Коррекционно-развивающая программа "Учусь быть внимательным"
методическая разработка (1 класс) на тему

Полковникова Галина Леонтьевна

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие, воспитание и обучение  младших школьников, требующих психологической поддержки и оказании помощи в развитии свойств внимания и регуляции поведения. В результате освоения программы учащиеся научаются конструктивным формам поведения, у них повышается уровень произвольности внимания и восприятия, повышается интерес и мотивация к обучению. В качестве прогнозируемого воспитательного эффекта программой предусмотрено развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников, развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной координации, речи. Курс  данной программы может быть рекомендован для использования учителями начальных классов при организации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа № 2»

        КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

           ПРОГРАММА

             «УЧУСЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Составила педагог-психолог, учитель начальных классов Полковникова Галина Леонтьевна

2015

Пояснительная записка

        В последние 10-15 лет произошло значительное увеличение количества поступающих в начальную школу детей с СНВГ (синдромом нарушения внимания и гиперактивностью) и нарушением произвольного внимания. Дети неусидчивые, импульсивные, не умеющие контролировать свои действия, могут стать неуспешными в силу своих особенностей, так как в школе требуется  сосредоточенность, организованность, умение чётко организовать свой учебный труд. Не владея умениями контролировать свои действия, такие обучающиеся могут стать интеллектуально пассивными, т.е. будут стараться  избегать тех видов деятельности, которые связаны с долговременными интеллектуальными нагрузками и вниманием.

Следовательно, таким детям необходима своевременная психолого-педагогическая помощь, а   для их успешного обучения необходимо проводить упражнения на развитие произвольного внимания.

        Выявленная импульсивность у выше указанной группы обучающихся говорит о незрелости их эмоционально-волевой сферы  и о недостатке самоконтроля  и саморегуляции поведения. Упражнения на их развитие рекомендуются таким обучающимся для конструктивного общения и умений планировать и контролировать выполнение заданий.

        У  данной группы детей часто наблюдаются нарушения координации,  прежде всего, в недоразвитии мелкой моторики и трудностях зрительно-пространственной координации, поэтому с учащимся следует проводить упражнения на развитие мелкой моторики и координации.

        Трудности построения социальных отношений со сверстниками может привести к фиксации у  обучающихся  негативной самооценки и враждебному отношению к окружающим. Следовательно,  обучающихся  необходимо  научить конструктивным формам поведения и научить их  адекватному выражению своих эмоций.

        Данная программа имеет следующие цели: снижение неблагоприятных социальных и психологических факторов в окружении обучающихся,  коррекция и развитие произвольного поведения и создание благоприятных условий для  психического развития обучающихся младшего школьного возраста.

        Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • формировать произвольность внимания и восприятия;
  • учить работать по алгоритму (3-4 шага);
  • развивать мелкую моторику и зрительно-пространственную координацию;
  • развивать конструктивные формы поведения, общения и сотрудничества;
  • научить приёмам релаксации с целью осуществления двигательного контроля;
  • научить направленной двигательной активности;
  • координировать действия родителей, педагогов с целью повышения эффективности коррекционной работы с обучающимися.

Формы занятий: индивидуальная, фронтальная групповая.

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Количество: 6-8 человек

Средства и инструментарий: классная комната с доской, индивидуальная тетрадь в клетку для занятий, цветные карандаши, ручка.

Общее количество занятий: 8-10 (2 раза в неделю по 35 минут).

Занятие 1

        Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, моторики  и ориентации в пространстве.

        Форма: групповая по 3-4 человека, фронтальная, индивидуальная

        Инструменты: тетрадь для самостоятельной работы, ручка, цветные карандаши, бланки с рядами геометрических фигур.

Для психолога: карточки с буквами, бланки с геометрическими фигурами.

  1. Вводная часть

Психолог приветствует учащихся и даёт краткое объяснение, чем они будут заниматься при встречах. Далее психолог предлагает отгадать загадку: «Что не имеет ни начала, ни конца». (Ответ: кольцо.)  После ответа детей предлагает поиграть в игру «Колечко» (на координацию) и показывает, как необходимо выполнить это упражнение.

