Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству Тема: Иллюстрирование текста
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на компьютере», в котором рассматриваются основы работы в программах WORD и PАint. Учащимся уже знакомо, что такое электронный текст, как его можно редактировать и форматировать. На уроке дети повторят основные операции в программе PАint, научатся  красиво оформлять текст, а также иллюстрировать его рисунками. Поскольку  урок интегрированный с изобразительным искусством, поэтому за основу изобразительной деятельности взято декоративное рисование матрешки с использованием традиционной росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurochkina_ts_konspekt.docx32.07 КБ
Файл kurochkina_ts_prezentatsiya.pptx2.46 МБ
Файл kurochkina_ts_prilozhenie.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству

Тема: Иллюстрирование текста

Автор:Курочкина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №25имени ИА Баталова» г. Вологды

Пояснительная записка

Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на компьютере», в котором рассматриваются основы работы в программах WORD и PАINT. Учащимся уже знакомо, что такое электронный текст, как его можно редактировать и форматировать. На уроке дети повторят основные операции в программе PАINT, научатся  красиво оформлять текст, а также иллюстрировать его рисунками. Поскольку  урок интегрированный с изобразительным искусством, поэтому за основу изобразительной деятельности взято декоративное рисование матрешки с использованием традиционной росписи.

Интегрируемые образовательные области- искусство и технология

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Цель урока: проектирование иллюстрированной странички о матрешке в книжку с загадками.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

-иметь представление об истории создания матрешки, видах росписи, используемых для её украшения;

 -уметь редактировать, форматировать и иллюстрировать текст.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

-использовать инструкционные карты, текст и иллюстрации учебника для получения информации об иллюстрировании текста;

-формулировать выводы из изученного материала;

-использовать знаково-символические средства (карта, схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий.

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;

-предлагать помощь и сотрудничество.

-мотивация учебной деятельности;

 -самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Задачи урока:

- Актуализировать у обучающихся ранее полученные знания об основных операциях редактирования и форматирования электронного текста;

- Создать условия, способствующие активизации творческой активности у обучающихся по созданию иллюстрации к тексту на основе знаний об истории создания матрешки и видах её росписи;

-Организовать самооценку учащимися знаний и умений по редактированию, форматированию и иллюстрированию текста

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.

Используемые  технологии: личностно – ориентированные,  информационные,    проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), ноутбуки, карточки для индивидуальной работы, учебник.

Содержание урока

Этапы урока, задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие

Учитель приветствует детей.

+Вы любите делать узнавать что-то новое?

+ Сегодня на уроке мы постараемся открыть для себя новое знание, а вот какое, вы скоро узнаете.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок

Личностные (смыслообразова-ние: мотивация к изучению нового учебного материала)

2.  Актуализация знаний

Вспомнить ранее изученный материал;

уметь работать с электронным текстом, редактировать  и форматировать его

Проблемная ситуация

+Какой раздел мы изучаем на уроках технологии?

+Что мы учимся создавать?

+Что такое электронный текст?

+В чем его преимущества перед рукописным или печатным текстом?

+Что мы умеем делать с электронным текстом?

+Что включает в себя редактирование электронного текста?

+ Что включает в себя форматирование электронного текста?

+Молодцы! Я вам предлагаю продемонстрировать данные умения на практике и оценить уровень сформированности данных умений. Прежде чем начать работу, напомните правила работы на ноутбуках.

 +На рабочих столах ваших ноутбуков расположен  текстовый документ (приложение 1). Откройте его.

 Выполните работу по редактированию и форматированию текста, указанную в инструкционной карте (приложение 2).

+Оцените свою работу.

+Кому посвящен этот текст?

+Что это за тип текста?

+Любой ли человек мог догадаться, что это матрешка?

+Чем же можно дополнить текст, чтобы он стал понятен каждому?

-Практика работы на компьютере.

-Электронные тексты.

-Это текст, созданный с помощью компьютера.

-Его можно исправить, не переписывая.

-Редактировать и форматировать.

-Вставить пропущенную букву, удалить лишний элемент, заменить не правильно написанный кусочек текста.

-Изменить цвет и вид шрифта, его размер, расположение на листе, полужирное начертание или курсивом и т.д.

Дети называют правила техники безопасности при работе на ноутбуке.

Дети включают ноутбуки, открывают текстовый документ и  индивидуально выполняют работу, указанную в инструкционной карте.

Дети заполняют лист самооценки (приложение 5)

-Матрешке.

-Это загадка.

-Нет, кто ни разу её не видел, вряд ли бы догадался.

-Дополнить текст загадки иллюстрацией.

Познавательные

(общеучебные:

поиск, выделение и представление информации)

Коммуникативные:

-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;

Познавательные:

-использование инструкционных карт

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

3. Целеполагание.

определять цель, учебные задачи, исходя из темы урока;

планировать свою деятельность на уроке

+Сформулируйте тему урока, опираясь на собственные выводы, а также на содержание учебника.

