Главные вкладки

    интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Серебреникова Галина Николаевна

    Тема урока:Бабочки

    Цели урока:

                            Для ученика

                           Для учителя

    1 Познакомиться с текстами разных литературных стилей о бабочках.

     Учиться выразительно их читать и анализировать.

      Предметные   

     *Используя содержание отрывка из произведения В.В.Набокова, фотографии бабочек, тексты научно – популярного содержания, формировать умения учащихся воспринимать красоту природы.       

     *Помочь уточнить , истолковать  и узнать значение отдельных слов  в  тексте

    2.Создать коллективное панно   «Бабочки»

     Развивающие:                                                                                                                                                                     *Развивать навыки работы в разных модальностях – аудиальной, кинестетической, визуальной.                *Развивать  навыки преобразования информации- «текст – рисунок», «музыка – текст».                                                                                                                                                                                           *Помочь детям активизировать и пополнить  лексикон

    3. Понять, как сохранить красоту, не убивая ее.

    Воспитательные

    Формировать умения учащихся воспринимать красоту природы

     

    Формы организации деятельности:                                                                                                                                                                   фронтальная                                                                                                                                                                                                                                        парная                                                                                                                                                                                                                                                                                    групповая  

    Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                                       презентация  по   этапам урока                                                                                                                                                                                                                                  -видеоролик  «Прекрасный мир бабочек»                                                                                                                                                                                                                                                -физическая карта мира                                                                                                                                                                                                                                                        - рабочие материалы для учащихся                                                                                                                                                                                                          -толковый словарь                                                                                                                                                                                                                                                                   - портрет  В.Набокова и его книга « Другие берега»                                                                                                                                                                                                       -музыка для релаксации  В.А.Моцарта «Музыка ангелов»                                                                                                                                                                                    -альбомные листы, восковые мелки  (или акварельные краски)                                                                                                                                                                              - картинки  двух бабочек на скотче в конвертах                                                                                                                                                                                                      -иллюстрации с бабочками -чемпионами                                                                                                                                                                                                                         -учебник М.В.Головановой, В.Г.Горецкого «Родная речь» 4класс (2 часть)

    Краткое содержание этапов урока

                           Этапы урока

             Использованные методы и приемы

    Мобилизующий

    Формулирование темы и целей обучающимися

    Фронтальная беседа                                                                                                                                                               Развитие монологической речи

    Вводная беседа о бабочках и красоте

    Эвристическая беседа                                                                                                                                                     Проблемная ситуация                                                                                                                                                          Наглядно – иллюстративный метод (средствами ИКТ)

    Чтение научно – популярных текстов

     Активное слушание                                                                                                                                                                 Выразительное чтение                                                                                                                                                  Наглядно – иллюстративный                                                                                                                                                Работа с картой

    Актуализация знаний о стилях речи

    Работа с текстом

     Фронтальная беседа

    Чтение учителем (дети следят)                                                                                                                                     Фронтальная проверка восприятия                                                                                                                  Самостоятельное чтение текста                                                                                                                                      Словарно – лексическая работа в группах                                                                                                         Выразительное чтение детьми                                                                                                                                     Выборочное чтение с целью уточнения описания

    Диагностика точности восприятия

    Проблемная ситуация: сравни картинки и найди нужную по описанию (слайды)

    Релаксация

    Прослушивание музыкального отрывка

     Словесное рисование (развитие речи)

    Создание панно. Рефлексия.

    Рисование, работа в парах

    Подведение итогов. Домашнее задание  

    Фронтальная беседа

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание урока

      №

    Этапы урока

    Деятельность   учителя

    Деятельность    обучающихся

     1

    (3мин)

     

     

      

    Мобилизующий 

     

     

     

    Формулирование темы и целей обучающимися

     

    Вот звонок нам дал сигнал-

    Поработать час настал.

    Ни минутки не теряем

    И работать начинаем!                                                                                                  Каким  бы вы хотели   видеть урок   сегодня                                                                    – Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным?  Я рада.

    - Чтобы определить тему нашего урока, нужно разгадать шараду:  

     Часть первая – две буквы из начала алфавита.                                                                                                                         Вторая- тарой служит нам,                                                                                          А если все соедините,                                                                                                        то полетит она к прекрасная к высоким небесам.                                         Правильно, наш урок посвящен бабочкам. И   будет он сегодня необычным. Он объединит сразу несколько предметов: литературное чтение,   изобразительное искусство, музыку.                                                                Эпиграфом к уроку будут слова К. Паустовского                                                      « Все лучшее в природе принадлежит всем вместе»    Если вы правильно раскроете смысл этих слов, то легко сможете сформулировать цели нашего урока.  