Упражнение № 1 «Колечко»

                Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. Упражнение повторяется 8-10 раз.

  1. Основная часть

Упражнение № 2 «Спрятанные фигуры»

На доске нарисован треугольник, разделённый 2-мя прямыми линиями.

Инструкция: Ребята, перед вами на доске нарисован треугольник, разделенный линиями. Эта фигура непростая - в ней спрятались еще несколько треугольников, вам необходимо найти их, сосчитать и записать число в тетради. Потом сравним, кто сколько нашел. Будьте внимательны, не спешите, некоторые треугольники очень хорошо спрятались.

Важно: Обеспечить самостоятельность деятельности, исключить возможность списывания.

Недопустимы выкрики с места. После выполнения упражнения вместе с ребятами на рисунке найти все возможные треугольники.

Упражнение № 3 «Закрась фигуры»

Психолог раздаёт бланки с 2 –мя рядами геометрических фигур по 5 фигур в каждом ряду.

 Инструкция: Ребята, посмотрите, перед вами нарисованы несколько

рядов фигур. Сейчас возьмите цветной карандаш в правую руку (для левшей тоже)…         

Дождаться момента, когда все возьмут карандаши и будут готовы слушать.

Внимание, закрасьте первый ряд фигур так, чтобы линии не заходили за контур, а внутри контуров фигур не было бы пробелов. Начали ...

После выполнения первого задания психолог проверяет точность и разбирает ошибки.         

Теперь возьмите карандаш другого цвета в левую руку и постарайтесь закрасить первую фигуру второго ряда, выполняя все условия закрашивания (для левшей эти условия выполняются при закрашивании фигур первого ряда).         

После выполнения задания проверить точность и разобрать ошибки.         

Теперь закрасьте еще 4 фигуры второго ряда левой рукой ...

Важно: Чтобы дети, выполняя задание левой рукой (для правшей) и правой рукой (для левшей), обращали внимание, прежде всего на качество выполнения.

Упражнение № 4 «Поймай слово»

Инструкция: Ребята, я сейчас буду вам читать слова, среди которых вам нужно выбрать и сосчитать слова, начинающиеся на заданную мной букву (букву Н). По окончании упражнения получившееся количество вы записываете в тетради.

Оптимальное количество слов, спрятанных среди прочих, не больше десятка. (Москва, носорог, Новгород, медведь, радуга, ножницы, сон, нос, книга, насос, страна, нож, родник, норка, налим, солнце.)

Можно предложить считать слова, загибая пальцы рук, руки при этом держать под столом.         .

Важно: Обеспечить самостоятельность деятельности, исключить возможность списывания.

Недопустимы выкрики с места. По окончании упражнения предложить детям проверить себя, психолог читает заново набор слов с акцентами на нужных словах.

Упражнение № 5 «Запомни и запиши»

Инструкция: Ребята, сейчас я буду показывать вам карточки  с буквами. Вы должны внимательно посмотреть на карточки, запомнить буквы и записать их в тетради. Внимание! Показывать буду один раз!

1 карточка – Ш Г С, 2         карточка – Д З Н Т,

3карточка – К Т М  Ц, 4 карточка – Ш Х Р Б Ч

Время предъявления 5-10 с, буквы должны быть печатными.

Важно: Обеспечить самостоятельность деятельности, исключить возможность списывания.

        Недопустимы выкрики с места. По окончании упражнения предъявить карточки снова для самостоятельной проверки. Ошибки исправлять цветным карандашом.

  1. Заключительная часть

Упражнение № 6 «Кулачки» (на релаксацию)

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

Подведение итогов занятия

Занятие 2

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, координации и самоконтроля.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная

  1. Вводная часть

Упражнение № 1 «Движение глазами по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием. Каждое движение от 4 до 7 с, упражнение выполняется со слегка прикушенным языком.

