Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя:
- формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию В. Белова;
- уметь характеризовать героев произведения.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 27.02.2018 Школа: №148 Класс: 3 «Д» Кабинет: 224 | ФИО учителя ФИО студента ФИО методиста |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»»
Цели деятельности учителя:
- формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию В. Белова;
- уметь характеризовать героев произведения.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть; презентация.
№ п/п | Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 8:15 – 8:16 | – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Итак, друзья, внимание! – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте. | Приветствовать учителя. Организовывать своё рабочее место. Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа. Практический: чтение скороговорки; проверка домашнего задания. | 8:16 – 8:20 | Речевая разминка. Кричал Архип, Архип осип. – Прочитайте скороговорку "птичий базар" (медленно, с ускорением, шёпотом, громко) Проверка домашнего задания. – Какое у вас было домашнее задание? – А что нужно было сделать в этом задании? – Верно. Кто желает рассказать о своём приключении всему классу? (Спросить 2-3 учащихся.) |
– Выполнить задание на странице 67, №8. – Нужно было представить себя в роли зайчика-Листопадничка и рассказать о своём приключении. | П: структурирование знаний. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: беседа. | 8:20 – 8:24 | – Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? – Что означает слово любовь? – Между кем может возникнуть любовь? – С какими произведениями из этого раздела вы познакомились? – Кто такой Листопадничек? – Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? – О какой любви говорилось в этой сказке? – Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. – Способны ли животные любить своих детей так, как люди? – На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ. – Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась». – Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске). Узнать о жизни … … Познакомиться с произведением “… …” Учиться ??? … | – «Люби живое». Высказать своё мнение. – Любовь между мужчиной и женщиной; любовь родителей к детям; любовь детей к родителям; любовь к своим родственникам и друзьям; любовь к животным. – М. Пришвин «Моя родина», Соколов-Микитов «Листопадничек». – Это зайчонок. – Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. – О любви детей к родителям. – В.И. Белова. – «Малька провинилась». – Выразительно читать и анализировать текст. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: целеполагание. |
4. | Открытие нового знания Словесный: слово учителя, беседа. Практический: работа с учебником. | 8:24 – 8:28 | – Я вам предлагаю познакомиться с В.И. Беловым. – В.И. Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни. – В.И. Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась». – Откройте учебники на странице 68. – Сейчас мы будем читать рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». Читать будем с остановками. Во время чтения, постараемся перенестись в мир рассказа, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга. – Попробуйте предугадать, о чем пойдет речь в произведении. – Кого автор мог назвать Малькой? – Что значит провинилась? В чем могла провиниться Малька? | Слушать рассказ учителя. Открыть учебник. Отвечать на вопросы учителя. | П: рассуждение по новой теме. |
5. | Первичное закрепление Словесный: беседа. Практический: работа с учебником – чтение рассказа. | 8:28 – 8:48 | – Сейчас мы прочитаем этот рассказ по цепочке до первой остановки и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться. – Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата? – От чьего имени написан рассказ? – Где происходили события, описанные в рассказе? – Почему вы так решили? – Какой была речь хозяйки дома Лидии? – Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку. – Какое из этих слов описывает внешность Мальки? – Какие слова вам непонятны? – Как вы думаете, что они означают? – Посмотрите на слайд, здесь представлены эти слова и что они обозначают. Шельма – мошенник, плут, обманщик. Блудня – ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний. Батявка – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец». – Как вы думаете, понимала ли Малька, за что ее ругают? Прочитайте, как об этом написано в тексте. – А за что же Лидия ругала Мальку? – А как Лидия обозвала щенят? – Что обозначает это слово? – Прочитайте значение слова со слайда. – Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками? – Как вы думаете, как поступит Лидия со щенятами? – Сейчас мы будем читать рассказ до второй остановки и увидим, удалось ли нам с вами предугадать судьбу щенят. – Удалось ли нам предугадать судьбу щенят? – Как вы относитесь к поступку Лидии? Почему она так поступила? – Если бы Лидия оставила у себя щенят, кому пришлось бы заботиться о собаках? Физминутка. Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте). Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны). Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту). Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок). – В рассказе, казалось бы, каждый определился со своей судьбой. Лидия довольна, щенята обрели себе дом, и у Мальки жизнь будет продолжаться привычным образом. Почему же на этом рассказ не заканчивается? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы? – Мы сейчас будем читать рассказ до последней, третьей остановки, и узнаем, удалось ли нам получить ответы на наши вопросы. – Получили ли мы ответы на наши вопросы? – Как Мальке удалось найти своего щенка? – Где произошла встреча рассказчика с Малькой? – Что это была за снежная тропа? – Какой увидел автор Мальку при встрече с ней? Вывод учителя: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем. – Опасен ли путь был по этому самодельному мостику? – Зачем она бегала туда каждый день в одно и то же время? – Какой путь она проделывала? – Как к этому относилась Лидия? – Почему же она тогда Мальку ругала, запирала? – Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь? – Как теперь она называет кутенка Мальки? Какие качества характера Мальки показаны в рассказе? – В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки? – Верная – значит какая? – Какие чувства вы испытали при прослушивании этого рассказа? | Читать рассказ по цепочке. (Читать до слов «– Ладно, пускай живут»). Ответить на вопрос. – От лица автора. – В деревне. – Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский. – Грубой, сердитой. – Кривоногая, шельма, блудня, батявка, бессовестная. – Кривоногая. – Шельма, блудня, батявка. Высказывать мнение. – Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка. – За то, что Малька принесла двух щенят. – Шаромыжники. Ответить на вопрос. – Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик. – Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить. Ответить на вопросы. Читать рассказ по цепочке. (Читать до слов «Деревня, где я жил…»). Ответить на вопросы. – Она понимала, что трех взрослых собак прокормить будет трудно, поэтому она их не выбросила, не утопила, а определила в надежные руки. – С одной стороны, она жалостливая, заботливая, с другой стороны, она боится трудностей, ей не хочется брать на себя ответственность.
– По запаху, по следу Лидии. – На снежной тропе. – Лава – это перекинутые два бревна, они соединяли два берега, две деревни. – Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь. – Да, ведь не было ограждения, а зимой было скользко. Но, несмотря на трудности и опасность, Малька ежедневно бегала в соседнюю деревню. – Кормить щенят. – 2 километра. – Весело, со смехом. – Лидия беспокоилась о Мальке. – Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки. – Дитятко. Ответить на вопрос. – «Верная мамаша». – Любящая, заботливая, бесстрашная. Высказать своё мнение. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Практический: работа с пословицами. | 8:48 – 8:51 | – Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы. а) Всякой матери свое дитя мило. б) Материнское сердце не знает покоя. в) Отец и мать цены не имеют. г) При солнышке тепло, при матери добро. – Прочтите собранные пословицы. – Что их объединяет? – Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему? – Какова главная мысль рассказа? – Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. | – Все пословицы о маме. Ответить на вопросы. Слушать учителя. | Р: итоговый контроль. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: слово учителя. | 8:51 – 8:52 | – Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 68-69 (читать), страница 70 №3. | Открыть дневники и записать домашнее задание. | Р: обобщение, контроль. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 8:52 – 8:55 | – Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди? – Чему люди могут научиться у Мальки? – Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке. – Какой рассказ прочитали? О ком он? – Что нового для себя вы узнали на уроке? – Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? – Закончить наш урок я хочу синквейном о вас: Ученики Внимательные, активные. Слушали, отвечали, рассуждали. Выполнили правильно все задания. Молодцы! Урок окончен. | Ответить на вопросы учителя. – Узнать больше о жизни и характере собак. | П: самоконтроль, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...
Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...
Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...
Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...
Конспект урока литературного чтения Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой»(УМК "Школа России" , 4 класс)
Конспект урока литературного чтенияТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девч...