Времена года
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Глухова  Людмила  Петровна

Урок литературного  чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальный

утренник

«Времена  года».

Учитель:  

Огромны просторы нашей  Родины. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Сколько интересного можно увидеть в лесу,  в поле, на озере и даже около  нашего дома, если внимательно ко всему  присмотреться. Природа хороша во все времена года!   Вот  как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий.

Картина первая (у доски  стоят макеты елочек в  новогоднем  украшении.)  Выходит ведущая в белой шапочке.

-Сошлись как-то вместе четыре волшебника:  Зима, Весна, Лето, Осень.  Сошлись, да и поспорили: кто из них лучше  рисует?

И начали художники  друг за  другом  разрисовывать землю, одевать  в нарядные  уборы  леса,  луга, поля. А  в судьи  выбрали Красное  Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. И земля покрылась  пушистым  снегом. Побелели  поля и пригорки. Тонким  льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке (Звучит пьеса С. Прокофьева «Утро».)

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная  получилась картина! (Выходят три ученика).

1-й ученик:

А как  хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он  повисает на ветвях

Как белые цветы.

2-й ученик:

Звенят сосульки в тишине-

Осколки хрусталя.

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

3-й ученик:

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.

1-ученик:

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки.

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

2-ученик:

Солнце полно светлой ласки,

Все блестит, как в дивной сказке,

Пруд зеркальный  недвижим

Под покровом  ледяным.

3-й ученик:

Зима пришла… За окнами,

Где черных елок ряд,

Пушистые и легкие

Снежиночки  летят.

Летят, порхают, кружатся,

Пушистые летят

И белым  мягким  кружевом

Окутывают сад.

танец (Исполняется «Снежинки).

Ведущая:

Лес, поля, деревья, кустарники  оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою Зимою.

(Выходит девочка и читает стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою». Звучит песня «Береза» стихи С. Есенина, музыка В. Веселова.)

Ведущая:

Все мы рады  проказам матушки-зимы. Дети лепят снеговиков, мчатся  стрелой на коньках  по  прозрачному  льду, катаются с гор на санках, на лыжах.

(Выходит ученик и читает стихотворение Н.Белякова «На санках»).

Ученик:

В теплых шубах и ушанках

Снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица

Разгорелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится,

Пусть мороз сердитый злится-

Все ребятам нипочем!

(Звучит музыкальная пьеса «Проводы зимы» из оперы Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Картина вторая

(Выставлены репродукции картин А.К.Саврасова «Грачи прилетели, И.И.Левитана «Март», «Первая зелень», И.И.Шишкина «Апрель». Выходит 2- ведущая в цветном сарафане, в веночке на голове ).

Ведущая:

Но вот пришла Весна и стала думать, какую бы картину  ей нарисовать. Зеленой краской  чуть-чуть тронула лес - и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось в лесу и на полях птиц!  Вслушайтесь в песню Весны: о чем щебечут птицы, журчит ручей. Слушайте и смотрите Весну! (Звучит музыка «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).

Выходят один за другим дети и читают стихи о весне.

1-йученик:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

И голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая.

Я  здесь пою приход весны!

2-ученик:

Весна идет с капелями,

Ручьи журчат,

«Встречайте, прилетели мы»-

Скворцы кричат.

Один присел на тополе,

Такой  смешной.

В  ладони  мы захлопали:

«А ну-ка спой!»

Он посмотрел обиженно:

«У вас-то дом,

А мы себе и хижины

Здесь не найдем!»

3-ученик:

Кричим ему уверенно:

«Дружок-скворец, сны

Мы подарить намерены

Тебе дворец.

Его вчера повесили

Мы в школьный сад,

Тебе в нем будет весело,

Ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином-

Твой дом не плох!»

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло.

(Появляется ученик в черном костюме и в маске скворца.)

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Я выступаю перед вами

Как молодой гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня… Скворец!

Из года в год, из века в век живу я там, где живет человек.  Живу я с крестьянином рядом, слежу за его полем и садом, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков и клопов. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец.

Ребята (хором) Мы рады тебе, Скворец-молодец.

Исполняется «Весенняя песенка». (Слова И. Белоусова, музыка Ц. Кюи.)

4-ученик:

Пришла весна, пришла красна,        

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И все живет на воле.

Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листовою,

От птичьих песен лес звенит.

Как хорошо весною!

Ведущая: Апрель-замечательный месяц. В апреле запестрели весенние  цветы-белые звездочки ветреницы, розовые кустики волчьего лыка, лиловые колокольчики сон-травы, разноцветные красно-сине-фиолетовые стебельки медуницы. Чуть зазеленела березка, у черемухи наливаются бутоны.  Вот  появился первый подснежник.

