конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Куадже Зурет Муратовна

«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».

(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)

Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perechityvaya_pushkina.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Перечитывая Пушкина,

мы читаем и считаем,

и рисуем, и поём.

(интегрированный урок

математики, чтения,

изобразительного искусства)

4-й класс

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г.Туапсе

Куадже Зурет Муратовна

2013г.

Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.

Оборудование: Портрет поэта; текст "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина; грамзапись "Три чуда" Римского-Корсакова;   "Метель"Сверидов; песня "Сказки Пушкина"; иллюстрации художников: Б.А. Дегтерев "Герои сказок А.С. Пушкина", И.Я. Билибин "Чудный остров", A.M. Конашевич "Черномор и богатыри", М.А. Врубель "Царевна-лебедь"; интернет-ресурсы по теме урока; интерактивное слайд-шоу; мультимедийный проектор; газета с автобиографией А.С.Пушкина и с иллюстрациями его сказок; детские рисунки к сказкам А.С.Пушкина.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Вводное слово.

Уч-ль: Здравствуйте дети, уважаемые гости!

-Ребята, давайте вспомним наш девиз (хором)

"Пусть сказки друзьями заходят в дома.

Читать будем их, набираться ума.

Сказка верный друг детей,

С ней живётся веселей."

Уч-ль: -Какие книги вы принесли сегодня для работы?

(Сказки А.С.Пушкина)

(Звучит увертюра "Метель" к драме Пушкина  Свиридова)

Уч-ль: - А.С.Пушкин! Он приходит к нам в раннем детстве.

Давайте зажжем свечу памяти о нём.

10 февраля - очень грустная дата нашего народа - дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина."Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение"Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в  Санкт - Петербурге.

Уч-к:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца

Уч-ль: -Ребята, мы на уроках много говорили о Пушкине. -А кто вспомнит, когда родился великий поэт? (6 июня (по старому стилю-26 мая)1799 года в Москве)

- Сколько лет бы ему исполнилось в этом году? (2009-1799=210 лет)

- Да, в этом году его юбилей.

- Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства. Ребята, какие его сказки вы знаете?

Дети перечисляют сказки Пушкина:

1."Сказка о рыбаке и рыбке."

2."Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях."

3."Сказка о царе Салтане."

4. "Сказка о золотом петушке."

5."Сказка о попе и о работнике его Балде."

- Взгляните на иллюстрацию Бориса Александровича Дегтерева "Герои сказок А.С. Пушкина". Художник объединил героев на одном рисунке так, что они не мешают друг другу: здесь и Балда; здесь и царевна-лебедь, тут и Чернавка говорит с царевной, и белочка грызет золотые орешки, и старик ловит рыбу

Уч-ль: - Задумывались ли вы когда - нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон?

- Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана?

- А сколько орехов разгрызла белочка?

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь" и станем её непосредственными участниками. На протяжении всего урока вы увидите так же иллюстрации к этой сказке, послушаете музыку к произведениям Пушкина, будете решать задачи и примеры на умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями

III.Минутка чистописания

Уч-ль: - Какие числа встречаются в сказке?

Д. 3 - три девицы, 33 - тридцать три богатыря.

Уч-ль:- Пропишите число 33.

- На сколько 3 меньше, чем 33?

Д. На 30.

Уч-ль:- Во сколько раз 33 больше, чем 3?

Д. В 11 раз.

IV Решение задач с величинами

Уч-ль: -Какую из трёх девиц взял себе в жёны царь Салтан?

            -Какой величины родился ребенок у царицы?

Д.... Наступает срок родин;  

    Сына бог им дал в аршин...

Уч-ль: -Аршин -старая мера длины, равная 71см12 мм.

Дети записывают.

              1 аршин - 71 см 12 мм

- А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.

Д. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр -единицы длины.

Уч-ль. в синем небе звезды блещут,

              в синем море волны хлещут;

              Туча по небу идет,

              Бочка по морю плывет,

              Словно горькая вдовица,

              Плачет, бьется в ней царица...

-Как рос ребенок царицы?

Д. Не по дням, а по часам.

Уч-ль:- Правильно!

... И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Задача 1.

За 5 ч он вырос на 40 см. Каким он будет через 24 ч?

Дети решают задачу.

Родился - 71 см

5 ч-40 см

24 ч-? см

1)40 : 5 = 8 (см) - за 1 ч

2)8x24 = 192 (см)-за 24 ч

3) 71 + 192 = 263 (см) - рост царевича.

263см=2 м 63 см

Ответ: рост царевича составил 2 м 63см

Д. Ого! Какой высокий!

Уч-ль: - Почему он такой высокий?

- Как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки?

Д. Славным и могучим богатырем!

Уч-ль:- Где стали жить царица с царевичем?

Дети читают текст сказки.

Д....

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И ДИВЯСЬ, ПЕРЕД СОБОЙ

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

В городе на острове, который подарила царевна-лебедь.

Уч-ль:- Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал старейший советский художник Иван Яковлевич Билибин еще в 1905 г.

Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию Билибина и пишет на доске фамилию художника и название картины: "Чудный остров".

- Но до сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке.

Перед нами "чудный остров" (так в сказке называет его царь Салтан). Царевич и царица изумленно смотрят на него. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом

- радостная, чудесная.

Уч-ль:-Ветер на море гуляет

            И кораблик подгоняет;

               Он бежит себе в волнах

               На раздутых парусах.

-Куда продолжат путь корабельщики?

