Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Там на неведомых дорожках"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Романцова Снежана Борисовна

За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая  образовательной системой «Школа 2100».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_klass.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

4 класс.

Тема: «Там на неведомых дорожках»

Цель:

1. Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении сказок.

2. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти.

3. Способствовать укреплению детского коллектива, прививать умение слушать и слышать друг друга.

4. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту, воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, мультимедийное оборудование, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивирование к учебной деятельности (эмоциональное вхождение в урок)

  1. 2  3

Дети стоят за дверью класса.

Учитель:

- Сейчас  мы погостим в одной самой  обычной семье.

Дети заходят в класс и видят мизансцену: мама за вязаньем, папа с газетой (ноутбуком) и рядом бегает сын. Дети рассаживаются. Начинается инсценировка.

Мама вязала, папа читал газету(играл в онлайн игру), а маленький Саша бегал по комнате и что-то лепетал на своём детском языке.

— Рассказал бы сыну сказку, — сказала мама, старательно пересчитывая петли.

— Э-э… Сказку? — откликнулся папа. — А… Какую?

— Любую, — сказала мама, — какую помнишь. Ты хоть одну-то помнишь?

— Помню, как же. Эту…Этот…Жили-были дед да баба… — бодро начал папа и задумался.

— Ну! — сказала мама, продолжая вязать. — Жили-были…А дальше что?

— А дальше… ммм… Дальше… И у них жил-был серенький козлик.

— Ну!

— Ну и… это… И они его любили-козлика.

— Ну!

— Ну, и ещё у них была курица, вот. Её они тоже любили.

— Ну-у!

— Ну, а у курицы был брат — петушок-золотой гребешок… А ты сама-то помнишь?

— Конечно, помню… Шёлкова бородушка и… какая-то там головушка…

— А-а! — воскликнул папа. — Вспомнил! Дети в школу собирайтесь-петушок пропел подъём!

— Нет! — Сказала мама, откладывая вязание. — По-моему, это другая сказка.

— Ну как же другая!?! петушок пропел, а курочка ему и говорит: «Не пой, братец, козлёночком станешь»!

-Ну ты всё перепутал, — сказала мама, — это знаешь какая сказка? Это там, где сестрица Алёнушка и семеро козлят. А там где дед да баба, там совсем по-другому. Там так было: бабка за дедку, дедка за репку… А тут к нему, к деду подбегает кошка и спрашивает: «Что тебе надобно старче?»

-Не кошка, а мышка! И спрашивает: «Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?»

— Да нет! Это колобок так спрашивал, — сказала мама.

— Колобок спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт?», — поправил её папа. — А ему оттуда отвечают: «Я — птичка-невеличка!»…

— Саша, Саша, — радостно произнёс папа, — послушай-ка сказку!

Но Саши в комнате давно уже не было…

Познавательные УУД

1.Работать с информацией, с учебными моделями, выполнять логические операции.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте, воспринимая его на слух.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

ΙΙ. Актуализация знаний и целеполагание.

1.2.4. 1.3

- Что не смогли рассказать своему сыну родители? (сказку)

- Что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.)

- А вы любите сказки? Чем они притягательны? (мнения детей)

-Для чего нужны нам сказки?

-Что в них ищет человек?

-Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Цель: вспомнить всё, что знаем о сказках)

Посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации и сформулируйте  задачи урока.

(Задачи: продолжаем учиться различать разные виды сказок;)

     

  1. Слайд

Посмотрите на книжные полки и вспомните, какие виды сказок мы с вами уже знаем.

(Сказки о животных, волшебные и бытовые)

Дети рассказывают о волшебных сказках, бытовых и сказках о животных.

Волшебная сказка.

Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространенный среди них - сюжет- путешествие, когда герой отправляется «за тридевять земель» либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из нее победителем.

Бытовые сказки.

В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фактические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники. В основе развития сюжета – уже не путешествие, а бытовой конфликт: например спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом.

сказки о животных

Сказки о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже-домашние животные. Главными действующими лицами являются: лисы, волк, медведи, собака, петух. (журавль и цапля, бобовое зернышко, волк и козлята и т.д)

Познавательные УУД

1.Работать с информацией, с учебными моделями, выполнять логические операции.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте, воспринимая его на слух.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III. Развитие умений.

  1. 2. 3. 4. 3.4.

Итак, мы вспоминаем всё, что знаем о сказках.  Работать вам  предстоит в группах. Вместе, дружно нужно будет выполнять задания. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами маршрут с заданиями. Напротив каждого номера задания кружок,  вы должны закрасить кружок одним из трех цветов. «Красный» - отлично, здорово, «зеленый»- хорошо, «синий» - можно лучше.

  1. Город Читайка

Задание: вспомнить прочитанные в первой четверти сказки и распределить их в круги. (народные и литературные сказки)

Проверка (ключ дает учитель)  и самооценка.

Народные: «Сивка-бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая».

Литературные: Ганс Христиан Андерсен «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»

  1. Болото Сомнений

Группы получают отрывок из прочитанных сказок. В отрывке допущены неточности в содержании или речевые.

Задание: пользуясь эталонным текстом, исправить все неточности.

Самооценка: ключ дает учитель.

  1. Горы Преодоления (физминутка)

У вас на столах фасоль и горох. Нужно перебрать крупы. Кому давали подобное задание? Вам нужно тоже преодолеть эту трудность вместе с Золушкой. Ну а вам будет помогать дружба. Ведь вместе вы можете и горы свернуть. Это задание на время. Удачи!

(Во время выполнения задания играет музыка, и дети все вместе поют песню….. )

  1. Река Речь

Задание: заполните реку названиями сказок,  так, чтобы каждая следующая начиналась на последнюю букву предыдущей сказки. (Например: Теремок, Колобок, …)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать  текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе данной информации.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Итог. Рефлексия.

Д.з

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке.

- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

Пусть сказка – вымысел и ложь

Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!

Ребята, путь был сложный и мы и сказочные герои устали. Давайте вместе зарядим сказочную батарейку нашими эмоциями. Напишите на листочках (листы лежат на столе), что вам понравилось в путешествии, что хотите предложить и пожелать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

конспект урока литературного чтения по теме: "В. Берестов «Как найти дорожку»"

УМК « Перспективная начальная школа »   (2 класс), предмет: литературное чтение, тема урока:   В. Берестов «Как найти дорожку», технология критического мышления...