Литературное чтение "Произведения А.С.Пушкина", 1-4 классы
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме

 

          Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

           учить понимать образные выражения, использованные в произведении;

           развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: чтения, слушания,  говорения;

           прививать любовь к родному языку, своей Родине;

           развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnoe_chtenie-pushkin.zip7.62 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение: «Произведения А.С.Пушкина»

Цели: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

           учить понимать образные выражения, использованные в произведении;

           развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: чтения, слушания,   говорения;

           прививать любовь к родному языку, своей Родине;

           развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.

           

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей по произведениям поэта на тему «Моя любимая сказка», выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой», иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг (сказок) Пушкина, магнитофон, аудиозапись.

                                                                Ход урока.

       I.Организационный момент. Введение в урок.

1 ученик-ведущий:

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

      II.Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть отрывков из произведений А.С.Пушкина.

(Дети читают наизусть любимые отрывки из произведений поэта, проиллюстрировав  героев сказки)

      III.Введение в тему урока.

2 ученик-ведущий:

Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии».Прошло 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе и дороже. И мы можем добавить к словам современников Пушкина только одну фразу: «Пушкин- незаходящее солнце русской поэзии».

1 ученик-ведущий:

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

2 ученик-ведущий:

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Всё это очень интересно!

1 ученик-ведущий:

Сейчас мы вспомним любимые сказки А.С.Пушкина.

1.Конкурс на лучшего знатока.

(у некоторых учеников на парте лежат карточки с небольшими отрывками из произведений поэта, нужно угадать, из какого произведения эти строки)

а) … «Братец мой любимый,

           Устал, бедняжка! Отдохни, родимый».

           Бесёнок оторопел,

           Хвостик поджал, совсем присмирел…

( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

б) …Не дождался, к старухе воротился-

        Глядь: опять перед ним землянка…

(« Сказка о рыбаке и рыбке»)

в) … «Ты, конечно, спору нет;

            А царевна всё ж милее,

            Всё ж румяней и белее»…

(« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

г) … «Государь! Проснись! Беда!»-

          «Что такое, господа?-

           Говорит Дадон зевая.-

           А?..Кто там?..Беда какая?

( «Сказка о золотом петушке»)

2. Музыкальная пауза.

На фоне аудиозаписи симфонического оркестра дети слушают истории с маленьким мальчиком Пушкиным.

Учитель.

У Пушкина было много друзей.  Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в селе Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег. Пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!»- говорил он.

3. Конкурс «Узнайте, кто они?»

На нашей выставке рисунков и лепки много героев из самых разных сказок Пушкина. Узнайте, кто они?

(с каждого ряда выходят по 1 представителю, за короткий период времени нужно назвать сказку и героев данной сказки)

1 ученик-ведущий:

А как называются сказки, нарисованные ребятами?

(дети называют сказки)

2 ученик-ведущий:

А сейчас мы поиграем. Ваша задача состоит в том, чтобы точнее ответить на данный вопрос (за правильный ответ получаете жетоны).

-Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

-Что кричал петушок, сидя на спице?

(Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)

-Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…)

-Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка!)

-Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)

-Назови слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».

(Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.)

4.Инсценирование  по  произведениям  Пушкина.

В зал входит ученик в шапке почтальона и вручает ведущему несколько телеграмм. Нужно узнать, кто отправил эти телеграммы.

(Читаются отрывки из произведений, дети называют героев, и если правильный ответ, то выходит ученик в данном костюме (элемент костюма))

-Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла.

(Царь Дадон)

-Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить!

(Балда)

-Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно!

(Молодая царевна)

  1. Конкурс для девочек.

Перед вами зеркальце. Нужно достоверно похвалить себя словами из произведения Пушкина.

(выходят 3 девочки с каждого ряда, вспоминая слова царевны.

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее»?)

IV.Подведение итогов урока.

-Кто же такой А.С.Пушкин?

-Какие произведения вы сегодня слышали впервые?

-Кому захотелось прочитать Пушкина еще раз? Почему?

-Выставление оценок.

V. Рефлексия.

-Что на данном уроке вам запомнилось больше всего?

 VI. Домашнее задание:

Прочитать незнакомые произведения А.С.Пушкина, проиллюстрировать их, проанализировать героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)

Этот урок первый в авторском блоке  "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята  уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...

Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)

Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

3 урока литературного чтения по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс ...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс

Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс ...

Урок литературного чтения А.С.Пушкин. Сказки. 3 класс

Цели и задачи урока, конспект урока,...

Литературная викторина по сказкам Пушкина для 2 класса

для уроков внеклассного чтения и во внеурочной работе...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...