Главные вкладки

    Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uspenskiy.docx613.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Г. САФОНОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Открытое  внеклассное мероприятие  по теме:

    « Инженер по образованию, детский писатель -  по призванию».                                                    ( к юбилею писателя                           Э.Н. Успенского)

    2 класс

    Учитель начальных классов I квалификационной категории: Шпакова Елена Анатольевна

    2012 год

    Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году 22 декабря ему исполняется 75 лет.

    Цели:

    1. Расширить представления о творчестве Э. Н. Успенского.
    2. Развивать интерес к чтению книг.
    3. Воспитывать чувство доброты, дружбы.
    4. Совершенствовать и развивать речь, закреплять знания  по русскому языку.
    5. Отрабатывать навыки в работе с картоном и тканью.

    Оборудование:

    1. Портрет писателя.
    2. Плакат с нарисованными  вагончиками, т.е.поезд « Путешествий».
    3. Таблички с названиями станций.
    4. Костюмы сказочных персонажей.
    5. Ширма.
    6. Книжная выставка.
    7. Открытки с Днём рождения.
    8. Шаблоны  из картона кота Матроскина, клей, ножницы, кусочки ткани, фломастеры.
    9. Иллюстрации к словарной работе по стихотворению « Ударение».

    Действующие лица (сказочные персонажи ) - учащиеся 7 класса:

    1. Крокодил Гена.
    2. Чебурашка.
    3. Старуха Шапокляк.
    4. Девочка Люся.
    5. Пёс Шарик.
    6. Кот Матроскин.
    7. Дядя Фёдор.

    Музыкальный ряд:

    1. Песня « Голубой вагон» ( грамзапись) 1 куплет и припев, слова                               А .Тимофеевского, музыка В. Шаинского. http://pozdravdruga.ru/zastolnye-pesni/iz-multfilmov/pesenka-cheburashki.html
    2. Песенка Чебурашки - Песня из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»                              2 куплет, слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского. http://pozdravdruga.ru/zastolnye-pesni/iz-multfilmov/pesenka-cheburashki.html
    3. Песенка « Рыжий, рыжий, конопатый…», слова Э. Успенского, музыка  Е. Ботярова ( грамзапись) 1 куплет. http://kvaclub.ru/bsong_ryzhij.html
    4. Вступительная песня для передачи « Радионяня»( грамзапись) припев, слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского. ttp://ulubachi.my1.ru/publ/detjam/muzyka_dlja_detej/radionjanja_peredacha_iz_sssr/15-1-0-212
    5. Песня почтальона  Печкина
      (на мелодию песни «Гляжу в озера синие»)
       http://www.anekdot.ru/id/-10089935/
    6. Песенка кота Матроскина. http://www.silva-cat.ru/?page_id=275
    7. Песенка рыжего мальчика. http://www.spoika.ru/pesnya-ryzhij-ryzhij-konopatyj-skachat-mp3-936.html

    Ход мероприятия:

    1. Вступительное слово учителя.

    Тема урока записана на доске.

    Учитель: - Ребята, сегодня  наш классный час посвящён творчеству известного детского писателя, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые.

    Книжная выставка.

     - Обратите внимание, произведения этого писателя у нас на книжной выставке. Я думаю, что они украшают и ваши домашние библиотеки, поэтому многие из вас уже догадались, о ком пойдёт речь.                                                                                                                                                    Ответы детей.  Учитель  вывешивает портрет писателя на доску.                                                                                                                                                                                                                           Учитель:  – А чем же он знаменит? Каких известных героев он создал?                                                                                                              Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                                Учитель:  – Сегодня мы много нового и интересного узнаем о нём и о его творчестве. А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно. Дело в том, что  22 декабря ( на доске)  у писателя день рождения. Ему исполняется  75 лет.

    2. Сообщения детей об Э. Н. Успенском.

    1 ученик: - Родился Эдуард Успенский в 1937 году ( на доске).  Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.                      

    2 ученик: - Но на этом его учёба не закончилась. Он учится до сих пор. В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь. А сейчас Эдуард Николаевич изучает историю, потому что пишет историческую книгу. 

