Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цели деятельности учителя:

  • формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию В. Белова;
  • уметь характеризовать героев произведения.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.2018

Школа: №148

Класс: 3 «Д»

Кабинет: 224

ФИО учителя 
Васильева Наталья Александровна

ФИО студента 
Данилова Екатерина Сергеевна, 32 гр.

ФИО методиста 
Воронова Мария Владимировна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»»

Цели деятельности учителя: 

  • формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию В. Белова;
  • уметь характеризовать героев произведения.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть; презентация.


№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

8:15 – 8:16

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.  

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!

– Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте.

Приветствовать учителя.

Организовывать своё рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.  

Практический: чтение скороговорки; проверка домашнего задания.

8:16 – 8:20

Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип осип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте скороговорку "птичий базар" (медленно, с ускорением, шёпотом, громко)

Проверка домашнего задания.

– Какое у вас было домашнее задание?

– А что нужно было сделать в этом задании?

– Верно. Кто желает рассказать о своём приключении всему классу? (Спросить 2-3 учащихся.)



Читать скороговорку.

– Выполнить задание на странице 67, №8.

– Нужно было представить себя в роли зайчика-Листопадничка и рассказать о своём приключении.

П: структурирование знаний.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

8:20 – 8:24

Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать?

 Что означает слово любовь?

Между кем может возникнуть любовь?



 С какими произведениями из этого раздела вы познакомились?

 Кто такой Листопадничек?

 Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой?

 О какой любви говорилось в этой сказке?

Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

 Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

На этот вопрос нам надо ответить в конце урокаВ нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Узнать о жизни … …

Познакомиться с произведением “… …”

Учиться ??? …  

– «Люби живое».

Высказать своё мнение.

Любовь между мужчиной и женщиной; любовь родителей к детям; любовь детей к родителям; любовь к своим родственникам и друзьям; любовь к животным.

 М. Пришвин «Моя родина», Соколов-Микитов «Листопадничек».

 Это зайчонок. 

Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. 

 О любви детей к родителям.

В.И. Белова.

 «Малька провинилась».

Выразительно читать и анализировать текст.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: целеполагание.

4.

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа.

Практический: работа с учебником.

8:24 – 8:28

 Я вам предлагаю познакомиться с В.И. Беловым.

 В.И. Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

 В.И. Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

 Откройте учебники на странице 68.

 Сейчас мы будем читать рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». Читать будем с остановками. Во время чтения, постараемся перенестись в мир рассказа, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга.

 Попробуйте предугадать, о чем пойдет речь в произведении.

 Кого автор мог назвать Малькой?

 Что значит провинилась? В чем могла провиниться Малька?

Слушать рассказ учителя.

Открыть учебник.

Отвечать на вопросы учителя.

П: рассуждение по новой теме.
П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.

Первичное закрепление

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником – чтение рассказа.

8:28 – 8:48

– Сейчас мы прочитаем этот рассказ по цепочке до первой остановки и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться.

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

– От чьего имени написан рассказ?

– Где происходили события, описанные в рассказе?

– Почему вы так решили?

– Какой была речь хозяйки дома Лидии?

– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку.

Какое из этих слов описывает внешность Мальки?

– Какие слова вам непонятны?

– Как вы думаете, что они означают?

– Посмотрите на слайд, здесь представлены эти слова и что они обозначают.

Шельма – мошенник, плут, обманщик.

Блудня – ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.

Батявка – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

– Как вы думаете, понимала ли Малька, за что ее ругают? Прочитайте, как об этом написано в тексте. 

– А за что же Лидия ругала Мальку?

– А как Лидия обозвала щенят?

– Что обозначает это слово?

– Прочитайте значение слова со слайда.

– Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?


– Как вы думаете, как поступит Лидия со щенятами?

Сейчас мы будем читать рассказ до второй остановки и увидим, удалось ли нам с вами предугадать судьбу щенят.

– Удалось ли нам предугадать судьбу щенят? 

– Как вы относитесь к поступку Лидии? Почему она так поступила?

