо, надо умываться

                                               По утрам и вечерам.

                                               А нечистым трубочистам

                                               Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

  1. Знакомство с выставкой книг.

За свою долгую жизнь К.И. Чуковский  написал много детских книг, которые вы знаете  с раннего детства.

-Рассмотрите внимательно книги на нашей выставке (назвать их). Какие из этих произведений вам знакомы?

5. Игра «Узнай произведение».

-Оказывается вы хорошо знакомы с книгами этого автора. А догадаетесь ли вы, из каких произведений эти строки? (Отрывки читают заранее подготовленные дети).

а)Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!"

И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"

"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!"                    
(«Федорино горе»)

б)Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лег -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чем дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!                                      
(«Телефон»)

в)И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

"О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?"                     («Айболит»)

г)Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

"Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!"

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт.                         («Муха-Цокотуха»)

д)Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

Маше - гамаши,

Зинке - ботинки,

Нинке - чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!                       («Чудо-дерево»)

е)И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

"Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!"

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.                        
(«Мойдодыр»)

-Молодцы, ребята, правильно  назвали эти произведения.

(«Федорино горе», «Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Мойдодыр»)

-Всю жизнь Корней Иванович не только писал для детей, но и посещал детские праздники, навещал детей в больницах и санаториях. Читал им свои стихи.

-Большую часть своей жизни (более 30 лет) К.И.Чуковский провел на даче недалеко от Москвы в поселке Пределкино.  Каждая дорожка у дома имела свое назначение и свои правила передвижения: по одной можно было скакать только на одной ножке, а по другой ходить лишь задом наперед. Никто, независимо от возраста, не имел права нарушать законы.

- Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот человек уже работал в своём саду, зимой, расчищая дорожки от снега, весной и летом, копаясь в огороде или в цветнике за домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате, у большого окна за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

- Два раза в год у себя на участке К.И.Чуковский устраивал костры для всех жителей Преределкина. Один костер назывался «Здравствуй, лето!», а другой «Прощай, лето!». Входная плата - десять шишек. Незадолго до начала костра можно было по всему Переделкину увидеть ребят, ползающих и собирающих в траве сосновые шишки.

  1. Игра «Собери шишки».

-И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Собери шишки».

У вас на партах лежат конверты. Достаньте их содержимое. Работая в парах, расположите по-порядку строчки из стихотворений. Прочитайте, что у вас получилось (3 варианта заданий) и получите шишку за правильный ответ.

1) Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла...

2) А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

3) И пришла к Айболиту лиса:

"Ой, меня укусила оса!"

И пришёл к Айболиту барбос:

"Меня курица клюнула в нос!"

-Настало время отдохнуть. К.И,Чуковский не только писал стихи для детей, но и переводил детские стихотворения на русский язык. Например, с английского. «Скрюченная песенка».

Физкультминутка.

Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век (дети маршируют на внешних сторонах ступней)
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой (приставляют руки к голове наподобие ушей, одновременно делают движения «хвостики»)
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки, (вытягивают руки вверх, раскачиваясь)
Там гуляли без забот
Скрюченные волки. (делают руками движения, имитирующие ходьбу лапами)

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она, (показывают, как кошка умывается – сначала одной лапой, потом другой)
Сидя у окошка.

7.Работа по «Азбуке» над стихотворением «Телефон».

-На страницах «Азбуки» мы также встретимся со сказками Чуковского. Прочитаем его.

а) «жужжащее» чтение;

б) чтение по ролям (учитель – ученики хором)

в) беседа по прочитанному:

-Кто позвонил автору?
-О чем слон просил автора?

-Что такое пуд шоколада?

Раньше массу предметов измеряли не килограммами, как сейчас, а пудами. Один пуд шоколада – это вот такая огромная коробка! (показать образно), а пять пудов – это пять огромных коробок! Папа слон просит прислать для своего маленького сынишки-слоненка пять или шесть пудов шоколада.

-А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав эту книгу.

7.Работа по «Азбуке» над стихотворением «Путаница».

-А теперь прочитаем отрывок из стихотворения «Путаница».

а) «Жужжащее» чтение;

б) чтение по цепочке;

в) выборочное чтение:

-Прочитайте, что промяукали котята?

-Что прокрякали утята?

-Что сказали свинки?

-А кошечки?

-Что сказано про уточек?

-Про курочек?

-Про воробья?

Что говорит автор про медведя?

-Кто из вас, ребята, знает, чем закончилось это стихотворение?

-Что поучительного в этом стихотворении?

-Иллюстрации к каким произведениям нарисовал художник?

8.Знакомство с биографией писателя.

Через несколько лет после смерти К.И.Чуковского его дом стал музеем. Только на музей он не совсем похож. Здесь нет веревочек, нет табличек. Экспонаты можно трогать руками.

Дом наполнен чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского. В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками. В гостиной живет Мойдодыр, стоит черный дисковый телефон, по которому писатель разговаривал со слонами и газелями. В соседней комнате можно увидеть мультфильм «Телефон», созданный в 1944 году.

9.Итог урока. Рефлексия.

-Что запомнилось вам с урока?

-Ребята, кому на уроке было интересно, прикрепите на доску «сосновую шишку». Как и во времена К.И.Чуковского,

-Я приглашаю всех вас посмотреть м/ф по сказке К.И.Чуковского.

 (Просмотр м\ф 1944г «Телефон»)

-Полностью посмотреть этот мультфильм можно, побывав в музее К.И.Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Урок литературного чтения по теме Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературного чтения по теме Н. Некрасов "Крестьянские дети" 4 класс УМК "Планета знаний"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Б. Заходер «Товарищам и детям"

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о творчестве Б. Заходера Планируемые результатыПредметные: совершенствовать навыки выразительного чтения; работать над лексическим значение...