     Познакомиться…                                                                    Учиться…                                                                                                                       Понять…

     

     

     

     

    Высказывают свои мысли

     

     

     

    Разгадывают шараду, доказывают правильный ответ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Объясняют смысл высказывания.

     

    Формулируют цели урока, используя опорные слова :                             

    2

    (3мин)

    Просмотр видеоролика и беседа о красоте бабочек

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Постановка проблемного вопроса.

    -Что вы знаете о бабочках?

    Дополню:

    Бабочки, или чешуекрылые, отряд класса насекомых. Известно около 90 тысяч видов бабочек. Это самые изящные и удивительные  создания природы.  Вы представляете себе глаза бабочки? Нам кажется, что очень маленькие На самом деле они состоят из множества маленьких глазков до20 тысяч!  Давайте посмотрим видеоролик  о бабочках  и насладимся их красотой.

    -Ваше впечатление об увиденном?                                                                        -Захотелось ли вам поймать какую – нибудь  из увиденных  для домашней коллекции?

    Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Знаете ли вы, что поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, значит УБИТЬ ее!

    Так что же делать? Как сохранить красоту бабочки, не убивая ее?

     Попробуем справиться с этой проблемой на уроке.

    Делятся своими знаниями.

     

     

     

     

     

     

    Смотрят видеоролик

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Высказывают разные мнения (предполагаемые ответы: с помощью фотоаппарата, красок, слов)

     

    3

    (8мин)

    Чтение научно-популярных текстов о бабочках.

        

    Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины.

    У вас на столах есть рабочие материалы. (приложение 1) Откройте 1 страницу, самостоятельно прочитайте тексты про бабочек и попробуйте догадаться                                                                                                                                –Из каких источников взяты эти тексты? ( из энциклопедий)

    -Как догадались?

    -Прочитайте 1 (2,3) тексты вслух 

    (одновременно идет демонстрация   слайдов с фотографиями данных бабочек  по каждому тексту

    -Что поразило вас в содержании текстов?

     -Посмотрим на карту и попробуем проследить удивительный трудный  путь бабочек – путешественниц

    -Вспомните из уроков русского языка  - в каком стиле написаны эти тексты? (научный)

    -Какой вывод можно сделать?

     

     

     

    Самостоятельное  чтение с предварительным заданием

     

    Выразительное чтение и слушание

     

     

     

     

    Находят нужную информацию в текстах и зачитывают

     

     Работают с  физической картой мира 

    Делают вывод:  с помощью  фотографий и научных текстов    можно увидеть красоту бабочек

    4

    (1мин)

    Физкультминутка

     

     

     

    Зарядка для глаз

     

    Давайте и мы превратимся в бабочек 

    Спал цветок – и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, встрепенулся,

    Взвился вверх – и  улетел.

    А сейчас посмотрите, как бабочка медленно от нас улетает вдаль (слайд  презентации)

    Показывают движения

    5

    (15мин)

    Работа с текстом художественного стиля

    а) краткие сведения об авторе

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    б) чтение текста учителем

     

    в) первичная проверка восприятия

     

     

     

    в) словарно-лексическая  работа

     

     

     

     

     

    г) проблемная ситуация

     

     

     

     

     

     

     

     

    г) выборочное

        чтение

     

     

    д) диагностика      точности восприятия

     Внимание : шифровка  и к ней ключ. Кто  быстрее разгадает зашифрованное слово?                                                                                                                                         Что оно обозначает? (приложение 2)

    -Знакома ли вам эта фамилия?

    - Показ портрета В.Набокова и книги «Другие берега»

     Сейчас будем читать отрывок из этой книги. Это  рассказ « Бабочки».  

    Это писатель и поэт, ученый энтомолог.

    -Какое слово вам непонятно. Попробуйте предположить, что оно может обозначать. Подсказка:

    (Энтомология – наука, изучающая насекомых)  В.В.Набоков   написал много романов не только  на русском языке, но и на английском. А еще кроме литературы он увлекался бабочками. И не просто увлекался, а серьезно их изучал и даже открыл несколько видов. Об одной из них  мы узнаем из рассказа  « Бабочки» .  Открыли учебники, я буду читать рассказ вслух, ваша задача  : пометить непонятные слова и выражения в тексте.

     

    -Какой случай  из своего детства описывает в этом отрывке В.В.Набоков?

    -Какое впечатление произвел на вас рассказ?

     

    -Назовите слова, значение которых  вам непонятно.   (приложение  5)

    -Где можно узнать значение непонятных слов?

    -Найдите значение слов в словаре

    Банальный  -  (обычный)                                                                                флигель-   (пристройка к дому)                                                                                     черно – палевый  - ( бледно- желтый с черным)

    аоническое (обаяние) -  ?

