КАК ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ
статья (чтение, 1 класс) по теме

ПОКАЗАНЫ МЕТОДЫ РАБОТЫ И ИИСЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОЕГО КЛАССА, А ТАК ЖЕ МОИ ПРИЕМЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_privivat_lyubov_k_chteniyu_na_urokah.doc35.11 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ.

ПОДГОТОВЛЕНО УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ : Перепёлкиной юлией сергеевной

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ ЧИТАЮТ?

Книга-это не только источник знаний, книга воспитывает и формирует сознание, так как через книги происходит передача нравственных ценностей и норм от поколения к поколению

Но "добыть" из книги знания, "прожить" ее, подружиться с героями и почувствовать то, что чувствуют они дело довольно трудное. Психологи утверждают, что для этого у ребенка должно быть очень хорошо развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональную сферу. А получается это далеко не всегда. Современная система образования направлена в основном на развитие логического мышления, то есть левого полушария. Вот и выходит, что ребенок читая книгу, не может прожить и понять то, что в ней написано. А значит чтение для него становится совершенно бесполезным занятием, не приносящим ничего нового. Гораздо проще включить телевизор или компьютер и получить уже готовые образы - их воспринимать гораздо легче.

- Еще один фактор, часто мешающий ребенку полюбить чтение- это темперамент. В любом маленьком человечке всегда бушует огромное количество энергии и ему трудно сесть и надолго сосредоточиться на таком тихом вдумчивом занятии, как чтение.

- Часто отказ от чтения-это не упрямство, а закономерная реакция на ситуацию неуспеха. "НЕ ХОЧУ" , потому что не получается.

Как пробудить интерес к чтению, как развивать и поддерживать его - вот ,  на мой взгляд , одна из важнейших задач не только школы , но и дошкольных образовательных учереждений.

Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малыша с книгой.

В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать, но поддерживать можно то ,что сложилось. В каждом классе есть дети, которые знакомятся с книгой только в школе.

ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Известный критик и философ Карякин говорил : "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим , пока он в чужом не узнает свое, пока не обожжется на этом открытии - до той поры нет интереса к чтению и нет потребности в нем". Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты когда:

  1. ребенок почувствовал себя участником событий, которые изображены автором
  2. когда он откроет личный смысл в читаемом
  3. когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. ( сочинение по аналогии)

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае , когда ребенок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребенка, заставит задуматься о чем-то важном для себя и приобрести что-то новое. Только тогда каждое новое произведение будет для ребенка как открытие чего-то нового лично для него.

В программах по литературному чтению младших школьников основное внимание уделяется технической стороне чтения (техника чтения) и смысловой (анализ художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребенку направлены на формирование ЗУН ,  а не на его индивидуальное развитие.

Специфика литературы заключается в словесной образованности. Осмысления действительности в художественных произведениях происходит на основе мышления образами, а не понятиями.

Поскольку слово - это общедоступный бытовой материал общения , требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова, перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы ( работа в классе со словарями красивых слов, детское сочинительство: 42 % детей класса ответили, что любят самостоятельно сочинять сказки, рассказы, стихи и так далее, используя словари красивых слов и опираясь на произведения великих авторов).

- В младшем школьном ваозрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это прежде всего герои действия. ( В классе 37,5 %- предпочитают только развлекательную литературу ;  50%- развлекательную и познавательную ; остальные только познавательную).

Если игнорировать детские пристрастия , то можно убить интерес к чтнеию и литературе вообще.

- другая особенность читателей младшего школьного возраста-отождествление художественного мира и реального. Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному , в проявлении доверчивости к его изображению. мысля конкретно, дети постоянно спрашивают : " А это на самом деле было?".

Следует отметить наличие у младших школьников  чуткости к слову и к художественной детали. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые не замечают.

- Присущий младшему школьнику так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.

