Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству "С кем дружит ель?"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Анкудинова Ирина Петровна

   Основная идея урока по теме «С кем дружит ель?», заключается в том, чтобы через игру помочь  детям установить взаимосвязь разных объектов в природе (ель, клёст, белка, заяц, мышь), составить соответствующие цепи питания. Опираясь на знания, полученные в процессе подготовительного, к уроку, периода и сказочного путешествия, вместе с Колобком и, эмоциональное восприятие разных ситуаций, позволяет детям понять не только важность каждого объекта в природе отдельно, но и побудить желание оберегать и сохранять окружающую среду.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Интегрированный урок по окружающему миру и

изобразительному искусству

Тема: С кем дружит  ель?

Цели урока:

Уровень знаний:        

1. создание условий и психологического комфорта  для развития  умственной и творческой деятельности детей, для успешной адаптации в различных жизненных ситуациях ,для реализации природного потенциала через гуманизацию процесса обучения.

2. Знать приметы зимы, зимние месяцы;

3. Знать, что ель хвойное, вечнозелёное растение.

4.  Особенности, среда обитания белки, лесной мыши, зайца, дятла, клеста.

         5. Умение создавать интересные рисунки обводя ладошки и пальчики.

Задача:

- формирование у школьников целостного взгляда на окружающий мир, места человека в нем;

 -формирование познавательных способностей учащихся, поиск новых эффективных методов и приемов, корректирующих и компенсирующих мыслительную деятельность.

- формирование умения овладевать изобразительными навыками, находя  конструкторские  решения.

Уровень умений: Уметь отличать ель от других деревьев и узнавать её;

                          Логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, обводить по контуру руки.

Развивать: Умение находить взаимосвязь в природе; умение (говорить) отвечать на вопросы, развивать               координацию, фантазию, пространственные и образное мышление.

Воспитывать: Через эмоциональное восприятие - любовь и бережное отношение  к природе.

                           Эстетическое восприятие окружающего мира.

Оборудование урока: мультимедиа, краски, кисточки, альбомы.         

Ход урока:

I Организационный момент (психологический настрой)

- У вас хорошее настроение? Тогда, посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

 Передайте, с улыбкой, своё хорошее настроение соседу по парте.

II Вводная часть. Прослушивание стихотворения.

Опять погода стужей дышит;

Зато на окнах сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет                                    (кадр2)

Своей серебряной парчи.

        (А.М. Жемчужников)                                                                                                                   

- О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Назовите приметы зимы. (Холодно, морозно, снег, вьюга, птиц

стало мало, день короче, а ночи длиннее)

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

- А, какой самый любимый зимний праздник? (Новый год)

- Какое дерево мы приносим в дом под новый год и украшаем его? (Ель)          

                 (кадр 3).

 - А, где растёт ель? (в лесу)    

                  (Кадр 4)

III Основная часть

- Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие в лес. Для того, чтобы узнать побольше об этом чудесном дереве и о том, с кем «дружит» ель и научиться рисовать при помощи ладошки и пальчиков. 

-А  помощником нам в этом путешествии будет Колобок    

(кадр 5).      

- Вот послушайте сказочную историю, которую рассказал мне Колобок.

        Когда-то, давным-давно, Колобок жил у бабушки и дедушки,  услышал разговор стариков.

  «Хорошо бы нам на Новый год поставить дома, да нарядить красавицу ель. Но мы совсем старые стали – в лес тяжело по глубокому снегу идти, а срубить дерево и подавно».

-И решил сделать Колобок старикам Новогодний подарок. Выкатился он за порог дома, взял топор и покатился в лес. Катится, а сам думает…

- Как же я отыщу это дерево в лесу?  Ведь я его никогда не видел…

- А, вы ребята видели это дерево? Сможете узнать?

-А давайте поможем Колобку найти ель

                                        (Вызвать ребёнка   к ели)

Игра «Угадай ель»:       (кадр  6 )

?

- А  по каким признакам узнали, что это ель?

- Молодцы ребята, вы помогли Колобку отыскать ель!

                   

                                       (кадр   7 ).

- А, что вы знаете об этом дереве?

 (ответы детей)

-Молодцы!

А, я только добавлю, что такое дерево вырастает из маленького семечка (показываю). А высота этого дерева достигает 60-70 метров, а чтобы вырасти до такой высоты, ели понадобится 500-600 лет (записать на доске). Ель не только красивое дерево, но и полезное. Люди используют его в промышленности (изготавливают мебель, строят дома). Еловую смолу используют химики, а в медицине используют даже хвою.        

