Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Щемелинина Анастасия Сергеевна

Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: В. Берестов «Хитрые грибы»

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство с творчеством В.Д. Берестова и содержанием стихотворения «Хитрые грибы».

Деятельностная: формирование умения определять и понимать основную мысль произведения.

Задачи:

Дидактические:

1. Учиться читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).

2. Учиться различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма).

3. Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.

4. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения.

5. Учиться осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, тема, идея, содержание произведения, сравнение, эпитет)

6. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста.

Развивающие:

  1. Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
  2. С помощью педагогического работника учиться формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
  3. Учиться выявлять недостаток информации.
  4. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям.
  5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  6. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.
  7. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Воспитательные:

1. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.

2. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

3. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).

2. Различает прозаическую и стихотворную речь: называет особенности стихотворного произведения (ритм, рифма).

3. Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечает и формулирует вопросы по фактическому содержанию произведения.

4. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль стихотворения.

5. Осознанно применяет для анализа текста изученные понятия (автор, тема, идея, содержание произведения, сравнение, эпитет).

6. Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимает жанровую принадлежность произведения, формулирует устно простые выводы, подтверждает свой ответ примерами из текста.

Личностные:

1. Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы.

2. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

3. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
  2. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.
  3. Выявляет недостаток информации.

Коммуникативные:

  1. Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
  2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух.
  2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 76-77 : ил. – (Школа России).

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности

Эмоциональный настрой. Прослушивание музыкального произведения

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)

Беседа об изучаемом разделе

Речевая разминка

Работа с портретной галереей

Рассказ об авторе

3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)

Антиципация по названиям стихотворений

Формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

Самостоятельное формулирование учащимися темы урока

Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

Самостоятельное формулирование учащимися задач урока

5. Этап реализации построенного проекта и анализа произведения (8 мин.)

Антиципация по иллюстрации

Проверка первичного восприятия текста

Беседа по содержанию

Выразительное чтение стихотворения в парах

ФИЗМИНУТКА

6. Этап реализации построенного проекта и анализа произведения (8 мин.)

Выразительное чтение стихотворения

Работа с энциклопедическим текстом

Беседа по содержанию

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

Дидактическая игра «Собери грибочки»

Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащихся

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Проверка готовности

- Я вижу, что у вас всё готово к уроку, поэтому мы можем начинать. Пожалуйста, присаживайтесь на свои места.

Эмоциональный настрой. Прослушивание музыкального произведения

- Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение, которое написал замечательный композитор Пётр Ильич Чайковский. Пожалуйста, закройте глаза и послушайте эту удивительную композицию.

– Итак, ребята, откройте глаза. Расскажите, какие картины вы представили. Как вы думаете, почему я начала наш урок с прослушивания этого музыкального произведения? В ходе урока мы проверим ваши предположения.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность

Прослушивают музыкальное произведение

Настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

К.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Беседа об изучаемом разделе

- Ребята, я включила музыкальную композицию неслучайно. Скажите, пожалуйста, над каким большим разделом вы сейчас работаете? (Люблю природу русскую. Осень)

- Как известно, многие великие художники изображали осенние пейзажи. Известные композиторы сочиняли удивительную музыку, восхваляющую красоту природы.

- А что же делали великие русские поэты и писатели?

- Ребята, с какими произведениями об осени вы уже познакомились?

- Какое настроение передают поэты в своих стихотворениях?

- Какой они изображают природу?

Речевая разминка

- Ребята, где лучше всего наблюдать за красотой осенней природы?

- Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие в осенний парк.

- Но перед началом путешествия я предлагаю настроиться на работу и как следует подготовить речевой аппарат.

- Посмотрите внимательно. На слайде представлен текст для речевой разминки. Сначала я прочитаю вам, а вы следите глазками за текстом, а потом будем читать вместе.

Желтое солнце на землю глядит.

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

1 раз читает учитель. 2 раз читаем медленно все. 3 раз читаем быстрее все. Читаем по рядам.

- Мы готовы отправляться в путь.

Работа с портретной галереей

- Ребята, в осеннем парке построена огромная аллея, на которой почитается творчество великих русских поэтов, воспевающих красоту осенней природы.

- Рассмотрите портреты поэтов. Назовите тех, кто вам уже знаком.

- Какое произведение вам запомнилось?

- У нас остался ещё один портрет. Кто-нибудь знает имя автора?

- Ребята, это известный детский поэт Валентин Дмитриевич Берестов.

- Поднимите руку, если уже знаете какие-либо его произведения.

