Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Фисенко Кристина Юрьевна

Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание текста, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

 

Класс: 2класс Программа "Школа 2100"

Тема урока : Русская народная сказка "Напуганные медведи и волки"

Цели:

Образовательная: Учить различать виды сказок

Развивающая: Развивать речь, активизировать словарный запас, познавательные способности, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная:Воспитывать чувство взаимовыручки и товарищества.

Оборудование: Компьютерная презентация к уроку. Маски животных. Карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literturnoe_chtenie.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГ.М. – Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Посмотрите на экран настроений, покажите ваше настроение. Я думаю , что у многих оно улучшится и желаю вам успехов.

- Скажите, чему вы учитесь на уроках чтения?

- Выполним дыхательную гимнастику.

СТИХОТВОРЕНИЕ

ВОЛШЕБНЫЕ

       РАССКАЗ

         БЫТОВЫЕ

   О ЖИВОТНЫХ

         СКАЗКИ

       НАРОДНЫЕ

      АВТОРСКИЕ

   БОГАТЫРСКИЕ

           ЖАНР

ПОВТОРЕНИЕ: а) Мне нужны два помощника, чтобы привести схему в порядок.                                                                                                                      

б) Пока мои помощники работают у доски, мы поупражняемся в чтении. Чтение потешки (самостоятельно, друг другу, по вариантам).

Проверка  схемы (рассказ помощников по схеме). А к какому типу сказок относится сказка, которую вы перечитывали дома? В чем особенность сказок о животных?

Чтобы придумать такие сказки нужны ум и наблюдательность. Сейчас проверим вашу наблюдательность. Вам на дом было дано задание по группам 1 группа. Найти, какими качествами характера наделены в сказках следующие животные :

Лиса (хитрая, коварная, лживая)

Медведь (медлительный, сильный)

Волк (злой, глупый, простоватый)

Петух (гордый, хвастливый, удалой)

Ворона (злая, глупая)

Заяц (трусливый, робкий)

Ёж (хозяйственный, трусливый)

- Это животные русских народных сказок. Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран?

2 группа. Учили сказку «Лиса и рак» и сейчас ребята попробуют её обыграть. – Кто желает быть актёром? Остальные зрители. А теперь оцените, чьё выступление вам показалось наиболее интересным. Почему? Какие средства выразительности помогли передать характер и настроение героев?

- Сделаем вывод. Какой намёк для нас людей заключён в этой сказке?

3 группа. Ребята подбирали пословицы и поговорки, в которых есть образы животных.

Преданный как собака. (восхищаются верностью)

Хитёр, как лиса. (по поводу изворотливости)

Сказка про белого бычка. (о человеке, который  не говорит ничего определённого и снова возвращается к тому с чего начал)

ФИЗМИНУТКА

Упражнение «Раскрашивание». (закрыть глаза, представить большой белый экран. Мысленно раскрасить поочерёдно жёлтым цветом, оранжевым, зелёным. Раскрашивать не торопясь. Закончить раскрашивать нужно любимым цветом)

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ.

а) Проверим, насколько вдумчивыми вы были читателями и как вы ориентируетесь в тексте. Но сначала предупредим ошибки, поработаем над трудными словами. Работа со словарём Ожегова .

Д!

СЕНА КЛОК – И ТОТ ПОПОЛАМ

ГДЕ ПЛОХО ЛЕЖИТ – ТУТ У НЕГО БРЮХО И БОЛИТ  

ХВОРЬ ПРИКИНУЛАСЬ

РЕЧЬ ПОВЁЛ

БЕРЕСТА

ДАВЕЧА

б) Выборочное  чтение.

- Кто главный герой сказки?

- С кем жил кот?

Найдите и зачитайте:

- отрывок, в котором говорится о том как жил кот, козёл и баран.

- отрывок к 1 иллюстрации.

- отрывок, в котором говорится о гостеприимстве тех, кому самому пришлось заночевать в поле.

- эпизод к последней картинке.

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в тексте.

в) Чтение по цепочке с заданием по группам. Отметить эпитеты, относящиеся:

1группа – к коту и барану

2 группа – к медведю, козлу, волку

3 группа – подготовить чтение по ролям отрывка, в котором говорится о побеге из дома.

Проверка 1 и 2 группы. – Почему больше всего разных обращений к коту? (Он главный герой сказки: сообразительный,  хитёр, находчив, ловок)

-А почему белый волк над волками князь?

(Вы уже знаете, что сказки о животных – это самые древние сказки. Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять звериный облик на человеческий. Белый волк особенно подозрительный. В сказке произносит: «Фу-фу, нерусским духом пахнет». Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносит Баба Яга, ведьма. Это тёмные силы. Наличие  в сказке волков оборотней говорит о её древности.)

ФИЗМИНУТКА.

Под музыку имитируют движения животных.

- Представьте что вы обернулись волками, лисицами, воронами.

Проверка 3 группы. Чтение отрывка по ролям.

- Сколько ролей вы отметили ? Чьи слова нужно произносить хором? С какой интонацией нужно читать слова кота? А козла и барана? Автора?

Подведем итог. – Какое настроение вызвала сказка? Какие рифмованные предложения вам запомнились? Как вы думаете почему такие выражения есть в сказке? (Они короткие, точные, их легко запомнить. Сказка с ними становится интереснее).

ИТОГ :  

 Сравнение с богатырской киргизской сказкой «Дыйканбай и Дэв».

- Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом и хитростью?

- Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая из киргизской? (самообладание в трудную минуту опасности, находчивость и остроумие. Хитрость и смелость)

- В какой момент особенно ценны эти качества? (когда есть угроза жизни)

- Попробуйте сформулировать совет, который сказка даёт читателям. Продолжите предложение:

Д! ЭТА СКАЗКА НАУЧИЛА МЕНЯ…

(- оставаться смелым в трудной ситуации;

- не терять самообладание;

- применять хитрость и находчивость.)

Или  В ЭТОЙ СКАЗКЕ ЕСТЬ НАМЁК НА ТО, ЧТО…

(Можно выйти из трудного положения или опасной ситуации благодаря находчивости, хитрости, уму, смекалке)

Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы собой. Покажите настроение. Спасибо всем за урок.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Всем перечитать сказку.

По выбору: 1)подготовить пересказ.

                     2) нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и подготовить его выразительное чтение.

Покажите цветом, какое задание выбрали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Русская народная сказка «Петр и Петруша» .

Это разработка урока по сказке "Петр и Петруша". Тема сказки очень нравится учащимся, они очень живо обсуждают поступки героев и пытаютя объяснить их....

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: Русская народная сказка "Петух и собака"

Предметные :                 Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Русские народные сказки. "Зимовье зверей"

Конспект урока по литературному чтению, разработанный в рамках реализации ФГОС 2 поколения с учетом формируемых УУД. На уроке использованы технологии проблемного обучения и проектной деятельности....

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Русские народные сказки. Сказка "Зимовье зверей"

Презентация включает тест по теме "Сказки", кроссворд по сказке "Зимовье зверей"....

Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны

Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»...

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...