Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства по разделу « Природа родного края осенью»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Стрединина Наталья Александровна

Урок содержит здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Орловская СОШ»

Интегрированный урок  окружающего мира и изобразительного искусства

по разделу  « Природа родного края  осенью»

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема урока: « В гости к осени»

По программе А.А. Плешакова

2 класс

                                                                                         Урок подготовила и провела

учитель  начальных классов

высшей квалификационной категории

 Н.А. Стрединина

   

2008-2009 уч. год.

Подготовительная работа.

Экскурсия по родному поселку (конец сентября)

Рассматривание осенних листьев и веточек с ягодами рябины, шиповника и т. п.

Оформление гербариев из осенних листьев: 1-я группа – из травянистых растений, 2-я группа – из листьев кустарников, 3-я группа – из листьев деревьев.

Оформление выставки работ учащихся в классе. В работе участвуют и родители.

Разучивание стихотворений об осени.

1-й этап. Осенняя экскурсия.

2-й этап. Интегрированный урок.

Цели экскурсии:   Кроме образовательных целей ознакомления младших  школьников с сезонными изменениями в живой природе, осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и укрепление физического здоровья.

        Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать  красоту мира.

        Формирование личной ответственности за происходящее.

        Воспитание потребности в добром поступке.

Цели урока:  Сохранить эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии

                        Создать единую картину осени, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках, запахах осени.

                         - естествознание: изучение сезонных изменений в природе, причин изменения цвета листьев и их опадания, съедобных и несъедобных ягод;

                        - урок ИЗО : рисование осенних листьев и плодов, знакомство с названиями красок»солнечной» (левой) части спектра.

Ожидаемый результат: достижение этих целей поможет детям понять гармонию природы осенью и взаимосвязь сезонных изменений в ней.

Ход экскурсии.

           

           Экологическая тропа начинается с центрального входа в парк или входа в лес.

— Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.)

Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода — листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты... Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.

Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу

— Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад. Приходите в лес всегда, как к другу, берегите его... Видите, сколько радости он посылает вам!

Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир — большое волшебное зеркало, и заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей. Помните слова детской песенки — ...от улыбки станет мир светлей? А дружба начинается с чего? С улыбки!

А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Отличаются ли ароматы осеннего леса от летнего и весеннего? (Пахнет опавшими листьями, грибами.)

Вдохните этот горьковатый аромат. Нравится он вам?

Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые вырабатывают все растения, — фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом, полезно для здоровья. Давайте усилим оздоравливающий эффект и выполним некоторые дыхательные упражнения.

Дети становятся в круг.

— Вспомните, какое дыхание — через нос или через рот — полезнее и почему? Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.

Дыхательная гимнастика

«Часики» стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 раз.

«Вырасти большой»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки — вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести «у-х-х-х-х». Повторить 5 раз.

«Насос»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох — наклон туловища в сторону влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох — возвращение в и.п., произнося «сссс!». То же в другую сторону с произношением звука. Повторить 7 раз.

«Паровозик»: встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения руками, приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 30 секунд.

«Лыжник» движение по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». Повторять в течение 2 минут.

6.        «Гуси летят» сменить направление движения по кругу. Медленно двигаясь друг за другом, на вдох — руки в стороны, на вы дох — вниз, с произнесением длительного звука «гу-у-у». Повторять в течение 2 минут.

Остановка 1. В мастерской художницы Осени.

Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра.

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной. Стоит над светлою поляной

И Бунин

Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья — желтые, на клене, рябине, осине — красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелеными листьями часто остаются на кустах сирени до самых морозов.

А знаете, отчего листья желтеют? Это вопрос очень сложный. Ученые долго не могли разрешить его, поэтому подробно поговорим об этом на уроке.

А почему листья опадают?

Дети высказывают свои предположения.

— Листопад деревьев — это их защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.

Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже — сирень, вишня, осина.

Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых они дома будут готовить для класса украшение.

Дополнительный материал

Береза

Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба

Чтобы березовая аллея была такой же красивой долгие годы, надо позаботиться о ней — ходить по одной широкой центральной дорожке, так как березы страдают от уплотнения почвы.

