Как развивать речь младших школьников.
статья (4 класс) по теме

Воробьева Ольга Анатольевна

Работа по развитию речи в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx320.14 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

(Н.И.Жинкин)

  Развитие речи ребёнка – один из показателей общего развития его личности.  Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство коммуникации, познания, развития, самовоспитания.

 Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

  Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд.

  Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.

     Большое внимание в начальной школе уделяется произношению всех звуков речи. Особенно важно правильное, чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

    Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте. Образцом должна служить правильная, отчетливая и

неторопливая речь взрослых.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (годы)

1-2

2-3

3-5

5-6

звуки

А О Э П Б М

И Ы У Ф В Т Д Н КГ Х Й

С З Ц Ш Ж Ч Щ

Л Р

     Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков

речи. Однако не все дети, поступившие в 1 класс,  владеют правильным звукопроизношением.

    Например, в этом году среди первоклассников(22 чел.) 40 % детей имеют различные виды нарушений звукопроизношения. Диагностируя детей при поступлении в первый класс, было выявлено, что большинство детей не владеют произносительными средствами речи:

  • правильным произношением звуков речи;
  • мелодикой речи (повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе;
  • логическим ударением, темпом и тембром (изменение высоты тона, силы голоса);
  • у детей не сформировано речевое дыхание (длительность и интенсивность)
  • скудный словарный запас.

     Анализируя полученные результаты диагностики,  возникла необходимость включать в каждый урок упражнения на артикуляцию звуков речи, использование чистоговорок и скороговорок, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков (Л. Г. Парамонова « Упражнения для развития речи», И.С. Лопухина «Логопедия»).

( Приложение №1)

     Работу по развитию речи нужно начинать с упражнений на развитие фонематического слуха. Это помогает ребёнку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова.

    В учебнике «Азбука» Н.М. Бетеньковой уделяется огромное значение развитию у детей фонематического слуха. Так, с первых уроков учащиеся знакомятся со звуковыми моделями гласных и согласных звуков, учатся составлять звуковые схемы слов.

    При знакомстве с буквами и их звуками на уроке вводится сразу пара букв, сходных по артикуляции, даётся текстовый материал на автоматизацию и дифференциацию изучаемых звуков речи. Также, при знакомстве с каждой парой букв провожу слуховые диктанты (дифференциация твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков)

Параллельно с работой над правильным звукопроизношением с первых уроков ведётся следующая работа: лексическая работа, обогащение словарного запаса, работа над связной речью).

Работа о развитию речи включает:

 работу над словом и текстом (где за речевую единицу взяты слово и предложение),

 работу над связной речью (совершенствуются навыки работы с текстом: написание изложений, сочинений, работа по картинам художников),

работу  над искусством речи (риторикой).

Рассмотрим данные виды работ.

  1. Обогащение, уточнение и активизация словаря детей.

      В системе работы по развитию речи большое внимание должно быть уделено упражнениям со словом, так как словарь составляет одну из основ языка. Без достаточного запаса слов невозможно овладение языком как средством общения.

    Бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей.

    По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.

Накопление словарного запаса должно сочетаться с обучением детей выбору необходимых слов для краткого и точного обозначения понятий, выражения мыслей. В активном словаре младших школьников таких слов явно

недостаточно. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Важнейшими задачами развития речи в школе являются упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре линии:

  1. обогащение, т.е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе детей. Для того, чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8- 10 новых словарных единиц и значений;
  2.  уточнение словаря:
  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно,
  • усвоение лексической сочетаемости слов,
  • усвоение многозначных слов,
  • усвоение синонимики;
  • активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количество слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;
  • устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Пути активизации словаря младшего школьника.

      В учебниках по чтению есть большое количество слов, которые находятся в пассивном запасе младших школьников. Следовательно, одна из задач уроков – активизировать книжную лексику, научить ребенка употреблять в своей речи

слова разных стилей литературного языка. Прежде чем составлять предложение с новыми словами, необходимо вначале определить значение, в котором употреблено каждое из них, а потом подобрать знакомые детям слова, с которыми могут сочетаться новые.

Так, к прилагательным целесообразно сначала подобрать существительное, которое они могут определять. Например, прилагательное «рослый»

употребляется с существительными, которые обозначают то или иное лицо. Прилагательное «гигантский» сочетается со словами, обозначающими здания, сооружения. Для наречий надо в первую очередь подобрать глаголы, с которыми они сочетаются( сгоряча сказать, отчетливо произнести).

    Материал учебников для чтения дает возможность воспользоваться свойствами системности лексики для оживления урока и развития творческой деятельности школьников. Например, в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»

встречается слово «фыркать». Данное слово можно использовать для

приведения в систему и другие звукоподражательные слова. Тогда может выстроиться приблизительно следующий ряд: лошадь ржёт, овца блеет, кошка мурлычет, тигр рычит.

Эта работа имеет занимательный характер, кроме того, она активизирует

потенциальный словарь учащихся, развивает умение точного словоупотребления.

