Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
markova_lyudmila_viktorovna.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркова Людмила Викторовна
Гатчинский район
МБОУ «Таицкая СОШ»
учитель начальных классов
Урок литературного чтения
2 класс
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Цель урока. Научить осознанно, выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Задачи:
- Совершенствовать навыки чтения: осознанность, правильность, выразительность.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Развивать связную речь, воображение, память.
- Учить организовывать свою деятельность с деятельностью соседа (т.е. учить работать в парах)
- Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки ребёнка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа презентации.
Ответы детей | |
Ι этап. Постановка темы и цели урока. Работа над текстом до чтения. (Антиципация) | |
- Прочитайте с доски фамилию автора и заголовок произведения, над которым мы будем работать. - О чём пойдет речь? - Какое это произведение по жанру? - Откройте учебники на странице 99. И проверьте, правильны ли были ваши предположения. - Почему вы так решили? - Как будем называть автора этого стихотворения? - Какие произведения этого поэта вы уже читали? - Можем ли мы по заголовку определить настроение стихотворения? - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, и подумайте, о чём ещё пойдёт речь в стихотворении? - Чтобы узнать с каким настроением поэт говорит нам о красоте осенней природы, мы прочитаем стихотворение. | (На доске: А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…») - Название говорит нам о том, что сегодня мы будем читать произведение об осени. - Трудно определить по названию. - Стихотворение, потому что все произведения А.С.Пушкина, которые мы изучали, были стихотворения. - Это стихотворение. - Потому что текст написан стихотворной строкой. - Поэт. - «Сказка о рыбаке и рыбке» - « Сказка о царе Салтане…» - Это очень трудно. - Вероятно, речь пойдёт об осенней природе, о её красоте. |
ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения. | |
- Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя. /Чтение стихотворения детьми./ - Какие чувства у вас возникли при прочтении стихотворения? - Какие картины вы представили? - Правильны ли были наши предположения на счёт того, о чём пойдёт речь? - А теперь мы можем определить настроение этого произведения? Какую музыку (печальную, весёлую, протяжную, бодрую, торжественную…) вы бы подобрали или сочинили к этому стихотворению? | - Мне стало грустно. - Грусть, печаль. - Я представила, как улетают птицы осенью на юг. - Я представил осенний день, опадают листья. - Солнышко не светит, холодно. - Да. - Мы правильно определили, что речь пойдёт об осенней природе, но настроение нам было трудно определить. - Печальную - Тихую. - Грустную. |
- Это стихотворение лирическое, то есть выражающее чувства и переживания, поэтому мы будем читать его медленно, вдумчиво, по строчкам. /Читают сильные ученики по строчкам/ Уж небо осенью дышало, - Как поэт говорит о небе? - Как вы понимаете это выражение? - Какие средства языковой выразительности использует автор? - Какую картину можно представить, прочитав эти строчки. Попробуйте словесно нарисовать это небо. Уж реже солнышко блистало, - Как автор говорит о солнце? - Как вы понимаете это выражение? - Солнце излучает не яркий свет. - Подберите синонимы к слову «блистало». - Какую картину можно представить, прочитав эти строчки. - Прочитаем следующую строчку. Короче становился день, - Что хочет нам сказать поэт этими строчками? - Что в этой строчке означает слово «короче»? - Поэт нам хотел сказать, что природа осенью меняется. И этими строками он описывает изменения в неживой природе. - В каком темпе надо читать эти строки? - Прочитайте эти три строчки друг другу выразительно. Постарайтесь правильно выбрать интонацию. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, /Послушать ученика. Дать оценку./ - Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово. - Прочитайте следующую строчку. Лесов таинственная сень - О чём говорит поэт? - Всё ли понятно? - Кто знает ответ? - Где мы можем узнать ответ на этот вопрос и узнать, кто был прав? - Прочитайте. - Что же означает слово «сень»? - К счастью тут нет опечатки и всё написано правильно. А какой покров имеет в виду поэт? - Какой эпитет использует поэт? - Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? - Прочитайте следующую строчку. С печальным шумом обнажалась, - Все ли слова понятны? - Может кто-нибудь объяснить значение этого слова? /На доске выписано значение этого слова из нашего толкового словаря С.И.Ожегова./ - Прочитайте определение этого слова и скажите, правильным ли было наше предположение? /На доске./ - Обнажить – освободиться от покровов, остаться нагим. - Какие средства языковой выразительности использует поэт, чтобы создать образ шума? - Прочитаем следующую строку. Ложился на поля туман, - Какую картину вы представили? - А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали? - Вот эти ответы мне больше нравятся. Попробуйте описывать картины природы во всех красках. - В каком темпе надо читать эти строки? - Прочитайте эти строчки ещё раз про себя. Постарайтесь правильно выбрать интонацию, обратите внимание на правильное распределение пауз. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, - А теперь попробуем прочитать ещё раз. Попробуйте закрыть глаза и представить то, что услышите во время прослушивания этих строк. - Спасибо. А скажите, чьё чтение вам больше всего понравилось? - Почему? - Какую картину вы представили, услышав эти строчки. Попробуйте словесно нарисовать. - Падают листья. Обнажаются деревья, из леса уходит одна тайна, но приходит другая. - Прочитайте следующие строки до знака препинания. /Разбита строка для лучшего понятия смысла/ Гусей крикливых караван Тянулся к югу; - Какие у вас появились вопросы? - Ребята кто знает ответ? /На доске выписано значение этого слова из нашего толкового словаря С.И.Ожегова./ - Прочитайте значение этого слова. - Караван – это группа животных, следующих друг за другом. Верблюды идут караваном. - Говорим ли мы о птицах, что они летят караваном? - А как гуси улетают на юг? - В этой строчке поэт использует метафору - переносное значение, описывая гусей. «Караван гусей». - Какую картину увидели? - Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц. -Какой эпитет использует поэт, говоря о караване гусей? Почему? - Следующая картина… приближалась Довольно скучная пора; - Что хотел нам показать поэт этими строками? - Почему он так решил? Ведь осень – это буйство разных красок, самые живописные картины. Стоял ноябрь уж у двора. - Хорошо. Вот вы и увидели подсказку поэта в последних строках. - Попробуйте передать настроение автора в этих строках. И обратите внимание на правильную расстановку пауз. - Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению этих строк. Гусей крикливых караван/ Тянулся к югу;// приближалась/ Довольно скучная пора;// Стоял ноябрь уж у двора.// - Кто хочет прочитать? - Получилось ли чтение удачным? Что получилось? - Какие средства языковой выразительности использует автор, чтобы показать нам все картины осенней природы? - Приведите примеры.
