Литература
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

 

Тема урока: А.  Л. Барто  «Верёвочка»

 

Цели:   

           обучающая: познакомить с  автобиографией и  творчеством А.Л.Барто,    её произведением «Верёвочка»;

          развивающая: развивать навыки выразительного чтения, развивать речь, память и мышление;

          воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.

 

Оборудование: портрет  А.Л.Барто,  выставка книг,  шкатулка с зеркалом, яблоня,  яблоки трёх цветов на партах учащихся,  мультимедийный проектор,  экран.

 

1.Организация класса.

 

       Встали ровненько. Тихо сели. Сегодня на уроке чтения  мы познакомимся с творчеством А.Л.Барто и научимся  выразительно читать её стихотворение «Верёвочка».

 

2.Психологический настрой

 

           -Ребята, а как вы думаете, кто самый важный, нужный человек на нашем  уроке?

 У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть и в мире. Но пока этот секрет раскрыться не может. Мы  должны  научиться, выразительно читать стихотворение  А. Л. Барто и только  тому, кто будет стараться, наша шкатулка откроется.

 

3.Развитие речи

 

    Начнём урок с развития речи. Вместе и  чётко будем проговаривать чистоговорку. (1 слайд)

 

4.Проверка домашнего задания.

 

     Молодцы!  На прошлом уроке мы с вами читали произведения С.В.Михалкова и сейчас проверим, как вы запомнили его стихи, отгадаем кроссворд.(2 слайд)

 

 1.Как могут они под землею расти?

    И скучную жизнь под землею вести?

    Их в темную нору спрятала мать

    Она не пускает их днем погулять!

 

 

2. Вдруг какой-то страшный зверь

     Открывает лапой дверь,

     Прыгает через порог…

     Кто же это? Мой……

  

3.Красота! Красота!

   Мы везём с собой кота,

   Чижика, собаку,

   Петьку-забияку,

   Обезьяну,….-

   Вот,  компания, какая!

 

4.Много лет, за годом год,

    Из глубин солёных вод

    Как затворница-монашка

    Выплывает …..

 

5.Широка и глубока

   Под мостом текла река.

   Под корягой, под мостом

   Жил в реке  усатый ….

 

6.Живёт у нас под крышей

   Непризнанный артист,

   И целый день мы слышим

   Художественный свист.

 

7.Целый день долблю, долблю,

  А как день кончается,

  Равен мой улов  нулю.

  Вот что получается!

  Надоело зря долбить!

  Присоветуй, как мне быть?

 

8.На исходе двух столетий

   А точней под Новый год

   Черепашку как – то встретил

   Одинокий …

 

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили стихотворения С.В.Михалкова!

 

5.Изучение нового материала.

 

-Сегодня мы начинаем изучать произведения ещё одной детской поэтессы. А. Л. Барто.

Внимание на экран!  (слайд 3. (портрет А. Л. Барто))

 

 

 

Рассказ учителя об  А. Л. Барто.

 

-Агния Львовна родилась в Москве 17  февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

  Первая книга была напечатана, когда ей было 19 лет, называлась она «Китайчонок Ван- Ли».

  (слайд 4)

-А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

 

-Сейчас меня дополнят ребята (выходят 2 ученика)

 

1уч.В годы ВОВ  А. Барто ездила на  фронт – выступала перед бойцами, писала для   газет. Работала на заводе в токарном цехе.

 

2уч.Она, очень  много сделала для других детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят.

 

Учитель:

-Спасибо вам, ребята! Самое главное дело своей жизни она сделает уже после войны. В канун Дня Победы, этого великого праздника, случилось самое страшное событие в ее жизни. Погиб ее сын Гарик – его велосипед столкнулся с неожиданно появившимся в тихом московском дворе грузовиком. Раз и навсегда в ее жизнь вошло горе, и выжила она благодаря дочери Тане и детям, которым нужна была ее помощь. Она поехала по детским домам и в своей поэме «Звенигород» написала о детях, потерявшихся в неразберихе военных лет. Началась история радиопередачи «Найти человека». В прямом эфире радио «Маяк» Барто читала письма, состоявшие из обрывков детских воспоминаний. По этим воспоминаниям родители опознавали своих детей, с которыми их развела война. За несколько лет существования передачи ей удалось воссоединить около тысячи семей. Тысяча человек, которым она подарила счастье.