Рассказ об авторе

- Давайте познакомимся поближе с этим замечательным автором.

Валентин Берестов родился в маленьком городке Мещовске, Калужской области. У него были любящие родители, папа — учитель истории, добрые бабушки и дедушки.

Автор вспоминает: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати. Ведь именно тогда создавалась наша детская литература… Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером “Чижа” или “Дружных ребят”.

Поэтические способности обнаружились у маленького Валентина очень рано. Но первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит. Но это не повлияло на его развивающийся талант. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

Берестов вспоминал: «Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх».

- Ребята, посмотрите внимательно на портрет поэта. Как вы думаете, он писал грустные или весёлые стихи?

- Валентин Дмитриевич Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов, каким остается и до сегодняшнего дня. Он интересен современным детям потому, что основе его творческого дара всегда лежит доброта и искренность. И в этом вы сегодня убедитесь.

Перечисляют известные стихотворения об осени

Читают чистоговорку

В. Брюсов

И. Токмакова

Фронтальная

Фронтальная

П.1

К.2

Пр.1

Пр.2

П.1

К.2

Л.4

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Антиципация по названиям стихотворения

- Ребята, посмотрите, извилистые тропинки парка привели нас с вами к указателю. Куда же нам следует держать путь, чтобы увидеть ещё больше красот осенней природы? (на указателе надпись: учебник стр. 76).

- Откройте учебник на 76-ой странице и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Как вы думаете о чём будет это стихотворение? «Хитрые грибы»

- Предположите, почему поэт дал такое интригующее название своему стихотворению?

Формулирование проблемы

- Ребята, мы знаем автора и названия его стихотворений. А что мы не знаем?

- Что нужно сделать, чтобы узнать ответы на этот вопрос?

В стихотворении пойдёт речь о грибах, которые сложно найти.

Мы не знаем, а только предполагаем, о чём стихотворение.

Фронтальная

Пр.4

П.3

К.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Самостоятельное формулирование учащимися темы урока

- Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Ребята, а какую же мы с вами поставим цель? Что мы должны узнать?

Самостоятельное формулирование учащимися задач урока

- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?

- Молодцы! Вы самостоятельно спланировали свою деятельность.

Стихотворение В. Берестова «Хитрые грибы»

Познакомиться со стихотворением В. Берестова и узнать его главную мысль.

Слушать исполнения стихотворения,

читать самостоятельно, отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями.

Фронтальная

П.2

Л.4

К.2

5. Этап реализации построенного проекта и анализа произведения

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач вообще.

Антиципация по иллюстрации

- Давайте обратимся к стихотворению в учебнике.

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию.

- Что на ней изображено? Обратите внимание на размер грибочка. Какой он?

- Как вы думаете, как этот гриб связан с нашим стихотворением?

Чтение стихотворения учителем наизусть

- Ребята, послушайте стихотворение, чтобы проверить свои предположения.

Проверка первичного восприятия текста

- Как вы думаете, это произведение весёлое или грустное?

- Поднимите руку, если вас удивил конец стихотворения. Почему?

Беседа по содержанию

- От чьего имени написано стихотворение?

- Как вы думаете, почему автор дал такое название своему стихотворению?

- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- Найдите в тексте слова автора, выражающие его отношение к «хитрым грибочкам».

- Какие строки у вас вызывают улыбку? Почему?

- Чем же автор перепугал грибы?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

- Подумайте и скажите, о чем это стихотворение? Какова его главная мысль?

- Какую интонацию выберем для чтения? (быструю, весёлую, игривую)

- Обратите внимание на знаки препинания. Как мы должны читать предложение с вопросительным знаком?

- А как будем читать предложение, в конце которого стоит восклицательный знак?

Выразительное чтение стихотворения в парах

- Ребята, прочитайте это стихотворение в парах. Слушайте друг друга внимательно. А после чтения оцените работу своего одноклассника. Похвалите, если вам понравилось его чтение или скажите, над чем ещё стоит поработать, если вам что-то не понравилось.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И совсем мы не устали! (Дети садятся на свои места.)

Рассматривают иллюстрацию

Отвечают на вопросы

Прослушивают стихотворение

Дают оценку стихотворения

Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения

Определяют интонацию при выразительном чтении

Читают выразительно в парах

Оценивают чтение товарищей

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Л.1

Л.2

Пр.3

Пр.6

Л.2

К.2

Р.1

Р.2

6. Этап реализации построенного проекта и анализа произведения

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач вообще.

Выразительное чтение стихотворения

- Ребята, кто желает выразительно прочитать это стихотворение вслух?