    3 ученик: - А ещё он очень любит детей и принимает участие в разных детских передачах на радио и в кино. Чтобы мы многое узнали и поняли, он пишет для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводит стихи писателей других стран, пишет тексты песен для своих сказочных персонажей. И как он всё успевает? Наверное, фамилия виновата : Успенский – значит везде « успевать». 

    Учитель: - Давайте, дети, и мы поторопимся, чтобы успеть на поезд                                « Путешествий», который отправляется в страну « Успению» (поезд на доске).

    3. Путешествие по стране « Успении».

    Учитель: - Только кто же его поведёт?

    ( Слышен голос  Крокодила Гены): - Я поведу.

    Учитель: - А кто ты такой?

    Крокодил Гена: - А  вот послушайте, дети про меня загадку сочинили. « Зимой и летом одним цветом?»

    Учитель: - Может быть ты ёлка?

    Крокодил Гена: - Я один из персонажей, придуманных Успенским, я тоже зелёный, но только зубастый.

    Дети отвечают.

     Крокодил Гена выходит к детям.

     Крокодил Гена: - Здравствуйте, ребята! Вы меня не бойтесь, я добрый. А придумал меня таким Эдуард Успенский 46 лет назад ,в 1966г (показывает на книжной выставке это произведение). – Вы, молодцы, что выбрали очень удобное средство передвижения, а вот моему другу Чебурашке не так повезло. Давайте вспомним, ребята, в чём порой передвигались герои сказок Э. Успенского. ( Проводит викторину).

    Вопросы к викторине:

     - Так в чём же путешествовал мой друг Чебурашка? ( ящик с апельсинами)

     - В чём перевозили обезьянку Анфису, чтобы не привлекать внимание детей всего микрорайона? ( в коляске)

     - На чём ездил дядя Фёдор в деревне Простоквашино? ( на тракторе)

     - На чём ездил клоун Саня? ( на козе)

     - Молодцы! Отправляемся в путь! А чтобы ехать нам было веселее, мы сейчас споём мою любимую песенку про наш весёлый сказочный поезд –                       « Голубой вагон».

    Звучит 1 куплет  и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и  вместе с Крокодилом Геной проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.

    Медленно минуты уплывают вдаль,
    Встречи с ними ты уже не жди.
    И хотя нам прошлого немного жаль,
    Лучшее, конечно, впереди!

    Скатертью, скатертью дальний путь стелется
    И упирается прямо в небосклон.
    Каждому, каждому в лучшее верится,
    Катится, катится голубой вагон.

    Учитель: - Посмотрим, на какую станцию привёз нас Крокодил Гена.

    1.Станция « Песенная».( Вывешивает на плакат название станции).

    Выбегает старуха Шапокляк.

    Старуха Шапокляк: - Кто тут песни поёт и веселится? Кого тут « Зелёный» притащил? Никого не пущу, Лариску натравлю.

    Крокодил Гена: - Ну, что ты расшумелась? Это ребята из 2 класса путешествуют по стране « Успении». Ведь у Эдуарда Николаевича скоро день рождения.

    Выбегает Чебурашка.

    Чебурашка: - День рождения? Я очень люблю День рождения, потому что собирается много друзей! А раньше не любил, и Эдуард Успенский даже песню про меня написал. Вот послушайте.(Поёт 2-ой куплет из песенки Чебурашки):

    Мне не везло сначала,
    И часто так бывало:
    Ко мне на день рожденья
    Никто не приходил.

    Теперь я вместе с Геной,
    Он не обыкновенный,
    Он самый лучший
    В мире крокодил.

    Старуха Шапокляк плачет: - Да, у вас у всех друзья, а я одна, никто меня не любит, одна Лариска, и все только Шапокляк обзывают, поэтому я и злая.

    Чебурашка и Крокодил Гена ( к Шапокляк): - Ну, что ты! Мы тебя очень любим и дети тоже. И даже имя тебе ласковое придумаем.

    Дети называют Шапокляк ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

    Старуха Шапокляк:  - Спасибо, дети, вы очень добрые, и я теперь стану доброй. А я тоже знаю песенки героев сказок и мультфильмов  Э. Успенского. Давайте с вами поиграем. Я напою несколько строчек, а вы должны угадать, какой герой их пел?( музыкальное сопровождение учителя музыки).