 

-Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня» Та передача была такой же, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.

- В этом году наша страна будет праздновать 65летие Победы. Идет огромная работа, подготовка к этому мероприятию. Мы тоже можем участвовать в этих мероприятиях: учить стихи, песни, на военные темы, нарисовать рисунки, (у нас уже у Дилана, Насти рисунки на конкурс готовы).

 

-А. Л. Барто  была человеком беспокойным, её всегда волновало, как живут дети. Мы с раннего детства знакомы с её стихами «Игрушки».

Сколько бы мы ни искали, нам не найти в стране ни одного мальчика или девочки, которые бы сразу не сумели прочитать наизусть несколько стихотворений Барто, да и взрослого такого у нас не сыщешь. 

 

 

Внимание на экран! –слайд 5  (чтение стихов с продолжением)

-Молодцы!

 

Посмотрите, сколько ещё книг написано  этой замечательной поэтессой. (Работа с выставкой книг)

-Какое время года на улице?

-Какие игры вы любите играть весной?

 

6.Первичное  чтение учителем стихотворения «Верёвочка»

 

Словарная работа.

-Что такое верёвочка? (на доске запись-прыгалка или скакалка)

Бульвар-аллея посреди улицы.

Переулок- узкая улица, соединяющая собою две другие.

Тротуар- пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.

-В тетрадях для индивидуальных работ записываем эти слова и составить с ними предложения.

-Какое настроение было у вас, когда вы слушали  стихотворение?  Почему?

 

7.Физкультминутка

- Упр. для развития правильного дыхания

1. И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох -   на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя 1-3 (про себя). Вдох на счет, 1-5.

2. И.п. то же. Глубокий вдох на счет 1-3 (про себя). Задержка на 1 (про себя)

    Медленный плавный выдох на звуках (ф), (с), (ш).  можно отдельно, а затем подряд.

 

8.Чтение стихотворения учениками. (Цепочкой)

 

9.Анализ по содержанию прочитанного.

-Какие приметы весны подметила А. Барто,  на улицах Москвы?

-Прочитайте каждый по одной примете.

-Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида. Услышали ли вы звуки скакалки, бьющийся об асфальт? Что помогло услышать? (ритм)

-Ритм – это равномерное чередование звука (в нашем случае звука скакалки)

 

10.Ритмичное чтение.

-Перечитайте про себя строки, где описывается, как скачет Лида. Теперь, читаем вместе и попробуем показать звук скакалки, которая бьётся об асфальт, помогут нам в этом руки, будем хлопать в ладоши и отбивать ритм.

 

Физкультминутка

Представим себя на весенней улице и попрыгаем вместе с Лидой.

 

11.Деление на части.

На сколько частей можно разделить стихотворение?

-Зачитайте 1 часть. Как её надо читать? (с восхищением,  радостью, как будто рассказываешь, что видишь)

-Зачитайте 2 часть. Как  надо читать? (надо показать, как девочки скачут, словно отбивают ритм)

 

12.Выразительное чтение.

- Сейчас будем читать выразительно. Какие средства речи нам помогут это сделать? (паузы короткие, средние, длинные; повышение или понижение интонации, где быстрее или медленнее)

 

13Словесное рисование. (слайд 6.)

-Посмотрите на иллюстрацию, какой эпизод изобразил художник?

-Что бы нарисовали вы, если вам предложили  проиллюстрировать это стихотворение?

 

14.Итог урока

-Вы сегодня молодцы. Все старались на уроке научиться, выразительно читать и это у вас  получилось. Ставлю 5-……

-4 получают…. Им надо ещё поработать над выразительностью

-Подошло время вернуться к нашей шкатулке, она сейчас может открыться для вас, и вы увидите самого главного  человека на нашем уроке (подношу каждому)

-Так кто же самый главный? Несомненно, вы сами, без вас не получился бы урок.

-Большое вам спасибо, ребята.

 

15.Домашнее  задание

 

-Чем мы сегодня занимались на уроке? Что запомнили интересного?

-Дома учитесь читать выразительно стихотворение.

 

16.Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. У вас на парте 3 яблока: красное, жёлтое, зелёное.

Если вы считаете, что урок прошёл интересно, и вы себя проявили хорошо, прикрепите красное яблоко.

