Главные вкладки

    конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Куадже Зурет Муратовна

    «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».

    (интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)

    Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon perechityvaya_pushkina.doc219 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перечитывая Пушкина,

    мы читаем и считаем,

    и рисуем, и поём.

    (интегрированный урок

    математики, чтения,

    изобразительного искусства)

    4-й класс

    Учитель начальных классов

    МОУ СОШ №2 г.Туапсе

    Куадже Зурет Муратовна

    2013г.

    Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.

    Оборудование: Портрет поэта; текст "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина; грамзапись "Три чуда" Римского-Корсакова;   "Метель"Сверидов; песня "Сказки Пушкина"; иллюстрации художников: Б.А. Дегтерев "Герои сказок А.С. Пушкина", И.Я. Билибин "Чудный остров", A.M. Конашевич "Черномор и богатыри", М.А. Врубель "Царевна-лебедь"; интернет-ресурсы по теме урока; интерактивное слайд-шоу; мультимедийный проектор; газета с автобиографией А.С.Пушкина и с иллюстрациями его сказок; детские рисунки к сказкам А.С.Пушкина.

    ХОД УРОКА

    I.Организационный момент. Вводное слово.

    Уч-ль: Здравствуйте дети, уважаемые гости!

    -Ребята, давайте вспомним наш девиз (хором)

    "Пусть сказки друзьями заходят в дома.

    Читать будем их, набираться ума.

    Сказка верный друг детей,

    С ней живётся веселей."

    Уч-ль: -Какие книги вы принесли сегодня для работы?

    (Сказки А.С.Пушкина)

    (Звучит увертюра "Метель" к драме Пушкина  Свиридова)

    Уч-ль: - А.С.Пушкин! Он приходит к нам в раннем детстве.

    Давайте зажжем свечу памяти о нём.

    10 февраля - очень грустная дата нашего народа - дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина."Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение"Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в  Санкт - Петербурге.

    Уч-к:

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

    К нему не зарастет народная тропа,

    Вознесся выше он главою непокорной

    Александрийского столпа.

    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

    Мой прах переживет и тленья убежит –

    И славен буду я, доколь в подлунном мире

    Жив будет хоть один пиит.

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

    И назовет меня всяк сущий в ней язык,

    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

    Тунгус, и друг степей калмык.

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

    Веленью божию, о муза, будь послушна,

    Обиды не страшась, не требуя венца,

    Хвалу и клевету приемли равнодушно

    И не оспаривай глупца

    Уч-ль: -Ребята, мы на уроках много говорили о Пушкине. -А кто вспомнит, когда родился великий поэт? (6 июня (по старому стилю-26 мая)1799 года в Москве)

    - Сколько лет бы ему исполнилось в этом году? (2009-1799=210 лет)

    - Да, в этом году его юбилей.

    - Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства. Ребята, какие его сказки вы знаете?

    Дети перечисляют сказки Пушкина:

    1."Сказка о рыбаке и рыбке."

    2."Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях."

    3."Сказка о царе Салтане."

    4. "Сказка о золотом петушке."

    5."Сказка о попе и о работнике его Балде."

    - Взгляните на иллюстрацию Бориса Александровича Дегтерева "Герои сказок А.С. Пушкина". Художник объединил героев на одном рисунке так, что они не мешают друг другу: здесь и Балда; здесь и царевна-лебедь, тут и Чернавка говорит с царевной, и белочка грызет золотые орешки, и старик ловит рыбу

    Уч-ль: - Задумывались ли вы когда - нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон?

    - Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана?

    - А сколько орехов разгрызла белочка?

    II. Сообщение темы и целей урока

    - Сегодня мы отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь" и станем её непосредственными участниками. На протяжении всего урока вы увидите так же иллюстрации к этой сказке, послушаете музыку к произведениям Пушкина, будете решать задачи и примеры на умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями

    III.Минутка чистописания

    Уч-ль: - Какие числа встречаются в сказке?

    Д. 3 - три девицы, 33 - тридцать три богатыря.

    Уч-ль:- Пропишите число 33.

    - На сколько 3 меньше, чем 33?

    Д. На 30.

    Уч-ль:- Во сколько раз 33 больше, чем 3?

    Д. В 11 раз.

    IV Решение задач с величинами

    Уч-ль: -Какую из трёх девиц взял себе в жёны царь Салтан?

                -Какой величины родился ребенок у царицы?

    Д.... Наступает срок родин;  

        Сына бог им дал в аршин...