Листопад березы — самый продолжительный, длится в среднем почти два месяца Береза одна из первых напоминает нам в конце лета о приближающейся осени, когда в густой еще зеленой листве появляются первые золотые прядки. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

Украшая наш парк, березы участвуют в улучшении окружающего воздуха. Советским ученым Б.Т. Топкиным было обнаружено, что летучие вещества — фитонциды, выделяемые березой бородавчатой, способны умертвить простейшие микробы за 20-25 минут.

Пользу препаратов из березовых почек в народе заметили очень давно, их использовали как витаминизирующее, мочегонное, потогонное, заживляющее средство, при расстройстве желудка и против ломоты в суставах. Деготь, получаемый из березы, и по сей день используется как антисептик, а сок березы обладает целительной силой

Дуб

Это очень величественное дерево, пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, темно-серый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Во многих русских сказках эти вековые богатыри (а их возраст может достигать 1000 и более лет) делились с людьми мудростью и силой. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди, страдающие пониженным давлением

Осенью под кроной дубов много опавших желудей и мелких веточек с пожелтевшими листьями. Оказывается, у дуба есть свой секрет — он очень светолюбив, поэтому его ветки такие извилистые. Они растут так, чтобы листья не перекрывали друг друга, и каждому из них было светло. Вот почему лишние веточки просто опадают.

Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад.

В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны, отвар употребляли при кровотечениях, авитаминозах, поносах, как противоядие при отравлениях. Кто не знает, что простуду лечили дубовым веником в русской бане? Кору, собранную с молодых веток, применяют для полоскания при заболеваниях полости рта и для лечения ожогов.

Клен

Клен — светолюбивое широколиственное дерево. Все листья располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Листья одной ветки, разные по величине, но одинаковой формы, укладываются плотно, не затеняя друг друга. Они по форме напоминают ладошку. Так и, кажется, что дерево протягивает погреться свои ладошки к последнему осеннему солнышку. Листья клена очень красивы и по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды — крылатки, пара однобоких крылышек приросла к паре сросшихся семян. Созревая, они распадаются, и каждое крылышко бережно опускает на землю свое семя. Благодаря такому «летальному аппарату» в лесу появляется много новых всходов.

Тополь

Листья тополя не всегда красивы, иногда они остаются зелеными до снега, иногда бурыми. Но не в красоте его главная ценность, а в его «газоустойчивости». Он является «чемпионом» среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что в возрасте от 2 до 25 лет тополь поглощает за пять летних месяцев столько углекислоты, сколько за это время успевают поглотить три липы, четыре сосны и семь елей, вместе взятых. Кроме того, тополь хороший поглотитель пыли, снижает летом температуру на 10—15°С, увеличивая влажность воздуха на 15-30%. Различные виды и сорта тополей широко используют в озеленении города, высаживают преимущественно «мужские» экземпляры (без пуха).

Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим эффектом.

Осина

Это дерево сравнительно неприхотливо к климатическим условиям, однако не выносит чрезмерно сухой и слишком бедной питательными веществами почвы.

Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Ствол лишь в нижней части темно-серый, выше имеет красивую серовато-зеленую окраску, особенно яркую у молодых деревьев, когда кора их смочена дождем. Осенью очень нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета — и розовый, и желтый, и красный, и чернильный...

Одна из характерных особенностей осины — очень подвижные листья, которые приходят в движение даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок легко изгибается вправо-влево. Вот почему так подвижны листовые пластинки осины.

В народной медицине считается, что в осиновом лесу снижается артериальное давление у людей, страдающих гипертонической болезнью.

Ясень

Посмотрите внимательно на ствол, ветки и листья этого дерева. Листья ярко-желтые, состоящие из нескольких маленьких листочков, между ними — гроздья крылаток — «носиков». Это семена, каждое из них снабжено маленьким «пропеллером», и ветер уносит маленькие «вертолетики» довольно далеко от дерева завоевывать просторы.

А как ярко вспыхивают желтые листья в лучах осеннего солнца! Ярко, весело, ясно. Может, поэтому и получило дерево свое название.

Корой ясеня можно лечить раны. Для этого кору снимают с не очень молодой, но и не старой ветви и сочной стороной прикладывают к ране

Липа

Липа дает много тени. Она доживает до 300-400 лет, морозостойка, красива весной, когда стоит вся в розовой дымке, душистая летом, золотистая осенью, поэтому, издавна используется эта порода в садово-парковом строительстве.