                             (кадр 8   ).

 

- А теперь Колобок просит вас нарисовать ель. - А как рисовать, я вам сейчас покажу. У нас будет необычное рисование, мы будем рисовать пальчиками и ладошками.

( Выполнение работы)

(кадр 9 ).

Вот какая ель! Вы ребята всё это узнали из книг и рассказов взрослых, а Колобок это узнал из рассказов лесных жителей.

Физминутка

Мы весёлые зайчишки

Мы девчонки и мальчишки (прыжки стоя)

Любим прыгать вокруг ели

Хоть морозы и метели (прыжки вприсядку)

Лапки греть умеем тоже

И друг другу мы поможем (хлопки по парам)

Не страшны снега и стужа

Мы с зимою очень дружим (хлопки на каждое слово)

Мы за парты тихо сели (садятся)

Зайцы спрятались под ели (хлопок)

(кадр 10   ).

/Продолжение сказки/

- Нашёл он в лесу красивую и пушистую ель и только взмахнул топором. Как слышит, кто-то говорит тоненьким голоском.

- Ой, не руби ель, где я буду от опасности укрываться! Кто это?

           

                       Длинное ухо,                  

                   Комочек пуха,

                   Прыгает ловко,

Любит морковку.       (кадр  11  ).                                                                

(заяц)

- Правильно! А, что вы можете про зайца рассказать? (Ответы детей)                                                  

А сейчас с помощью ладошки нарисуем зайчика.            

\Выполнение работы \

(кадр  12).

Анализ и выставка работ.

Что можете рассказать о своей работе?

- А, Колобок всё своё твердит:

 -«Подумаешь!»  И опять взмахнул     топором.

Но тут подбежали, подлетели друзья ели. Клёст,  дятел и белочка и мышка. Стали  просить Колобка:

- Ой, не руби ель, чем мы будем  питаться. Они рассказали Колобку о том, что являются «друзьями» ели.

 (кадр  13  ).

         «Друзья» ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белке еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

Вывод – обобщение.

Значит, не только ель «дружит» c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и «друзья» ели дружны между собой.                    (кадр 14 ).

- Можно ли  нарушить эту связь в природе? (ответы детей)

- Что же делать Колобку? Как бы вы поступили, ребята?

-Но, ведь всем нам хочется на Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель! (Рассуждения детей)

- Колобок, задумался..., но желание порадовать дедушку и бабушку было столь велико, что он опять взмахнул топором. Тут все заплакали, и снова слышится.

 - Тут Колобок совсем растерялся. Сел и задумался. А стоит ли рубить ель?

- А вы как думаете ребята? (ответы детей)

(кадр   15 ).

                                                         (кадр  16  ).

Итог урока:

- Молодцы ребята! Правильно вы рассуждаете. Вот и Колобок это понял и с тех пор, стал  защищать природу!  Стал он  всем  рассказывать что всё, что нас окружает - надо оберегать.

- А что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие трудности испытывали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Давайте вспомним, кто является друзьями ели?

-Какой способ рисования мы сегодня использовали?

Рефлексия

Я хорошо поработал на уроке – красный шар.

Испытывал затруднения- жёлтый шар.

 -Я бы хотела закончить наш урок такими строчками…

Дерево, трава, цветок и птица

                                 Не всегда умеют защититься.                    (кадр  17)

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

(кадр18 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.

Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....

Презентация к интегрированному уроку по окружающему миру и изобразительному искусству "С кем дружит ель"

 Основная идея презентации к уроку по теме «С кем дружит ель?», заключается в том, чтобы через игру помочь  детям установить взаимосвязь разных объектов в природе (ель, клёст, белка, ...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и изобразительному искусству "Оберегайте лес" 2 класс.

Интегрированный урок. Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний". В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Использование разных форм и методов обучения способствует поло...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и изобразительному искусству с презентацией на тему: "На что похожа наша планета?"

Данный разработка предназначена для обучающихся 1 классов и включает в себя конспект урока по теме, презентацию и приложения....

Конспект урока по окружающему миру "Расцвет изобразительного искусства и литературы", УМК "Перспектива" (4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о развитии изобразительного искусства и литературы России в XIX – в начале XX в; развитие чувства прекрасного, чувства достоинства за свою с...