Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_lyudmila_viktorovna.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Маркова Людмила Викторовна

Гатчинский район

МБОУ «Таицкая СОШ»

учитель начальных классов

Урок  литературного чтения

 2 класс

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Цель урока. Научить осознанно, выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки чтения: осознанность, правильность, выразительность.
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  3. Развивать связную речь, воображение, память.
  4. Учить организовывать свою деятельность с деятельностью соседа (т.е. учить работать в парах)
  5. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки ребёнка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа презентации.

Ответы детей

Ι этап.

Постановка темы и цели урока. Работа над текстом до чтения. (Антиципация)

- Прочитайте с доски фамилию автора и заголовок произведения, над которым мы будем работать.

- О чём пойдет речь?

- Какое это произведение по жанру?

- Откройте учебники на странице 99. И проверьте, правильны ли были ваши предположения.

- Почему вы так решили?

- Как будем называть автора этого стихотворения?

- Какие произведения этого поэта вы уже читали?

- Можем ли мы по заголовку определить настроение стихотворения?

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, и подумайте, о чём ещё пойдёт речь в стихотворении?

- Чтобы узнать с каким настроением поэт говорит нам о красоте осенней природы, мы прочитаем стихотворение.

(На доске: А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»)

- Название говорит нам о том, что сегодня мы будем читать произведение об осени.

- Трудно определить по названию.

- Стихотворение, потому что все произведения А.С.Пушкина, которые мы изучали, были стихотворения.

- Это стихотворение.

- Потому что текст написан стихотворной строкой.

- Поэт.

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- « Сказка о царе Салтане…»

- Это очень трудно.

- Вероятно, речь пойдёт об осенней природе, о её красоте.

ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.

- Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя.

/Чтение стихотворения детьми./

- Какие чувства у вас возникли при прочтении стихотворения?

- Какие картины вы представили?

- Правильны ли были наши предположения на счёт того, о чём пойдёт речь?

- А теперь мы можем определить настроение этого произведения? Какую музыку (печальную, весёлую, протяжную, бодрую, торжественную…) вы бы подобрали или сочинили к этому стихотворению?

- Мне стало грустно.

- Грусть, печаль.

- Я представила, как улетают птицы осенью на юг.

- Я представил осенний день, опадают листья.

- Солнышко не светит, холодно.

- Да.

- Мы правильно определили, что речь пойдёт об осенней природе, но настроение нам было трудно определить.

- Печальную

- Тихую.

- Грустную.

- Это стихотворение лирическое, то есть выражающее чувства и переживания, поэтому мы будем читать его медленно, вдумчиво, по строчкам.

/Читают сильные ученики по строчкам/

Уж небо осенью дышало,

- Как поэт говорит о небе?

- Как вы понимаете это выражение?

- Какие средства языковой выразительности использует автор?

- Какую картину можно представить, прочитав эти строчки. Попробуйте словесно нарисовать это небо.

Уж реже солнышко блистало,

- Как автор говорит о солнце?

- Как вы понимаете это выражение?

- Солнце излучает не яркий свет.

- Подберите синонимы к слову «блистало».

- Какую картину можно представить, прочитав эти строчки.

- Прочитаем следующую строчку.

Короче становился день,

- Что хочет нам сказать поэт этими строчками?

- Что в этой строчке означает слово «короче»?

- Поэт нам хотел сказать, что природа осенью меняется. И этими строками он описывает изменения в неживой природе.

- В каком темпе надо читать эти строки?

- Прочитайте эти три строчки друг другу выразительно. Постарайтесь правильно выбрать интонацию.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

/Послушать ученика. Дать оценку./

- Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово.

- Прочитайте  следующую строчку.

Лесов таинственная сень

- О чём говорит поэт?

- Всё ли понятно?

- Кто знает ответ?

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос и узнать, кто был прав?

- Прочитайте.

- Что же означает слово «сень»?

- К счастью тут нет опечатки и всё написано правильно. А какой покров имеет в виду поэт?

- Какой эпитет использует поэт?

- Как  вы понимаете выражение «таинственная сень»?

- Прочитайте  следующую строчку.

С печальным шумом обнажалась,

-  Все ли слова понятны?

- Может кто-нибудь объяснить значение этого слова?

/На доске выписано значение этого слова из нашего толкового словаря С.И.Ожегова./

- Прочитайте определение этого слова и скажите, правильным ли было наше предположение?

/На доске./

- Обнажить – освободиться от покровов, остаться нагим.

- Какие средства языковой выразительности использует поэт, чтобы создать образ шума?  

- Прочитаем следующую строку.

Ложился на поля туман,

- Какую картину вы представили?

- А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали?

- Вот эти ответы мне больше нравятся. Попробуйте описывать  картины природы во всех красках.

- В каком темпе надо читать эти строки?

- Прочитайте эти  строчки ещё раз про себя. Постарайтесь правильно выбрать интонацию, обратите внимание на правильное распределение пауз.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

- А теперь попробуем прочитать ещё раз. Попробуйте закрыть глаза и представить то, что услышите во время прослушивания этих строк.

- Спасибо. А скажите, чьё чтение вам больше всего понравилось?

- Почему?

-  Какую картину вы представили, услышав эти строчки. Попробуйте словесно нарисовать.

- Падают листья. Обнажаются деревья, из леса уходит одна тайна, но приходит другая.

