Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.
консультация по теме

Агеева Наталья Евгеньевна

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley3.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать речь младшего школьника?

Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может  красиво и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего ребёнка, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки. Не оставляйте решение этой проблемы учителю.

Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.

Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребёнку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т. д.

Развитию речи также помогают и некоторые игры.

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

—    У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.

—    Она маленькая и юркая.

—    Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.

—    Это животное обитает в лесу.

—    Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.

Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на фруктовую: груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин...

Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется чёрточками. Например, слово клён будет выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы. Если ребёнок читает ещё плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл.

Чем больше ребёнок читает,

тем богаче его словарный запас,

тем более развита его речь.

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению?

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что -  неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.

Помните: только в читающей семье растут читающие дети!

Ребёнок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребёнку перед сном.

После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребёнком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.

Вот ещё несколько советов, которые помогут вашим детям подружиться с книгой:

1.    Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться ребёнку как самые счастливые. Но не пропустите момента, когда книга должна перекочевать из ваших рук в руки ребёнка. Этот переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.

2.    Если ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посоветуйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.

3.    Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.

4.    Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

5.    Собирайте домашнюю библиотеку!

Чем больше читает ваш ребёнок,

тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях

и разбираться в людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ

ПОКАЗАНЫ МЕТОДЫ РАБОТЫ И ИИСЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОЕГО КЛАССА, А ТАК ЖЕ МОИ ПРИЕМЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ...

Как развивать речь младших школьников.

Работа по развитию речи в начальной школе...

Методические рекомендации для родителей по интеллектуальному развитию младших школьников.

В рекомендациях заложены советы для заинтресованных родителей, которые хотят видеть своих детей в будущем успешными....

Как развивать речь младшего школьника

Как развивать речь младшего школьника?Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов и...

Презентация"Развиваем речь младших школьников"

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствованиятакого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи учащихся внастоящее время является...

Презентация для родителей "Как прививать любовь к чтению"

Презентация для родителей "Как прививать любовь к чтению"...