Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Елена Владимировна Nиколаева

Конспект урока с УУД по литературному чтению. Тема "Русские народные сказки. Сказка "Лисичка-сестричка и волк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc300 КБ
Файл skazka.rar1.56 МБ
Office presentation icon lisichka-sestrichka_i_volk.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  литературному чтению в 1 классе

Раздел: Сказки.

  Тема:  Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.

                  УМК «Планета знаний». Автор Э.Э. Кац

Время проведения:  апрель

Цель урока:  систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать  характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:  

-  развитие самостоятельности;

- развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

- развитие  устной речи;  образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование  умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

  1. формирование учебно-информационных умений (умения работать  с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
  2. развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
  3. воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;  нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока:  сказка, персонаж,  кластер.

Оборудование:     учебник Э.Э.Кац  «Литературное чтение»,  сигналы, карточки с таблицами, изображения  животных, проектор, компьютер,

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

 (организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и  цели урока  в виде вопросов.

Методы:  подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять  звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А  работать  и читать!

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство  с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также   поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?  

- Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте.

II. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

- Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям.  К какому жанру литературы они относятся?

- Чем отличается сказка от других жанров литературы?  

- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

- Назовите авторские сказки.

- Назовите народные сказки.

- Дополните предложенную схему.

    народные

             Сказки просят:

- А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

- Подумайте, какая сказка будет «лишняя»  и почему?

- Это всё сказки.

- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы,  Кощей Бессмертный и т.д.

- Народные и авторские.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III. «Открытие нового знания»

Цель:

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка»,  прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о  котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Но вначале проведём словарную разминку.

 - словарная разминка:  

    чув-ство               со-чув-ство-вать

   чув-ство-вать      бес-чув-ствен-ный

- Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

-  Найдите  значения слов в словаре:  СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ,  КОРОМЫСЛО,  НАХОДЧИВЫЙ.

 - Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.

- А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

    - Это лиса.

«Теремок»

 «Заюшкина избушка»

 «Лиса и медведь»

 

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

«Лисичка-сестричка и волк»

- Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV. Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог.

Физминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.

Способы: работа в парах.

- Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?

- А для чего деду понадобилась лиса?

- Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?

- Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?

- Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?

- Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?

- Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

А впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.

Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.

Подражаем мы волчишке

Непоседы-ребятишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

- А сейчас работаем в паре.  На странице 66 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям.

Усталость, радость, страх, злость.

Злость, обида.

Радость, торжество

Выполняют:

- Хлопки над головой

- Бег на цыпочках.

- Подражают волку.

         - Садятся за парты.

Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, самооценка.

-  А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.66 – 67)

- Оцените свою работу с помощью сигналов.

       -   справился          - не справился



Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов   (красный – справился, синий – не справился).

VI. Домашнее задание.

Сегодня мы познакомились только с одним из  главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома  нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно.

Запись домашнего задания

VII. Итог урока.  Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Методы:  выполнение продуктивных заданий.

-  Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?

- Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера).

лисонька

хитрая

хитрит

обманщица

Кумушка

лисичка - сестричка

Патрикеевна плутовка кума

-Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по  2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий.

- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то  поднимите  лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.

          

- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика)  за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?

Прозвенел для нас звонок.

Всем спасибо за урок.

- Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая , привлекательная, рыжая, злая.
- Обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает,  притворяется.

Воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга

 Дети проводят самооценку.

Дети показывают карточки с изображением животных.

Дети учатся оценивать работу других детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение. 1 класс

Слайд 3

Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных

Слайд 4

Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас!

Слайд 7

«Лисичка – сестричка и волк» (1 урок)

Слайд 8

Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-н-ы-й Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком» ? Найти значения слов в словаре: НАХОДЧИВЫЙ, СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО

Слайд 12

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке.

Слайд 13

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, - и начала ругать мужа.

Слайд 14

Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не шевельнётся, лежит себе как мёртвая.

Слайд 15

Дочитать сказку до конца; Отметить непонятные, сложные слова.

Слайд 16

лисонька хитрая хитрит обманщица - кумушка лисичка – сестричка … … … … … …

Слайд 18

Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение чтению Русская народная сказка "Лиса и Волк"

Русская народная сказка "Лиса и волк"...

Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"

Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...

Урок литературного чтения во 2 классе "Напуганные медведь и волки" (русская народная сказка)

Урок литературного чтения во 2 классе (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема ...

Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

Урок литературного слушания в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Урок чтения с применением информационных технологий (капсула-мини Маруся). Русская народная сказка: Лиса и Волк

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и волк», чтение, разбор сказки, словарная работа, работа с умной колонкой Маруся.Задачи урока:формировать умение анализировать л...