5-ученик:

В лесу, где  березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник».)

Ведущая:

А в небе гомон, шум. Пернатые  гости летят и летят в свои старые гнездовья. Высоко в лазури запел жаворонок.

(Звучит «Песня жаворонка». Стихи Кукольника, музыка М. Глинки).

6-ученик:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Ведущая:

В  воздухе веет теплый ласковый  ветерок, изредка бывают дожди и грозы. В конце мая весна дарит самый лучший  праздник- бело-розовое  душистое море цветущих яблонь, вишен, слив, груш, черемухи.

2-ученик:

Все темней и кудрявей

Березовый лес зеленеет,

Колокольчики ландышей

В чаще зеленой цветут,

На рассвете в долинах

Теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

3-ученик:

Зелень буйно расплескалась,

Разгулялась, поплыла.

Солнце в каплях засмеялось

У  иссохшего ствола.

Голуби взлетают снизу,

Прячутся на чердаке,-

Ряд головок круглых, сизых

Словно бусы на шнурке.

4-ученик читает стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая».

Картина третья.

Ведущая:

Приступило к работе жаркое лето. «Пусть в моей картине все будет спелым , созревающим»,-решило оно. Весь лес  расписало Лето  сочной зеленью. Деревья в фруктовом саду  развесило яблоками и грушами, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга, затеяло там веселый сенокос. Смотрит Красное Солнышко и не может налюбоваться картиной Лета.

1-ученик:

Пришел июнь.

«Июнь, Июнь!»-

В саду щебечут птицы…

На одуванчик  только дунь-

И весь он разлетится.

2-ученик:

Вот и лето подоспело-

Земляника покраснела;

Повернется к солнцу боком-

Вся нальется алым соком.

В поле-красная гвоздика,

Красный клевер… Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

3-ученик:

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки,

Тронешь березку- она встрепенется

И  засмеется, до слез засмеется.

Дождь прошуршал по зеленому лугу,

Даже цветы удивились друг другу;.

В  чашечках листьев, на каждой травинке

По огонечку, по серебринке.

(Звучит  пьеса С.Прокофьева «Дождь и радуга».)

4-ученик:

Собираем в августе урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Солнце над просторными нивами стоит.

И подсолнух зернами черными набит.

5-ученик:

Редеют тучки, тая, полдневная пора;

Стоит, как пар, густая, тяжелая жара.

Прохладой веет с речки,

Ребята к ней спешат,

Их крик и смех беспечный

Во все концы летят.

Сверкает в брызгах пламя,

Не молкнет шум и гам,

Бежит вода кругами

К зеленым берегам.

И в летний хор согласный

Сливаются дружней

И говор речки ясной,

И звонкий смех детей.

(Звучит пьеса С. Прокофьева «Вечер».)

Картина четвертая.

Ведущая:

Настала очередь Осени рисовать свои картины. Для работы она взяла самые яркие краски и отправилась в лес. Березы и клены покрыла Осень лимонной краской. Листья осинок  разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий  столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню.

1-ученик читает стихотворение И.Бунина «Лес, точно терем  расписной».

Исполняется песня Т.Попатенко «Скворушка прощается».

2 ученик:

Настала осень ясная,

В садах созрели яблоки.

Висят они на яблонях,

Румяные и сладкие.

Блестят они на солнышке

Прозрачной тонкой кожицей.

Плодов такое множество,

Что ветки книзу  клонятся.

Мы яблоки румяные

Снимаем с веток бережно,

Кладем в траву под яблоней,

Душистые и свежие.

3-ученик:

День пригреет- возле дома,

Пахнет свежею травой,

Яровой сухой соломой

И картофельной ботвой.

И хотя земля устала, все еще добра, тепла,

Лен разостланный отава

У краев приподняла.

4-ученик:

Но уже темнеют реки,

Тянет кверху дым  костра,

Отошли грибы, орехи.

Смотришь, утром со двора

Скот не вышел. В поле пусто.

Белый утренник зернист.

И свежо, морозно, вкусно

Заскрипел капустный лист.

И за криком журавлиным,

Завершая хлебный год,

На ремонт идут машины,

В колеях ломая лед.

(Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песня».)

Ведущий:

Ребята, расскажите, кому какая картина больше всего понравилась. Давайте поможем Красному Солнышку. Среди вас  обязательно есть художники. Нарисуйте зиму, весну, лето, осень. Ваши рисунки мы покажем на выставке в школе. Все участники поют песню Ю. Чичкова  на слова М.Пляцковского «Это называется природа»