-Если не всё удалось, что-то не получилось, жёлтое

 -Если вам было сложно на уроке, есть трудности - зелёное

Дети выходят по рядам и прикрепляют свои яблоки.

 

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Тема урока: А.  Л. Барто  «Верёвочка»

Цели:   

           обучающая: познакомить с  автобиографией и  творчеством А.Л.Барто,    её произведением «Верёвочка»;

          развивающая: развивать навыки выразительного чтения, развивать речь, память и мышление;

          воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.

Оборудование: портрет  А.Л.Барто,  выставка книг,  шкатулка с зеркалом, яблоня,  яблоки трёх цветов на партах учащихся,  мультимедийный проектор,  экран.

1.Организация класса.

       Встали ровненько. Тихо сели. Сегодня на уроке чтения  мы познакомимся с творчеством А.Л.Барто и научимся  выразительно читать её стихотворение «Верёвочка».

2.Психологический настрой

           -Ребята, а как вы думаете, кто самый важный, нужный человек на нашем  уроке?

 У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть и в мире. Но пока этот секрет раскрыться не может. Мы  должны  научиться, выразительно читать стихотворение  А. Л. Барто и только  тому, кто будет стараться, наша шкатулка откроется.

3.Развитие речи

    Начнём урок с развития речи. Вместе и  чётко будем проговаривать чистоговорку. (1 слайд)

4.Проверка домашнего задания.

     Молодцы!  На прошлом уроке мы с вами читали произведения С.В.Михалкова и сейчас проверим, как вы запомнили его стихи, отгадаем кроссворд.(2 слайд)

 1.Как могут они под землею расти?

    И скучную жизнь под землею вести?

    Их в темную нору спрятала мать

    Она не пускает их днем погулять!

2. Вдруг какой-то страшный зверь

     Открывает лапой дверь,

     Прыгает через порог…

     Кто же это? Мой……

   

3.Красота! Красота!

   Мы везём с собой кота,

   Чижика, собаку,

   Петьку-забияку,

   Обезьяну,….-

   Вот,  компания, какая!

4. Много лет, за годом год,

    Из глубин солёных вод

    Как затворница-монашка

    Выплывает …..

5.Широка и глубока

   Под мостом текла река.

   Под корягой, под мостом

   Жил в реке  усатый ….

6.Живёт у нас под крышей

   Непризнанный артист,

   И целый день мы слышим

   Художественный свист.

7.Целый день долблю, долблю,

  А как день кончается,

  Равен мой улов  нулю.

  Вот что получается!

  Надоело зря долбить!

  Присоветуй, как мне быть?

8.На исходе двух столетий

   А точней под Новый год

   Черепашку как – то встретил

   Одинокий …

 

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили стихотворения С.В.Михалкова!

5.Изучение нового материала.

-Сегодня мы начинаем изучать произведения ещё одной детской поэтессы. А. Л. Барто.

Внимание на экран!  (слайд 3. (портрет А. Л. Барто))

Рассказ учителя об  А. Л. Барто.

-Агния Львовна родилась в Москве 17  февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

  Первая книга была напечатана, когда ей было 19 лет, называлась она «Китайчонок Ван- Ли».

  (слайд 4)

-А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

-Сейчас меня дополнят ребята (выходят 2 ученика)

1уч. В годы ВОВ  А. Барто ездила на  фронт – выступала перед бойцами, писала для   газет. Работала на заводе в токарном цехе.

2уч. Она, очень  много сделала для других детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят.

Учитель:

-Спасибо вам, ребята! Самое главное дело своей жизни она сделает уже после войны. В канун Дня Победы, этого великого праздника, случилось самое страшное событие в ее жизни. Погиб ее сын Гарик – его велосипед столкнулся с неожиданно появившимся в тихом московском дворе грузовиком. Раз и навсегда в ее жизнь вошло горе, и выжила она благодаря дочери Тане и детям, которым нужна была ее помощь. Она поехала по детским домам и в своей поэме «Звенигород» написала о детях, потерявшихся в неразберихе военных лет. Началась история радиопередачи «Найти человека». В прямом эфире радио «Маяк» Барто читала письма, состоявшие из обрывков детских воспоминаний. По этим воспоминаниям родители опознавали своих детей, с которыми их развела война. За несколько лет существования передачи ей удалось воссоединить около тысячи семей. Тысяча человек, которым она подарила счастье.

-Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня» Та передача была такой же, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.