+Какова основная цель  нашего урока?

+Чтобы вам было интереснее работать, я вам предлагаю сегодня создать проект  иллюстрированной странички, посвященной матрешке, в книжку с загадками.

+С помощью какой программы мы умеем создавать рисунки?

+Как мы будем достигать нашей цели? Сформулируйте задачи нашего урока, посовещавшись в группах, с помощью слов-помощников:

-повторить…..

-создать…..

-оценить….

-Иллюстрирование текста.

-Научиться создавать иллюстрации к тексту.

-С помощью программы PAINT.

-основные операции в программе PAINT

-иллюстрированную страничку

-свою работу

Познавательные (общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели)

Регулятивные

(в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планирование последовательности действий)

4. Освоение нового содержания и его применение

Развивать умения работать с разными источниками информации,

уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля

+Прежде чем начать работу, я предлагаю совершить путешествие в гости к нашей героине, чтобы лучше представить, как мы должны её изобразить.

Учитель демонстрирует показ презентации (презентация).

+Итак, какую первую учебную задачу надо решить?

+Кого же мы будем рисовать?

+Какие основные цвета вы будете использовать?

+Откройте программу и напомните, как выполнить раскрашивание объекта с помощью инструментов данной программы.

+Возьмите инструкционную карту 2 и выполните задание(приложение4)

+Оцените свою работу (приложение5)

+ Что мы с вами создали?

+Какую задачу выполнили?

+Что теперь нам предстоит создать? Какую учебную заду решить?

+ Как же соединить иллюстративный материал и текстовый материал в единое целое? Где можно найти ответ на этот вопрос?

Откройте учебники на стр. 81, прочитайте материал учебника и в паре составьте алгоритм дальнейших действий (приложение6)

+Давайте проверим, как вы будете иллюстрировать страничку.

+Выполняем работу, а для тех,  кто быстро справится с заданием, я предлагаю украсить свою страничку дополнительно (на доске дополнительное задание: 

Дополнительно:

  1. Оформить страницу в цвете
  2. Сделать рамочку)

Подготовленный ученик рассказывает историю создания матрешки и виды её росписи (приложение 3).

-Повторить основные операции в программе PAINT

-Матрешку.

Красный, зеленый, желтый.

Дети рассказывают об основных инструментах и операциях.

Дети выполняют задание индивидуально. При необходимости обращаются за помощью к учителю или одноклассникам.

Дети оценивают свою работу.

-Иллюстрацию

Ответы детей

-Проект иллюстрированной странички в книжку.

-В учебнике.

Дети читают материал учебника, составляют из предложенных фрагментов составить алгоритм вставки рисунка в текст (приложение 6)

Дети озвучивают алгоритм и осуществляю самопроверку.

Дети выполняют работу.

Предметные:

-иметь представление об истории создания матрешки, видах росписи, используемых для её украшения

Регулятивные

(целеполагание: сохранение УЗ)

Предметные:

-уметь редактировать, форматировать и иллюстрировать текст.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные

(общеучебные:

поиск, выделение и представление информации)

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

Личностные:

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства (карта, схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий.

5. Контроль и оценка достижений на уроке

Учиться  оценивать

 себя.

+ Назовите заключительную  задачу.

+По итогам трех оценок отметьте свою работу на шкале уровней.

+Кто хочет сделать анализ своей работы?

+А кто хотел бы продемонстрировать свою страничку?

-Оценить свою работу (приложение 5)

Ответы детей.

Демонстрация работ учащимися.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

5. Выводы и обобщения

Учиться делать выводы и обобщения

+Назовите цель урока.

+ Достигли мы её?

- Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?

+Как вы считаете, для чего мы изучали данную тему на уроке?

Создать проект иллюстрированной странички о матрешке в книжку с загадками.

+Да

Ответы детей

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

формулировать выводы из изученного материала

Литература:

1.Рагозина Т.М. Технология: учебник: 4 кл.- Академкнига/Учебник, 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская матрешка Курочкина ТС, учитель начальных классов МОУ СОШ 25 Вологды

Слайд 2

Знаменитая русская матрёшка , известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю . Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово « mater », означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами.

Слайд 3

Первая русская матрёшка была выточена по рисункам художника С.В. Малютина игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным . За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца .

Слайд 4

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой. Это была фигура добродушного старика, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Слайд 5

Матрёшки бывают традиционные и авторские . К традиционным матрёшкам относятся загорская , семёновская , полхов-майданская , вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления .

Слайд 6

Загорская , или сергиево-посадская Это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек.

Слайд 7

Семёновская Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72 -местная матрёшка, диаметр которой полметра, а высота 1 метр.

Слайд 8

Полхов-майданская Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов.

Слайд 9

Вятская В Вятке украшали матрешку ржаной соломкой. Этот приём оказался новым для оформления матрёшек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем её нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

Слайд 10

Тверская В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна , Снегурочка, Василиса Прекрасная.

Слайд 11

Матрёшки авторские . Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. . Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Слайд 12

Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки.