    При чтении сказки «Два Мороза» следует обратить внимание детей на такие глаголы, как «подпрыгивает», «пощелкивает», «похлопывает». Сначала стоит сообщить, что объединяет эти слова ( обозначают действия, начинаются с по- и оканчиваются на – ивает, -ывает). Затем вместе с учащимися выясняется, что они обозначают такое действие, которое совершается несколько раз и постепенно; встречаются в сказках и разговорной речи. Далее можно образовать пары слов: кашляет – покашливает, кричит – покрикивает, смотрит – посматривает. Данный вид работы способствует расширению словаря детей, а составление предложений с вышеназванными словами позволяет перевести их из пассивного запаса в активный.

     Посильна для детей и работа над другой группой слов, объединенных

общим словообразовательным значением. В неё входят глаголы типа «побелеть», «покраснеть». После работы над текстом детям можно предложить образовать слова по образцу: тёплый – потеплеть, красный – покраснеть. Далее с этими словами составляются предложения. Обращается внимание детей на фразеологичность таких словосочетаний (покраснеть от стыда, почернеть от горя, побелеть от страха, посинеть от холода). Такие упражнения развивают любознательность и повышают культуру его речи.

       Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребёнка к внутренней форме слова. Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, например: чайник – посуда, в которой готовят чай; подснежник – цветок, который появляется из-под снега. Необходимо научить ребёнка вдумываться в значение слова, в природу названия, а следовательно, научить точному

словоупотреблению.

      Таким образом, словарную работу в процессе анализа текста художественного произведения можно представить в виде графической схемы.

Место словарной работы на уроке

- до чтения (первичная словарная работа)

- во время чтения

- после чтения(вторичная словарная работа)

Цели словарной работы

- облегчить понимание текста

- расширить словарь ребёнка

- повысить культуру речи

Порядок работы над словом

- прочитать слово про себя

- прочитать слово вслух (в 1 классе – хором)

- объяснить значение слова (вместе с детьми)

- обратить внимание на написание слова (орфографическая зоркость)

Приёмы объяснения слов

- наглядная демонстрация предмета

- рассматривание предмета на рисунке или картине

- подбор синонимов

- деление слова на части (выделение корня)

- определение предмета по отличительным признакам

- описание предмета

- использование фактов из жизни

- объяснение слова в контексте

Виды работы с текстом

  1. Чтение всего текста по заданию учителя.
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказ.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста.(Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение в полголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12.  Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13.  Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком)
  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее чтение, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше)
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)
  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни)
  21. Подборка звукового оформления отрывка.
  22.  Беседа с сопровождением выборочного текста.
  23.  Нахождение в тексте 3 (5,7,…)выводов.
  24.  Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  25.  Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  26.  Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  27.  Обращение к названию рассказа. Как еще можно назвать, почему?
  28. Чтение по ролям.
  29. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  30.  Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  31.  «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  32.  Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  33.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д.
  34. Конкурсное чтение стихотворений.
  35. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  36.  Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  37.  Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  38. Чтение стихотворения, составление партитуры текста.
  39.  Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  40. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  41.  Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  42.  Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  43.  Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: сущ. +  прилаг., глагол + наречие.
  44. Чтение, пометка непонятных слов.
  45. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
  46. Нахождение и чтение в тексте синонимов, антонимов к словам, записанным на доске.
  47.  Чтение слов, к которым даны сноски.
  48.  Нахождение и чтение слов, выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
  49. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  50.  Чтение с попутным комментарием и беседой.
  51.  Составление плана из рисунков.
  52. Выбор отрывков для составления диафильма.

53.Чтение и работа со словарем настроений.

С небольшими текстами на начальном этапе проводится следующая работа:

1. Распространение предложения с помощью прилагательных, наречий.

2. Замена слов в тексте синонимами.

3. Работа с деформированными предложениями.

4. Вставка в предложение слова, которое бы служило окончанием первого и началом второго.

5. Составление предложений на определенную тему.

6.Редактирование текста (замена повторяющихся слов, устранение архаизмов, нелитературных слов).

7. Нахождение предложения, в котором заключена основная мысль текста.

8. Выбор наиболее подходящего заголовка к тексту, в котором заключена основная мысль текста или тема.

9. Восстановление предложения с утраченными предлогами, окончаниями.

10. Придумывание окончания рассказа.

11. Нахождение границ предложений в тексте и т.д.

(Приложение №3)

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работа  над словосочетанием проводится следующим образом:

1)выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов;

 2) составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

В работе над словосочетанием необходимо учитывать:

а) его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;

б) семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.

Иными словами, управления могут быть аналитические (на выделение словосочетания из предложения) и синтетические (на включение словосочетания в предложение).

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

Упражнения со словосочетаниями:

  1. Постановка вопросов к подчиненным словам от главных.
  2. Схематическое изображение связей между словами в предложении:
    Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.
  3. Составление словосочетаний с новыми словами.
  4. Объяснение фразеологизмов, образных выражений (устойчивые словосочетания ).
  5. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи:

- существительное + прилагательное;

- существительное + глагол;

- местоимение + глагол (можно наоборот).

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов.

Упражнения с предложениями условно можно разделить на три группы:

1)упражнения на основе образца,

2)конструктивные,

3)творческие.

