Интегрированный урок музыка, изо, литература "Осень в музыке и цвете".
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Гаподченко Татьяна Анатольевна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_muzyke_i_tsvete.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                   

Урок музыки во 2 классе

Тип урока: Интегрированный урок

Тема: Осень в музыке и цвете

Цели и задачи:

*Познакомить учащихся с поэзией и музыкой, творчеством композиторов П. Чайковского и Курмангазы

* Показать учащимся красоту окружающей природы, ее очарование в стихах  и музыке.

* Воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру. Создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах

* Развивать у учащихся ассоциативное мышление, умение сравнивать произведения разных композиторов, контрастных по настроению и разнообразных по содержанию, умение сравнивать музыку с поэтическим, изобразительным искусством

* Развивать у учащихся музыкальность, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, вокально -  хоровые навыки и музыкально – ритмические способности

Оборудование урока:  презентация слайдов, интерактивная доска, музыкальный центр, фонограммы, портреты композиторов, музыка П. Чайковского и Курмангазы, раздаточный материал, рисунки, методическая литература.

Ход урока

Сегодня я хочу урок начать с небольшого стихотворения.

Слайд 2.

Снова осень и нет спасения

От нахлынувшей красоты

И вернулись ко мне мгновенья

Осень, музыка, я и ты.

Осень, осень: «Что в ней хорошего?» -  спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тоскливой, унылой. Прогулки наши становятся все короче, надоедливый дождь, рано загоняют домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Она величава. Воздух чист и прозрачен. Виднее широкий простор. Горизонт слегка окутывается лиловой дымкой.  Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ветер покрывает поляны и дороги пестрым ковром сорванных листьев.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты и каждый по - своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Ребята, а может кто-то из вас знает стихи об осени? (дети рассказывают стихи об осени)

  1. Осень, осень листопад

      Листья желтые летят

      Дни короче, холодней

      Ночи дольше и темней

      В серых тучах небосвод

      И все чаще дождь идет.

  1. Но бывает в сентябре

      Так тепло и жарко

     Так сияет солнце ярко

      Словно лето на дворе

      И в природе время это

      Называют бабье лето

Очень хорошие стихи. А мы ещё с вами знаем песню про осень. Давайте вместе сроем песню «Осень наступила».

(Дети исполняют песню под фонограмму)

Ребята, а чем привлекает осень поэтов?

А какая бывает осень? Давайте посмотрим на картинки. (Ответы детей)

Слайд 3

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя музыкальными картинками осени. Осень бывает разной. И каждый композитор по-своему показал осеннее настроение.

Слайд 4

Чайковский - великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам,  и любоваться всем , что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик.

Одним из самых популярных произведений Чайковского, воспевающее красоту природы, является музыкальный цикл «Времена года» . Он включает в себе столько пьес, сколько месяцев в году. И каждая пьеса имеет название. (Сентябрь, октябрь). Перед каждой пьесой звучит стихотворение. Давайте мы с вами прослушаем «Октябрь» (Осенняя песнь)

Слайд 5

Осень.  Осыпается весь наш бедный сад.  

Листья пожелтелые по ветру летят.

                                                 (А.Толстой)

Очень внимательно прослушайте мелодию, попробуйте понять смысл этого произведения. Для этого вам потребуется ваша наблюдательность, чуткость, внимание, воображение. (Звучит произведение). Какое настроение передано  в этой музыке,  Какое чувство вызывает? О чем вы думаете, когда слушаете это произведение? Какие появляются мысли? Что происходит в природе? (Музыка звучит тихо, медленно. Мелодия напоминает печальную, колыбельную песню. Она ласковая, спокойная. Природа засыпает под легкие порывы ветра. Солнце светит неярко, шумит дождь).

 Осень бывает разная. Мы прослушали грустное произведение. Давайте сейчас прослушаем еще одну музыкальную картинку и сравним. Написал ее Курмангазы.

Слайд 6

Курмангазы – великий музыкант - кюйши, искусно играл на домбре.Очень любил родную природу, родную землю и посвящал ей много произведений.

Слайд 7

Композитор сочинил кюй «Сарыарка» (Золотая степь).