  1. Основная часть

 Упражнение № 2 «Поймай слово» (Из перечисленных психологом слов выбрать слова-названия профессий, сосчитать их и записать их число в  тетрадь.)

Упражнение № 3 «Графический диктант»  основано на психологической методике «Графический диктант» (Рисунок «Кораблик» выполняется в тетради в клетку.)

Упражнение № 4 «Нос - ухо». Ребёнок левой рукой держит себя за кончик носа, а правой рукой за левое ухо. На счёт «раз» - одновременно отпускает ухо, нос, выполняет хлопок двумя руками и меняет положение рук, на счёт «два» - снова выполняется хлопок и меняет положение рук. Выполнить 6-8 раз, увеличивая темп.

Упражнение № 5 «Половинки». (По половинке рисунка нарисовать симметрично вторую половинку по клеточкам.)

  1. Заключительная часть

Упражнение  № 6 «Огонь и лёд». По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 8 раз.

Подведение итогов занятия

Занятие 3

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, координации,  развитие эмоций и сотрудничества.

Форма проведения: групповая по 3-4 чел., фронтальная, индивидуальная

  1. Вводная часть

Упражнение №1 «Кулак-ладонь». (Поочерёдно менять положение рук на столе: одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на столе. Совмещать с движением языка влево, вправо.) Провести 8-10 повторений.

  1. Основная часть

Упражнение  № 2 «Найди отличия». (Работа по алгоритму: найди отличия на двух картинках, отмечай их цветным карандашом в правом рисунке, подсчитай общее количество отличий и запиши их число в тетрадь.)

Упражнение № 3. Игра «Канон». Дети встают друг за другом по кругу. Под музыку Ф. Бургмюллера «Кавалькада» на первый такт поднимает правую руку первый ребёнок, на второй – второй, на третий – третий и т.д. Когда все поднимут правую руку, они также по порядку начинают поднимать левую руку. А потом снова правую.

Упражнение № 4 «Пульт управления эмоциями». Дети берут в руки карточки с изображением цветных кнопочек и цифрами (от 1 до 10) и кнопками «+» и  «-». Каждой кнопке соответствует своя эмоция. По команде психолога ребёнок должен «нажать» соответствующую кнопку и обыграть эмоцию.

Важно: научить убавлять и прибавлять заданную эмоцию.

Упражнение № 5  «Копирование по точкам». (Выполняют копирование рисунка по точкам.)

  1. Заключительная часть

Упражнение № 6 «Огонь и лёд». (см. выше)

Подведение итогов занятия

                Занятие 4

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия и запоминания, координации,  развитие эмоций и сотрудничества.

Форма проведения: групповая по 3-4 чел., фронтальная, индивидуальная

  1. Вводная часть

Упражнение №1 «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием». (На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях –вправо – влево, вверх – вниз. Каждое движение от 4 до 7 с, упражнение выполняется с сонаправленными движениями языком.

  1. Основная часть

Упражнение  № 2 «Пиктограммы». (Названное психологом словосочетание дети пытаются зарисовать пиктограммой (знаком, символом, рисунком) для лучшего запоминания и воспроизведения.)

Упражнение № 3 «Графический диктант» (Рисование животного по клеточкам по инструкции психолога.)

Упражнение № 4  Игра «Канон». Дети встают друг за другом по кругу. Под музыку Ф. Бургмюллера «Кавалькада» на первый такт поднимает правую руку первый ребёнок, на второй – второй, на третий – третий и т.д. Когда все поднимут правую руку, они также по порядку начинают поднимать левую руку. А потом снова правую.

Упражнение № 5 «Пульт управления эмоциями». Дети берут в руки карточки-пульты с изображением цветных кнопочек и цифр (от 1 до 10) и кнопками «+» и  «-». Каждой кнопке соответствует своя эмоция. По команде психолога ребёнок должен «нажать» соответствующую кнопку и обыграть эмоцию.