При работе над предложением используются следующие приемы:

1) составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

 2) составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

3)  распространение предложений, перестройка их структуры;

4)  выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;

 5) свободное составление предложений, фраз;

6) интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;

7)редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Работа над связной речью.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

- развернутые ответы на вопросы;

- анализ прочитанного;

- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

- рассказывание художественных текстов, заученных на память;

- импровизация сказок;

- диалоги;

- различные виды драматизации, словесное рисование;

- письменное изложение образцовых текстов;

- письменные сочинения разнообразных типов;

- составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.

Упражнения в связной речи также условно можно разделить на три типа:

1) на основе образца, 2) конструктивные, 3) творческие

К числу упражнений по образцу относятся изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даются упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие.

Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

1) умение осмыслить тему;

2) умение собирать материал по данной теме;

3) умение составить план;

4) подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);

5) составить весь текст;

6) совершенствовать написание.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.

Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, необходимо организовать работу над простейшими типами текста. Поэтому на уроках  следует планировать  работу над пересказом (подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением). При этом соблюдается последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).

Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Для письменного изложения следует выбирать тексты размерами меньше и структурно проще, чем для устного пересказа,  ценные в воспитательном и образовательном отношении, расширяющие познавательны опыт учащихся, формирующие их мировоззрение; доступные и интересные детям, не перегруженные новыми словами; несложные по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляются по мере отработки отдельных умений.

Так при обучении сочинению составляется следующая памятка:

  1. Определи, о чем будешь писать (тема).
  2. Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
  3. Наметь части сочинения, составь план.
  4. Определи, о чем рассказать подробнее.
  5. Напиши сочинение.
  6. Проверь работу.

При подготовке к изложению используется памятка:

  1. Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
  2. Найди в тексте опорные слова.
  3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
  4. Найдите слова, которые нужно проверять.
  5. Подумай, как объяснить их написание.
  6. Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
  7. Не забудь проверить свою работу.

    Как бы хотелось, чтобы дети почувствовали красоту и звучность родного слова, полюбили его, проникли в его внутренний мир, научились говорить ясно и понятно.

    Надо разговаривать с детьми, рассказывать им интересные истории, сочинять вместе с ними сказки, истории, стихи, загадки, произносить интересные слова, спрашивать, что они слышат в том или ином слове.    И дети полюбят язык, поймут глубинный смысл звуков, слов, фраз, научатся играть со словами, станут

 сочинять, и сами начнут открывать огромный мир звучащего русского слова.

  Вовлекая детей в поиск, создавая условия для самостоятельных открытий, мы воспитываем в детях внимание к родному языку, пробуждаем желание познавать его тайны, стимулируем  их коммуникативно-познавательные потребности, создаем мотивацию к речевому действию, облегчая тем самым процесс планирования и протекания речевой деятельности.  

Приложение №1

Работа над активизацией и дифференциацией звуков речи.

Работа по дифференциации любой пары звуков проводится поэтапно. На каждом этапе достигаются следующие цели:

  1. умение различать на слух изолированные звуки при их сопоставлении и правильно произносить их.
  2. Умение различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в словах.
  3. Умение различать и правильно употреблять дифференцируемые звуки во фразовой речи.

Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации сочетает развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука, произношение на одном выдохе отдельных слов и

предложений.

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с помощью специально подобранных игр.

Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчётливости произношения, ведётся во время подготовки артикуляционного  аппарата для правильного произношения звуков, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяется голосом при уточнении в словах;

когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.

Упражнения на дифференциацию звуков.

Общие упражнения.

«Построить забор»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.(про себя произносим звук «и »)

«Сделать трубочку»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 (рот не открывается, зубы сомкнуты)

Для свистящих звуков «с, з, ц»

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит перед ребёнком на столе), загоняя его между двумя кубиками.

 «Наказать непослушный язык»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от1 до5-10 (язык касается уголков рта, похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе)

«Сделать язык широким»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10 (губы не растягивать в сильную улыбку, не подворачивать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта)

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх.(губы неподвижны, находятся в положении улыбки; язык широкий, находится у десен, начинать движение от корней нижних зубов)

ля шипящих звуков «ш, ж, ч, щ»

«Приклей конфетку»

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. (упражнение выполняется медленно, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна)

«Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и , прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку)

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (работает только язык, нижняя челюсть неподвижна)

«Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки, неподвижны. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх. (нижняя челюсть неподвижна, боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, по середине образуется щель)

Для звука «л»

«Наказать непослушный язык»

«Вкусное варенье»

«Пароход гудит»

Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы», как гудит пароход. ( кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка поднята к нёбу)

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не

выбрасываться вперёд)

 «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счетот1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. (работает только язык, нижняя челюсть и губы неподвижны)

«Пощелкать кончиком языка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как

Лошадка цокает копытами. (сначала медленно, а потом быстрее, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык)

«Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.(кончик языка не должен загибаться внутрь,

кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта)

Для звука «р»

«Пощелкать кончиком языка»

«Вкусное варенье»

Индюк»

 «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д-д-д, сначала медленно, постепенно убыстряя темп. (рот открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, следить , чтобы звук «д» носил характер четкого удара)

«Чьи зубы чище?»

Приоткрыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. (нижняя челюсть неподвижна, работает только язык, губы в улыбке, видны зубы)

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперед-назад.(губы и нижняя челюсть неподвижны)

 Приложение № 2

Игры с буквами

Игры, приведенные ниже, закрепят знания о буквах, помогут в овладении чтением, расширят словарный запас, научат видеть и слышать слово.