- Последняя особенность читателя-младшего школьника- отсутствие реакции на художественную форму. В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им " вехи ", без осмысления которых не может быть понимания. ( строфы, эпитеты, абзацы, знаки препинания-ничего этого ребенок сам не замечает). Эти качества восприятия являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором. Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано , но и как,  с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. Наличие такой особенности восприятия младшего школьника как эмоционального отклика на произведение является основой возникновения интересного процесса - процесса сотворчества писателя и читателя. ( пример с Дениской Кораблевым - в стихотворении город один, а у Дениски обрастает новыми деталями).
Очень трудно порой выделить главный результат урока.Что важнее-понимание авторской позиции или личные переживания ребенка по прочитанному. Скорей всего они равнозначны, только одна сторона подчинена законам литературы(литературное восприятие), а другая-индивидуальному развитию ребенка(личное восприятие).

Задача учителя - оставить за ребенком право на уникальность его восприятия, не подавлять ее, а исходить из не и опираться на нее.

Роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека.Влюбленный в литературу учитель сам влюбляет в нее учеников (или наоборот).

Здесь уместно обратить внимание на существование такой системы как система Е.Н. Ильина (СПб) : "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека" , основой которого является преподавание литературы как искусства. Для него урок литературы это :

  1. урок-общение , а не просто работа
  2. это искусство, а не только учебное занятие
  3. это жизнь , а не предмет в рассписании.

Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону "трех О" :

  1. очаровать книгой
  2. окрылить героем
  3. обворожить писателем
  4. учитель идет к ребятам не только с темой урока , а со жгучей проблемой ( произведение содержит множество нравственных проблем) - таким образом создаются ситуации, где ученик должен постоянно думать и чувствовать, делать выводы

идеи заложенные в художественном произведении должны быть добыты усилиями собственного ума ( класс надо держать в состоянии спора)

так , эмоциональное восприятие, обогащенное интеллектуальной работой, рождает художественное наслаждение-высший мотив общения с искусством. Душевная наполненность побуждает к общению, желанию и в дальнейшем высказывать свои впечатления. ( с кем поделитесь впечатлениями о прочитанной книге? 75% класса- с родителями, 29%- с друзьями, 4%- с учителем, 17%- не буду делиться).

Учителю важно обеспечить ученику право свободно выбирать. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

МОИ ПРИЕМЫ.

  1. Создать ситуацию успеха.Хвалить за каждое, даже небольшое достижение. Похвала подогревает интерес к любому занятию.
  2. Совместное чтение и обсуждение.Для ребенка 7-10 лет важно осознавать свою компетентность и иметь собеседника, способного оценить его познания и мнения.
  3. Чтение отрывков (неполное произведение) на уроке. Дома, заинтересовавшись ребенок находит книгу и читает произведение целиком.
  4. "Экран прочитанных книг": читательские дневники, словари красивых слов, выставки рисунков по мотивам прочитанных книг.
  5. Читательские 5-ти минутки - 5 минут от каждого урокапосвящаем чтению любимой книги. Если не взял книгу дома, то можешь выбрать в классной библиотеке.
  6. Метод Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать дает ребенку любимый герой. Он шлет ребенку письма, от каких книг он сам без ума. "Авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит понравившийся герой.
  7. В классе рекомендации по выбору книг - рубрика "читалочка" и "хочу все знать" на стендах. (кто помогает в выборе книг? 46%-выбирают сами, 42%- помогают родители, 17%-обращаются к библиотекарю или к друзьям, 4%- помогает учитель)
  8. Посещение библиотеки всем классом(для свободного чтения и подготовки домашнего задания) . (записаны ли вы в библиотеку? читальный зал-100% класса, абонемент- 50% учеников класса.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентировать...

Родительское собрание "Как прививать любовь к чтению"

Родительское собрание "Как прививать любовь к чтению"...

Прививать любовь к чтению у ребёнка

Советы родителям для развития интереса к чтению....

Прививайте любовь к чтению

Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно та...

Как прививать любовь к чтению

Родительское собрание...

Как прививать любовь в чтению

Рекомендации для родителей...

Презентация для родителей "Как прививать любовь к чтению"

Презентация для родителей "Как прививать любовь к чтению"...