конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Как найти дорожку»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Фоменко Татьяна Андреевна

УМК « Перспективная начальная школа »   (2 класс), предмет: литературное чтение, тема урока:   В. Берестов «Как найти дорожку», технология критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomenko_-_metodicheskaya_razrabotka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Конкурс на лучшую методическую разработку

«Модель урока с использованием инновационных технологий
в аспекте требований ФГОС НОО»

Фоменко Татьяна Андреевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

Ставропольский край

Модель урока

по УМК « Перспективная начальная школа »   (2 класс)

предмет: литературное чтение

тема урока:   В. Берестов «Как найти дорожку»

технология критического мышления.

2017 год

Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2

Технология: критическое мышление.

Учебник-хрестоматия: О. В. Малаховская хрестоматия «Литературное чтение» 2 класс часть 2.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Тема урока: В. Берестов «Как найти дорожку».

Оборудование: учебник- хрестоматия, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, выставка книг В. Берестова.

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с произведением В. Берестова «Как найти дорожку» и биографией автора, учить детей составлять план рассказа развитие умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль; умения  сравнивать героев текста и их поступки; умения  сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией, ввести элементы сопоставительного анализа.

2. Развивающая: развитие навыков выразительного чтения;

    развитие коммуникативных навыков;

    развитие навыка работы со словарём.

3. Воспитательная: освоение социокультурной категории. (Уважение к окружающему миру,  общение друг с другом, уважение чужого мнения ).

 Планируемые результаты 

Предметные:

-научатся создавать образы героев через описания поступков, отношения к другим героям;

-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

-познакомятся с понятием «автор-герой произведения»;

- осмысленно,  правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Личностные:

- формирование  морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия,  конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике,  и др. источниках, представлять информацию в виде текста, составлять ответы на вопросы

Этап урока

Содержание заданий (для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

1.Стадия вызова:

  1. Мотивация учащихся

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес-

На мир по-новому посмотреть.

-Вы готовы? Тогда начинаем.

  1. Учитель показывает предметы. (Слайд 1)

(Лупа, бинокль, рамочка, цветное стекло.)

-Назовите их.

-А взять с собой можем предметы, изображённые на экране?

3. Мозговой штурм. Работа по вопросам (1 минуту для обсуждения в паре).

-Как вы думаете, для чего они нам нужны?

-С какими ещё способами видеть мир по-новому вы знакомы?

-А чтобы мир открыл нам свои тайны и секреты, что мы должны уметь?

– Посмотрите на доску, прочитайте имя автора и название произведения. (Слайд 2)

– Выскажите свое предположение, о чем это произведение.

 (Руководство поисковой деятельностью учащихся)

4.Руководство формулированием выводов, обобщений

 

5. Работа со словарем (определение даётся слову «взаимовыручка» в словаре)
-Над каким разделом мы продолжаем работать?

-Что такое точка зрения?

- слушают учителя,

- читают вопросы,

- обсуждают возможные варианты ответов,

- высказывают свое мнение

-формулируют выводы и обобщение

- определяют понятие «точка зрения», «взаимовыручка»

(работа в паре, коллективная работа, мозговой штурм, прогнозирова

ние текста-АНТИЦИПА

ЦИЯ)

Знать: понятия «точка зрения»,  «взаимовыручка» жанры: сказка, сказка-несказка


Уметь: оперировать понятиями «точка зрения»,  «взаимовыручка» жанрами: сказка, сказка-несказка

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности
Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем
- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу)

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации

- умение структурировать знания

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- постановка и формулирование проблем

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения
  •  понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору

- учет разных мнений и умение обосновать собственное

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в группах
  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

-  умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

2. Стадия осмысления.

1. Применение ЭОР: демонстрация фотоиллюстрации писателя. (Слайд 3)

2. Дополнительная информация о писателе.(Слайды 4-10)

3. Определение темы произведения  по ключевым словам: пошли, заблудились, Белка, Зайка, Улитка, Пчелка, дедушка.

  1. 4.Руководство словарной работой  (трудные, непонятные слова, уточнение их лексического  значения).

(Лесник – человек, который живет в лесу; хозяин леса.

Заблудится  - сбиться с пути, потерять дорогу. 
Сторожка – жилье сторожа.
Чуткий –восприимчивый, душевный.)

5. Определение жанра произведения.

6.Физминутка

Дети по лесу гуляли,                 (Ходьба на месте,)      
За природой наблюдали.          (Повороты  головой)
Вверх на солнце посмотрели   (Встать на носки,)
И их лучики согрели.               (Потянуться)
Чудеса у нас на свете            (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали       (Встать на носочках,)
Великанами мы стали. (Спина прямая, тянемся вверх.)
Хорошо мы погуляли          (Дети присаживаются )
И немножечко устали.       

7.  Руководство чтением с остановками.

1 остановка.

-Куда отправились ребята?

-Почему им пришлось искать дорожку?

 

2 остановка.

-К кому дети обращались за помощью?

 –С какими словами дети обращались к Белке, Зайцу, Улитке?

- Они советуют идти разными путями или нет?

- Их советы совпадают?  Почему?

- Чьим советом воспользовался бы каждый из вас?

 

3 остановка.

- К кому еще обращались дети за помощью?-Воспользовались ли ребята ее советом? Почему?

8. Руководство по сравнению своих предположений с авторским текстом.

– Все ли животные готовы помочь ребятам?

- Почему же они об одном и том же говорили по-разному?

-А чьим советом воспользовались дети? Почему?

-Чьи советы животных не подходят героям?

-Почему?

- Таким образом, какими ещё способами можно посмотреть на мир по – новому?

-Можно ли назвать животных волшебными помощниками героев? 