«Картины»

Возьмите картину художника, например, И.Е. Репина «Не ждали». Попросите найти на картине все предметы на определённую букву (например, на букву «П»: пол, портрет, пальто, передник и др.). Попросите детей запомнить сказанное, закройте картину. Пусть дети воспроизведут по памяти все слова.

«Всё из О»

Обсудите с детьми, на что похожа буква «О»(или любая другая буква). Вместе придумайте картину, которую будете рисовать. Предложите детям подробно описать, что, где и как они нарисуют.

«Портреты букв»

Во время изучения букв, мы спрашиваем детей о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Допустим:

А – крыша дома,

Б – кенгуру,

В – бабочка, которая сложила крылья и т.д.

   Вместе с детьми составьте альбом, в котором на каждой отдельной странице будет помещен портрет изучаемой буквы.

«На одну букву»

Учитель определяет тему и просит детей назвать предметы, которые будут начинаться с определённой буквы и соответствовать выбранной теме.(например: птицы на букву С: снегирь, сорока, свиристель, сойка, синица)

«Буквы в стихах»

Детям предлагается текст стихотворения (даже, если ребёнок не умеет читать, но знает буквы). После чтения стихотворения, предложите детям отыскать знакомые буквы, слова, попробовать прочесть их. Обсудите стихотворение вместе с детьми. Пусть дети приведут свои примеры.

С. Погореловский «Буквы с нами говорят»

Мы по улице гуляем,

Сами вывески читаем,

Что какая буква значит,

Узнаём издалека:

О – кругла, как будто мячик,

Ж похожа на жука.

Вот четыре буквы:

ВО – ДЫ

Вот ещё четыре:

МО – ДЫ

Воды – моды – лимонад!

Мы читаем всё подряд!

Вот блестит белее снега,

Слово горькое «АПТЕКА»

Рядом сладкие слова –

«ФРУКТЫ», «ПРЯНИКИ», «ХАЛВА».

А напротив них - другое

Расползлось во весь этаж.

Правда, тёплое такое

Это слово – «ТРИКОТАЖ».

Эй, ребята, вместе с нами

Все читайте – Всё подряд!

Буквы с вами, как с друзьями,

Обо всём поговорят.

Ю. Вронский «Как буквы женятся»

Как одинок, бедняга М,

Он от тоски засох совсем,

Как майский жук в коробке.

И вот красотка буква У

Однажды встретилась ему

На алфавитной тропке.

И бедный М сказал с мольбой:

- Давай поженимся с тобой.

Но встречен был сурово:

- Ты М, я У, а вместе МУ?

Всю жизнь мычать мне ни к чему.

Прощай, я не корова.

       Спросите у детей, есть ли какой-нибудь выход из данной ситуации? А затем дочитайте стихотворение до конца. (МУ – УМ)

Наш М был страшно оскорблён.

Но букву Ы посватал он.

И та была согласна.

Она ему сказала: - Мы

Составим вместе слово «МЫ»,

 А это так прекрасно.

«Вычитание букв»

С. Погореловский  сказка «Что случилось с буквой П»

  Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами: ПОБЕДА.

 Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась ему буква П. «Поставлю её, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унёс.

   Пришёл Медведь хмурый. Жаловаться стал:

- Нет у меня сегодня…

- Обеда, - подсказали буквы.

- Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.

 Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.

 - Ой, где беда? – заметался Зайчик.

  Налетел с испугу на букву Б., отскочила она. За рябину упала. А Зайчик умчался в лес.

  Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унёс. Тут Баран  пришёл. Заблеял обиженно:

- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему:

- Да.

Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д  рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька.

Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!

Выберите слова из данного списка и с одним из слов сочинить сказку

Коля – Оля – Ля – Я        Спор

Малина        Улей

Густой        Муха

Гусыня        Уход

Май        Хвоя

Ничего        Ябеда

Овраг        Ягода

Прок

«Всё с одной буквы»

Послушайте сказку, все слова в которой начинаются с одной и той же буквы.

«Одинокий Ослик»

Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный ослик.

- Один, опять один, - охал он. – Одиночество, опять одиночество…

Октябрь…Осень…

- Ой? – ойкнула Обезьяна.

- Ой? – обеспокоено отозвался Оленёнок.

- Ой? – отозвался Орёл.

- Ой! -  обиженно ответил Ослик.

Обезьяна отнесла Ослику овёс. Оленёнок отнёс овощи, оладьи. Орёл – омлет.

Обед! Отличный обед! – обрадовался Ослик. – Обязательно откушайте!

Осенью около озера обрадованные обедали Ослик, Обезьяна, Оленёнок и Орёл.

- Отличный обед!

- Очаровательное окружение!

- Обворожительная Осень!

  Попробуйте сначала составить только одно предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы, а затем перейти к сочинению сказки. Можно для облегчения работы над сказкой (зарисовкой) использовать словарь.

«Сказка о буквах»

После того как дети познакомились с буквами, подружились с ними, узнали их «характер», научился читать, можно предложить сочинить «Сказку о буквах».

