Главные вкладки

    Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
    план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

    Иванова Татьяна Николаевна

    Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya_pushkin_2013.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальный проект

    «Наш Пушкин»

    П часть

    «Пушкин в литературе и музыке»

    Целевой компонент проекта :

    Цель:

             Формирование универсальных учебных действий посредством изучения литературных и музыкальных произведений:

    • познавательных: узнать историю создания романсов на стихи А.С. Пушкина
    • коммуникативных: умение с достаточной точностью выражать свои  мысли  
    • регулятивных: (волевая саморегуляция);
    • личностных: (нравственно – эстетического оценивания).

    Задачи:

            

          1. Создать условия для организации творческой работы детей над проектом.

    2. Организовать проектную деятельность детей в группах – театральных коллективах: самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка  к выступлению.

     3.Организовать работу по осмысленному исполнению музыкальных произведений на стихи Пушкина: изучить литературные произведения, историю их создания.

     4. Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой   группы;

    5. Организовать рефлексивную деятельность учащихся;

    6.Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельно-

    сти: поддерживать в детях желание работать над продолжением проекта.

    Ожидаемый результат:

    1. Учащиеся  изучат произведения А.С. Пушкина, овладеют музыкальной        стороной вопроса, исследуют историю создания романсов.

    2. Учащиеся научатся самостоятельно работать в группах: распределять роли, знать  и правильно выполнять  ролевые обязанности

    3.Учащиеся научатся слушать мнения других и высказывают свое.

    4. У детей сформируются презентационные умения.

    5.Учащиеся получат эстетическое удовольствие от деятельности на    мероприятии.  

    Используемые технологии: проектная технология,  технология диалогового

    взаимодействия.

    Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный.  

    Организационные формы мероприятия: фронтальная, групповая,    индивидуальная.

    Оснащение мероприятия:

    • мультимедийный комплект
    • презентация по теме «Пушкин в литературе и музыке», «Пушкинский Петербург»
    • музыкальные инструменты (блок-флейты, ф-но)
    • оформление помещения элементами пушкинской эпохи (цилиндр, веер, подсвечник …)
    • задания для следующего мини-проекта

                         План   проекта

    Этапы мероприятия

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный

    Приветствие.

    Проверка готовности к мероприятию.

    Настрой обучающихся на работу.

    Приветствие.

    Подготовка к уроку.

    Самоорганизация.

    Распределение  детей по группам

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Актуализация

    знаний

    Мотивация к деятельности.

    Организация работы с презентацией.

    Активизация. Фронтальная беседа с

    опорой на знания, полученные в процессе работы над

    предыдущим проектом

    «Друзья-лицеисты».  

    Формулирование темы проекта.

    Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция,

    целеполагание;

    Познавательные:

    логические, общеучебные действия постановки и решения проблем;

    Практический

    Определение  порядка выступления каждой группы.

    Оказание индивидуальной помощи учащимся.

    Самостоятельная подготовка к выступлению каждого участника группы, взаимопомощь.

    Познавательные:

    Действия постановки и решения проблемы,

    Коммуникативные:

    Планирование, постановка вопросов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли;

    Регулятивные:

    Волевая саморегуляция.

    Презентационный 

    Презентация  выступлений участников групп.

    Регулятивные:

    волевая саморегуляция,

    Рефлексивный

    (анализ новой ситуации)

    Фронтальная беседа

    Анализ работы на проекте.

    - Что во мне изменилось?

    - Что я могу делать, чего раньше не умел?

    Регулятивные:

    контроль;

    Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание.

                                       

    Сценарий  проекта

    «Пушкин в литературе и музыке»

                                          «Что же такое стихи Пушкина – поэзия или музыка?

                                           Скорее  всего, то и другое, слившееся в единое целое,

                                           где звуки образуют картины, слова блещут красками,

                                           вьются образами, звучат гармонично».                              

                                                                                                                  В.Белинский

                                                                             

     1. Организационный этап (слайд№1)

        Приветствие.  Подготовка к мероприятию.  Самоорганизация.

       Класс заранее разделен на 5 групп.  У каждой группы своя эмблема. У всех

      детей – музыкальные инструменты (блок-флейты) (слайд№2)

     2. Актуализация знаний

       Дети исполняют «Гимн лицеистов» Музыка Вильгельма Теппера,

       Слова Михаила Яковлева. (слайд №3)

       Учитель: Как вы думаете, почему мы начали работу по защите проекта

       «Пушкин в литературе и в музыке» с исполнения «Гимна лицеистов»?

