Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе Е.Чарушин. Кабан
    план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

    Горина Людмила Владимировна

    Урок литературного чтения проведён с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литературное образование младших школьников.

    Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе

    Л.В. Горина учитель начальных классов

    МОУ «СОШ №9» г. Инты Республики Коми

    Аннотация

    Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

             Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

    Использование на уроках литературного чтения приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:

    1. понимать прочитанное и услышанное;
    2. анализировать текст совместно с другими людьми;
    3. писать, чтобы учиться;
    4. вести исследовательскую работу в группе;
    5. доступно передавать информацию другому человеку;
    6. самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
    7. использовать полученные знания в жизни.

               Это достигается с помощью:

                            - планирования активных уроков;

                            - создания тематических блоков;

                            - разработки методов аутентичного оценивания, чтобы можно было оценить и        

                            результат, и процесс учения.

              Технология критического мышления, включает три этапа или стадии. Это «Вызов –     Осмысление – Рефлексия».

    Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

    1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания  по данной теме или проблеме;

    2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности;

    3)  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

    Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

    1) получить новую информацию;

    2) осмыслить её;

    3) соотнести с уже имеющимися знаниями.

    Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

    1) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

    2) присвоение нового знания, новой информации учеником;

    3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

    Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. В моей практике накопилось множество приёмов, которые я использую на разных этапах урока в технологии критического мышления. На конкурс представляю методическую разработку урока литературного чтения.

    Тема урока: Е. Чарушин «Кабан».

    Цели урока: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство учащихся с творчеством Е.Чарушина на материале рассказа «Кабан».

    Задачи урока: Стадия вызова:  пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

    Стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми; расширять и активизировать словарный запас детей; прививать любовь и бережное отношение  к природе, животным.

    Стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: в ходе урока у учеников пробудится интерес к личности и творчеству Чарушина, дети познакомятся с содержанием произведения Чарушина «Кабан»; вспомнят о необходимости бережного отношения к животным; расширится словарный запас ребят (анималист, зоосад, марал, гуськом, сопеть); закрепится умение прогнозировать и анализировать; урок способствует развитию креативности  мышления.

    Необходимое оборудование и материалы: звуковая мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг Е. И. Чарушина; учебник  «Родная речь» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).

    Методические приёмы развития критического мышления: «Верите ли Вы», «Стратегия ключевых слов», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн».

    Ход урока

    I. Мотивация учащихся.

     - Ребята, сегодня  мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

    Стадия вызова. Слайд № 2 Игра «Верите ли Вы»

    II. Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина  Слайд № 3

    - Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  - Кто он может быть по профессии? Может он быть  писателем или художником?

    - Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Кто читал произведения Чарушина? Какие? О чём он писал?

    Рассказы детей о Чарушине.  Слайды № 4– 7

    1 ученик. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

    2 ученик. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

    3 ученик.  В отличие от отца он рисовал не дома,  на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

    4 ученик. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

    - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?

    - А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное.

    - Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 3-4 человека.

    Игра «Завершите фразу». Слайд  № 8

     - Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.

    III. Работа с текстом. 

    - Прочитайте, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

    - Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.  «Стратегия ключевых слов»  Фразы на доске:

    я рисую животных;

    все звери играют;

    придавил, отнял метлу;

    хрустнуло что-то сзади;

    идут на меня;

    всё из рук попадало;

    хочет сшибить, растоптать, забодать;

    громадные, с жёлтыми клыками;

    ползу, перебираюсь по загородке;

    чуть я не слетел;

    стыдно стало.

    - Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

    - Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?  Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

    Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например,   2 абзац   - Почему автор пришёл рано в зоосад?

    13 абзац - Что может случиться дальше?

    19 абзац  - А вы бы испугались?  - Как бы вы поступили?

    Вопросы после прочтения:

    - Соответствует ли название рассказа его содержанию?

    - Кто испугал автора?  Сравним, оправдался наш прогноз?

    - Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

    - Кабан – страшный зверь? Почему автор их испугался?

    - Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

    Физминутка для глаз 

    IV. 1. Стадия осмысления. «Толстые и тонкие вопросы»

    - Соответствует ли название рассказа его содержанию?

    - Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

    - Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Прочитайте.

    - Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

    (Наблюдательность)

    - Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

    - Почему так рано? Прочитайте.

    2. Словарная работа. 

    - Замените слова близкими по значению: баловство -  шалость;  унимать – успокаивать;  сшибить – сразить, побить, уронить. Замените слово противоположным по значению: начальник – подчинённый.

    Слайды №  9 – 11

     Объяснение лексического значения слов «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал».

    - Какая книга нам поможет объяснить значение слов? Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

    3. Повторное чтение текста детьми.  «Жужжащее» чтение.

    4. Беседа по содержанию.

    - Каких животных описывает Чарушин?

    В зоосаде на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. Поскольку вы путешествуете по зоосаду, то познакомьтесь поподробнее с некоторыми его обитателями.

    А) Чтение про оленя.

    - Что нового вы узнали об этом животном?

    - А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем.

    Б) Чтение про ягуара, слона, медведя, волков. (Слайды 12-16)

    - Кто живёт в общей загородке? (Журавли) (Слайд 17)

    - Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

    V. Формирование практических навыков.

    - Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

    Что насторожило его? Зачитайте.

    - Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

    - А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”?

    - Что написано на табличке про кабана? (Слайд 18)

    Ученик рассказывает о кабанах. ( Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами). Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

    - Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд 19)

    - С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

    На слайде: Интересно! Ничего не вижу!

    - Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте.

    На слайде: Всё из рук попадало!

    - Понравилось ли это Серёжке?

    - Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

    На слайде: Прощай, моя акварель!

    - Какие чувства он испытывает?

    На слайде: Делать что-то надо!

    - Что он решает? Зачитайте его действия.

    - Как себя чувствует в это время автор?

    На слайде: Вспотел со страху!

    - Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

    - Состояние автора? Прочитайте.

    - С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли). (Слайд 20).

    VI. Стадия рефлексии.

    Составление коллективного синквейна «Кабан» Слайд 21.

    Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.  Слайд 22

    VII. Домашнее задание Слайд № 23 Обязательное домашнее задание и задание по желанию.   Слайд №  24 «Спасибо за урок».

    Использованные источники и литература: 

    1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: Уч.пос. для студентов-филологов. М., 2003.

    Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить: в начальной школе необходима наглядность, но на урок не приходят герои сказок, они не выполняют дидактической функции. Наглядность состоит в демонстрации слайдов с портретом Е.Чарушина, кабана, других животных зоосада, которые напоминают детям внешний вид животного. При объяснении лексического значения слов «анималист», «марал» «зоосад»,  используются слайды с фотографиями. Чтобы дети смогли погрузиться в атмосферу зоосада.                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературного чтения по теме Е. Чарушин "Большие и маленькие" 1 класс

    Презентация к уроку литературного чтения  для 1 класса по программе " Начальная школа 21 века" ....

    Урок литературного чтения 4 класс Е.Чарушин " Кабан"

    В презентации подготовлен материал речевой разминки в занимательной форме,  интересный материал о жизни и творчестве писателя....

    Урок литературного чтения 4 класс Е.И. Чарушин "Кабан"

    Конспект урока литературного чтения 4 класс Е.И. Чарушин " Кабан" и презентация...

    Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

    Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Урок литературного чтения 1 класс Е. Чарушин "Томкины сны"

    Анализ видеоурока Ссылка для просмотра видео: https://youtu.be/9Sz5cwnhuOI?list=UUWS7F8LPvYOjnrzmaSKnMMQ...

    Конспект урока литературного чтения 1 класс Е.И.Чарушин "Теремок"

    цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Были использованы формы и методы ...