Она может начинаться так:

«Как-то на Азбучной поляне расшумелись буквы: С – свистела, Ш – шуршала и шептала, Х- хохотала и подхихикивала…»

Или: «В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы. Правила ими мудрая и справедливая царица…»

Или придумайте свою сказку.

Игры со словами

Приведённые ниже игры , помогут подружиться со словом, научат сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные слова.

Распределим данные игры на группы для удобства.

  • Слово – звук
  • Слово – цвет
  • Слово – образ
  • Слово – ассоциация
  • Слово – понятие
  • Слово – действие
  • Народное слово
  • Слово – творчество

«Слово – звук»

«Что слышишь в слове?»

- Что вы слышите в слове?

- Что оно может обозначать?

Детям даётся слово, которое пропевается, произносится с хлопками, простукиванием, прошептыванием и т.д.

После этого дети должны высказать СВОЁ мнение относительно данного слова.

Например:

Баклуша

  1. Баклуша – добрая тётя, которая торгует пирожками;
  2. Баклуша – бак для бензина;
  3. Баклуша – мягкая груша;
  4. Баклуша – старая бабка, просидевшая сто лет на печке;
  5. Баклуша – новый сорт баклажан.

Слова для работы:

Благородство          Ничтожество

Богатство        Обожание

Великий        Подсказка

Веселить        Порядок

Взрослый        Последний

Вместе                                               Правда

Временный        Слава

Доверие        Смысл

Забывать        Ссорить

Измена        Трудно

Накапливать        Убогий

Настоящий        Успешно

Находить        и т.д.

 «Тон – тон – тон»

Детям читается один из специально отобранных поэтических текстов. Затем учитель спрашивает у детей, что они услышали в том или ином стихотворении, что почувствовали.

Например:

«Лунной ночью»

Тон. Тон. Тон.

 «Отворите дверь!»

«Кто так тихо стучит?»

«Это я – кленовый лист»

Тон. Тон. Тон.

«Отворите дверь!»

«Кто так громко стучит?»

«Это я – горный ветер».

Тон. Тон. Тон.

«Отворите дверь!»

«Кто так поздно стучит?»

«Это я – лунный свет»

 Вопросы:

- Что общего между кленовым листом, горным ветром, лунным светом?

- Чем они различаются?

- Закончите предложение «Если бы я был кленовым листом (горным ветром, Лунным светом), то я бы…»

«Ноги дождя»

Быстрые, быстрые ноги у дождя.

Через горы прыгают,

Через реки прыгают,

По полю бегут.

Длинные, длинные ноги у дождя.

Цапли им завидуют

«Что за ноги длинные! С неба до земли».

Лёгкие, лёгкие ноги у дождя.

Лёгкие, звонкие.

Топ – топ – топ по зонтику,

По крыше топ – топ – топ.

Робкие, робкие ноги у дождя.

Только солнце выглянет,

Только небо вызвездит сразу убегут.

«Каламбуры»

-Вслушайтесь в стихотворение. Что необычного в нём?

(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновение в одном тексте различных значений слова или омонимов)

 «Вопрос»

Вместо рубахи не просите брюк вы, -

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличайте от буквы,

А различите ли ясень и бук вы?

«Такса»

Сев в такси спросила такса:

- За проезд какая такса?

А водитель:

- Денег с такс не берём совсем,

Вот так-с.

«Говорили тиграм львы»

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?

***

Не ходи, как все разини,

Без подарка ты к Розине,

Но ей делая визиты,

Каждый раз букет вези ты.

«Слово – цвет»

«На вкус и цвет»

Детям раздаются карточки, разделённые на две половины. Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать все соответствия.

Алый          Ярко-зелёный

Апельсиновый        Светло-синий

Брусничный        Тёмно-оранжевый

Васильковый        Беловатый

Вишнёвый        Коричневый

Жемчужный        Тёмно-красный густого тона

Изумрудный        Тёмно-голубой

Каштановый        Сине-зелёный

Кирпичный        Фиолетово-красный

Лазурный        Золотисто-желтый

Молочный        Светло-лиловый

Морской волны        Коричневато-зелёный

Пурпурный        Ярко-красный

Пшеничный        Прозрачно-жёлтый

Сиреневый        Беловатый с переливами

Шоколадный        Густо-розовый

Янтарный        Оранжевый

 «Сказки из разноцветных слов»

Детям предлагается самим сочинить сказку, используя какой-либо из цветов.

Для начала детям предлагается послушать сказку

 «Серая сказка»

Я – Серый.

Я – серый, как мышонок. Как птица, как пепел, как пыль.

Я – Серый, но что бы без меня делали Яркие! Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая. Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если бы я не был таким серым?

Вот вылезает из серой земли тюльпан. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана! В сером поднебесье восходит красное солнышко, и все видят, как прекрасно оно.

Я – Серый. И я прихожу раньше всех красок, которых ждут люди.

Серым утром они ждут солнце, серой ночью – месяц, серой весной – цветы, серой осенью – снег.

Я – важный цвет, потому что всё становится красивым рядом со мной.

Я помогаю краскам, и если они не могут явиться сами, выталкиваю их из себя. Пускай все глядят.

Из серой тучи я выталкиваю радугу.

Бросьте яркую пуговицу в золу. Видите? Вот она, красивая пуговица. А что там, за ней? Это я – Серый.