Липа хорошо выдерживает условия современной городской среды, способна очищать воздух от примесей, поглощать вредные выбросы в несколько раз больше, чем другие древесные породы. Поселившись на шумных улицах, это красивое дерево несет с собой свежесть и прохладу русского леса, медовый аромат цветения, неповторимую красоту родной природы.

Когда липа отцветает, вместо цветков появляются плоды — маленькие круглые орешки. Поздней осенью, когда дерево сбросит свои листья, орешки начинают падать. Чаще всего они падают

прямо в снег. Ветер разносит их подальше от липы. Где плод остановится, там и вырастет новое дерево.

Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину, защищающую землю от мороза гак искусно, что земля в липовом лесу не промерзает даже зимой.

Лист у липы интересный. Состоит он из двух разных по размеру половинок, а кончик его немного отогнут. Но это не самое главное. Листья липы плохо проводят тепло, а когда падают, сморщиваются. У них заворачиваются края, и между листьями остается много воздуха.

Действительно, для растений в липовом лесу зима немного «теплее». И когда вы будете на весенней экскурсии, то заметите, что первые подснежники появляются под липами. Сами деревья стоят еще без листьев, а многие цветы под ними уже в апреле покачиваются на тонких ножках.

В Древней Руси липа была широко известна в народной медицине. Липовый чай, отвар, мед и по сей день используются как потогонное, мочегонное и бактерицидное средство при простудных заболеваниях.

Лиственница

Лиственница русская в диком состоянии встречается в основном в северо-восточных областях европейской части нашей страны, на Урале, в Сибири. Лиственница очень светолюбива. Она имеет рыхлую ажурную крону, пропускающую много света. Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Оттого, наверное, и назвали это красивое и стройное дерево лиственницей.

Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Подул ветерок, лиственница взмахнула ветвями, и ее желтые иголки посыпались, словно дождик... Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах текущего года хвоинки располагаются поодиночке, на более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20—60 хвоинок. Семена собраны в небольших круглых шишечках, которые контрастно выделяются темным цветом среди желтой хвои.

Используется в народной медицине для изготовления витаминных сборов.

Остановка 2. Спортивная (проводится на большой ровной поляне или спортивной площадке).

— Одно из правил поведения в природе — вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.

Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами березок. Не напоминают ли они вам красивую осанку? Посмотрите друг на друга Правильно ли вы держите спинки?

Учащиеся под руководством учителя выполняют несколько несложных упражнений на укрепление осанки. Дыхание произвольное.

Примерный комплекс

Ноги на ширине плеч, руки через стороны вверх. Круговые движения руками, слегка покачиваясь телом (как будто легкий ветерок налетел на деревце). Опустили руки, стряхну ли с них капельки дождя.

Ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 — руки через стороны вверх, шаг в правую сторону и одновременно наклон влево; 2 — возвратиться в исходную позицию; 3-4 — в левую сторону (на наше деревце налетел ураган и стал раскачивать его в разные стороны). Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Повороты в стороны, руки свободно двигаются, повторяя движения туловища (руки захлестывают друг друга, как ветки при порывах ветра). Повторить по 5 раз в каждую сторону.

Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Произвольные круговые движения вытянутыми руками, можно обеими руками одновременно, можно поочередно, то левой рукой, то правой (ветер принес дождь, капли барабанят по оставшимся листкам, отчего веточки колышутся в разные стороны). Повторять в течение 1-й минуты.

Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Дождь прошел, ветер стих, выглянуло солнышко. Потягивание. 1 — глубокий вдох через нос, подъем на носки, руки ладошками вверх; 2 — опуститься на всю ступню,

наклон туловища вперед, руки через стороны вниз и медленно «захлестнуть» ими себя — глубокий выдох через рот. Повторить 5 раз.

—        Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.

Итак, спины выпрямили, голову держим гордо — высоко и красиво. Теперь походим — красивую походку надо тоже тренировать.

Посмотрите, сколько вокруг птиц: воробьев, синиц, ворон. Давайте подразним их!

Дети встают в круг лицом друг к другу; поляна, на которой проходит занятие, должна быть ровной, чтобы избежать травм при падении.