     

            1 ведущий: 20 ноября мы защищали проект «Друзья-лицеисты». Работая над           новым проектом, мы сделали вывод о том, что творчество А.С.Пушкина связано с его лицейскими друзьями. (слайд №4)

    Учитель: Давайте освежим в памяти основные  детали прошлого проекта.

    Учитель: Где находится Царскосельский лицей? (слайд №5)

    Ученик: В  Царском Селе, ныне город Пушкин.

    Учитель: Кто учился в Лицее? (слайд № 6)

    Ученик: Дети дворян из знатных семей.

    Учитель: Назовите лицейских друзей Пушкина.

    Ученик: Антон Дельвиг, Иван Пущин, Михаил Яковлев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бакунин, Владимир Вольховский. (слайд №7)

    Учитель: Расскажите: кем стали лицеисты?

    Ученик: Поэтами стали Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер. Михаил Яковлев  и Николай Корсаков – писали  романсы на стихи Пушкина. Издателем работал Антон Дельвиг. Александр Бакунин и Владимир Вольховский стали военными.

    2 ведущий:  Все Лицеисты из первого пушкинского

    выпуска стали известными в России людьми.

    1 ведущий:   Лицейская дружба осталась на всю жизнь. Лицеисты поддерживали друг друга. Особенно трепетно они относились к

    Пушкину, как к самому талантливому из них. И, действительно, стихи

    Пушкина отличаются красотой слога,  напевностью, музыкальностью,

    поэтому они всегда привлекали и привлекают   и  читателей, и композиторов.

    3. Практический этап (слайд №8)

    2 ведущий: Сегодня мы расскажем об истории создания романсов на стихи Пушкина, которые мы исполняем. (слайд №9)

    1ведущий: для  изучения этого вопроса ученики нашего класса разделились на  5 групп. Каждая группа выбрала для исследования свой любимый романс.

    2 ведущий: Мы изучали любимые романсы: пользовались

    энциклопедиями, справочниками, брали материалы из интернета, а какого труда нам стоило научиться красиво петь и играть эти музыкальные произведения.

    1ведущий: Представляем на ваш суд результат нашей работы.

    4. Презентационный этап

    1ведущий: Приглашаем творческую группу «Зимний вечер».

    (На сцену выходит 1 группа).

    1 ученик: Темы пушкинского творчества неисчерпаемы.  Каждое   его

    стихотворение – это целостный художественный мир. Пушкин написал

    «Зимний вечер»  в  1825году,  когда он находился в ссылке в родовом

    имении – селе Михайловском.  Единственным близким ему  человеком

    была старенькая няня. Именно ей поэт посвятил это замечательное

    стихотворение. (слайд №10)

    Из воспоминаний современника Пушкина: (слайд №11)

    2 ученик:

    «А няню-то его помнишь? Правда ли, что он ее очень любил?

    - Арину-то  Родионовну? Как еще любил-то! Она у него вот тут и жила.

    И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть:

    «Здорова ли мама?»- он ее все мамой называл.

    3 ученик:

    Ее простые речи и советы

    И полные любови укоризны

    Усталое мне сердце ободряли

    Отрадой тихою…

    1 ученик:

    Не буду вечером под шумом бури

    Внимать ее рассказам затверженным

    С детства мной – но все приятных сердцу –

    Как песни давние или страницы

    Любимой старой книги, в коих знаем

    Какое слово где стоит.

    1 ученик:

    В 1831 году лицейский товарищ Пушкина – Михаил Яковлев написал

    романс на стихи Пушкина «Зимний вечер»). (слайд №12)

    (Звучит романс Михаила Яковлева «Зимний вечер» )

    1ведущий: Этот романс удивительный по своей простоте и чуткости.

    Музыка М.Яковлева – пример глубочайшего проникновения в суть стиха.

    2 ведущий: Находясь в ссылке в Михайловском, Александр Сергеевич

    Написал чудесное лирическое стихотворение «Я помню чудное

    мгновенье».

    Приглашаем творческую группу «Чудное мгновенье».

    (Дети выходят на сцену ). (слайд №13)

    1 ученик : В 1834 году вышло

    стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое стало жемчужиной цикла стихов Пушкина.