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

«Синяя сказка»

Синий-синий конь на лугу…

«Янтарная сказка»

Как? У тебя нет янтаря…

«Пёстрая сказка»

Пёстрые бывают разными…

«Чёрная сказка»

Это чёрная сказка…

«Белая сказка»

Вчера выпал снег…

«Жёлтая сказка»

 Солнце, как яичный желток…

«Слово-образ»

«Автобиография»

Детям предлагается представить себя предметом, вещью или явлением и от его имени рассказать о себе (можно использовать наводящие вопросы)

Например:

«Я есть в доме у каждого человека. Я хрупкая, прозрачная, внутри меня есть тонкая спиралька, которая освещает всё вокруг…» (лампочка)

Или

«Я могу быть большим и маленьким. Со мной любят играть дети. Но если со мной обращаться не бережно, я могу лопнуть…» (воздушный шарик)

«Если бы, да кабы»

Детям предлагается закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы)…

Чтобы предложение получилось законченным, надо представить СЕБЯ тем, о ком (о чём) идёт речь.

Например:

- Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным Мандарином, чтобы меня

никто не съел.

- Если бы я был Автомобилем…

- Если бы я был Кузнечиком…

- Если бы я был Улицей…

- Если бы я был Музыкой…

Можно подготовить карточки и по другой тематике. Например:

- Я хотела бы узнать…

- Я надеюсь, что когда-нибудь…

- Я радуюсь, когда…

- Я грущу, когда…

- Я верю…

 «Слово – ассоциация»

«Пиктограммы»

Детям предлагается зарисовать пиктограммами, простыми рисунками те словосочетания, которые им будут продиктованы.

После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на другой вид работы, а затем вспомнить те словосочетания, которые зарисовали.

Например:

Тема «Осень»         Тема «Зима»

Словосочетания:          Словосочетания:

золотая осень         снежная зима

прощальный крик         сильный мороз

перелетные птицы                                                        метель

холодный ветер        следы на снегу

«Рисунок – ассоциация»

Для игры используются карточки с рисунками – пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети, получив карточку, должны соединить рисунок и слово – ассоциацию, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Например:

Слово - ассоциация

Рисунок - ассоциация

ветер

радость

туман

сон

цветение

любовь

красота

непогода

шум

свет

«Слово – понятие»

«Слова – мячики»

«Антонимы – синонимы»

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово. Дети должны вернуть мяч и произнести слово - антоним (или синоним) и др.

Например:

 -с синонимами: весёлый – радостный, храбрость – отвага – доблесть;

- с антонимами: день – ночь, высокий – низкий, плакать – смеяться;

- с отглагольными существительными: бег – бежать, стук – стучать;

 - со словосочетаниями: красивый – дом, быстро – бежать;

- с государствами и их столицами: Германия – берлин, Франция – Париж;

- с животными и их детёнышами: лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок;

«Шаги»

Дети выстраиваются в одну ровную линию на определённом расстоянии от учителя, и каждый задумывает, допустим, название цветка. По очереди дети называют задуманные слова, проговаривая его по слогам, делая на каждый слог один шаг. Задача детей придумать наиболее длинное слово – быстрее добраться до учителя.

«Антонимы в сказках и фильмах»

Детям предлагаются названия сказок – антонимов. Дети должны угадать истинное название сказки.

Например:

«Мышь в лаптях» ( «Кот в сапогах»)

«Знайка в лунной деревне» («Незнайка в Солнечном городе»)

«Бэби – короткий носок» (Пэппи – длинный чулок»)

«Рассказ о простой курочке» («Сказка о золотом петушке»)

« Рассказ о живой крестьянке…» ( «Сказка о мёртвой царевне…»)

«Антонимы для загадок»

Детям загадывается загадка, в которой всё наоборот. Дети должны угадать о чём речь.

Например:

Тема «Животные»

Обитает в воде (значит, на суше)

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть)

Хвост очень длинный (значит, короткий)

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит)

Очень любит солёное (значит, сладкое)

Кто это?

Для загадок можно выбрать любую тему.

«Устный кроссворд»

Учитель загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Дети, чтобы угадать слово, задают уточняющие вопросы:

- Это та, которая больно кусает?

- Нет, это не змея.

 - Она полосатая?

- Нет, это не зебра.

- Это то, что висит на двери дома?

- Нет, это не замок?

- Это то место, где все мы живём? -Да, это Земля.

«Слово – действие»

«Хорошо – плохо»

Детей знакомят с каким-нибудь явлением (предметом, понятием, образом), допустим, дождём и просят их ответить на вопрос: что хорошего в дожде?

Дети высказывают своё мнение (каждое мнение имеет право на существование).

- А что плохого в дожде?

В этой игре можно использовать и спорные образы (явления, понятия, предметы).

Например:

- Что хорошего в Бабе Яге? А что плохого?

- Что хорошего в болезни? А что плохого?

- Что хорошего в том, что сломался телевизор? А что плохого? И т.д.

«Из плохого в хорошее»

Детям предлагается из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д.