    Отрывки, которые исполняет Шапокляк:

    1.ПЕСНЯ ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА
    (на мелодию песни «Гляжу в озера синие»)
     
    В деревне Простоквашино я письма разношу,
    Работа вся налажена, вам честно доложу.
    С утра с почтовой сумкою хожу по всем дворам,
    Но если нет документов, посылку не отдам.

    2. ПЕСЕНКА КОТА МАТРОСКИНА. 

    А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил,
    О морях и не мечтаю - телевизор мне природу заменил.
    Что было вчера -
    Забыть мне пора
    С завтрашнего дня, с завтрашнего дня,
    Ни соседям, ни друзьям - никому
    Не узнать меня, не узнать меня!

    3. ПЕСЕНКА РЫЖЕГО МАЛЬЧИКА. 

    Если мальчик конопат,
    Разве мальчик виноват,
    Что на свет родился конопатым?
    Но, однако, с малых лет,
    Пареньку прохода нет,
    И кричат девчонки и ребята… (
    дети подпевают припев)

    «Рыжий, рыжий, конопатый,
    Убил дедушку лопатой!»
    - А он дедушку не бил,
    А он дедушку любил!

    Старуха Шапокляк:  - Молодцы, ребята! Спасибо. А мне можно с вами?

    Дети отвечают.

    Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк садятся к ребятам                                      « в поезд».

    Учитель:  - Все песни Э. Успенского вы сможете услышать на диске                                « Радионяня» (  показ диска). Раньше, когда мама и папа были маленькие, была такая детская передача. Сейчас передачи нет, но Успенский со своими друзьями сохранил и записал для вас и будущих поколений весёлые истории, песни, анекдоты из школьной жизни, и вы их сможете теперь послушать.

    Звучит припев из песни « Радионяня».

    Учитель: - Ну, что же, едем дальше.

    Звучит 1 куплет  и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с  Крокодилом  Геной, Чебурашкой, Старухой Шапокляк проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.

    Учитель: - Посмотрим, на какую станцию мы приехали, и кто-то нас уже встречает.

    2. Станция « Учебная». (Вывешивает на плакат название станции).

    Девочка Люся машет платком и выбегает.

    Девочка Люся: - Здравствуйте! Я – девочка Люся из сказки Успенского                          « Меховой интернат» ( показывает на книжной выставке это произведение). Хоть я ещё и ученица 4 класса, но в этой школе я – учительница.

    Учитель: - Дело в том, ребята, что Успенский не только замечательный писатель, но и учитель серьёзный. Только школа у него не « людоведческая», т.е. не человеческая, а необычная, в ней учатся  и живут звери. Отсюда и название « Меховой интернат». И все предметы в этой школе имеют свои названия.

    Девочка Люся: - Давайте поиграем. Попробуйте отгадать: кто это или что это?

    Девочка Люся проводит игру.

    Вопросы к игре:

     - интернатики - …( ученики интерната);

     - дир - …( директор);

     - начинальник - …( звонок);

     - сшибалки, валилки, толкалки - …( игры);

     - обманизм - …( ложь, обман);

     - считальный урок - …( математика);

     - ходики - …( валенки);

     - ночевальня - …( спальня);

     - получальник - …( журнал);

     - листалка - …(тетрадь).

    Девочка Люся: - Вы  - молодцы! Прочтите книгу « Меховой интернат», и вы попадёте к нам в школу. А мне пора на «считальный» урок. Кто со мной?

     Чебурашка, Старуха Шапокляк и Люся прощаются с ребятами и уходят. Крокодил Гена тоже собирается.

    Учитель: - Ну, что же, пусть бегут за знаниями, мы ещё встретимся с ними на страницах книг. Только, Гена, как же мы без тебя дальше поедем?

    Крокодил Гена: - А вы спойте мою любимую песенку ( прощается, убегает за друзьями).

    Звучит 1 куплет  и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с учительницей проводят физкультминутку, повторяя движения.

    Учитель: - Какая же следующая станция?

    3. Станция « Поэтическая». ( Вывешивает на плакат название станции).

    Учитель: - Стихи, которые пишет Успенский не только весёлые и смешные, но и очень умные, познавательные. Вот, например, в своём стихотворении                   « Ударение», он учит вас и других школьников правильно произносить и писать некоторые слова.