    2 ученик: Стихотворение было посвящено Анне Керн.

    Она произвела на поэта незабываемое впечатление.

     3 ученик : В 1840 году , уже после смерти Пушкина, Михаил  Глинка                     написал музыку на  

     -сюжет стихотворения и посвятил ее дочери Анны

     Керн  - Екатерине.

    – Михаил Глинка учился в Музыкальном Лицее,

    А его учителем был лицейский товарищ Пушкина – Кюхельбекер. Именно Кюхельбекер привил

    Михаилу любовь к поэзии Пушкина.

    5 ученик : Впервые  стихотворение « Я помню…» было напечатано в 1825 году в известном альманахе «Северные цветы»,  издателем которого был Антон

             Дельвиг – лицейский товарищ Пушкина.

    6 ученик : Романс Михаила Глинки построен таким образом , что каждая строфа в соответствии с ее литературным содержанием имеет и свое музыкальное оформление.

    (Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

     (слайды №14, №15)

    1ведущий: Михаил Глинка не раз обращался к творчеству А.С.Пушкина. Один из его знаменитых романсов «Признание». (слайд №16)

    2ведущий: Предоставляем слово группе «Признание».

    (На сцену выходит группа «Признание»)

    .

    Группа «Признание»

    1ученик: В 1826 году Пушкин написал стихи о любви «Признание»   и до

    сих пор сегодняшние литературоведы не могут определить,

    кому Пушкин   посвятил это стихотворение, но большинство  литературоведов   предполагает, что оно посвящено сестре лицейского товарища Пушкина  – Екатерине Бакуниной.

    2ученик: Бакунина Екатерина Павловна – старшая сестра Александра

    Бакунина, товарища Пушкина по Лицею       была фрейлиной , художницей. Она училась живописи у Александра Брюллова.  Писала акварельные портреты.

     Пушкин познакомился с Екатериной , когда она навещала брата в Лицее и

    всегда бывала на  лицейских  балах.

    3ученик: Композитор  Михаил  Глинка был знаком с  Пушкиным  и  очень любил его творчество.  Познакомился он с  Пушкиным  благодаря младшему брату Пушкина Леве, который учился с младшим братом Михаила Глинки в Царскосельском Лицее.

    4ученик:

    (Звучит романс М.Глинки «Признание»)

    2ведущий: Любовная лирика Пушкина – целый мир. Каждое его стихотворение - посвящение идеальной женщине.

    1ведущий: Сейчас прозвучит романс Бориса  Шереметева на стихи

    А.С. Пушкина  «Я Вас любил». Этот сюрприз приготовили нам студенты музыкально-педагического колледжа.

    ( Звучит романс в их исполнении). (слайд №17)

    1ведущий: Поэзия Пушкина не могла оставить композиторов равно-

    душными. Цезарь Кюи,  увлекся его поэзией и написал красивейший

    романс «Царскосельская статуя». (слайд №18, №19)

    2 ведущий: Слово предоставляется группе «Лицейская дева».

    (На сцену выходит группа).

    1 ученик:

    1 ученик: В 1830 году 1 октября А.С.Пушкин написал лирическое стихотворение «Царскосельская статуя». Тогда П. был 31год. Он написал это стихотворение , чтобы читать его

     перед своими друзьями

    в день встречи лицеистов. Этим стихотворением он хотел

    сказать, что жизнь , как из разбитого кувшина  вода, никогда

    не кончается. И, если умершего человека помнят, то его

    жизнь останется в памяти всех , кто в него верит.

    2 ученик: Через 40 лет родился Цезарь Анатольевич Кюи -

    русский композитор и музыкальный критик. Он написал

    более 100 романсов, но они не были популярны. Один

    из самых известных – «Царскосельская статуя». Но  , к сожа-

    лению,  Пушкин  не  услышал  эту  композицию.

    3ученик: 26 сентября мы ездили в Царское Село (ныне город Пушкин). Зашли в лицейский сад. Там увидели «Царскосельскую статую» и полюбовались ее красотой.

    4ученик:» Царскосельская статуя» привлекала внимание современных поэтов. Анна Ахматова, которая считала Пушкина своим любимым поэтом, тоже написала стихи об этой статуе.

    5ученик:  Мне нравится романс Цезаря Антоновича Кюи, и  я

     с удовольствием его слушаю.