     

    -Проверяем работу в парах

    -Какое слово не смогли найти? (аоническое обаяние)  Почему ?

     -Раскрою секрет!

    АОНическое обаяние – слово, придуманное В.Набоковым, то, что он услышал в имени бабочки- голые гласные - мАхАОн

    -Похож ли отрывок на тексты энциклопедий?

    -В  каком стиле написано это произведение ?                                     (в художественном)

     -Какими словами автор говорит о свих чувствах к бабочке?

    Найдите метафоры, эпитеты в отрывке

    -Какой хочет В.Набоков оставить бабочку в нашей памяти? 

     

    -О какой бабочке идет речь?

    Посмотрите на слайд. Среди всех бабочек найдите ту, которую описывает автор. Зачитайте описание.

     

     Сделаем вывод    

     Разгадывают шифровку (фамилию автора)

     

     

     

     

     

     

    Высказывают предположения о значении незнакомого слова

     

     

     

     

     

     

     

    Находят по ходу чтения учителем непонятные слова

     

     

     

     

     

    Предполагаемые ответы:

    (в интернете, у взрослых, в словаре)

     

    Работают  с толковыми словарями в группах (каждая группа находит только 1 слово)

     

     

     Высказывают  свое мнение 

     

     

     

     

     

     

     

    Находят нужные слова и выражения в тексте и зачитывают 

     

     

     

    Сравнивают описание бабочки с изображением

     

     

    (Красоту бабочки можно сохранить,  нарисовав ее словами.)

    6

    (2мин)

    Релаксация.

    -А как создал бы образ бабочки композитор? Сядьте поудобнее.

    Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек (звучит музыка В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

    -Вы слушали произведение известного  австрийского композитора  В. Моцарта «Музыка ангелов»

    -Какую картину вы себе нарисовали в воображении? 

    Вывод: Красоту бабочек можно передать через музыку

    Слушание музыкального произведения (образное воображение)

     

     

    Свободные высказывания детей, (словесное рисование)

    7

    (10мин)

    Создание панно.

     

     

     

     

     

     

     

    Рефлексия

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Давайте на память об этом уроке создадим панно. Нарисуем  луг, поляну, все, что нужно для бабочек. Работать будем в парах восковыми мелками, используя технику штриховки . Вспомните  ее особенность ( линии направляем в одну сторону) Договоритесь, кто в паре будет рисовать небо, а кто луг.

    -Давайте расположим рисунки  в одну линию и  оценим работу друг друга.

    В конвертике у каждого у вас по 2 бабочки:  одна яркая красочная, а другая черно –белая. Если вам интересно было на уроке и вы поняли как сохранить красоту бабочки  не  ловя и не убивая  ее, посадите красочную бабочку  на панно, если наоборот – черно –белую.  (приложение 7)

     -Дети, глядя на эту радостную  картину, какое ранее изученное стихотворение вы вспоминаете? Прочитаем строчки из стихотворения хором .(А.Фет

    «Ты прав. Одним воздушным очертаньем
                Я так мила.
    Весь бархат мой с его живым миганьем -
                Лишь два крыла.
    Не спрашивай: откуда появилась?
                Куда спешу?
    Здесь на цветок я легкий опустилась
                И вот - дышу.
    )

    -Какое  правило  вынес каждый из вас с сегодняшнего занятия?

     Самостоятельная  работа  в парах

      

     

     

     

     

     

     

     

    Проводят самооценку своей деятельности на  уроке, подходят к панно и приклеивают соответствующую  бабочку.

     

     

    Хоровое чтение четверостишия,  изученного ранее.

    8

    (3мин)

     

     

    Домашнее задание

     

     

    Подведение итогов  

    Рассмотрим домашнее задание в рабочих материалах  поясняю)  Вы можете выбрать себе любое из    четырех  заданий.  (приложение  3)

    Давайте вернемся к  целям нашего урока. (открывается слайд ) Все ли, что было запланировано,   мы выполнили на уроке? Кто был особенно активен на уроке? Оценки за урок.

    Спасибо за работу на уроке .  Вы смогли сделать урок интересным и полезным . Урок окончен.

    Записывают задание по выбору.

     

     

     

    Анализируют свою деятельность

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок во 2 классе Чтение. Изобразительное искусство

    Тема: Русская народная сказка «Морозко».  Рисование зимнего пейзажа.Задачи:Совершенствовать навыки правильного чтения;Расширить и углубить знания об окружающей действительности;Развивать устойчив...

    конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»

    «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...

    Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки

    Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. ...

    Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.

        Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование карти...

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

      В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...