- А просто помощниками героев?

Так какова основная мысль этого произведения? Чему учит?

9. Руководство по проведению сравнительного анализа героев при повторном чтении рассказа. Двойной дневник.

Герой рассказа

Совет

Отношение животных

к детям

Отношение ребят к животным

Белка

Прыгать по верхушк
м деревьев

Доброжелательность, отзывчи

вость,

Благодар

ность за совет, уважение к разным точкам зрения

Заяц

Идти на запах дыма

Отзывчи

вость, заботли

вость

Благодар

ность за совет, уважение к разным точкам зрения

Улитка

Ползти за ней

Отзывчи

вость, заботли

вость

Благодар

ность за совет, уважение к разным точкам зрения

Пчела

Идти следом за пчелами

Доброжелательность, отзывчи

вость, заботли

вость

Благодар

ность за совет, уважение к разным точкам зрения

10. Руководство формулированием выводов. 

11. Руководство работой творческого характера по составлению синквейна (на выбор):

Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела

- выдвигают  гипотезы,

- прогнозируют содержание произведения,

- работа в парах

- выполняют чтение с остановками,

- рассуждают, отвечая на вопросы,

- характеризуют героев произведения.

- заполняют  сравнительную таблицу,

-составляют синквейн

(работа в паре, коллективная работа, мозговые атаки, двойной дневник, проверка первоначальных предположений)

Знать:

библиографические данные писателя,

- лексические значения слов

Уметь:

-находить в тексте информацию,

-характеризо

вать и сравнивать героев произведения с использовании

ем художественно-выразительных средств.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с библиографическими  данными писателя, определением лексического значения слов

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при  работе с текстом

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с текстом

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем

- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при работе с текстом, заполнении двойного дневника

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при работе с текстом, заполнении двойного дневника

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике и в рабочей тетради при работе с текстом

- умение структурировать знания при работе с библиографическими данными писателя,

разъяснением лексического значения слов

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с текстом

- постановка и формулирование проблем при работе с текстом

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с библиографическими данными писателя,

разъяснением лексического значения слов

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при формулировании выводов

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  при работе с текстом

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

- учет разных мнений и умение обосновать собственное

- умение договариваться, находить общее решение

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

3. Рефлек-сия

1. Подбор упражнений по применению новых знаний, руководство выполнением этих упражнений.

Работа по вопросам

-К какому литературному жанру относится произведение?

- Выделите главных героев произведения.

2. Руководство формулированием выводов по вопросам (1 минуту для обсуждения в паре)..

- Какую мысль хотел донести до нас автор?

- Определите, какой нравственный вопрос поднимает автор в своем произведении?

– Как мы должны относиться к чужому мнению?

3.Работа  с пословицами (1 минуту для обсуждения в паре).

- Соедините половинки пословиц и объяснить их смысл.

Если уважаешь народ,       тот и чужую не обидит.      

Кто свою мать уважает,  то и народ тебя будет                                                                  .                                                      уважать.

Уважение трудно заработать,     того и другие                   .                                                      уважать не будут.

Кто сам себя не уважает,            но легко потерять.

4. Руководство по оцениванию собственной деятельности.

Закончи предложение (на карточках).

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…        

      Я понял, что…

      У меня получилось …

      Мне захотелось…

5. Инструктаж по вопросам выполнения домашнего задания (дифференцированно):

- Подробный пересказ сказки-несказки

- Придумать своё продолжение сказки-несказки.

-выполняют упражнения по применению новых знаний на практике,

- включают самостоятельно приобретенные знания в систему уже имеющихся и их применение к решению учебных и жизненных задач.

(работа в паре, коллективная работа)

- оценивают собственную деятельности.  

(записывают задание, выбирая для себя нужный вариант)

(индивидуаль-

ная работа)

Знать:

- о различных видах сказок;

Уметь:

- работать с деформированными пословицами

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при работе    с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами
- осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу),

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 - умение структурировать знания при работе с понятием «рассказ», с деформированными пословицами

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами

 - постановка и формулирование проблем

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  при работе с понятием «сказка-несказка», с деформированными пословицами

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

 Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при выборе домашнего задания по желанию

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выборе домашнего задания по желанию

- оценивании своей учебной деятельности.

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при обобщении произведения выявлении глубокого смысла сказки-несказки; оценивании своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при обобщении произведения выявлении глубокого смысла сказки-несказки; оценивании своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при обобщении произведения; оценивании своей учебной деятельности.

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу при оценивании своей учебной деятельности

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при оценивании своей учебной деятельности.

Литература

  1. Подборка стихотворений для оргмоментов (электронный ресурс), - режим доступа: http://www.trepsy.net/world/?stat=4440
  2. Сайт «Учат в школе» физминутки на тему «Лес» - режим доступа: http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/215-les 
  3. Презентация «Биография В. Берестова» (электронный ресурс), - режим доступа: http://ppt4web.ru/literatura/tvorcheskaja-biografija-vd-berestova.html
  4. Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012.
  5. О. В. Малаховская  хрестоматия «Литературное чтение» 2 класс с. 131-134 Москва «Академ\книга»  1015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы"

Урок литературного чтения по теме "В.Берестов "Хитрые грибы" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Путешественники», «Кисточка»"

Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно¬го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на нихПланируемые результаты:Предметные:- знать ...

Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Там на неведомых дорожках"

За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая  образовательной системой «Школа 2100»....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»»

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями В.Д. Берестова; знакомство учащихся с творчеством В. Д. БерестоваЗадачи урока:Дидактические: формировать зна...

Конспект урока литературного чтения по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс

Конспект урока  по теме: В. Берестов «Знакомый, «Путешественники», «Кисточка», 2 класс, литературное чтение...