    6 ученик: Очаровательная мелодия романса, поддерживается фортепианными пассажами. Она звучит словно журчание неиссякаемого источника, удерживает наше  внимание на прекрасном романтическом образе, созданном гением  поэта и талантом композитора.

     (Дети исполняют романс Ц.Кюи «Царскосельская статуя»).

    2 ведущий: Не только стихи обращали на себя внимание русских музыкантов.  Его романы,  повести в стихах служили  для создания крупных музыкальных произведений – опер. (слайд№20)

    1ведущий: Приглашается группа «Опера»

    (На сцену выходит группа «Опера») (слайды №21, №22, №23, №25, №26)

    1 ученик:

    Группа «Опера»

    1ученик: Стихи Александра Сергеевича Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. Его романы , повести в стихах служили материалом для создания опер.

    2ученик: Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

    3ученик: На сюжеты произведений Пушкина   написаны оперы и

    балеты.  Например: «Борис Годунов», « Пиковая  дама», « Евгений Онегин», «Руслан и Людмила»,  «Сказка о царе Салтане» и другие.

    На сюжеты Пушкина было создано 10 балетов и 20 опер.

    4ученик: Композиторы Чайковский, Даргомыжский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Глиер, Минкус, Рахманинов  писали  оперы  и   балеты на сюжеты

    замечательных произведений Пушкина.

    5.Рефлексивный этап

    2ведущий: Окончен наш проект-концерт.   Давайте подумаем …

     (слайд №27) 

    1. Изменилось ли что-то в тебе благодаря участию  в  проекте?

    2. Что произвело на тебя наиболее сильное впечатление?

    3. Над чем бы ты хотел поработать в последней части проекта?

         

       -  Интересно ли было работать над литературно-музыкальным    проектом?

                -  Кому было трудно работать в группе? Почему?

                -  Кто получил удовольствие от работы с товарищами?

           -  Кто хотел бы продолжить исследования по теме «Наш Пушкин»?

    Перспектива

    (Презентация: « Пушкинский Петербург», слайд №1)

         1ведущий: В этом году мы будем работать над еще одним проектом,    который будет посвящен  А.С. Пушкину. А какой это будет проект вы узнаете, когда посмотрите на карту нашего любимого города, сделанную со спутника.

    На карте отмечены места в Санкт-Петербурге, которые связаны с именем великого поэта. (слайд № 2)

    (Каждая группа получает задание: исследовать объект, связанный с именем поэта) Дети вытаскивают конверт с заданием. (слайды №3, №4, №5, №6, №7)

    Учитель:

    В завершении мероприятия прозвучит песня С.Смольянинова  «Краски Петербурга» в исполнении детей. (слайд №8)

     

    Используемые источники:

            

    1. «Большая Советская энциклопедия». Москва. Издательство «Советская

    Энциклопедия».1975г., том 21.

    1. « А.С.Пушкин». Школьный энциклопедический словарь.Москва."Просве-

    щение.» 1999г., под редакцией В.И.Коровина.

              3. Ресурсы Интернет: http://primanota.ru/, http://feb-web.ru/

              4. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная шкатулка»

    5. «Былой Петербург. Пушкинский век».А.М.Гордин , М.А.Гордин

        Издательство «Пушкинского фонда» Санкт-Петербург, 2006г.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комбинированного урока по обучению грамоте "Заглавная буква Ю" "Школа 2100"

    Данный урок проведен в 1 классе в рамках месячника начальных классов и был представлен на конкурс "Современный урок по ФГОС ". Сопровождается презентацией...

    Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

    Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

    Открытый комбинированный урок "В гостях у сказки" (математика, литература) 1 класс

    Отработка навыков сложения и вычитания в пределах десятка, выполнение логических заданий, заданий по комбинаторике, решение текстовой задачи; чтение русской народной сказки «Теремок», подготовка чтени...

    Презентация к уроку-проекту "Пушкин в литературе и в музыке".

    Презентация содержит материал к интегрированному уроку-проекту: литература+музыка....

    Конспект итогового урока-проекта в 4 классе по ОРКСЭ

    Изучение курса ОРКСЭ завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения. Так, например, в нашей шко...

    Конспект открытого урока-проекта английского языка в 4 классе по теме "Seasons"

              Во время урока ученики работают группами, показывая свой уровень знаний материала по темам "Времена года", "Одежда", "Английские праздники".  ...