Послушаем и сравним оба произведения. (Звучит произведение). Какие впечатления вызвала у вас эта осенняя картинка? А похоже ли это произведение на «Осеннюю песнь»? А в чем различия?

(Звуками домбры композитор передает радость солнечного дня в бескрайней казахской степи. Настроение бодрое, жизнерадостное , восторженное. Люди ликуют.) Откроем тетради и запишем.

Давайте мы с вами немножко отдохнем и отправимся в осенний лес.

Физкультминутка

Слайд 8

- Задумчив и тих осенний лес.

Представьте дети, что вы - осенние листья (встаньте пожалуйста). Тянитесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).

Итак, мы сегодня с вами слушали, говорили об осени. Давайте еще раз вспомним те музыкальные картинки, которые слушали и давайте попробуем отразить свои впечатления в цветах. Перед вами две картинки, посмотрите.

Слайд 9

Одна картинка больше подходит к произведению «Осенняя степь», а другая к произведению «Золотая степь». Я поставлю вам одно из сегодняшних произведений. Ваша задача узнать, что за произведение прозвучало и дорисовать ту картинку, которая больше подходит.

(Включить фрагмент П. И Чайковский «Осенняя  песнь»)

Слайд 10

Давайте проверим, как вы справились с заданием?

Какое произведение сейчас звучало? Поднимите рисунок.

Молодцы! С заданием справились, а из рисунков мы сделаем выставку, посвященную осени. Мы устали, давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.

(Дети поют под фонограмму и делают зарядку.)

Мы говорили с вами какая осень замечательная. А что нам осень еще приносит? Давайте посмотрим на картинки. (Ответы детей)

Слайд 11

Нет на земле народа, который не отмечал бы праздника без урожая.

Давайте споем песню «Что нам осень принесет?»

(дети поют песню под фонограмму)

Итак, что нам приносит осень? (Дети загадывают загадки)

Слайд 12

  1. Расту в земле на грядке я, красная, длинная (морковка)

Про меня рассказ недлинный, кто не знает витамины

Пей всегда морковный сок и грызи морковку,

Будешь ты тогда дружок сильным, крепким, ловким.

  1. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)

Я приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.

Угадали? Я вам друг, я простой полезный лук.

  1. И зелен и густ на грядке вырос куст, покопай немножко по кустом (картошка).

Я картошка так скромна, слова не сказала, но картошка так нужна и большим и малым.

  1. Летом в огороде – свежие, зеленые, а зимой в банке – крепкие соленые (огурцы).

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный, а уж свежий огуречик всем понравился конечно.

Давайте откроем тетрадки и нарисуем, что нам осень приносит.

Давайте ребята еще раз поговорим об осени, что мы с вами сегодня на уроке узнали нового? С какими произведениями познакомились?  Чем отличаются друг от друга эти музыкальные картинки? (ответы детей)

Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем и давайте наш урок закончим веселой песней «Урожай».

Дети поют песню под фонограмму

Слайд 13, 14, 15, 16,17,18

Молодцы! Мы сегодня замечательно поработали, и я хочу вам в память о нашем уроке подарить по листочку. Но не простому, а с 5.

Нашим гостям мы тоже подарим по листочку.

Слайд 19

Спасибо за урок!

Список аудиозаписей(фонограммы), использованных на уроке:  

1.Песня «Осень наступила». Т.Шапиро

2. Песня «Что нам осень принесет?» Н.Панина

3. Песня «Каждый делает зарядку» Я. Халецкий ,Ю. Чучков

4. Песня «Урожай собирай» А.Филиппенко ,Т. Волгина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

Интегрированный урок математики, развития речи и музыки в 1 классе « Присчитывание и отсчитывание по 2»

Урок-путешествие со сказочными персонажами Буратино, Мальвина, пёс Артемон,  Кот Базилио  и  лиса Алиса, черепаха Тортило,...

интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки

Тема урока:БабочкиЦели урока:                        Для ученика...

интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе

Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками"  .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев,  прочитанно...

Интегрированный урок творчества в 4 классе ( музыки, технологии, изобразительного искусства ). Тема: « Мы встречаем Новый год».

Интегрированный урок творчества в 4 классе ( музыки, технологии, изобразительного искусства )  Тема: « Мы встречаем Новый год».        ...