Учащиеся вспоминают, как передвигается воробей. Затем предлагается повернуться на пол-оборота и упрыгать, как воробей, считая до 10, и снова вернуться в исходное положение. Затем учащиеся вспоминают, как «ходят» синички (если есть возможность, наблюдают за живым объектом), и быстро семенят маленькими шажочками, ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом, как зайчик (на носочках), как медведь (на наружной стороне стопы), как лисичка, выпрямляя спину и ножки, глядя по сторонам, и т.д.

—        А на чью походку похожа ваша? Какие обитатели леса могут научить вас ходить красиво? Конечно, самыми грациозными являются представители семейства кошачьих. Как ходит домашняя кошка? Плавно, так что даже мыши не всегда ее слышат. А кто-нибудь видел сутулую и косолапую кошку, собаку или птицу?

Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.

Вот и закончилась наша экскурсия в осенний парк.

Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румяными ваши щеки, светящимися

глаза. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. И если вы хотите быть здоровыми и красивыми, как сейчас, откажитесь от просмотра ненужных вам кинофильмов и проведите это время на природе.

Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали. Помните о них.

На обратном пути учитель подходит к деревьям, спрашивает у детей, как они называются, и просит показать листья этого дерева. А чтобы продлить радость общения с осенней природой, он предлагает принести ее домой с маленьким букетом самых красивых листьев, и вы узнаете еще один секрет волшебной силы осени.

Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший соберем из них. Мы букет поставим посреди стола. Осень золотая в гости к нам пришла.

— Как вы думаете, отчего может рассердиться или опечалиться бабушка: когда вы ей нагрубите, когда придете домой с промокшими ногами или принесете ей домой букет ярких осенних листьев? У вас сегодня есть возможность проверить, как поднимается настроение, когда удается порадовать другого человека, особенно любимого и близкого. Это опять возвращает вам добро зеркало окружающего мира. Умейте в него правильно смотреться!

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Задаю вопросы, помогающие обратиться к эмоциональному опыту учащихся:

- Какие краски вы наблюдали солнечным осенним днем в березовой роще?

- Как изменятся оттенки золотой осени, если солнечный день сменит ненастье, будет накрапывать мелкий моросящий дождь, станет прохладно и неуютно?

- Что вы чувствуете, идя по засыпанным листьями дорожкам в ясный день?

- Как изменится ваше настроение, если над рощей нависнут тяжелые осенние мрачные тучи?

- За волшебное многоцветье красок любил осень А.С.Пушкин.

            Унылая пора! Очей очарованье!

             Приятна мне твоя прощальная краса –

             Люблю я пышное природы увяданье,

             В багрец и золото одетые леса,

             В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

             И мглой волнистою покрыты небеса,

             И редкий солнца луч и первые морозы,

             И отдаленные седой зимы угрозы.

Никто так полно не отразил русскую осень, как Пушкин в этом отрывке. Посмотрите, он соединяет, казалось бы, несоединимые признаки осени – и те, что нравятся обычно людям, и те, что обычно люди не любят:

Унылая пора, но очей очарованье,

Прощальная, но краса приятна,

Увяданье, но пышное,

Мгла, но свежее дыханье.

А.Пушкин любил в осени буквально все. Он писал о ней: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

- А за что любите осень вы, ребята? (ответы детей)

  1. Физкультминутка (упражнения из материалов экскурсии)
  2. Работа по определению плодов осени.

- Осень – это еще и праздник урожая. На всех деревьях в лесах и садах висят плоды. Одни из них съедобные, другие люди не едят, но их охотно склевывают птицы. Но и те и другие ягоды очень красивы, а некоторые даже оригинальны. Кто из вас знает, как называется этот кустарник? (Учитель показывает вазу со срезанными веточками бересклета.) Посмотрите, какой красивый пурпурный цвет имеют листья. Но особенно интересны ягоды. Они похожи на личико с глазками. Так что же это за растение? Откроем атлас определитель «От земли до неба» на стр. 93(один из учеников читает)

Дополнительный материал

Бересклет бородавчатый

Ветви этого кустарника особенные — они темно-зеленого цвета и покрыты множеством крохотных бугорков, точно усеяны бесчисленными

маленькими бородавочками. Отсюда и происходит название растения. Таких бородавчатых ветвей не встретите у других наших деревьев и кустарников. В начале осени бересклет привлекает внимание своими оригинальными плодами-подвесками, которые свешиваются с веток на длинных ниточках-плодоножках Окраска плодов пестрая и красивая — сочетание розового, оранжевого и черного цветов.

