Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snegurochka.doc45 КБ
Office presentation icon muzhik_i_medved.ppt2.08 МБ
Microsoft Office document icon kultura_rechi.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 
         Русская народная сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Задачи:
    Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
    Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.
   Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
  Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
  Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Оборудование:
компьютер,
проектор,
презентация,
индивидуальные карточки,
учебник: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара, 2009

Ход урока

1. Оргмомент. Психологическая гимнастика.
- Какое время года наступило?  
(слайд   1   )

- Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. (слайд    2   )

- Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше.  

-  Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы!

-  (слайд     3   )      Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь.

- На партах у вас есть карточки. Покажите, какое у вас сейчас настроение.

- Я надеюсь, что с таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки.

2. Речевая разминка
Работа над выразительностью речи.

- Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова: Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд     4  )

- Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд    5  )
Жили-были...
… не по дням, а по часам.
… запоёт — заслушаешься.
… души не чаяли ...
Сказка — ложь, да в ней...    
(ПУСТОЙ СЛАЙД       6      )

- Кто запомнил выражения?  Продолжите их.  Какое выражение лишнее?            (Последнее выражение – это слова А.С. Пушкина.)   (слайд  7  )

- Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина?

- Что общего у этих выражений?  (слайд     8   )      Они относятся к сказке «Снегурочка».  (слайд     9   )

3. Актуализация знаний.
- Что вы хотели бы рассказать о сказке «Снегурочка»? (Дети высказываются.)

- Вот мы и восстановили сюжет сказки.

- Что такое сюжет? (Последовательная цепочка событий.) (слайд    10   )

- Как называется глава в учебнике литературного чтения, в которую входит сказка «Снегурочка»?  (слайд    11   )     «НОВЫЕ ЗАГАДКИ СЛЕДСТВИЯ…»

- И так, мы с вами начинаем новое расследование 


.4. Постановка проблемы.

- Почему это произведение относится к сказочному жанру?  (Зачин, концовка, волшебство)

- Почему эта сказка народная?  

- Зачем народ сочиняет сказки?  Что содержится в сказках?  (слайд    12     )

 (ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППАХ)

- Высказывания по группам.   Вывод:    (слайд     13    )

- В каждой сказке содержится народная мудрость. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снеговиков?

- Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.         (слайд     14    )

- Но для начала немного отдохнём.

5. Физминутка (слайд    15    )

             Снежинки                              
Мы пушистые снежинки, мы волшебные пушинки,
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В белом танце покружились.
И на землю тихо-тихо
Опустились и притихли.

- (слайд    16  )   Ведём расследование…

6. Решение проблемы приемом подводящего диалога.
- Найдите начало сказки.     (первый абзац)

- Что узнали об Иване и Марье? Кто они друг другу?

- Как они жили?     (ПРОЧИТАТЬ)

- Били они счастливы? Как догадались?    (ПРОЧИТАТЬ)

- Выборочное чтение. Как лепили Снегурочку? (слайд   17    )

- Как вы думаете, с каким чувством Иван и Марья лепили Снегурочку? ОБСУДИТЕ и докажите свою точку зрения.  (с любовью, уменьшит-ласкат.)  

 -Зачитайте описание Снегурочки. (слайд    18    )

- А когда счастье поселилось в их доме? (С появлением Снегурочки)
-  ОБСУДИТЕ (группы) и сделайте ВЫВОД: о чём эта сказка?

- Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.  (слайд     19    )

- Смысл жизни — в воспитании детей.  О каких детях мечтают родители? (послушных, ласковых, смышлёных, трудолюбивых, жизнерадостных, мечтают о взаимопонимании)

- Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись?

- Какое настроение вызвала у вас сказка? (грустное)

- Группами найдите и зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные

чувства? Почему?  (1 - не было детей – стр. 134;

                                  2 – грусть Снегурочки – стр. 135;  (слайд   20   )

                                  3 – грусть Снегурочки – стр. 136;

                                  4 – стон Снегурочки – стр. 137;

                                  5 – горе Ивана и Марьи – стр. 137)

- Только ли грустное настроение присутствует в сказке? Может, оно меняется?

-  Выборочное чтение. Когда радостное настроение?

(1 – появление Снегурочки – стр. 134;

2 – растёт Снегурочка – стр. 135;   (слайд     21  )

3, 4 – радовалась Снегурочка тёмным тучам; граду – стр. 135;

5 - праздник – стр. 136)

- О каком празднике говорится в сказке?  (В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд    22)      Вторая тайна сказки.


В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купалы. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник.  На самом деле папоротник не имеет цветов. (слайд     23    )       Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье.

В лесу девушки плетут венки, водят хороводы,         (слайд     24    ) Пустивший по воде венок, обретет любовь.  (слайд     25   )   
Вечером разжигают юноши большой костер, а прыгнув через костер, станешь здоровым.  
(слайд    26     )

-  Третья тайна сказки – поверье о папоротнике.   (слайд   27     )

- В сказке есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение)    (слайд     28  )

- Четвёртая тайна сказки – легенда о цветке иван-да-марья.  (слайд    29    )

Пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью от грозы. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищают от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

7. Физминутка (танцуй с нами)

- Работа в группах: разделить сказку на части и составить план.