- Оцените чтение вашего товарища. Что вам понравилось? Над чем ещё стоит поработать?

Работа с энциклопедическим текстом

- Ребята, мы с вами познакомились с очень интересным стихотворением и определили, что грибы могут быть очень хитрыми и прятаться в самых потайных местах.

- А сейчас я предлагаю вам взглянуть на стр. 77 и познакомиться с очень интересной и полезной научной информацией о грибах.

- Мы с вами будем читать по цепочке, поставьте пальчики и следите.

Беседа по содержанию

- Ребята, о чём же был этот текст?

- В чём отличие только прочитанного текста от стихотворного?

- Чем раньше считались грибы?

- К чему их относят теперь?

- О каких грибах шла речь в тексте?

Выразительно читают стихотворение

Читают по цепочке энциклопедический текст

Отвечают на вопросы по содержанию текста

Фронтальная

Фронтальная

Пр.2

Пр.3

Пр.3

Л.2

Л.3

К.2

Р.2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

Дидактическая игра «Собери грибочки»

- Ребята, кажется, мы с вами всё-таки заблудились, и тропинка парка привела нас на лесную опушку, а грибов здесь видимо-невидимо. Посмотрите какие и белые, и красные, и рыжие, и чёрные.

- Я предлагаю вам разгадать загадки и собрать грибы в корзинку, выполняя задания.

Подосиновики – прочитать стихотворение «Хитрые грибы» с весёлой интонаций.

Лисички – прочитать стихотворение «Хитрые грибы» с грустью.

Груздь – прочитать стихотворение «Хитрые грибы» равнодушно.

1. Под осиной ребятки
Бегают-играют в прятки,
Где один покажется-
Там и другой окажется.
(Подосиновики)
2. Бежала лисица
К речке напиться,
Где махнула хвостом-
Там вырос гриб
Под кустом
.(Лисички)
3. В белом парике
Да белом пиджаке,
В шляпе ярко-красной,
Красивой да опасной.
Кто его возьмёт-
Тот и горюшка хлебнёт
(Мухомор)
4. Грозный стройный пан,
Владыка всем грибам,
Ему не знакома грусть,
Его называют…(груздь)
5. В белой шляпке
Красивая дама.
Смотрит свысока-
Ручки в бока, богата, важна,
Да никому не нужна
. (Поганка)

Обобщающая беседа

- Ребята, мы с вами набрали полную корзинку грибов и могли вернуться в парк, откуда и началось наше путешествие.

- Какой же вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Как нужно относиться к неудачам, которые нас могут встать на нашем пути?

- Какое качество необходимо использовать, чтобы у нас с вами всё получалось?

Дидактическая игра «Собери грибочки»

Разгадывание загадок

Интонирование стихотворения

Подводят итоги

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Пр.1

Л.2

К.1

Р.1

Пр.1

Л.2

К.1

К.2

Р.1

П.1

К.2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А что вы запомнили интересного об авторе?

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Поднимите руку, если считаете, что достигли цели урока.

Самооценка учащихся

- Ребята, поднимите руку те, кто доволен собой и считает, что работал сегодня на уроке отлично.

- Молодцы, опускайте.

- Ребята, поднимите руку, те, кто собой не доволен.

- В чем ты затруднялся?

- Спасибо за урок. До свидания.

- Мы ставили перед собой цель познакомиться с произведением Берестова и узнать их главную мысль.

Фронтальная

Пр.4

Л.4

К.2

Р.2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Люблю природу русскую. Осень

Слайд 4

Жёлтое солнце на землю глядит. Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Жёлтые груши на ветках висят. Жёлтые листья с деревьев летят.

Слайд 6

Мещовский городской парк

Слайд 7

стр. 76

Слайд 8

Тема: Стихотворение Валентина Берестова «Хитрые грибы»

Слайд 9

Цель: познакомиться со стихотворением Валентина Берестова «Хитрые грибы» и понять его главную мысль.

Слайд 11

Критерии оценки выразительного чтения Читал правильно. Передал настроение.

Слайд 13

Критерии оценки выразительного чтения Читал правильно. Передал настроение. Читал с нужной интонацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....

конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Как найти дорожку»"

УМК « Перспективная начальная школа »   (2 класс), предмет: литературное чтение, тема урока:   В. Берестов «Как найти дорожку», технология критического мышления...

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы"

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Путешественники», «Кисточка»"

Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно¬го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на нихПланируемые результаты:Предметные:- знать ...

Конспект урока литературного чтения по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс

Конспект урока  по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс, литературное чтение...