Например:

Злой

Сердитый

Недовольный

Терпимый

Сочувствующий

Внимательный

Заботливый

Добрый

«Общее предложение»

Детям предлагается всем вместе сочинить интересное красивое предложение. Условие: каждый добавляет по одному слову таким образом, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто-то почувствовал, что предложение состоялось, закончилось, он говорит «Стоп!»

С помощью этого задания можно дать понятие о простом и сложном предложении. Дети сами могут сделать это открытие. А задача учителя правильно начать предложение.

Например, простое предложение можно начать так: «В красивом лесу…»

Или сложное: «Если бы я …» и т.д.

«Если вдруг»

Детям предлагается какая-то неординарная ситуация, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

Например:

Если вдруг на Земле исчезнут:

- все пуговицы;

- все ножницы;

- все учебники;

- Что тогда произойдёт?

- Чем это можно заменить?

Можно предложить детям и другие ситуации.

Например:

Если бы у меня был(а)

- живая вода, то…

- цветик – семицветик… и т.д.

 «Народные слова»

«Сходные пословицы и поговорки»

На доске (или на карточке) в левом столбике написаны иностранные пословицы, в правом – аналогичные им русские. Дети должны найти сходные по смыслу пословицы и объяснить их значение.

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре (нем.)

С миру по нитке – голому рубаха.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках.(англ.)

С волками жить – по-волчьи выть.

Тот не заблудится, кто спрашивает. (итал.)

В тихом омуте черти водятся.

Птицу можно узнать по песне. (англ.)

Когда рак на горе свистнет.

После обеда приходится платить. (англ.)

Утро вечера мудренее.

Один утренний час лучше двух вечерних. (англ.)

Хуже всех бед, когда денег нет.

Лучше оступиться, чем оговориться. (англ.)

Язык до Киева доведёт.

Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятье. (англ.)

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Тихая вода берега подмывает. (польск.)

Видно птицу по полёту.

Когда у меня на ладони волосы вырастут. (польск.)

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Находясь среди ворон, нужно каркать как они. (польск.)

Ищи ветра в поле.

Зёрнышко к зёрнышку и будет мерка. (польск.)

Язык мой – враг мой.

«Сочини пословицу»

Детям предлагается, соединив начало и окончание разных пословиц, составить новую, с новым содержанием.

Например:

  - Сколько волка не корми – он и ноги на стол.

 - Любишь кататься – имей сто друзей.

 - Не плюй в колодец, не вырубишь и топором.

 - Век живи – не суйся в воду.

 - Поспешишь, когда денег нет.

«Восстанови пословицу»

На доске или на карточке в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

начало

окончание

Век живи,

твоя неделя.

Дарёному коню

а дома лучше.

Как аукнется,

чем никогда.

Любишь кататься,

щепки летят.

Не зная броду

век учись.

Чем дальше в лес,

в зубы не смотрят.

Лес рубят -

не суйся в воду.

Делу время -

тем больше дров.

Не в свои сани

так и откликнется.

Поспешишь -

люби и саночки возить.

Лучше поздно,

потехе час.

Семь раз отмерь,

не садись.

Мели, Емеля,

людей насмешишь.

В гостях хорошо,

один раз отрежь.

«Фразеологизмы – антонимы»

На доске записаны фразеологизмы – антонимы. Дети должны найти противоположные по смыслу фразеологизмы и объяснить их значение.

 - Тяжел на подъём         - лёгок на подъём

 - Семи пядей во лбу        - звёзд с неба не хватает

 - Заваривать кашу        - расхлёбывать кашу

  - Капля в море        - хоть пруд пруди

  - По пальцам можно пересчитать        - сколько душе угодно

 - Не покладая рук        - сложа руки

 - Засучив рукава        - спустя рукава

 - В двух шагах        - за тридевять земель

«Фразеологизмы – синонимы»

На доске записаны фразеологизмы – синонимы. Дети должны найти похожие по смыслу выражения и объяснить их значение.

В двух шагах        капля в море

Вверх ногами        как ветром сдуло

Водить за нос        чуть свет

За тридевять земель        рукой подать

И был таков        вверх дном

И в ус не дуть        обвести вокруг пальца

Кот наплакал        и след простыл

Ни свет, ни заря        сколько душе угодно

Ни то, ни сё        на краю света

С глазу на глаз        ноль внимания

Хоть бы что        один на один

Хоть пруд пруди                                                          как с гуся вода

Поминай как звали        ни рыба, ни мясо

«Сказки – загадки»

Учитель читает детям сказку, в которой использованы фразеологизмы, пословицы, поговорки. Дети должны угадать, о каком сказочном герое идёт речь и в чём смысл этой загадки.

Например:

« Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа, держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не видел… » (Буратино)

Или:

« Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился, не покладая рук. Дела в их государстве были из рук вон плохи. Но он не сидел сложа руки, и хотя знал, что всё то, что он задумал, ему не сойдёт с рук, он вместе со своими друзьями рука об руку пошёл против тиранов.» ( Чиполлино)

        «Слово – творчество»

«Общее слово»

Учитель произносит первый слог, дети прибавляют по одной букве так, чтобы получилось новое необычное слово. Если кто-то чувствует, что слово состоялось, он говорит «Стоп!» Затем слово несколько раз произносится, чтобы каждый мог услышать, что это слово может обозначать. После этого каждый даёт свою версию значения.