    Уч-ль: -Аршин -старая мера длины, равная 71см12 мм.

    Дети записывают.

                  1 аршин - 71 см 12 мм

    - А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.

    Д. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр -единицы длины.

    Уч-ль. в синем небе звезды блещут,

                  в синем море волны хлещут;

                  Туча по небу идет,

                  Бочка по морю плывет,

                  Словно горькая вдовица,

                  Плачет, бьется в ней царица...

    -Как рос ребенок царицы?

    Д. Не по дням, а по часам.

    Уч-ль:- Правильно!

    ... И растет ребенок там

    Не по дням, а по часам.

    Задача 1.

    За 5 ч он вырос на 40 см. Каким он будет через 24 ч?

    Дети решают задачу.

    Родился - 71 см

    5 ч-40 см

    24 ч-? см

    1)40 : 5 = 8 (см) - за 1 ч

    2)8x24 = 192 (см)-за 24 ч

    3) 71 + 192 = 263 (см) - рост царевича.

    263см=2 м 63 см

    Ответ: рост царевича составил 2 м 63см

    Д. Ого! Какой высокий!

    Уч-ль: - Почему он такой высокий?

    - Как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки?

    Д. Славным и могучим богатырем!

    Уч-ль:- Где стали жить царица с царевичем?

    Дети читают текст сказки.

    Д....

    Вот открыл царевич очи;

    Отрясая грезы ночи

    И ДИВЯСЬ, ПЕРЕД СОБОЙ

    Видит город он большой,

    Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами

    Блещут маковки церквей

    И святых монастырей.

    В городе на острове, который подарила царевна-лебедь.

    Уч-ль:- Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал старейший советский художник Иван Яковлевич Билибин еще в 1905 г.

    Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию Билибина и пишет на доске фамилию художника и название картины: "Чудный остров".

    - Но до сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке.

    Перед нами "чудный остров" (так в сказке называет его царь Салтан). Царевич и царица изумленно смотрят на него. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом

    - радостная, чудесная.

    Уч-ль:-Ветер на море гуляет

                И кораблик подгоняет;

                   Он бежит себе в волнах

                   На раздутых парусах.

    -Куда продолжат путь корабельщики?

    Д.... Мимо острова Буяна

           В царство славного Салтана.

    Задача2

    Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?

    - Решить задачу табличным способом.

    Скорость

    Время

    Расстояние

    20 км/ч

    ?км

    ?км/ч

    ? на Зч >

    1)20* 7=140(км)-путь

    2) 7+3=10(чувремя

    3)  140:10=14(км/ч)-скорость

    Ответ :со скоростью 14 км/ч судно двигалось на обратном пути.

    Уч-ль:- Почему такая разница в скорости?

    Д.- По течению и против течения скорость различна.

    - На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусом.

    Уч-ль. Какие три чуда были в городе князя Гвидона?

    Д. Белка.

    Уч-ль. Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовала ученица нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.

    Дети читают текст.

    Д.... Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом;

    Белка там живет ручная,

    Да затейница такая!

    Белка песенки поет

    Да орешки все грызет,

    А орешки не простые,

     Все скорлупки золотые,

     Ядра - чистый изумруд;

    Слуги белку стерегут,

    Служат ей прислугой разной

     -И приставлен дьяк приказный

    Строгий счет орехам весть...

    Уч-ль. - Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход.

    Задача 3

    В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за 2 дня?

    Дети решают задачу.

    1)120 x 2=240 (ор.)- во 11-ой день

    2)120+240=360(ор.)- за 2 дня

    Ответ:360 орехов она разгрызла за 2 дня.

    Уч-ль. - Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона?

    Д.- 33 богатыря.

    Уч-ль.- Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича "Черномор и богатыри". Наиболее выразительно он рисует море. Удивленный князь Гвидон бросился на высокое крыльцо: перед его взором из моря поднимался отряд богатырей. Во главе их самый старший - дядька Черномор. На всех богатырях кальчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда.

    Море с крутыми вздыбившимися волнами "расплескалось в шумном бреге". При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.

    Уч-ль:- Какое ещё чудо есть в городе ?

    Д.

    ...Каждый день идет там диво:

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Расплеснется в скором беге

    И останутся на бреге

    Тридцать три богатыря

    В чешуе златой горя,

    Все красавцы молодые,

    Великаны удалые,

    Все равны, как на подбор;

    Старый дядька Черномор

    С ними из моря выходит

    И попарно их выводит...

    Уч-ль: - Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей получилось?

