Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ассаулова Оксана Юрьевна

На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_1_klass.docx32 КБ
Файл raduga.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1 КЛАСС

«ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ?»

                             

Учитель начальных классов

Ассаулова Оксана Юрьевна

                                                                 

                                                                           

                     

Подольск

2019 г.

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Цели:

  • формировать первоначальное представления о свете и цвете;
  • познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
  • обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
  • воспитывать интерес к изучению нового;
  • Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:

•        описывать чувства, возникающие при виде радуги;

•        называть цвета радуги по своим наблюдениям и картинкам в презентации;

•     запомнить последовательность цветов радуги;

•     высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

•  работать четвёрками: отображать последовательность цветов радуги с помощью фломастеров, восковых карандашей, красок, пластилина;

•    осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые - слушать и понимать речь других, работать в группе, договариваться.

Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию).

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Оборудование: интерактивный проектор, доска, учебники, рабочие тетради, альбомные листы, краски, кисти, зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри.

Ход урока:

1.        Организационный момент

Учитель:

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Обучающиеся:

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Актуализация знаний

- Ребята, вчера ко мне в гости заходил Муравей Вопросик. Он принёс нам  посылки. Давайте просмотрим, что лежит в этих посылках!

(На партах у обучающихся стоят коробочки. В коробочках лежат альбомные листы, краски, кисти, зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри. Дети рассматривают содержимое коробок.)

- Ребята, выскажите свои предположения, для чего нам нужны данные предметы?

(Дети высказываю предположения: будем рисовать, пускать пузыри, смотреть в зеркало, пускать солнечных зайчиков, смотреть фильм, смотреть сквозь призму и т.д.)

Раздаётся стук в дверь, в класс входит учитель изобразительного искусства.

В.В.

- Здравствуйте ребята, первое предположение было верным. Мы с вами на уроке будем рисовать. Как называют людей, которые рисуют?  (Художники)

- Сегодня мы с вами будем художниками?

О.Ю

- А вот насколько верны ваши предположения по поводу других предметов, мы с вами скоро узнаем! Слайд 2

Послушайте сказку:

- Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
Я всегда со светом дружен.  Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи  пробегаю по листве.. 
- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 
Что за чудо – красота! 
Расписные ворота  показались на пути, 
В них ни въехать, ни войти (радуга) 
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? 
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. 
А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 

3. Формулировка темы урока. Постановка проблемного вопроса

– Так о каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)

–  Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.

– Дети, кто из вас видел радугу?  Слайд 3

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Словарная работа.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Вряд ли найдётся человек, который не любовался бы радугой. Появившись на небосводе, она невольно приковывает внимание. Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Дети читают стихотворение о радуге?

– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит?

(Дети высказывают свои предположения)

- Ну что же, проверим ваши гипотезы?

5. Решение проблемного вопроса

 Слайд 5

      Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Так, что такое радуга? (Лучи солнца, проходящие сквозь капли дождя.)

Слайд 6

6. Физминутка

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Шаг на месте

Бег на месте

Прыжки на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бег на месте.

7.  Изобразительное искусство.

- В дело вступают художники! Что нужно художникам? (Кисти, краски, баночки с водой)

- В чем, по вашему мнению, красота радуги? ( В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)

- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Какие это цвета?

- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?(на доске две радуги)

Рассмотрите в учебнике на с. 40 рисунок радуги Мудрой Черепахи.

- Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.

Прочитайте её. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Слайд 7

- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

Так какая же радуга правильная?

- Давайте с вами нарисуем радугу! У каждого будет своя радуга!

(Дети рисуют радугу)

8. Закрепление.

Практическая работа № 1

Работа  в парах.

- А сейчас нам пригодятся оставшиеся предметы, лежащие в ваших коробочках.

- Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

- Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

- В брызгах фонтана…

- Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

- Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу.

На столах у вас есть коробочка,  в которой спрятались удивительные предметы. Как с их помощью можно поймать яркие цвета радуги? (На столах коробочка, в которой зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри,  листочки бумаги. С помощью этих предметов дети пытаются увидеть эффект радуги (спектр).

 «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая

на нём «радугу».

- А теперь попробуйте поймать солнечный луч диском?

Практическая работа № 2

1. Возьмите призму (прозрачная призма заменяет в опыте капельку воды),

2. Направьте призму на солнечные лучи.

3. Рассмотрите получившие разноцветные лучики.

4.Заполните таблицу

Задание

Что наблюдали?

1. Возьмите призму.

2. Направьте призму на солнечные лучи

- Что увидели на стене?

3. Рассмотрите разноцветные лучики.

-Какие цвета увидели?

Вывод: из опыта доказали, что луч света, проходя через призму, распадается на разные цвета.

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

– А как можно ли получить радуги в домашних условиях?

- Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

- Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»

10. Итог урока. Рефлексия

- Что нового мы должны были узнать на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

«Проверь себя»

Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».

Ответ «да» - кружок закрашивается в красный цвет;

Ответ» нет» - кружок закрашивается в зелёный цвет.

  1. У радуги семь цветов?
  2. Все цвета расположены в определённом порядке?
  3. В радуге есть коричневый цвет?
  4. Строители радуги – солнце и дождь?

Игра «Третий лишний».

- У вас на партах лежат карточки.

Я называю три цвета, а вы должны подчеркнуть тот цвет, которого нет в радуге.

• Оранжевый, коричневый, желтый.

• Зеленый, голубой, белый.

• Фиолетовый, малиновый, желтый.

• Красный, черный, синий.

Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- Осталось лишь только оценить себя.

Оцените свои достижения на уроке.

Критерии оценивания:

  • (зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
  • (жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
  • (красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

- На столе у вас сегодня солнышки. Нарисуйте личико своему солнышку, веселое или грустное.

- Покажите ваши солнышки и нарисованную радугу друг другу.

- Как светло и радостно стало в нашем классе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ

Слайд 4

https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B3%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1602265814342917-731126517634322094500107-production-app-host-man-web-yp-326&wiz_type=vital&filmId=11185741761710039738

Слайд 6

Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан

Слайд 7

М О Л О Д Ц Ы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.

Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства 3 класс Тема:   Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны. Изображение заката в саванне и силуэты африканских...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства Тема: «Что такое погода? Художник изображает настроение»

Цель урока: ознакомление обучающихся с компонентами, из которых складывается погода (температура, облачность, осадки, ветер), и с художественными средствами, с помощью которых можно передать настроени...