Посмотрим внимательнее на плоды бересклета. Вверху каждой подвески — темно-розовые сухие створки плода, ниже на коротких ниточках висят комочки оранжевой сочной мякоти, в которую погружено несколько черных семян. У бересклетов мы видим редкое явление: семена растения после созревания не высыпаются из плодов, а остаются в подвешенном состоянии, словно на привязи. Это облегчает птицам склевывать сладковатую мякоть вместе с семенами. Яркая окраска плодов бересклета делает их хорошо заметными для пернатых, способствует лучшему распространению семян растения. Ягоды бересклета для людей несъедобны!

—        Обратите внимание на изображение ягод, помещенных на этой странице. Все эти ягоды несъедобны! А волчье лыко даже ядовито!

А это чьи плоды?

Учитель показывает вазу со срезанными веточками боярышника.

—        Правильно, боярышник. Его часто высаживают в городе, в огородах в виде живой изгороди. А почему боярышник может служить живой изгородью? А съедобны ли плоды боярышника? Откроем атлас-определитель на с. 88, найдем изображение боярышника, а на с. 89 прочитаем статью о нем.

Собирайте ягоды, только про шипы не забудьте. Колючими шипами боярышник свой урожай охраняет. Про какое известное растение мы также можем сказать? Правильно, шиповник.

Дополнительный материал

Боярышник

«Стоит дерево кудряво, а когти — волчьи...»

Правильнее назвать боярышник кустарником.

В конце весны он очень красиво цветет! А плоды боярышника нальются румянцем, стоит он, словно маленькими красными яблочками усыпанный. Ягоды высоко, а так иногда хочется их попробовать! Боярышник — очень ценное лекарственное растение, его цветы, плоды и семена используются при болезнях сердца и гипертонии, а также входят в состав витаминных чаев, препараты боярышника улучшают кровообращение сосудов сердца и мозга.

—        В какой из ваз стоят веточки шиповника? А какой это вид шиповника — собачий или майский? Посмотрим в атласе-определителе на с. 88, чем они отличаются друг от друга.

Шиповник

О шиповнике даже есть загадка: «Колюч, как ежик, и красив, как роза».

Кто же не знает шиповник! Этот невысокий колючий кустарник не спутаешь ни с каким другим. А вы знаете, что шиповник и есть роза, только дикая?

Ветви шиповника покрыты шипами. Листья тоже сложные, как у ясеня, состоят из нескольких листочков, которые опадают иногда не одновременно. Кора блестящая, красно-бурая. Осенью на кустарниках созревают плоды. Они, словно красные, оранжевые и желтые бусины, развешаны на ветках. Внутри них немного желтых ворсистых семян.

Плоды — ложная костянка — очень полезны, в них много витаминов. Достаточно съесть 5-8 ягод, чтобы обеспечить дневную потребность организма в витамине С, по его содержанию шиповник в 10 раз опережает черную смородину и в 100 раз — лимоны! Еще с давних пор шиповник называли лекарством от сорока болезней. Плоды шиповника обладают мочегонным, желчегонным, противовоспалительным и ранозаживляющим свойством. Кроме того, из него делают соки, готовят сиропы и кисели.

—        Итак, почему шиповник назван шиповником — понятно. А почему же боярышник не назван шиповником? Ведь у него шипы еще длиннее и еще острее. Как вы думаете, от какого слова произошло его название? Правильно, боярышня. А вот почему так его называли — непонятно. Не то куст раскидистый, как боярышня в пышных юбках, не то

терем боярышни огораживали колючими кустами, чтобы чужой не пробрался.

Какие из кустарников, изображенных на с. 90, вы знаете?

Дети назовут, скорее всего, все из них.

—        А в какой вазе стоят ветки калины? Как вы думаете, почему она так названа? Прочитаем статью о калине на с. 91.

Итак, у нас в вазах стоят веточки боярышника, рябины, калины, шиповника, бересклета. А почему нет черники и брусники?

Дети пытаются найти ответ.