– Если бы Лидия оставила у себя щенят, кому пришлось бы заботиться о собаках?


– Какими качествами обладает Лидия?


Физминутка. 

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте).

Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны). 

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту).

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).

– В рассказе, казалось бы, каждый определился со своей судьбой. Лидия довольна, щенята обрели себе дом, и у Мальки жизнь будет продолжаться привычным образом. Почему же на этом рассказ не заканчивается? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?

– Мы сейчас будем читать рассказ до последней, третьей остановки, и узнаем, удалось ли нам получить ответы на наши вопросы.

– Получили ли мы ответы на наши вопросы?

– Как Мальке удалось найти своего щенка?

– Где произошла встреча рассказчика с Малькой?

– Что это была за снежная тропа?

– Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?

Вывод учителя: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

– Опасен ли путь был по этому самодельному мостику?

– Зачем она бегала туда каждый день в одно и то же время?

– Какой путь она проделывала?

– Как к этому относилась Лидия?

– Почему же она тогда Мальку ругала, запирала?

– Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь?

– Как теперь она называет кутенка Мальки?

Какие качества характера Мальки показаны в рассказе? 

– В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки?

– Верная – значит какая?

– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого рассказа? 

Читать рассказ по цепочке. (Читать до слов «– Ладно, пускай живут»).

Ответить на вопрос.

– От лица автора.

– В деревне.

– Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский.

– Грубой, сердитой.

– Кривоногая, шельма, блудня, батявка, бессовестная.

– Кривоногая.

– Шельма, блудня, батявка.

Высказывать мнение.

– Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка.

– За то, что Малька принесла двух щенят.

– Шаромыжники.

Ответить на вопрос.

Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.

Ответить на вопросы.

Читать рассказ по цепочке. (Читать до слов «Деревня, где я жил…»).

Ответить на вопросы.

– Она понимала, что трех взрослых собак прокормить будет трудно, поэтому она их не выбросила, не утопила, а определила в надежные руки.  

– С одной стороны, она жалостливая, заботливая, с другой стороны, она боится трудностей, ей не хочется брать на себя ответственность.







– Встретится ли Малька со своими щенятами? Где она их найдет?

– По запаху, по следу Лидии.

– На снежной тропе.

– Лава – это перекинутые два бревна, они соединяли два берега, две деревни.

– Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.

– Да, ведь не было ограждения, а зимой было скользко. Но, несмотря на трудности и опасность, Малька ежедневно бегала в соседнюю деревню.

– Кормить щенят.

– 2 километра.

– Весело, со смехом.

– Лидия беспокоилась о Мальке.

– Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки.

– Дитятко.

Ответить на вопрос.

– «Верная мамаша».

– Любящая, заботливая, бесстрашная.

Высказать своё мнение.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Практический: работа с пословицами.

8:48 – 8:51

– Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы. 

а) Всякой матери свое дитя мило.

б) Материнское сердце не знает покоя.

в) Отец и мать цены не имеют.

г) При солнышке тепло, при матери добро.

– Прочтите собранные пословицы. 

– Что их объединяет?

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

– Какова главная мысль рассказа?

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. 

– Все пословицы о маме.

Ответить на вопросы.

Слушать учителя.

Р: итоговый контроль.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: слово учителя.

8:51 – 8:52

– Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 68-69 (читать), страница 70 №3.

Открыть дневники и записать домашнее задание.

Р: обобщение, контроль.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

8:52 – 8:55

– Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

– Чему люди могут научиться у Мальки?

– Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

– Какой рассказ прочитали? О ком он?

– Что нового для себя вы узнали на уроке?

– Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? 

– Закончить наш урок я хочу синквейном о вас:

Ученики Внимательные, активные. Слушали, отвечали, рассуждали. Выполнили правильно все задания. Молодцы! Урок окончен.

Ответить на вопросы учителя.

– Узнать больше о жизни и характере собак.

П: самоконтроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...

Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...

Конспект урока литературного чтения Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой»(УМК "Школа России" , 4 класс)

Конспект урока литературного чтенияТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девч...