Важно: научить убавлять и прибавлять заданную эмоцию.

Упражнение № 6  «Необычное письмо». (Детям предлагается скопировать  написанные на доске строчки, состоящие из набора букв.

 Важно: не пропустить ни одной буквы. Время выполнения 5 мин. После выполнения взять цветной карандаш и исправить ошибки.

  1. Заключительная часть

Упражнение № 6 «Кулачки». (см. Занятие 1)

Подведение итогов занятия

Занятие 5

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, запоминания, координации и самоконтроля.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная

  1. Вводная часть

Упражнение № 1 «Кулак – ребро – ладонь». (На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения кистей рук: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе; ладонь на плоскости стола. Упражнение повторяется 8-10 раз сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, постепенно увеличивая скорость выполнения.)

  1. Основная часть

 Упражнение № 2 «Подбери слово» (К названному психологом слову записать такое слово-подсказку, которое поможет вспомнить названное.) Упражнение № 3 «Графический диктант»  основано на психологической методике «Графический диктант» (Рисунок «Самолёт» выполняется в тетради в клетку.)

Упражнение № 4 «Взлёт - полёт - посадка». На счёт «взлёт» - ребёнок поднимает руки вверх, на счёт «полёт» - выполняет руками имитацию крыльев самолёта (руки в стороны), на счёт «посадка» - приседает и вытягивает руки вперёд. Психолог показывает движения  неправильно, пытаясь спутать ребёнка. Выполнить 6-8 раз, увеличивая темп.

Упражнение № 5 «Художник». (Раскрасить цветным карандашом левую часть верхнего рисунка правой рукой, а затем ту же часть раскрасить левой рукой на нижнем рисунке. Важно: закрасить без пробелов и без пересечения линий нужной рукой указанную часть одинаковых рисунков.)

  1. Заключительная часть

Упражнение  № 6 «Корабль и ветер». Представь себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохни в себя воздух, сильно втяни щёки. А теперь шумно выдохни через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Выполнить 6-8 раз.

Подведение итогов занятия

Занятие 6

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, координации и развитие сотрудничества.

Форма проведения: групповая 3-4 чел., фронтальная, индивидуальная

  1. Вводная часть

Упражнение №1 «Кулак-ладонь». (Поочерёдно менять положение рук на столе: одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на столе. Совмещать с движением языка влево, вправо.) Провести 8-10 повторений.

  1. Основная часть

Упражнение  № 2 «Найди отличия». (Работа по алгоритму: найди отличия на двух картинках, отмечай их цветным карандашом в правом рисунке, подсчитай общее количество отличий и запиши их число в тетрадь.)

Упражнение № 3. Игра «Волшебное слово». Дети встают в круг. Им необходимо повторять разные движения за психологом только после того, как он добавит слово «пожалуйста». Если этого слова психолог не говорит, то дети остаются неподвижными.

Упражнение № 4 «Раскрась по маршруту». Дети  раскрашивают геометрические фигуры по инструкции психолога.  Например, первую фигуру во втором ряду, третью фигуру в первом ряду и т.д.

Важно: инструкцию произносить один раз. Ребёнку проверить выполненное задание и отметить знаком «+» правильно раскрашенные фигуры.  

Упражнение № 5  «Пишущая машинка». (Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Сначала психолог называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок. Затем психолог называет слово, дети выполняют хлопки в той последовательности, в которой буквы стоят в слове.)

Важно: называть слова, в которых есть все присвоенные  буквы, или на 1-2 буквы меньше, чем детей, и обеспечить согласованность действий детей. (Например, слова сосна, нос, сон, сос, насос, нас.)

  1. Заключительная часть

Упражнение № 6 «Воздушный шарик». Представьте, что мы сейчас с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Повторить 6-8 раз.

Подведение итогов занятия

Занятие 7

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, координации и самоконтроля.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная

  1. Вводная часть

Упражнение № 1 «Движение глазами по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием. Каждое движение от 4 до 7 с, упражнение выполняется со слегка прикушенным языком.

  1. Основная часть

 Упражнение № 2 «Поймай слово» (Из перечисленных психологом слов выбрать слова-названия эмоций, услышав нужное слово, ребёнок должен хлопнуть 1 раз.)

Упражнение № 3 «Графический диктант»  основано на психологической методике «Графический диктант» (Рисунок «Котёнок» выполняется в тетради в клетку.)

Упражнение № 4 «Каждой руке – своё дело». Ребёнок левой рукой перелистывает  в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертит геометрические фигуры (и считает про себя их количество) на альбомном листе.

Важно: проверить, какие иллюстрации и их элементы  ребёнок запомнил, и сколько нарисовал разных геометрических фигур.

Упражнение № 5 «Половинки». (По половинке рисунка нарисовать симметрично вторую половинку по клеточкам.)

  1. Заключительная часть

Упражнение  № 6 «Огонь и лёд». По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 8 раз.

Подведение итогов занятия

Занятие 8

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, координации,  развитие эмоций и сотрудничества.

Форма проведения: групповая 3-4 чел., фронтальная, индивидуальная

  1. Вводная часть

Упражнение №1 «Кулак – ребро – ладонь». (На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения кистей рук: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе; ладонь на плоскости стола. Упражнение повторяется 8-10 раз сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, постепенно увеличивая скорость выполнения.)

  1. Основная часть

Упражнение  № 2 «Найди отличия». (Работа по алгоритму: найди отличия на двух картинках, отмечай их цветным карандашом в правом рисунке, подсчитай общее количество отличий и запиши их число в тетрадь.)

Упражнение № 3. Игра «Канон». Дети встают друг за другом по кругу. Под музыку Ф. Бургмюллера «Кавалькада» на первый такт поднимает правую руку первый ребёнок, на второй – второй, на третий – третий и т.д. Когда все поднимут правую руку, они также по порядку начинают поднимать левую руку. А потом снова правую.

Упражнение № 4 «Корректурная проба».  Выполняется по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант).  Дети, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивают такие же буквы, как и первые в каждом ряду. Время выполнения работы - 5 мин.

Важно: По результатам корректурной пробы определяется объём внимания, концентрация внимания, утомляемость и работоспособность детей.

 Упражнение № 5. Игра «Запрещённое движение». Дети стоят полукругом.  В центре находится психолог. Под весёлую музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия за психологом, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

  1. Заключительная часть

Упражнение № 6 «Воздушный шарик». (см. Занятие 6)

Подведение итогов занятия

Занятие 9

Цель: развитие произвольности внимания, восприятия, координации и самоконтроля.

Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная

  1. Вводная часть

Упражнение № 1 «Движение глазами по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием. Каждое движение от 4 до 7 с, упражнение выполняется со слегка прикушенным языком.

  1. Основная часть

 Упражнение № 2 «Поймай слово» (Из перечисленных психологом слов выбрать слова-названия эмоций, услышав нужное слово, ребёнок должен хлопнуть 1 раз.)

Упражнение № 3 «Графический диктант»  основано на психологической методике «Графический диктант» (Рисунок «Котёнок» выполняется в тетради в клетку.)

Упражнение № 4 «Каждой руке – своё дело». Ребёнок левой рукой перелистывает  в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертит геометрические фигуры (и считает про себя их количество) на альбомном листе.

Важно: проверить, какие иллюстрации и их элементы  ребёнок запомнил, и сколько нарисовал разных геометрических фигур.

Упражнение № 5 «Половинки». (По половинке рисунка нарисовать симметрично вторую половинку по клеточкам.)

  1. Заключительная часть

Упражнение  № 6 «Огонь и лёд». По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 8 раз.

Подведение итогов занятия

Занятие 10

На данном занятии следует провести диагностику уровня сформированности свойств внимания по методикам, указанным в приложении (см. Приложение).

Приложение

Методика «Графический диктант»

Узоры для диктанта11

        Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

3. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

4. Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание!

Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо, Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

На самостоятельное выполнение узора дается полторы-две минуты.

Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.

Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - средний; 3-5 баллов - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

Методика  Немова Р.С.

        Данная  методика используется для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников.

        Перед началом работы школьнику  показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребёнку придётся ставить значок плюс (+), в треугольники он будет ставить точку (●), в ромб будет ставить чёрточку (-), а в круг – галочку (˅).Учащийся работает 2 минуты. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:  

                          

S -  показатель переключения и распределения внимания;C:\Users\Галина\Desktop\12.jpg

N –  количество фигур, которые просмотрел ребёнок;

n – количество ошибок

Оценка результатов:

0,75 < S ≤  1,0 – высокий уровень

0,5 < S ≤ 0,75 – средний уровень

S < 0,5 – низкий уровень

Тест П.Я. Кеэса

      Методика для определения умственной работоспособности. В течение 2 минут ребенок должен среди повторяющихся геометрических фигур найти и отметить три фигуры идентичные трем образцам. Всего семь рядов по 15 знаков в каждом.

Умственная работоспособность – потенциальная возможность ученика выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, УР рассматривается как один из показателей школьной зрелости. Безымянный

При помощи методики можно контролировать динамику изменения работоспособности. Методика может использоваться многократно.

 

Инструкция:

Перед вами лист, на котором изображены кружочки с разными значками внутри. В верхней части листа в рамочке вы видите три кружочка – образца, которые надо найти среди всех кружочков. В течение двух минут вы будете зачеркивать одной чертой только те, которые показаны в образце. Зачеркиваем так:  

Просматривать кружочки надо один за другим и строчка за строчкой. Начинаем все вместе по моей команде. Сразу после слова «Стоп!» перестаем работать и переворачиваем листочки. Работать надо быстро.

Анализ результатов: учитываются объем выполненной работы и точность (количество ошибок). Учащиеся просматривают 105 знаков. Объем выполненной работы (V) составляет: V= N/105*100%, где N – количество правильно зачеркнутых и правильно не зачеркнутых кружков. Ошибками считаются неправильно зачеркнутый и пропущенный кружок.

Нормы выполнения методики

Границы нормы

1-2 класс

3 класс

4 класс

1. Объем выполненной работы, %

40-64

46-82

64-100

2. Внутренние интервалы нормы объема:

I. маленький объем

II. средний объем

III. большой объем

40-46

47-56

57-64

46-54

55-66

67-82

54-63

64-83

84-100

3. Количество ошибок (точность)

0-8

0-6

0-8

4. Внутренние интервалы нормы точности:

I. низкая (большое кол-во ошибок)

II. средняя

III. высокая (малое кол-во ошибок)

6-8

4-5

0-3

6-8

3-5

0-2

5-8

3-4

0-2

Список использованной литературы

Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития/ Под ред. Михаэля Пассольта. – М.: Академия, 2004.

Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008. – 240 с.

Моё Милое Дитя: сборник методических материалов по работе с детьми с минимальными мозговыми дисфункциями/ Под ред. Э.Н. Гарсиа. – Пермь:

ОТиДО, 2009. – 86 с.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.

Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 143 с.

Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!"

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается ...

Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!"

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные кор...

Тема: «Учусь быть внимательным » Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие 4 «б» класс ССД

Цель: - коррекция произвольного вниманияЗадачи: -  учить детей уметь сосредоточиться на задании и удерживать внимание;            ...

Коррекционно-развивающее занятие "Учимся быть внимательными"

Это коррекционно-развивающее занятие содержит различные задания, способствующие развитию внимания.Подходит для учащихся начальных классов....

Внеурочное мероприятие для класса компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по теме: "Как хорошо быть вежливым"

Класс: 4Цели: формировать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;усваивать учащимися основные правила поведения в транспорте, в гостя...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Здорово быть здоровым"

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям "Здорово быть здоровым" для детей с ОВЗ  на 2020-2021 учебный год...