Например:

Ирюлемес – это 13 месяц года

Ливефуравия – сказочная планета, где всё наоборот.

Работа с такими словами – это ещё и хороший дикционный тренинг.

« Фантастические префиксы»

Учитель просит детей к существительным подобрать те префиксы, которые, по их мнению больше подходят и объяснить значение полученных слов.

префиксы

существительные

Анти -

сосед

Супер -

бумага

Макси -

глаз

Мини -

вздох

Не -

строка

Архи -

фотография

Микро -

зеркало

Полу -

вред

Сверх -

кошка

нравственность

разговор

суп

рисунок

замок

клубника

обогреватель

дом

Может получиться следующее:

Антивред – вещество, которое поглощает все вредные вещества из воды, воздуха, земли.

Минисосед – незаметный сосед, от которого нельзя устать.

Максибумага – рулон бумаги.

Неглаз – очки.

Архивздох – вздох при тяжёлых обстоятельствах.

Суперкошка – существо, которое не царапается.

Антисуп – второе блюдо.

Микроразговор – это «привет», и «пока».

Полуразговор – монолог.

Антизамок – бедная лачуга.

Архиобогреватель – русская печь.

 Полуклубника – земляника и т.д.

«Слово – сказка»

На доске пишется слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, зарисовку, стихотворение).

Слово пишется вертикально и «расшифровывается»

Ц - царевна

В - весна

Е - ель

Т - тепло

О - ожерелье

К – красавица

На основе этих 6 слов дети должны будут сочинить своё литературное произведение.

Например:

«Почему ель вечнозелёная?»

У Царевны – Весны было любимое зелёное платье, которое она всегда надевала, когда приходила к людям. Вот и опять пришла её пора. Она надела своё платье, но Зима, которой не хотелось уходить, решила испортить платье Царевны. Ей это удалось.

Что оставалось делать Царевне – Весне? Решила она обратиться к Ели.

- Милая Ель, помоги мне! Сделай так, чтобы моё платье было столь же прекрасным, что и раньше. Ель, согретая теплом Весны, привлекла к работе все свои иголочки. К утру платье выглядело как раньше. Ель украсила его золотистым ожерельем, сделанным из чешуек шишек.

- В благодарность за твой труд, милая Ель, я сделаю так, чтобы ты больше не зябла от холодных ветров. Теперь ты никогда не расстанешься со своим Зелёным платьем и будешь вечнозелёной красавицей.

«Бином фантазии»

Дети называют два слова, которые ничем не связаны между собой. Слова записываются на доске. Детям предлагается из данных слов составить интересное

словосочетание и пофантазировать на данную тему.

Например:

Ромашка, море                           Табуретка, музыка

Морская ромашка        музыка из табуретки

Ромашковое море        музыкальная табуретка

Море в ромашке        табуреточная музыка

 «Сказки наизнанку»

Детям предлагается в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а коза – злая.

 В сказке «Теремок» не медведь рушит дом, а мышка. И т.д.

«Что было потом»

Детям предлагается придумать продолжение к известной сказке.

Например:

«Дюймовочка»

-…крот догадался, куда унесла ласточка Дюймовочку. Он прорыл длинный ход к домику Дюймовочки и выкрал её...

- ..Однажды поднялся сильный ветер и унёс Дюймовочку далеко-далеко от родного дома. Все эльфы отправились на её поиски…

И т.д.

«Салат из сказок»

Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

Например:

- Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик;

- Карлсон и Мальвина;

- Незнайка и Чиполлино…и т.д.

«Смешные истории»

Детям предлагается придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем с их участием сочинить сказку.

Например:

- Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг...

- Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка…

- Сударыня Свечка случайно познакомилась с сударыней Спичкой…

- Две девочки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путешествие..

И т.д.

Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

1. Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

2. Инструкция: "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".

                                                                Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

                                                                Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

                                                                 Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

                                                                 Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

Количество правильно составленных предложений

Оценка

4 и более

5

3

4

2

3

1

2

0

1

Задание для углубленной диагностики.

"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю.

Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".

Примечание: Если ребенок не читает, предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики.

"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом; - круг на квадрате; - круг над квадратом".

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза.

Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.

К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3' (зъ). Слушай:

С', Ц', 3', Т ', 3' ".
И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".

Примечание: Звуки Ш, 3', Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

        

Задание для углубленной диагностики.

"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".

Далее учитель называет следующие пары:

трава - дрова, уточка - удочка, крыша - крыса, мишка - мышка,

бочка-почка

 

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно.

Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

"сковородка".

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные".

Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

Задание для углубленной диагностики.

"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".

Задание для углубленной диагностики.

"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

 Задание для углубленной диагностики.

"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

 

"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развиваем внимание младшего школьника"

Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.  Такое «приучение»  к  волевому сосредоточению  должно совершаться постепенно, при обдуманной доз...

Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентировать...

Как развивать речь младшего школьника

Как развивать речь младшего школьника?Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов и...

Методическая разработка родительского собрания "Развиваем мышление младших школьников"

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса...

Развиваем внимание младших школьников

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взро...

Развиваем мышление младших школьников

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения – рациональная организац...

Презентация"Развиваем речь младших школьников"

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствованиятакого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи учащихся внастоящее время является...