Программа кружка "Хочу быть поэтом"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая образовательная программа поэтического кружка для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poeticheskogo_kruzhka..doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
образовательной программы
Педагог – Семерикова Анна Александровна
1.Направление деятельности | Художественно - эстетическое |
2.Форма и название творческого объединения | Кружок «Хочу быть поэтом» |
3.Название образовательной программы | Проба пера |
4.Вид программы | Авторизированная |
5.Образовательная область | Литература, краеведение, окружающий мир. |
6.Продолжительность образовательного процесса | 1 год |
7.Возраст обучающихся | 9 – 10 лет |
8.Форма организации образовательного процесса | Индивидуальная, групповая |
9.Форма организации содержания и педагогической деятельности | Модульная программа |
10.Достижения обучающихся | Выход ежемесячной газеты «Сопелки и пыхтелки» с творческими работами участников кружка, участие в конкурсах чтецов, литературных композиций, тематических литературных конкурсах. |
Пояснительная записка
«Творчество-это та волшебная шапка,
под которой расцветает счастье».
С.Р. Львов.
В наше время наиболее актуальной проблемой для начальной школы является творческая нереализованность учащихся. В связи с отсутствием кружковой работы, дети и их родители порой не знают о способностях учащихся. Через создание пусть не идеальных, но собственных стихотворений ребенок самовыражается, ищет и находит свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через сочинение собственных стихотворений о окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.
Цель: через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
- стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;
- приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.
- расширить знания об окружающем мире;
- формировать коммуникативные умения учащихся;
- приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;
- развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
- актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;
- формирование у школьников положительной мотивации к обучению.
Направления работы:
- Творческое: сочинение стихов;
- Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха стихов собственного сочинения;
- Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.
В группе будут заниматься 15 учащихся 4–го класса, разного уровня развития и успешности в обучении.
Курс обучения составляет 68 часов.
В дальнейшем дети смогут без затруднений браться за любую творческую работу, не стесняться быть индивидуальными и интересными.
Все детские работы регулярно печатаются в газете для детей и родителей «Сопелки и пыхтелки», которую дети с прошлого года редактируют и издают самостоятельно.
Методика проведения занятий:
Для занятий кружка характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
Ребята читают стихи, анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
- увлекательные тематические занятия;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
- занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения;
- Практикум;
- Самостоятельная работа;
- Работа в фондах библиотеки;
- Тренинги;
- Встречи с интересными людьми;
- Экскурсии.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема (подтема) | Количество занятий | ||
Теоретические часы | Практические часы | Всего кол-во часов | ||
1. | I Подготовительный этап. Актуализация знаний. Основы стихосложения. Средства художественной выразительности. Жанры лирических произведений. | 2 | 2 | |
2. | II Тренировочные занятия | |||
а) структура стихотворения. Игра «Путаница» Знакомство с литературной критикой. | 1 | 2 | 3 | |
б) Нахождение выразительных средств языка, рифмы. Игра « Доскажи словечко», «По строчке» | 1 | 2 | 3 | |
В) Выбор темы, выразительных средств. Написание стихотворений по выбранной теме. | 3 | 3 | ||
г) Обобщение полученных знаний | 6 | 13 | 19 | |
д) Создание стихотворных произведений. Средства художественной выразительности. Жанры лирических произведений | 2 | 2 | ||
3. | III Активизация поисковой деятельности младших школьников | |||
а) Экскурсия – способ получения красочных образов | 2 | 2 | ||
б) Поэтический вечер «Мой любимый поэт» | 2 | 2 | ||
в) Методика «Ищем свой стиль» | 2 | 4 | 6 | |
г) Написание собственных стихотворений, оформление поэтической газеты | 24 | 24 | ||
4. | IV Итоговое занятие. Издание поэтического сборника учащихся начальной школы | 2 | 2 |
Содержание изучаемого курса
I. Подготовительный этап. Актуализация знаний.
На первых занятиях участники кружка вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.
Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.
Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.
II. Тренировочные занятия
Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе, так как кружок работает второй год и многие основы необходимых знаний уже усвоены детьми.