ПЛАН.   (слайд   30  )

1. Беда Ивана и Марьи.

2. Появление Снегурочки.

3. Радость родителей.

4. Грусть Снегурочки.

5. Праздник.

6. Снегурочка исчезла.

7. Иван-да-Марья.

- Рассмотрите картинки к сказке.   (слайд     31  )

- Расположите картинки в нужном порядке.     (слайд    32   )

8. Образ Снегурочки

- Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Почему?

- Что включает в себя образ Снегурочки.   (слайд     33   )

- ОБСУДИТЕ.     Вывод:          (слайд     33   )

- Это чистота, доброта, таинственность, красота.

- Владимир Иванович Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке        (слайд     34   )
- Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка».    (слайд    35    )
Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви. Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов    (слайд    36   )
- По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор— сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями.

- Как звучала музыка? Что вы представляли, слушая ее?

- Какое настроение передал композитор?

- Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (читаю стихотворение).

- На стр. 138 прочитайте ещё раз это стихотворение и расскажите о своих впечатлениях.

- Что роднит это стихотворение и сказку?

 - Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника) (слайд       )

 - Что вы можете сказать о цветке? Какой он?

- Существует много легенд о подснежнике. А дома почитайте легенду о происхождении нарцисса — красивейшего цветка. Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может, придумаете свои.


- В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение — слайд 18)
9. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли пробудила сказка? (это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей)

Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
1) Существительное
2) Два прилагательных
3) Три глагола
4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
Пример:
Снегурочка.
Ласковая, приветливая.
Улыбается, поёт, радует.
Хорошая дочка любящим родителям.
Мечта.

Попробуйте и вы составить синквейн, работайте в группах по 4 человека.
Чтение синквейнов.
10. Домашнее задание.
Придумайте дома другое продолжение сказки.

 Найдите другие легенды о цветах или придумайте свои.
Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Волшебные сказки: Зачин : В некотором царстве в некотором государстве ; Волшебные герои : Царевна-лягушка, Баба Яга ; Троекратный повтор Концовка : Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец.

Слайд 4

Сказки Волшебные ?

Слайд 5

Тема урока : Цель урока : вид русской народной сказки «Мужик и медведь» Сказка “ Мужик и медведь ”

Слайд 6

Признаки сказок Вид сказок Волшебные Бытовые Ситуация Герои Что помогает герою победить зло, несправедливость?

Слайд 7

Признаки сказок Вид сказок Волшебные Бытовые Ситуация Волшебная Герои Волшебные Что помогает герою победить зло, несправедливость? Волшебные предметы

Слайд 8

Признаки сказок Вид сказок Волшебные Бытовые Ситуация Волшебная Обычная житейская Герои Волшебные Обычные люди Что помогает герою победить зло, несправедливость? Волшебные предметы Ум, смекалка, находчивость

Слайд 9

Тема урока : Цель урока : вид русской народной сказки «Мужик и медведь» Сказка “ Мужик и медведь ”

Слайд 10

Сказки Волшебные Бытовые

Слайд 11

Сломаю, корешки, вершки, коли обманешь, дубрава, доля, ботва, наклал на воз, по дрова, заломаю, жать, вражда пошла.

Слайд 12

План. 1. Посеял мужик репу. 2. Медведь получил вершки от репы. 3. Медведь получил корешки от ржи.

Слайд 14

Домашнее задание: Прочитать сказку стр. 127-129 Найти и прочитать сказку «Мужик, медведь и лиса» Вспомнить и оформить на отдельном листе признаки сказок.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство говорить – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать. Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов? От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Кружок “Культура речи” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.

ЦЕЛЬ: повышение уровня речевой культуры учащихся.

 ЗАДАЧИ: - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

        - развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;

        - развитие у детей эмоциональной выразительной речи и артистических данных;

        - расширение кругозора детей, развитие их мышления, памяти и творческого воображения;

        - организация активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания.

СПОСОБЫ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА КРУЖКЕ.

Способы усвоения знаний на кружке преимущественно творческие, исследовательские. Новые знания ученик получает сам, в процессе наблюдений за речью, что, в свою очередь, формирует у ребенка умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию его мышления. Упражнения курса – это познавательные вопросы, задачки поискового и творческого характера, направленные на формирование и совершенствование мыслительной и речевой деятельности учащихся, а также практические упражнения, такие как инсценировки пьес, выразительное чтение стихотворений. Моя роль заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ.

 Курс рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Я работаю по трем основным направлениям:

1)РЕЧЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ. Цель: Объяснить детям значение речи в современном мире: речь является средством общения, обмена чувствами и мыслями, познания мира, воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.

2) ТЕКСТ. Цель: Научить детей выражать связно свои мысли не только устно, но и на письме, дать основные понятия о речевых произведениях .

3)КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. Цель: сформировать личность человека, способного в общении адекватно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других, развить театральные способности детей.

