Главные вкладки

    Урок литературного чтения по теме Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"
    презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

    Нагорная Надежда Николаевна

    Презентация к уроку литературного чтения по теме Н. Некрасов "Крестьянские дети" 4 класс УМК "Планета знаний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nekrasov_krestyanskie_deti.rar1.94 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» 2 часа


    Цели урока: 

    Обучающие: 
    • учить школьников анализировать поэтическое произведение
     
    • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
     
    • формировать представление об историческом прошлом
     
    • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
     
    • учить рассуждать
     
    • обогащать словарный запас учащихся.
     

    Развивающие:
     
    • пробуждать интерес к истории своей Родины
     
    • развивать познавательную активность детей
     
    • развивать самостоятельность учащихся
     
    • развивать устную речь учащихся
     
    • формировать у детей навык самоконтроля ( оценить работу на уроке).
     

    Воспитательные: 
    • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины 
    • воспитывать патриотизм
     
    • прививать интерес к книге, к чтению
     
    • раскрыть нравственный смысл произведения
     
    • воспитывать эстетические чувства
     
    • прививать навыки умственного труда.

    Ход урока: 1час

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы урока.

    - Ребята, кто автор этих строк: «Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили….»

    Сегодня мы начнём знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

    1. Знакомство с автобиографическими данными поэта.

    Слайд 1 -  детство и семья

    Слайд 2 – творчество

    1. Словарная разминка:

    Продолжите ряд слов: жить легко, радостно,…….

    Выражение глаз – доброе, лукавое, ….

    Игра – весёлая, жестокая,……..

    Подбери антонимы к словам: внимательный, утомлённый, мгновенно.

    Объясните значение слов: вирши, умиленье, мякина

    1. Первичное чтение учителем отрывка с 102-104
    2. Анализ восприятия прочитанного

    - что привлекло детей в незнакомом человеке? Какие чувства испытывал автор к детям? Как это можно доказать?

    -В начале стихотворения Н.А. Некрасов пишет:

    Я детского глаза люблю выраженье, Его узнаю я всегда.

    Я замер: коснулось души умиленье….

    -понятно ли вам, почему поэт почувствовал умиленье?

    С чем он сравнивает детские глаза?

    -Что детей привлекло в этом взрослом человеке? Какой вопрос их интересовал?

    Какой приговор «изрекли» ребята?

       -С каким чувством и интонацией нужно читать разговор детей? Почему?

           7. Работа над выразительным чтением по ролям.

            8. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание: с 102-104 выразительное чтение по ролям.

    Ход урока: 2 час

    1.Организационный  момент.

    2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся. 
    - Давайте вспомним, с произведением какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? 
    -Что запомнилось вам из его биографии?
    -С какими произведениями этого писателя мы уже знакомы?
    3.Постановка  цели  урока. 
    -Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?(ответы детей) Но, прежде чем знакомиться с продолжением поэмы «Крестьянские дети», давайте проверим ваше домашнее задание.

    4. Проверка домашнего задания: выразительное чтение по ролям разговора детей.

    5.Изучение нового материала. Слайд 3

    -Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:   Играйте же, дети!Растите на воле!

     На то вам и красное детство дано…

     Как вы понимаете эти слова? 

     -В конце урока мы ещё раз вернемся к ним.

    -Как вы думаете, почему, родившись в дворянской семье, Некрасов  пишет стихи о крестьянских детях? (ответы детей)

    Ответом на этот вопрос послужит одно из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. 
    «…
    За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

    6. Первичное чтение учителем отрывка из поэмы «Крестьянские дети»- с 104-107 учебник

    -Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукции картин. 
    слайд 4,5.

    - С каким чувством пишет Николай Алексеевич о детворе?

     (Счастливый народ!  Ни науки, ни неги, не ведают в детстве они…)

    7. Словарная разминка:

    В услышанном вами отрывке были некоторые слова и фразы,  значение которых может быть не понятным. Давайте разберем их: слайд 6 , упражнение 1  с 28  тетрадь

    8. Повторное чтение учащимися.

    При чтении постарайтесь представить себе картины, описываемые автором. Какие сюжеты возникнут в вашем воображении?

    9. Анализ восприятия прочитанного:

    -Что вы узнали о крестьянских детях? О их жизни?

    -Что  вам понравилось? Что не понравилось? 
    -Что заставило улыбнуться, а что –задуматься? 
    - Какую иллюстрацию хотели бы вы нарисовать к  этому произведению, и какой строчкой из него подписать?

    -Скажите, пожалуйста, можно ли условно разделить прочитанное нами стихотворение на части? На какие?

    1. Шпионы

    2. Детские забавы

    3. Пора за работу.

    10. Физминутка для глаз слайд 7
    А теперь все тихо встали, 
    Дружно руки вверх подняли! 
    Руки в стороны, вперед. 
    Потянулись и нагнулись, 
    В исходное положение вернулись! 
    Повернулись влево - вправо, вправо-влево! 
    Тихо сели. Вновь за дело.

    11. Работа в тетради: упр. 2 с 29

    - чтение фрагмента стихотворения, выписывание слов, помогающих понять  отношение  Н. Некрасова к крестьянским детям

    12. Работа над выразительным чтением отрывка «Однажды в студеную зимнюю пору». Разметка.

    -Что поразило автора в этом мальчике? Слайд 9

    13. Выделение темы и идеи произведения. Работа с эпиграфом.

    - какова тема этого произведения?

    - какова идея? (своими словами и словами Н.А.Некрасова) Слайд 10

    14. Итог урока. Рефлексия. Оценивание работы.

    15.Домашнее задание: отрывок с. 106 наизусть и упр.4 с .30 по выбору.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

    Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

    Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

    В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

    Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

    Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: Лев Николаевич Толстой – детямЦели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя...

    Конспект урока литературного чтения по теме: "Б. Заходер «Товарищам и детям"

    Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о творчестве Б. Заходера Планируемые результатыПредметные: совершенствовать навыки выразительного чтения; работать над лексическим значение...

    Конспект урока литературного чтения по теме К.И.Чуковский "Стихотворения для детей"

    В конспект включены отрывки из стихотворений К.И.Чуковского для заучивания детьми (Игра "Узнай произведение"),  карточки для работы в парах (Игра "Собери шишки"), биографическ...