Слайд 13

Интернет источники http://www.design-warez.ru/uploads/posts/2009-09/1253031122_534.jpeg http://s017.radikal.ru/i419/1201/51/e72b6037e973.png http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%B8%F8%EA%E0 http://file.mobilmusic.ru/80/4a/71/597769.gif http://arstyle.org/clipart/scrapset/150174-matreshka-klipart-na-prozrachnom-fone-v-png.html http://www.prozagadki.ru/329-detskie-zagadki-pro-matreshku.html http://babiki.ru/blog/interact/3664.html http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/410/38410570_fucu.jpg http://www.samoffar.ru/fabrication.shtml http://lhp-tavolga.ru/4.html http://img.rian.ru/images/4203/57/42035793.jpg http://900igr.net/fotografii/izo/Russkaja-matreshka/039-CHtoby-izgotovit-matrjoshku-trebuetsja-bolshoe-masterstvo.html http://velena28.ru/page/rospis-matreshek-v-kartinkah http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2011/03/812.jpg http://www.thimble.ru/mat2.html http://www.askokonov.ru/artwork/plant/matryoshka_101.jpg http://www.samoffar.ru/types_nestingdolls.shtml http://cs305906.userapi.com/v305906606/2323/4sfgFJ-7zVk.jpg http://samoydelkin.ru/kukli/vidyi-matreshek/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/20/79020356_4278666_8.gif http://www.webartplus.narod.ru/mt/mt5.jpg

Слайд 14

http://www.webartplus.narod.ru/mt/mt5.jpg http://www.livemaster.ru/item/601132-podarki-k-prazdnikam-podarok-dlya-yubilyara http://cs1.livemaster.ru/foto/large/2804558612-russkij-stil-portretnaya-matreshka.jpg http://www.afimall.ru/wp-content/uploads/2011/05/ZVR_8093- копия-1. jpg http://www.goldmr.ru/excursii/matreshka/02.jpg http://www.detsad1494.ru http://handicraftsofrussia.953.eljur.ru/556.gif



Предварительный просмотр:

Курочкина Т.С., учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г. Вологды

Приложение1

Текст  для редактирования и форматирования

Я с таинственной игрушкой 
Заиграласьдопоздна, 
Разбираю, собираю, 
то их восемь, то одна. 
Ростом разные подружки, 
но похожи друг на дружку. 
Все онисидят другвдружке, 
А всего одна игрушка. 

Приложение 2

Инструкционная карта 1

  1. Исправьте ошибки в тексте.
  2. Отформатируйте его:

-шрифт Georgia

-кегль 18

-написание- полужирный курсив

-цвет шрифта- синий

-расположение- посередине

  1. Отгадку запишите в скобках, расположение- справа, красным шрифтом.

Приложение 3

Матрёшка уже много лет является  символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами. Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Первая русская матрёшка была выточена по рисункам художника

С.В. Малютина игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным.

Но если вы думаете, что корни у Матрешки русские, то глубоко ошибаетесь.Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой.Это была фигура добродушного старика, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

К традиционным матрёшкам относятся  загорская, семёновская, полхов-майданская, вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.

Загорская матрешка. Это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек.

Семёновская матрешка. Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек.

Полхов –майданская матрешка. Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов

В Вятке украшали матрешку ржаной соломкой. Этот приём оказался новым для оформления матрёшек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем её нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры. 

Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевны Несмеяны, Снегурочки, Василисы Прекрасной.

Авторские матрешки.Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Некоторые авторы делают на заказ по фотографии  портретные матрёшки.

Приложение 4

Задание для программы PAINT:

  1. Скопировать образец  матрешки с рабочего стола и вставить на поле
  2. С помощью инструмента «заливка» раскрасить матрешку, выбрав нужные цвета
  3. Задать  масштаб 50%
  4. Выделить матрешку, обрезать, сохранить на рабочем столе под именем файла «матрешка».

Приложение5

Оцени свою работу:

Выполнил все правильно и самостоятельно

Выполнил правильно с помощью учителя или одноклассников

Выполнить   задание не смог

Создание электронного текста

Задание для программы PAINT

Создание проекта иллюстрированной страницы в WORD

Постарайся отметить свою работу на  уроке  на шкале:

низкий         высокий

уровень                                                                                       уровень

Приложение 6

Составь алгоритм вставки рисунка в текст: Строчки разрезаны и перемешаны

  1. Перейти на новую строку, нажав клавишу «ENTER»
  2. Выбрав  пункт меню «Вставка», щелкнув по нему мышкой.
  3.  В открывшемся списке щелчком мыши выбрать ОБЪЕКТ
  4. Выбрать из «создать из файла» и щелкнуть мышью на кнопе «Обзор»
  5. Указать компьютеру, где был сохранен рисунок.
  6. Щелкнуть на изображении нужного файла, а затем на кнопку «Вставить»
  7. Нажать ОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе

Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...

конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»

«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

  В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"

На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....