Д.... Мимо острова Буяна

       В царство славного Салтана.

Задача2

Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?

- Решить задачу табличным способом.

Скорость

Время

Расстояние

20 км/ч

?км

?км/ч

? на Зч >

1)20* 7=140(км)-путь

2) 7+3=10(чувремя

3)  140:10=14(км/ч)-скорость

Ответ :со скоростью 14 км/ч судно двигалось на обратном пути.

Уч-ль:- Почему такая разница в скорости?

Д.- По течению и против течения скорость различна.

- На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусом.

Уч-ль. Какие три чуда были в городе князя Гвидона?

Д. Белка.

Уч-ль. Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовала ученица нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.

Дети читают текст.

Д.... Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

 Все скорлупки золотые,

 Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной

 -И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть...

Уч-ль. - Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход.

Задача 3

В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за 2 дня?

Дети решают задачу.

1)120 x 2=240 (ор.)- во 11-ой день

2)120+240=360(ор.)- за 2 дня

Ответ:360 орехов она разгрызла за 2 дня.

Уч-ль. - Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона?

Д.- 33 богатыря.

Уч-ль.- Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича "Черномор и богатыри". Наиболее выразительно он рисует море. Удивленный князь Гвидон бросился на высокое крыльцо: перед его взором из моря поднимался отряд богатырей. Во главе их самый старший - дядька Черномор. На всех богатырях кальчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда.

Море с крутыми вздыбившимися волнами "расплескалось в шумном бреге". При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.

Уч-ль:- Какое ещё чудо есть в городе ?

Д.

...Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит...

Уч-ль: - Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей получилось?

 

Д.-33:2 = 16 (ост. 1)

Уч-ль.- А кто это остался один?

Д.- Дядька Черномор. Он идет впереди отряда.

Уч-ль. - Какое главное чудо было на этом острове?

Д.- О прекрасной царевне-лебеди.

Уч-ль. -Как описывает Пушкин царевну-лебедь?

Дети находят отрывок в сказке.

Д. ...Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Уч-ль:

- Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX - начала XX в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины - голубовато-серебристый.

- В кого превращался князь Гвидон?

Д. - В комара, муху, шмеля.

Уч-ль: ... И опять она его

В миг обрызгала всего,

Тут он очень уменьшился,

Шмелём князь обратился,

Полетел и закружился.

Физминутка

Звучит отрывок из оперы "Три чуда" (Полёт шмеля)

Уч-ль: -Послушайте музыку Римского-Корсакова к это сказке (Полёт шмеля).Можете закрыть глаза, слушая музыку и представить себе картину, которую навеет вам музыка.

Задача 4

Вес князя был 90 кг.Царевна – Лебедь превратила Гвидона в шмеля. Князь стал весить 9 граммов. Во сколько раз уменьшился вес князя Гвидона?

Запишите только решение задачи.

90кг= 90 000 г.

90 000 : 9= 10 000 (раз)

Уч-ль: - Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?

Д.- Быстро. Он догонял корабль.

Уч-ль. Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?

Д. - Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля.

Уч-ль: Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.

Дети рассказывают таблицу.

Уч-ль: - Как вы понимаете выражение Пушкина:

а ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой бабарихой,

Около царя сидят

Четырьмя все три глядят.

Д.- У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос.

Уч-ль:- Дети, каким характером были наделены эти три женщины?

Д.- Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом.

V. Решение примеров.

Уч-ль: - Вот и сейчас гонец доставил грамоту, но "коварные тётки" подменили её. В грамоте примеры на умножение с ответами. Ответы должны были помочь царю Салтану соершить своё путешествие к Чудному острову. По этим ответам царь Салтан мог найти остров.

-Давайте мы исправим ошибки.

 8070      903         876

x  60     x400       x500

48 420   3612   408000

Дети выполняют задание.

VI. Итог урока.

Уч-ль:-Если бы вы спасли Царевну-Лебедь от гибели, какое бы желание вы загадали.(Ответы детей)

Вывод: Достаточно  иметь доброе сердце,  чтобы  приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.

Уч-ль: - Какими словами заканчивается сказка?

Д- ... Я ТАМ БЫЛ, МЕД, ПИВО ПИЛ –

И УСЫ ЛИШЬ ОБМОЧИЛ.

Уч-ль:- Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретились с произведениями Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

Спасибо за урок!

Исполняется песня "Сказки Пушкина". (Сл. и муз. Э.Отяковской.)

1 КУПЛЕТ

Даже вы,если очень строгая дама

Или даже очень солидный дядя

В душе у вас живёт ещё ребёнок

Что сказки любили слушать на ночь глядя

Ведь помните себя ещё девчёнкой

С огромным бантом ,над короткой чёлкой

Или тем веснучатым мальчишкой

Что вместо физики читал под партой Книжку

ПРИПЕВ

И вы любили, вы любили сказки эти

Над лимпопо с балдой смеялись вместе

Царевна-лебедь красотою вас пленила

И лукоморье тайнами манило

С Русланом вместе за Людмилу вы сражались

Ведь битва с черноморами-игрушки

Как солнце мне своей скалкую напомнил

Добрый наш волшебник Пушкин

2 КУПЛЕТ

Даже, если ты королева дискотек

И также ты танцуешь лучше всех

В душе всё та же нежная Татьяна

И безответная любовь так больно ранит

И детвора едва раскрыв букварик

Про белочку с орешками читает

Грызёт та белка скорлупу проворно

Да! Сказкам Пушкина все возрасты покорны

ПРИПЕВ