- Зачем поэт использует средства языковой выразительности? - Посмотрите ещё раз на иллюстрацию в учебнике. А всё ли правильно изобразил художник? | - Небо дышало. - Небо изменилось. - Небо стало другим по сравнению с летом. - Олицетворение. - Небо осенью стало как будто бы ниже. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое. - Осеннее небо тускнеет, становится бледным - Оно реже блистало. - Солнце на небе меньше появляется, меньше светит. - Солнце не так сильно греет как летом. - Сияло. - Сверкало. - Блестело. - Солнышко на небе светит не ярко. Оно стало бледным. - Возможно, оно на небе совсем не блестит, а просто чуть-чуть светит. - Осенний день стал меньше. - Теперь рано темнеет и поздно светает. -Непродолжительный, маленький по времени. - Я думаю, что медленно, спокойно, потому что ни каких быстрых действий не происходит. (Сначала читают 2-3 сильных ученика, затем 2-3 слабых.) /сильные ученики/ - О лесе. - Непонятно слово «сень». - Сень – укрытие, покров. - Это осень. Тут неправильно записано. - В учебном словарике. - Сень – укрытие, покров. - Покров осенних деревьев. - Таинственная. - Осенние листья на деревьях в лесу. - Лес изменился и стал таинственным. В нём скрыта какая-то тайна. - Листья на деревьях похожи на купол, который скрывает тайну. - Непонятно слово «обнажалась». - Я думаю, что это слово означает стать голым. - Раздеться. - Правильно. - Эпитет. - С печальным шумом. - Поле. Туман. /дети задумались./ - Светло серый туман покрывает поле. - Туман почти прозрачный. Он похож на дымку, которая укрывает поля. Цвета – синеватого. - Печально. -Таинственно. Читают два – три ученика. - Денис прочитал лучше. - У него в голосе звучала таинственность, и он правильно выделил главные слова голосом. - Я представила себя в осеннем лесу. Смотрю на деревья и мне жалко, что красивые листья опадают. - А я люблю, когда в тишине падают листья. Тогда слышно как они летят. - В лесу деревья теряют свою красоту, потому что опадают листья. /Сильный ученик/ - Что такое караван? - Караван – здесь: летящие друг за другом гуси. /Сразу находят слово в словарике/
- Нет - Они летят клином. - Стало холодно и гуси друг за другом летят в тёплые страны. -Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе. - Наступает самое скучное время. - Поэт дал нам подсказку. Ведь наступает ноябрь. - В сентябре только начинает желтеть листва на деревьях, в октябре она опадает. А к ноябрю деревья стоят голые, птицы улетают. Становится скучно. Ждёшь снега. /Чтение детьми. ( Читают 2 ученика) - Мне понравилось чтение Лиды. Она читала выразительно, медленно, правильно соблюдала паузы, передала настроение автора. - Олицетворения. - Эпитеты - Метафору - Небо – дышало, сень – обнажалась, туман – ложился - олицетворения - Караван гусей-метафора. - Сень – таинственная¸ с печальным шумом, гусей крикливых эпитеты - Чтобы мы лучше представляли картины осени. - В одной картине он нарисовал всё, что описывал поэт. |
ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения. | |
- Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. - О чём же это стихотворение? - Кто хочет попробовать подготовиться к выразительному чтению? - Постарайтесь поработать в парах. Выразительно прочитать друг другу и обсудить получилось ли чтение выразительным. - А теперь послушайте, я вам прочитаю стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» | - О наступлении поздней осени. - О картинах осенней природы. / Дети готовятся 3-4 минуты. Работа в парах./ /Учитель читает наизусть и показывает слайды/ |
ΙV этап. Итог урока | |
- Чему мы научились сегодня на уроке? - Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? | - Осознанно и выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» /ответы детей/ |
V этап. Домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в 3 классе Введение в раздел. Какая разная осень школа 2100… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)
Данный урок знакомит учащихся с классиками русской литературы....
Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "
Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина" Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...
План-конспект урока литературного чтения "Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»"
Приводится урок литературного чтения в 3 классе...
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.АксаковаКласс: 2...
Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени.
План-конспект урока по теме "Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени", 3 класс, "Школа-2100"...
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение
На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...
Урок по литературному чтению_Природа осени в стихотворениях А.С. Пушкина
Технологическая карта урока...