    Текст стихотворения Э. Успенского « Ударение» читают наизусть подготовленные ученики. В руках у них  отдельные карточки  с выделенными  словами, на которых поставлены правильные и неправильные ударения. Карточки с правильным вариантом ударения вывешивают на левую часть доски, карточки с неправильным вариантом – на правую.

    1 ученик: Кто с правилами дружен, тот твердо убежден:

    2 ученик: Фарфор нам очень нужен, 3 ученик: а фарфор не нужен,

    3 уч.: Не говори алфавит, 2 уч.: а только алфавит,

    3 уч.: Кто говорит алфавит, неверно говорит.

    3 уч.: Не говори каталог, 2 уч.: а только каталог.

    1 уч.: А творог? 2 уч.: Можно творог, а можно и творог,

    2 уч.: А если в магазин вдруг портфели завезли,

    3 уч.: То не ходи в магазин – не купишь портфели.

    1 уч.: Когда мы на машине летим во весь опор,

    3 уч.: То нас везет не шофер,  2 уч.: а нас везет шофер.

    Шофер – он любит дело, профессию свою.

    3 уч.: А с шофером мы смело влетим в аварию.

    1 уч.: И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,

    3 уч.: Что в парке не статуи, 2 уч.: а статуи стоят.

    1 уч.: А если вы в театр явились, например,

    3 уч.: То не ходите в партер, 2 уч.: пожалуйста,  в партер.

    Учитель: - Дети, попробуйте объяснить смысл некоторых слов: фарфор, каталог, статуи, партер. Что они обозначают? Когда так говорят? О чём так говорят? Где вы могли видеть эти предметы?

    Дети отвечают. Учитель исправляет, дополняет, помогает объяснить.                              ( Показ фотографий, иллюстраций).

    Справка для учителя ( по словарю Ожегова): 

    Фарфор – белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.).

    Каталог -1) Составленный в определённом порядке перечень однородных предметов (книг, экспонатов, товаров.2)Каталог библиотечный - перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке. В российских библиотеках различаются по назначению(читательские и служебные каталоги), способу группировки (алфавитные ,систематические, предметные каталоги), видам произведений печати и пр.

    Статуя - скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже - фантастического существа.

    Партер - 1. Нижний этаж зрительного зала ( плоскость пола) с местами для зрителей.

    Учитель: - Давайте, ребята, ещё раз прочитаем правильные слова и запомним их, чтобы наша речь была понятной и грамотной.

    Дети хором читают правильные варианты слов.

    Учитель: - Ну, что же, едем дальше.  Физкультминутка.

    4. Станция « Сказочная». ( Вывешивает на плакат название станции).

    Выходит Шарик.

    Шарик: - Кто это там приехал к нам в Простоквашино?

    Учитель: - Это ребята из 2 класса средней школы № 6 города Сафонова путешествуют по вашей сказочной стране. Они хотят побольше узнать о творчестве Э. Успенского.

    Шарик: - Здравствуйте! Это очень хорошо! А вот я сейчас проверю, кто читал его сказки и хорошо знает героев. Разгадайте кроссворд.

    Кроссворд на доске. Ответивший верно ученик идёт заполнять ячейки кроссворда, вписывая правильный вариант. Если ученики ответа не знают, вписывает сам Шарик.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Как зовут галчонка, который кричит: « Кто там?»( Хватайка)

    2. Как зовут бычка, которого я дрессирую? ( Гаврюша)

    3. А его маму, любимую корову кота Матроскина?( Мурка)

    4. Как звали сменщика Гены в зоопарке? (Валерий)

    5.Как звали девочку, у которой  жила обезьянка Анфиса? (Вера)

    6. Как звали любимую девочку дяди Фёдора? ( Катя)

    6. Назовите имя мамы дяди Фёдора. ( Римма)

    7. Имя папы? ( Дима)

    Учитель: - Дело в том, ребята, что имена мамы и папы в мультфильмах не упоминаются, ответить на эти вопросы может только  тот, кто читал эти сказки.

    Шарик: - А ещё, ребята, у нас много родственников и друзей. И вы узнаете о них, если будете читать другие  сказки Э. Успенского о наших приключениях. (Показывает на книжной выставке  произведения «Любимая девочка дяди Фёдора», «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино»).

