План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова

Класс: 2 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися настроения героя в произведениях А.С.Пушкина «Осень» и С.Т.Аксакова «Осень».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Осень» и с отрывком из рассказа С.Т.Аксакова «Осень»

- раскрыть настроение произведений

- развивать умение понимать роль изобразительно-выразительных средств языка

- совершенствовать навыки чтения

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Развивающие:

- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся

- воспитывать любовь к чтению, к книге, к русской поэзии

Оборудование: учебник, творческая тетрадь, презентация

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (5 минут)
  3. Сообщение темы урока
  4. Подготовка к восприятию (5 минут)
  5. Установка на восприятие (5 минут)
  6. Первичное восприятие (1 минута)
  7. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  8. Анализ произведения (11 минут)
  9. Обобщение (7 минут)
  10. Домашнее задание (1 минута)
  11.  Итог урока(2 минута)
  12. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня наш урок мы начнем с отгадывания кроссворда. Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится слово, которое поможет нам назвать тему урока.

Отгадывание кроссворда в презентации

- Какое слово у нас получилось по вертикали?

- С каким временем года связано такое явление, как листопад?

- Что вы можете рассказать про это явление природы?

- А какие признаки осени вы еще знаете? Что меняется в природе осенью?

- А знаете ли вы, какие-нибудь приметы осени?

- Сейчас мы с ними и познакомимся.

Откройте творческую тетрадь на странице 13.

- Прочитаем, какие же есть приметы.

Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.

- Как вы понимаете эту примету?

Гром в сентябре к долгой осени.

В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы куёт.

- Как вы понимаете эту примету?

Актуализируют свои знания, отвечают на вопросы.

Обучающиеся отгадывают кроссворд

- листопад

- осень

Ответы детей

Чтение и анализ примет осени учениками.

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы начнем изучать литературные произведения об осени, будем учиться видеть вместе с автором красоту природы, замечать удивительное в природе. А раздел, который мы начинает сегодня изучать, называется «Краски осени».

Внимательно слушают учителя и определяют задачиурока.

Подготовка к восприятию

-  А давайте посмотрим, что же нам сообщает профессор Самоваров об этом удивительном времени года.

Откройте учебник на странице 24. Прочитайте рассказ профессора.

- Ребята, а как вы думаете, чему еще мы будем учиться на уроках литературного чтения?

- Итак, ребята, давайте посмотрим, с каким же первым произведением мы познакомимся. Посмотрите внимательно на страницу 25.

- Произведение какого жанра перед нами?

- Как вы определили, что это стихотворение?

- Как называют автора стихотворений?

- Чье стихотворение перед нами?

- Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

- А.С.Пушкин написал очень много стихотворений.

- Как называется стихотворение, с которым сегодня познакомимся мы с вами?

- Как вы считаете, как Пушкин относится к осени?

Чтение текста из учебника.

- передавать свои впечатления, настроение после прочтения произведения

- поэзия

- небольшой размер, расположение на странице

- поэт

- А.С.Пушкина

Ответы детей

- «Осень»

Установка на восприятие

- Давайте послушаем стихотворение поэта и попытаемся проникнуться его осенним настроением.

Дети готовятся слушанию стихотворению

Первичное восприятие

Выразительное чтение стихотворение наизусть учителем.

Внимательно слушают и представляют картины осени

Проверка первичного восприятия

- Какие картины природы вам представились наиболее ярко?

- Какое настроение вы уловили?

- Что показалось вам необычным в этом стихотворении?

Делятся своими чувствами, эмоциями.

Анализ произведения

- А сейчас прочитаем стихотворение еще раз.

- Какую картину представили?

- Как герой относится к осени? Какие слова помогают понять его переживания?

        

- Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

- Как вы понимаете значение слова «багрец»?

В старославянском языке так назывался темно-красный цвет.

- Как вы понимаете выражение «прощальная краса»? «пышное природы увяданье».

- Посмотрите внимательно, поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением. Почему Пушкин одновременно называет осень «унылой» и  «чарующей» порой?

- Меняется ли настроение героя в конце восьмистишия?

Самостоятельное чтение детей

- Лесная опушка, деревья в разноцветном уборе, небо покрыто мглой, холодный ветер налетает порывами и шумит в кронах деревьев, свозь осенние тучи пробивается одинокий солнечный луч.

- Герою нравится эта осенняя пора. Об этом говорят такие слова, как: «Очей очарованье!!, «Приятна мне…», «Люблю я…»

Ответы детей

- ему нравится осень, но ему грустно, что происходят такие изменения в природе.

- Настроение героя становится более тревожным, печальным.

Обобщение

- А сейчас, ребята, мы познакомимся еще с одним произведение. Автором этого произведения является Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель.

- Как называется произведение Сергея Аксакова?

- Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и попробуйте представить те картины осени, о которых нам говорит автор.

Выразительное чтение отрывка учителем.

-  Какие картины природы вам представились наиболее ярко?

- Какое настроение вы уловили?

- Какие чувства возникли у вас при слушании этого отрывка?

- Ребята, мы с вами познакомились с двумя красочными описаниями осенней природы. Какое настроение создают они у вас?

- Какая пора осени изображается в произведениях?

- «Осень»

Внимательно слушают и представляют картины осени

Ответы детей

- У А.С.Пушкина – ранняя осень, а у Аксакова – поздняя осень.

Домашнее задание

- Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение наизусть любого произведения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. Попытайтесь передать настроение, чувства, эмоции, которые у вас возникают.

Записывают домашнее задание

Итог урока

- С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто автор этих произведений?

- В чем его главная мысль?

- Что узнали об авторе?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 2

С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают: Шкурку тонкую сдирают. 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Весной зеленела, Летом загорела, Осенью красные Кораллы надела.

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит.

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки.

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке.

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили: В ушанке заячьей зимой, А летом с бритой головой.

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не человек.

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Б Е Р Е З А Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 7 8 Л И П А Н Р Б Я И А А Н И С О Н Н Е В Т С И Л А Ц И С О С Н А Ь Н Е П Б Е Р Е З А Б Д У

Слайд 11

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 12

Сергей Тимофеевич Аксаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...