- В этом году наша страна будет праздновать 65летие Победы. Идет огромная работа, подготовка к этому мероприятию. Мы тоже можем участвовать в этих мероприятиях: учить стихи, песни, на военные темы, нарисовать рисунки, (у нас уже у Дилана, Насти рисунки на конкурс готовы).

-А. Л. Барто  была человеком беспокойным, её всегда волновало, как живут дети. Мы с раннего детства знакомы с её стихами «Игрушки».

Сколько бы мы ни искали, нам не найти в стране ни одного мальчика или девочки, которые бы сразу не сумели прочитать наизусть несколько стихотворений Барто, да и взрослого такого у нас не сыщешь. 

Внимание на экран! – слайд 5  (чтение стихов с продолжением)

-Молодцы!

Посмотрите, сколько ещё книг написано  этой замечательной поэтессой. (Работа с выставкой книг)

-Какое время года на улице?

-Какие игры вы любите играть весной?

6.Первичное  чтение учителем стихотворения «Верёвочка»

Словарная работа.

-Что такое верёвочка? (на доске запись-прыгалка или скакалка)

Бульвар- аллея посреди улицы.

Переулок - узкая улица, соединяющая собою две другие.

Тротуар - пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.

-В тетрадях для индивидуальных работ записываем эти слова и составить с ними предложения.

-Какое настроение было у вас, когда вы слушали  стихотворение?  Почему?

7.Физкультминутка

- Упр. для развития правильного дыхания

1. И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох -   на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя 1-3 (про себя). Вдох на счет, 1-5.

2. И.п. то же. Глубокий вдох на счет 1-3 (про себя). Задержка на 1 (про себя)

    Медленный плавный выдох на звуках (ф), (с), (ш).  можно отдельно, а затем подряд.

8.Чтение стихотворения учениками. (Цепочкой)

9.Анализ по содержанию прочитанного.

-Какие приметы весны подметила А. Барто,  на улицах Москвы?

-Прочитайте каждый по одной примете.

-Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида. Услышали ли вы звуки скакалки, бьющийся об асфальт? Что помогло услышать? (ритм)

-Ритм – это равномерное чередование звука (в нашем случае звука скакалки)

10.Ритмичное чтение.

-Перечитайте про себя строки, где описывается, как скачет Лида. Теперь, читаем вместе и попробуем показать звук скакалки, которая бьётся об асфальт, помогут нам в этом руки, будем хлопать в ладоши и отбивать ритм.

Физкультминутка

Представим себя на весенней улице и попрыгаем вместе с Лидой.

11.Деление на части.

На сколько частей можно разделить стихотворение?

-Зачитайте 1 часть. Как её надо читать? (с восхищением,  радостью, как будто рассказываешь, что видишь)

-Зачитайте 2 часть. Как  надо читать? (надо показать, как девочки скачут, словно отбивают ритм)

12.Выразительное чтение.

- Сейчас будем читать выразительно. Какие средства речи нам помогут это сделать? (паузы короткие, средние, длинные; повышение или понижение интонации, где быстрее или медленнее)

13Словесное рисование. (слайд 6.)

-Посмотрите на иллюстрацию, какой эпизод изобразил художник?

-Что бы нарисовали вы, если вам предложили  проиллюстрировать это стихотворение?

14.Итог урока

-Вы сегодня молодцы. Все старались на уроке научиться, выразительно читать и это у вас  получилось. Ставлю 5-……

-4 получают…. Им надо ещё поработать над выразительностью

-Подошло время вернуться к нашей шкатулке, она сейчас может открыться для вас, и вы увидите самого главного  человека на нашем уроке (подношу каждому)

-Так кто же самый главный? Несомненно, вы сами, без вас не получился бы урок.

-Большое вам спасибо, ребята.

15.Домашнее  задание

-Чем мы сегодня занимались на уроке? Что запомнили интересного?

-Дома учитесь читать выразительно стихотворение.

16.Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. У вас на парте 3 яблока: красное, жёлтое, зелёное.

Если вы считаете, что урок прошёл интересно, и вы себя проявили хорошо, прикрепите красное яблоко.

-Если не всё удалось, что-то не получилось, жёлтое

 -Если вам было сложно на уроке, есть трудности - зелёное

Дети выходят по рядам и прикрепляют свои яблоки.

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский

Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")

Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...