Таким образом, кружок “Культура речи” помогает развивать речь ребенка, почувствовать ему, что он талантливая и творческая личность. Созданная атмосфера доброжелательности делает ребенка более открытым, раскрепощенным. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся. Занятия распределены следующим образом:

Класс

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

1 КЛАСС (34 часа)

Речь

Речь – средство познания мира.

Речь – средство общения.

 Речь – способ воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека.

Речь – средство обмена чувствами и мыслями.

Речь – средство планирования собственной деятельности, ее анализа.

Культура общения.

Слово

Функции слова.

Язык как развивающаяся система.

Загадки. Информация в слове.

Лексическая сочетаемость слов. Фразеологизмы.

 1ч

Значение слова

Прямое и переносное значения слова..

 1ч

Многозначные слова и омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

Предложение

Что такое предложение.

Интонация. Логическое ударение.

Текст

Что такое текст.

Типы текстов.

 2ч

Стихи и проза.

 2ч

Стихи

Что такое стихи? Рифма. Ритм.

 2ч

Как понять смысл стихотворения.

 1ч

Средства художественной выразительности.

Мы умеем выразительно читать стихотворения.

 2ч

Проведение конкурса чтецов в классе.

 1ч

2 КЛАСС (34 часа)

Речь

Стили речи.

Книжный стиль.

Научный стиль. Деловой стиль. Поэтический стиль.

 2ч

Способы работы с текстом

Тема текста.

 1ч

Опорные слова в тексте.

 2ч

Заглавие текста.

Основная мысль текста.

 1ч

План текста.

 1ч

Обучающее сочинение-повествование.

 1ч

Художественные произведения. Стихи и проза

Стихи. Особенности построения стихотворения. Виды стихотворных произведений.

 2ч

Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений.

 2ч

Театральная деятельность

Какую речь приятно слушать? Дыхание, голос, дикция.

 2ч

Скороговорки.

 1ч

Построение диалога на заданную тему.

Мимика и жесты.

 2ч


Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения

Интонация, выражение чувств.

 2ч

Импровизация.

Практика постановки инсценировок.

 6ч

3 КЛАСС (34 часа)

Речь

Текст как результат речевого действия. Типы текстов, зависимость типа текста от цели говорящего.

Речь письменная и устная.

 2ч

Типы речи. Описание.

 1ч

Типы речи. Повествование.

 1ч

Типы речи. Рассуждение.

 1ч

Анализ художественного произведения

Автор художественного произведения.

Герой художественного произведения.

 1ч

Природа в произведениях.

 1ч

Речь героев.

 1ч

Собственное отношение к произведению.

 1ч

Публицистическая деятельность.

Публицистический стиль.

Практика выпуска классной учебной газеты.

 4ч

Основы учебно-исследовательской деятельности

Доклад. Его назначение, построение.

Речь – средство организации досуга

Практика речевых игр.

 3ч

Постановки спектаклей..

 8ч

Написание сочинений, статей.

4 КЛАСС (34 часа)

Речь, стиль, текст

Речь как средство воздействия на другого человека.

Понятие риторики. Наука или искусство риторики.

Изобразительно-выразительные средства языка

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Метафора.

 1ч

Олицетворение.

 1ч

Текст публичного выступления

Практическая проба выступления: определение цели, темы, содержания, средств и поведения при выступлении. Анализ первой пробы. Работа над ошибками.

 3ч

Работа над логичностью выступления.

Культура речи.

Техника речи.

 3ч

Ораторское мастерство

Конкурс ораторского мастерства.

Этика и этикет

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет.

 2ч

Нормы общения и поведения (на улице, в транспорте, в магазине и т.п.)

 1ч

Память человека, семьи, народа.

 2ч

Театральная деятельность

Составление детьми собственных постановок.

Инсценировка постановок.

 5ч

 

 


ЛИТЕРАТУРА 1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,2001 2. Арямова О.С., Мали Л.Д., Климова С.А. Речевое развитие младших школьников.- Пенза, 1999. 3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Просвещение, 2000. 5. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта: Наука, 1998. 7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006. 8. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 2004. 9. Крючков Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта// Начальная школа, 2002. 10. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие.- М.: Издательство МПСИ, 2006. 11. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: Учебник.- М.: Гардарики,2002. 12. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 2003 13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 2002. 14. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа, 2004. 15. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007 16. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.- Самара. Издательство “Сам Вен”, 1999 г. 17. Рудкова С.Г. Культура речи// Начальная школа, 2001. 18. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 2005 19. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1999 20. Юртаев С.В. Типы уроков развития речи.// Начальная школа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка"

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и пров...

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка" во 2 классе...

Конспект урока по литературному чтению русская народная сказка "Заяц хвоста"

Конспект урока по рксской народной сказке "Заяц хвоста"...

Конспект урока по литературному чтению "Русские народные сказки" (1 класс)

Учитель начальных классов: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 1Предмет: литературное чтениеТип урока: повторениеТема Русские народные сказки. Цель углубленное изучение жанра русского народн...

Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка "Два Мороза"

Конспект урока по чтению разработан по сказке "Два Мороза"...