     

    Д.-33:2 = 16 (ост. 1)

    Уч-ль.- А кто это остался один?

    Д.- Дядька Черномор. Он идет впереди отряда.

    Уч-ль. - Какое главное чудо было на этом острове?

    Д.- О прекрасной царевне-лебеди.

    Уч-ль. -Как описывает Пушкин царевну-лебедь?

    Дети находят отрывок в сказке.

    Д. ...Да на свете,

    Говорят, царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть:

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает –

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выступает, будто пава;

    Сладку речь-то говорит,

    Будто реченька журчит.

    Уч-ль:

    - Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX - начала XX в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины - голубовато-серебристый.

    - В кого превращался князь Гвидон?

    Д. - В комара, муху, шмеля.

    Уч-ль: ... И опять она его

    В миг обрызгала всего,

    Тут он очень уменьшился,

    Шмелём князь обратился,

    Полетел и закружился.

    Физминутка

    Звучит отрывок из оперы "Три чуда" (Полёт шмеля)

    Уч-ль: -Послушайте музыку Римского-Корсакова к это сказке (Полёт шмеля).Можете закрыть глаза, слушая музыку и представить себе картину, которую навеет вам музыка.

    Задача 4

    Вес князя был 90 кг.Царевна – Лебедь превратила Гвидона в шмеля. Князь стал весить 9 граммов. Во сколько раз уменьшился вес князя Гвидона?

    Запишите только решение задачи.

    90кг= 90 000 г.

    90 000 : 9= 10 000 (раз)

    Уч-ль: - Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?

    Д.- Быстро. Он догонял корабль.

    Уч-ль. Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?

    Д. - Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля.

    Уч-ль: Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.

    Дети рассказывают таблицу.

    Уч-ль: - Как вы понимаете выражение Пушкина:

    а ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой бабарихой,

    Около царя сидят

    Четырьмя все три глядят.

    Д.- У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос.

    Уч-ль:- Дети, каким характером были наделены эти три женщины?

    Д.- Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом.

    V. Решение примеров.

    Уч-ль: - Вот и сейчас гонец доставил грамоту, но "коварные тётки" подменили её. В грамоте примеры на умножение с ответами. Ответы должны были помочь царю Салтану соершить своё путешествие к Чудному острову. По этим ответам царь Салтан мог найти остров.

    -Давайте мы исправим ошибки.

     8070      903         876

    x  60     x400       x500

    48 420   3612   408000

    Дети выполняют задание.

    VI. Итог урока.

    Уч-ль:-Если бы вы спасли Царевну-Лебедь от гибели, какое бы желание вы загадали.(Ответы детей)

    Вывод: Достаточно  иметь доброе сердце,  чтобы  приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.

    Уч-ль: - Какими словами заканчивается сказка?

    Д- ... Я ТАМ БЫЛ, МЕД, ПИВО ПИЛ –

    И УСЫ ЛИШЬ ОБМОЧИЛ.

    Уч-ль:- Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретились с произведениями Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

    Спасибо за урок!

    Исполняется песня "Сказки Пушкина". (Сл. и муз. Э.Отяковской.)

    1 КУПЛЕТ

    Даже вы,если очень строгая дама

    Или даже очень солидный дядя

    В душе у вас живёт ещё ребёнок

    Что сказки любили слушать на ночь глядя

    Ведь помните себя ещё девчёнкой

    С огромным бантом ,над короткой чёлкой

    Или тем веснучатым мальчишкой

    Что вместо физики читал под партой Книжку

    ПРИПЕВ

    И вы любили, вы любили сказки эти

    Над лимпопо с балдой смеялись вместе

    Царевна-лебедь красотою вас пленила

    И лукоморье тайнами манило

    С Русланом вместе за Людмилу вы сражались

    Ведь битва с черноморами-игрушки

    Как солнце мне своей скалкую напомнил

    Добрый наш волшебник Пушкин

    2 КУПЛЕТ

    Даже, если ты королева дискотек

    И также ты танцуешь лучше всех

    В душе всё та же нежная Татьяна

    И безответная любовь так больно ранит

    И детвора едва раскрыв букварик

    Про белочку с орешками читает

    Грызёт та белка скорлупу проворно

    Да! Сказкам Пушкина все возрасты покорны

    ПРИПЕВ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 Б классе МОУ «СОШ № 30»

    Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по произведению Е Благининой "Котенок".К уроку прилагается презентация. ...

    Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

    Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».

    Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...

    Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству Тема: Иллюстрирование текста

    Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на ко...

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

      В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...

    Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"

    На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....