—        В городе ежегодно осенью и весной делают обрезку деревьев и кустарников, чтобы они не слишком разрастались и выглядели красиво. Такая обрезка не приносит растениям большого вреда. Поэтому я и срезала для вас эти веточки. А вот черника и брусника растут десять лет, прежде чем начнут плодоносить. Если к ним не относиться бережно, то вскоре в лесу не будет ягод. Листья брусники и черники являются лекарственными. Срезать можно только листья, и то выборочно, а срезать целое растение — это варварство.

Черника так названа из-за черного цвета ягод, да и брусника тоже, но это слово «брусъ» (багровый) из языка исчезло.

-А почему плоды деревьев и кустарников так ярко окрашены?

В природе все взаимосвязано, эти связи вы скоро будете изучать. А пока скажем так: когда листья совсем опадут, яркие плоды рябины, боярышника, шиповника, калины будут хорошо видны птицам, которые не улетают на юг, и помогут им пережить зиму. А птицы, в свою очередь, помогают растениям расселяться на новых территориях.

Урок 2. ИЗО

1. Организационный момент: проверка готовности детей к уроку рисования. Подготовка красок, стаканчиков с водой для акварели.

1. Вступительная часть.

—        Сегодня мы с вами будем рисовать веточку с ягодами рябины.

К рябине у нашего народа отношение особое. Как и береза, она является символом России. О рябине сложено много песен. Какие народные песни о рябине вы знаете?

Дети с учителем музыки исполняют песню «Рябина кудрявая...», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...» или звучит грамзапись.

Дополнительный материал

Рябина

«В сенокос горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?»

Рябина очень красива в любое время года Резные листья самых ярких осенних оттенков и яркие оранжево-красные гроздья ягод украшают лес, делают его праздничным и нарядным Ягоды рябины очень богаты витаминами и широко используются в народной медицине как тонизирующее, противовоспалительное, мочегонное, потогонное, слабительное средство, для улучшения пищеварения. А еще из плодов рябины варят вкусное варенье, когда после морозов из ее ягод исчезает горечь

3. Графическое решение рисунка

—        Откроем атлас-определитель «От земли до неба» на с 84, найдем изображение рябины и начнем рисовать. Карандаш должен быть мягкий. Нажимать карандашом надо легко, чтобы потом можно было стереть не верную линию. Рисунок начинаем с верхнего листочка. Зубчики листа можно не прорисовывать, это мы сделаем потом. Теперь проводим центральную линию, на которой держатся листочки, а затем сами листочки.

Учитель ходит по классу и помогает детям выполнить рисунок в карандаше.

4.        Физкультминутка (выполнение упражнений для позвоночника, шеи и пальцев рук).

5.        Изучение цветового решения рисунка. — Какого цвета становятся листья рябины

осенью? (Пурпурно-красные.)

А плоды? (Оранжевые.) Чем же обусловлен цвет листьев рябины? Почему осенью листья деревьев желтеют или краснеют? Ученые долго искали ответ на этот вопрос. Наконец, ответ дали ученые-химики.

Растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых зерен, расположенных в клетках листьев и стеблей. В хлорофилловом зерне совершается процесс усвоения питательных веществ под влиянием солнечного света. Улавливая солнечную энергию, необходимую для процесса питания, хлорофилл разрушается под влиянием света и вновь образуется в растении, причем это может происходить только лишь при условии хорошего освещения. Однако, хлорофилл не единственное красящее вещество в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые красители, известные под названием ксантофилла и каротина. Первый из них имеет чисто желтый цвет, второй — оранжевый оттенок. Каротин обусловливает характерный цвет корня моркови, где он содержится в очень большом количестве. Желтые пигменты всегда есть в зелени растения, но летом они совершенно незаметны, так как замаскированы интенсивной зеленой окраской хлорофилла.

Осенью, по мере прекращения образования хлорофилла и разрушения его под влиянием солнечного света, лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, не заметные до этого времени, внезапно обнаруживаются.

А теперь я покажу вам маленький фокус.

 Показываю «лист дерева», сделанный из соединенных вместе темно-зеленого и желтого листов прозрачного пластика.

—        Какого цвета этот лист? (Зеленый.) А теперь?

Темно-зеленый пластик медленно сдвигается, и обнажается желтый. То же происходит и с листьями деревьев, с травой осенью: хлорофилл перестает образовываться, поэтому становится виден цвет каротина и ксантофилла.