В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети подходят к практической работе над выразительными средствами языка.
Игры « Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, находить и отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти игры так же показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат стремиться находить самые яркие образы и делиться с окружающими.
Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
6. "Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
"Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
III. Активизация поисковой деятельности
младших школьников
Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.
Для поиска ярких эмоций используется природа. Экскурсии в осенний и зимний парк помогают увидеть красоту природы, мимо которой часто проходишь, не замечая и передавать свои мысли стихотворением.
Поэтический вечер – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. В прошлый год регулярно проходили поэтические вечера различных поэтов. В этом году поэтический вечер посвящен не определенному поэту, а любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего.
Конкурс новогодних сказок, баллад, посланий, поздравлений, од и т. д. "Новогодний калейдоскоп".
"Культурный кругозор читателя и начинающего поэта". Дискуссия: "Каким должен быть читатель?" Комментированное чтение поэтических произведений: "Рязанские Мараты" Я. Смелякова, "Слушая Равеля" М. Дудина, "Параболическая баллада" А. Вознесенского.
Главное в произведении - идея, основная мысль.
Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?"
Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Стили речи. Художественный стиль. Публицистический стиль. Смешение стилей.
Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Сонет.
Описание предмета. Как описать животное? (композиция описания, сопоставление научного и художественного описания)
Прогнозируемый результат реализации программы.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, расширение лингвистический кругозора, развитие творческих способностей, повышение языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов – все это должно стать результатом работы кружка.
К концу учебного года участники должны знать:
- структуру стихотворения, выразительные средствах языка, правила чтения и анализа стихотворений.
Уметь:
- представить свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
- вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постичь поэтическую идеи;
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Результатом работы кружка будет так же активное участие в конкурсах школьного и районного уровня и печатные работы большинства участников кружка в газете « Сопелки и пыхтелки» под редакцией актива кружка.
Формы контроля
Форма проведения контроля | Сроки контроля | Объект контроля | Форма предъявления результатов контроля |
1.Викторина «Выразительные средства языка» | Октябрь | Знание выразительных средств, умение находить их и заменять ими «скучные» слова. | Учащиеся получают баллы за грамотные ответы. Баллы вносятся в таблицу достижений |
2.Создание собственных стихотворений | Ноябрь | Знание структуры стихотворения, рифмы, выразительных средств языка и умение применить знания на практике | Обсуждение результатов на круглом столе |
3.Выступление с собственными произведениями | Декабрь | Умение выступать перед публикой, эмоциональное чтение | Оценивание работы каждого ученика, запись в таблицу достижений |
6.Издание стихотворений в газете | Апрель - май | Умение отбирать свои лучшие работы, оформление газеты | Показ лучших работ, награждение грамотами. |
Литература:
Список использованной литературы для учителя:
- Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2001.
- Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2001
- Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2003.
- Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.
- Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2003.
- Ратникова М.С. Солнышко между строк». – М., 2002.
- Эткинд Е. Разговор о стихах.
Список использованной литературы для учащихся:
- Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2002.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.
- Матвеева Т.В. От звука до текста. – Волгоград, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы "Здоровым быть здорово!"
Программа на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....
Комплексно-целевая программа "Желание быть добрым"
Комплексно-целевая долгосрочная программа была разработана в ДОЛ "Огонёк" в 2009 году, прошла успешную опробацию и является базовой для построения воспитательной работы. Программа направлена на всестр...
Игровая программа "Здорово быть здоровым"
Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....
Методическая разработка спортивно-игровой программы "Хотим быть здоровыми"
Данная спортивная программа включает в себя 6 конкурсов - эстафет ,развивающих быстроту,ловкость,формируют здоровый образ жизни,воспитывают чувство товарищества....
Коррекционно-развивающая программа "Учусь быть внимательным"
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие, воспитание и обучение младших школьников, требующих психологической поддержки и оказании помощи в раз...
Программа «Здоровым быть здорово!»
Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...
Программа кружка "Юные поэты и прозаики"
Дополнительное образование...