Конспект урока литературного чтения по теме "Там, на неведомых дорожках..."
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Талапова Ксения Александровна

конспект урока по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_literaturnoe_chtenie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения на тему

«Там, на неведомых дорожках…»

Учитель Талапова Ксения Александровна

ГБОУ школа №371

Московского района

Санкт-Петербурга


  1. Учебник: Литературное чтение ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
  2. Цель урока: введение учеников в новый раздел, посвященный сказкам
  3. Задачи урока: 

– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать жанры произведения.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний. 
  2. Планируемые результаты

Предметные 

  • Формируем умение определять тему нового раздела

 Личностные

  • Развиваем умения выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

  1. Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
  2. Средства обучения: книги со сказками, компьютер учителя, учебник, рабочая тетрадь, проектор.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Актуализация знаний.

3   2   2   1  

1. Подготовка к чтению сказки.

Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас с вами необычный урок: нам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверно, их любите.

– Назовите свои любимые.

– Любить сказки мало, надо ещё их знать, помнить, потому что в сказках прячется мудрость народная.

– Я сейчас вас проверю, расскажу отрывок из сказки, а как остановлюсь, вы мне назовёте сказку, которую я вам сказывала.

(Все сказки учитель «сказывает близко к тексту, сохраняя стилистику «сказывания».)

учитель выбирает и рассказывает самый интересный отрывок из сказки

    

 (1. Отрывок  из р.н.с.  «Царевна-лягушка»).

– А теперь я вам другую сказку сказывать буду, может, вы её и не отгадаете.

 (  2.Отрывок  из р.н.сказки «Каша из топора».)

– Молодцы. Думаю, вы без труда и третью сказку узнаете. Слушайте.

(3.Отрывок из р.н. сказки : «Мужик и медведь»).

– Какую я вам сказку сказывала?

– Чем эти три сказки похожи? А чем отличаются?

– Кто автор всех трёх сказок? А для кого сказки придумывались?

– Спасибо, ребята, вот они, оказывается, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, разные по настроению, и герои в сказках разные. А всё-таки все они называются «сказки».

Постановка цели урока.

–  На какие вопросы о сказках вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем  уроке?

Проверка домашнего задания.

А теперь все слушаете понравившиеся отрывки из прочитанных сказок и называете сказку, отрывок из которой услышали.

Мотивация на чтение волшебной сказки.

– Сказки, которые вы выбирали для пересказа, в основном волшебные. Значит, вы их особенно любите. Хотите услышать ещё одну? Тогда усаживайтесь поудобнее...

1.Ответы детей.

2.Слушание учителя или фонограммы.

Называние

сказки.

Восприятие на слух текста в исполнении учителя или  учащихся.

3.Вопросы задают учащиеся, а учитель записывает их на доске: какие бывают сказки, что есть общего у всех сказок,

зачем придумывались сказки и что их все объединяет?

4.  Пересказ отрывков из сказок. Остальные учащиеся отгадывают и называют сказку.

5. Оценивание пересказов.

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Развитие умений.

3   4   2   1   1   3

Работа с текстом сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

1. Работа с текстом до начала чтения.

– Кто автор сказки?

– Прочитайте название сказки. О чём хотите спросить?

– А кого мы видим на иллюстрации?

– Где будут происходить события? Что ещё вы можете предположить?

– Перелистайте сказку. Сколько в ней частей? Начнём чтение сказки.

2. Первичное целостное чтение (сказывание) сказки с элементами диалога с автором.

6. Работа с текстом до начала чтения.

Учащиеся участвуют  в диалоге в соответствии с правилами речевого общения;

7. Слушание сказки с ответами на вопросы по ходу диалога с автором.

Познавательные УУД

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; 

Регулятивные УУД:

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

По ходу чтения  сказки  или «сказывания» учитель объясняет значение некоторых слов, например: котомка (устар.) – сумка, которую носят за плечами; дозор – обход для осмотра, который делает наблюдатель (часовой); булатный (устар.) – стальной; хулить (устар.) – ругать кого-то, бранить, осуждать.

Толкование слов котомка и дозор можно   прочитать в «Тетради по литературному чтению» на с. 2 (задание II.1).

3. Перечитывание сказки учащимися по частям. Беседа.

После чтения 1-й части:

– Почему загоревали (опечалились) родители – старик со старухой?

– Почему Иван не захотел оставаться дома, а родители его не удерживали?

После чтения 2-й части:

– Зачем Иван предлагает ходить в дозор?

– Что говорит чудо-юдо про Ивана? Почему такие обидные слова («на бой не сгодился» – то есть ...)?

– Что значит «чуду-юду не посчастливилось»? (Иван его победил.)

После чтения 3-й части:

– С каким чудом-юдом труднее сражаться – с шести- или девятиголовым?

– Чудо-юдо снова похваляется и говорит про Ивана обидные слова. Почему?

– Какие слова говорят о том, что этот бой труднее и это чудо-юдо сильнее шестиголового? («По колено Ивана в сыру землю вогнал».)

После чтения 4-й части:

– Чем это чудо-юдо отличается от первых двух?

– Почему этот бой был самым трудным? (Огненный палец; братья не сразу пришли на помощь.)

4. Работа с текстом после чтения.

– Вот мы и прочитали всю сказку. Понравилась ли она вам?

– Какой эпизод вас больше всего взволновал?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

8.Перечитывание сказки учащимися по частям.

Беседа по вопросам после чтения каждой части.

9. Ответы на вопросы учителя после чтения текста.

3. Итог.

– Увлекательные события, волшебство не мешают нам понять и оценить поступки героев. Сказочные герои думают, чувствуют, переживают, как обычные люди. Задача любой сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, а что плохо).   4

Регулятивные УУД:

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

4. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Отметить в тексте сказочные элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Как найти дорожку»"

УМК « Перспективная начальная школа »   (2 класс), предмет: литературное чтение, тема урока:   В. Берестов «Как найти дорожку», технология критического мышления...

Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Там на неведомых дорожках"

За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая  образовательной системой «Школа 2100»....