    Выходит Матроскин.

    Матроскин: - Здравствуйте, ребята!  Кого вы слушаете? Это же не Шарик, а балбес какой-то. Тебе зачем фоторужьё подарили?

    Шарик: - Фотографировать.

    Матроскин: -  Правильно, чтобы ты фотографировал и фотографии делал красивые. А сам, что творишь? Шапка отдельно, туловище отдельно!                               ( Показывает шаблоны). Кому я их теперь подарю? Ну, скажи ты ему, дядя Фёдор!

    Дядя Фёдор: - Здравствуйте! Ну, что, ребята, поможем восстановить фотографии? А не то они совсем разругаются, и в Простоквашино война начнётся.

    Дети берут шаблоны, клей, кусочки ткани, ножницы , фломастеры( всё заранее приготовлено на партах) и делают  « фотографии» Матроскина. Образец учитель вывешивает на доску. Во время работы учитель включает музыку. Сказочные персонажи помогают детям в работе.

    Учитель: - Дети, покажите, какие фотографии у вас получились.

    Дети поднимают вверх, показывают.

    Матроскин: - Спасибо, ребята, я дарю их вам напамять.

    Дядя Фёдор: - А нам пора за дело приниматься, поздравительную телеграмму писать. До встречи, ребята!

    Герои уходят.

    Учитель: - Давайте и мы с вами, ребята, напишем поздравительную открытку Эдуарду Николаевичу. На уроках русского языка мы учились писать письма. Давайте вспомним:

    - Какой знак поставим в конце приветствия?

     - Как выделите обращение?

     - Как напишем имя, отчество?

     - Можно ли обратиться к автору на «ты»? Почему?

     - Что можно ему пожелать?

    Дети подписывают поздравительные открытки. Читают их вслух.

    4. Итог.

    Учитель: -  Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо, ребята, за дружную компанию. Каких героев вы встретили в сказочной стране                                       « Успении»? Какие книги Э. Успенского они порекомендовали нам прочесть?  Какие песни услышали? Стихи? -  Произведения Э. Успенского  делают нас добрее, учат дружить и бережно относиться к четвероногим друзьям. Прочтём слова самого Эдуарда Николаевича о своём творчестве.

    Высказывание  на доске, дети читают хором вместе с учителем: « Я хочу подарить детям ощущение весёлого и хорошего мира». ( Э. Н. Успенский.)

    Список использованной литературы:

    1.Михайлова С.Ю. Инженер по образованию, детский писатель – по призванию [К шестидесятилетию со дня рождения Э. Успенского] // Начальная школа. – 1997. - № 12. – С.120-122.

    2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:ООО                      « ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.

    3.Привизенцева Л. День рожденья только раз в году // Наш малыш. – 1998.- С.32-35.

    4. Сафонова Н.Е. В театр – с Эдуардом Успенским // ПедСовет.- 2002.-№ 5.-С.15.

    5. Сухин И.Г. Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников. - М.: Новая школа, 1998. – 160с.

    6.Усачев А. Эдуарду Успенскому – 60! // Мурзилка, 1997, № 12.- С.2-3.

    7. Успенский Э. Матрешки. – С.-П., «Мир ребенка», 1997.-10с.

    Приложение: шаблоны с изображением фигурки кота Матроскина.

     

                               



                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Путешествие по страницам детских журналов".

    В презентации собраны материалы о детских журналах начиная с 1921 года по наши дни....

    Предлагаю план мероприятий по подготовке к юбилею писателя Н.Н.Носова

    Готовая разработка мероприятий: викторина, презентация, грамоты, текст для инсценирования ......

    Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».

    На открытом  игровом занятии в 3 «В» классе  по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...

    Презентация "Викторина по рассказам детских писателей для учащихся начальной школы"

    Презентация "Викторина по рассказам детских писателей: Н.Н. Носова, В.Ю.Драгунского, С.В. Михалкова и С.Я. Маршака. Предназначена для учащихся начальной школы....

    урок литературного чтения по теме "Обобщение по разделу "Русские писатели"

    На уроке дети повторяют произведения в разделе "Русские писатели". