«Знатоки русских народных сказок»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

В этом материале собраны те сказки, которые очень хорошо знакомы детям. Ребята очень охотно отвечали на все вопросы. Этот материал поможет проводить мероприятия как на уроках народного творчества, так и поеле уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_russkih_narodnyh_skazok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия для начальной школы

«Знатоки русских народных сказок»

Цели: 

  1. привить интерес к чтению книг;
  2. обобщить знания детей по теме «Русские народные сказки»;

Оборудование:

  1. иллюстрации к сказкам;
  2. рисунки ребят;
  3. выставка книг

Ведущий: Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

                  Мы знаем, вы любите игры,

                  Песни, загадки и пляски.

                  Но нет ничего интереснее,

                  Чем наши волшебные сказки.

    Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет «Лучшим знатоком сказок». Все мы родом из детства. А детство- это первые радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра – конкурс. В конкурсе будут участвовать две команды.

  1. Конкурс «Узнай сказку по отрывку»

Ведущий: Я буду читать вам отрывки из  сказок, а вы должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.

1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.  (Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)

2.Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По щучьему велению”.)

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”(“Крошечка – Хаврошечка”.)

4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!...» (Братец Иванушка)

5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

– А я – Лягушка-квакушка. (Ответ: «Теремок»)

6.– Поешь моего простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)

  1. Конкурс «Продолжи название сказки»

Ведущий: Каждой команде читаются первые слова сказки. Ваша задача продолжить это название.

1.Кощей  … (Бессмертный)

2. Баба … (Яга)

3. Крошечка …  (Хаврошечка)

4. Василиса .. (Прекрасная)

5. Царевна … (Лягушка)

6. Сестрица Аленушка и … (Братец Иванушка)

7. Маша и (медведь)

8. Лиса и … (волк; хаяц и т.д.)

  1. Конкурс «Волшебные вещи»

Ведущий: Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы, и кому они принадлежат?

  1. Игла (кощея Бессмертного)
  2. Стрела (Царевна – лягушка)
  3. Печка (По щучьему веленью)
  4. Топор (каша из топора)
  5. Репка (Репка)
  6. Кувшин (Лиса и журавль)
  1. Конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я буду  вам читать словесное описание портретов героев ваших любимых сказок. Вы должны отгадать о каком герои идет речь,  и нарисовать этого героя. (от каждой команды по 1-2участника)

  1. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке?  (Кощей Бессмертный)
  2. Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необыкновенном аппарате. (Баба Яга)

  1. Конкурс «Сказочная викторина»

Ведущий: Пока наши художники рисуют сказочного героя, команды ответят на вопросы викторины. На доске прикреплен цветок, на лепестках которого написаны вопросы викторины. Участники команд подходят и отрывают по одному лепестку, читают вопрос и отвечают на него. (Если участник затрудняется ответить, то ему помогает команда). За правильный ответ – 1 балл.

  1. Назовите сказки, героями которых являются звери.
  2. Где находится смерть Кощея? (В яйце)
  3. Кто унес мальчика к Бабе Яге? (Гуси-лебеди)
  4. В какой сказке мальчик превратился в козленка и почему?
  5. Назовите героев сказки «Теремок».
  6. Какое мужское имя чаще всего встречается в сказках? (Иван).
  7. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  8. Кто и с кем устроил такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)
  9. Назовите кличку собаки из сказки «Репка». (Жучка)
  10. Жилище бабы Яги? (Избушка)
  11. Кто так говорил и из какой сказки?

«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)

  1. Кто любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)
  2. Кто так говорил и из какой сказки?

«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.»   (Петух из сказки «Лиса и заяц»)

  1. «Съешь моего ржаного пирожка…
    – Не стану я ржаной пирог есть!
    У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
    (Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
  1. Конкурс «Телеграмма»

Ведущий: Ребята, к нам в группу продленного дня пришли телеграммы от героев известных вам сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.

  1. «Приехать к вам не смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).
  2. «Очень хотела к вам приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось. Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)
  3. «Приехать к вам не могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  4. «Я хотела к вам приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
  5. «Приехать к вам не смогу, так как зарезали мою коровушку».  (Крошечка-Хаврошечка из сказки «Крошечка-Хаврошечка»).
  6. «Хотел к вам приехать, но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)
  1. Конкурс "Шапка-невидимка"

Ведущий:  А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.

.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка   (Снегурочка)

В землю села она крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длннющий тянется.   (Репка)

Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей?  (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят).

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки.
Из какой ушел я сказки?
(Колобок).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагаю посмотреть инсценированную сказку «Репка», которую для вас приготовили ребята.

Ведущий: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.

Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Ведущий: Наш юный друг! Бери с собой в дорогу

                   Своих любимых сказочных друзей.

                   В заветный час они тебе помогут

                   Найти мечту и сделать жизнь светлей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...

"Путешествие в мир русских народных сказок". Классный час для 1 класса.

Классный час по русским народным сказкам. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.Сказки любят и ...

Викторина для 1-2 класса "Мир русских народных сказок".

Данная викторина поможет в игровой форме закрепить и расширить знания детей по теме "Устное народное творчество". Она можеть быть использована и во внеклассной работе. Я проводила эту викторину вместе...

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Знаток русского народного творчества В.И. Даль.

Урок открытия нового знания. На этом уроке формируются навыки учебной самостоятельности младших школьников. Обучающиеся учатся добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форм...

КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Участники могут воспользоваться подсказкой учащихся своего класса. Всего – три подсказки за одну игру. Предварительно детям рекомендуется перечитать русские народные сказки из сборника «Не...