- Прочитайте следующие строки до знака препинания.

/Разбита строка для лучшего понятия смысла/

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу;

- Какие у вас появились вопросы?

- Ребята кто знает ответ?

/На доске выписано значение этого слова из нашего толкового словаря С.И.Ожегова./

- Прочитайте значение этого слова.

- Караван – это группа животных, следующих друг за другом. Верблюды идут караваном.

- Говорим ли мы о птицах, что они летят караваном?

- А как гуси улетают на юг?

- В этой строчке  поэт использует метафору - переносное значение, описывая  гусей. «Караван гусей».

- Какую картину увидели?

- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.

-Какой эпитет использует поэт, говоря о караване гусей? Почему?

- Следующая картина…

 приближалась

Довольно скучная пора;

- Что хотел нам показать поэт этими строками?

- Почему он так решил? Ведь осень – это буйство разных красок, самые живописные картины.

Стоял ноябрь уж у двора.

- Хорошо. Вот вы и увидели подсказку поэта в последних строках.

- Попробуйте передать настроение автора в этих строках. И обратите внимание на правильную расстановку пауз.

- Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению этих строк.

Гусей крикливых караван/

Тянулся к югу;// приближалась/

Довольно скучная пора;//

Стоял ноябрь уж у двора.//

- Кто хочет прочитать?

- Получилось ли чтение удачным? Что получилось?

- Какие средства языковой выразительности использует автор, чтобы показать нам все картины осенней природы?

- Приведите примеры.

 

- Зачем поэт использует средства языковой выразительности?

- Посмотрите ещё раз на иллюстрацию в учебнике. А всё ли правильно изобразил художник?

- Небо дышало.

- Небо изменилось.

- Небо стало другим по сравнению с летом.

- Олицетворение.

- Небо осенью стало как будто бы ниже. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое.

- Осеннее небо тускнеет, становится бледным

- Оно реже блистало.

- Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.

- Солнце не так сильно греет как летом.

- Сияло.

- Сверкало.

- Блестело.

- Солнышко на небе светит не ярко. Оно стало бледным.

- Возможно, оно на небе совсем не блестит, а просто чуть-чуть светит.

- Осенний день стал меньше.

- Теперь рано темнеет и поздно светает.

-Непродолжительный, маленький по времени.

- Я думаю, что медленно, спокойно, потому что ни каких быстрых действий не происходит.

(Сначала читают 2-3 сильных ученика, затем 2-3 слабых.)

/сильные ученики/

- О лесе.

- Непонятно слово «сень».

- Сень – укрытие, покров.

- Это осень. Тут неправильно записано.

-  В учебном словарике.

- Сень – укрытие, покров.

- Покров осенних деревьев.

- Таинственная.

- Осенние листья на деревьях в лесу.

- Лес изменился и стал таинственным. В нём скрыта какая-то тайна.

- Листья на деревьях похожи на купол, который скрывает тайну.

- Непонятно слово «обнажалась».

- Я думаю, что это слово означает стать голым.

- Раздеться.

- Правильно.

- Эпитет.

- С печальным шумом.

- Поле. Туман.

/дети задумались./

- Светло серый туман покрывает поле.

- Туман почти прозрачный.

Он похож на дымку, которая укрывает поля. Цвета – синеватого.

- Печально.

-Таинственно.

Читают два – три ученика.

- Денис прочитал лучше.

- У него в голосе звучала таинственность, и он правильно выделил главные слова голосом.

- Я представила себя в осеннем лесу. Смотрю на деревья и мне жалко, что красивые листья опадают.

- А я люблю, когда в тишине падают листья. Тогда слышно как они летят.

- В лесу деревья теряют свою красоту, потому что опадают листья.

/Сильный ученик/

- Что такое караван?

- Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

/Сразу находят слово в словарике/

 

- Нет

- Они летят клином.

- Стало холодно и гуси друг за другом летят в тёплые страны.

-Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе.

- Наступает самое скучное время.

- Поэт дал нам подсказку. Ведь наступает ноябрь.

- В сентябре только начинает желтеть листва на деревьях, в октябре она опадает. А к ноябрю деревья стоят голые, птицы улетают. Становится скучно. Ждёшь снега.

/Чтение детьми.

( Читают 2 ученика)

- Мне понравилось чтение Лиды. Она читала выразительно, медленно, правильно соблюдала паузы, передала настроение автора.

- Олицетворения.

- Эпитеты

- Метафору

- Небо – дышало, сень – обнажалась, туман – ложился - олицетворения

- Караван гусей-метафора.

- Сень – таинственная¸ с печальным шумом, гусей крикливых  эпитеты

- Чтобы мы лучше представляли картины осени.

- В одной картине он нарисовал всё, что описывал поэт.

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

- Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт.

- О чём же это стихотворение?

- Кто хочет попробовать подготовиться к выразительному чтению?  

- Постарайтесь поработать в парах. Выразительно прочитать друг другу и обсудить получилось ли чтение выразительным.

- А теперь послушайте, я вам прочитаю стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

- О наступлении поздней осени.

- О картинах осенней природы.

/ Дети готовятся  3-4 минуты. Работа в парах./

/Учитель читает наизусть и показывает слайды/

ΙV этап. Итог урока

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

- Осознанно и выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

/ответы детей/

V этап.  Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "

Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина"  Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...

План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова

План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.АксаковаКласс: 2...

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение

На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать  и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...