Учитель записывает на доске слова каротин и ксантофилл

—        А почему листья багровеют? Осенью раскраска листьев особенно привлекательна своими красными, багровыми тонами. Однако эти расцветки встречаются не у всех деревьев. В багрянец одеваются листья кленов и осин; нарядную розоватую окраску принимает листва бересклета; темно-пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они заметны лишь различными желтыми и золотистыми тонами. Чем же обусловлен красный цвет осенних листьев? Он обусловлен особым красящим веществом — антоцианом, который чрезвычайно широко распространен в растениях. Антоциан легко извлечь из любых красных частей растения. Если прокипятить некоторое количество свеклы или

красной капусты, когда ваша мама варит борщ, то именно он окрасит воду в бордовый цвет. Розы, маки, незабудки, фиалки — все это окрашивает антоциан.

Вы все, конечно, видели радугу. Люди давно заметили, что цветовые полосы в радуге располагаются в одинаковом порядке, и эту цветовую полоску назвали спектром. Для того чтобы запомнить, в каком порядке следуют цвета в спектре, придумали специальное предложение (мнемоническую формулу): каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Учитель показывает спектр.

— Мы будем рисовать рябинку, какой она бывает осенью. Какая сторона спектра будет нас интересовать? Правильно, левая.

Но здесь же всего три цвета: красный, оранжевый, желтый. А мы ведь с вами, когда читали произведения поэтов, слышали и другие названия цвета листвы. Какие?  (красный, алый, багряный, золотой, пурпурный). А ведь есть еще и лимонно-желтый, и канареечно-желтый, бордовый, брусничный, вишневый... Как же создаются эти цвета? Оказывается, смешением основной краски с другими. У меня в палитре, например, красная краска. Я добавляю чуть-чуть желтой краски, перемешиваю. Какой цвет получился? Этот цвет называется багряный. Добавляю еще чуть-чуть желтой — получился алый. Осторожно смешивая краски, художники и получили целую гамму так называемых теплых тонов.

А теперь посмотрите на цветовое решение листочков рябины на с. 84 книги «От земли до неба». Листочки прокрашены не одним цветом, а несколькими, между которыми есть переходы. Если мы покрасим одной краской, листья будут казаться ненастоящими. Как же мы должны действовать? Есть определенная техника работы акварелью. Вначале наносится на весь листик самая бледная краска, а по ней в определенных местах цвет «усиливается», т.е. кладется более яркая краска. И мы начнем с верхнего листочка, потому что он окрашен однотонно. Какой это цвет? В целом действительно красный. Жилки листочка мы прокрасим потом с помощью перышка.

А какой самый бледный тон в парных листочках с первого по пятый ряд? Правильно, бледно-оранжевый. Добавляем в палитру с красной краской желтую краску. Если слишком ярко, добавим воды. Не забывайте мыть кисточку перед тем, как набирать на нее желтую краску.

4.Учитель проходит по рядам и проверяет правильность тона.

Теперь прокрашиваем. Низ ягод тоже нужно прокрасить желтым. Потом мы будем усиливать этот тон и получим оранжевый.

Желательно, чтобы рисунки — образцы цветового решения в разных стадиях — лежали на каждой парте.

 Для учителей начальных классов, которые сами ведут уроки рисования, мы нужно заранее подготовить рисунки, передающие стадии прокрашивания листочков и ягод рябины.

5.По ходу работы учащиеся придумывают названия своим рисункам.

6. Учитель делает вывод.

Наш урок подходит к концу. Но мы должны запомнить, что природа может все: накормить хлебом, напоить студеной водой, согреть своим теплом, удивить своей красотой.

Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы.

Изучайте природу, учитесь понимать и любить красоту природы, учитесь защищать все живое и неживое на Земле.

Используемая литература: журнал «Начальная школа» № 9 2003г. (  Н.А. Белянкоава, Ф.А. Сулейманова, Е.В.Стрижова, Т.Г.Дрыничева; стр.61-66),

  журнал «Начальная школа»  № 10 2007г.  (Н.И.Крайс, стр. 53-54)

«Начальная школа» № 9 2003г. (Н.М.Кузьмина, стр. 68)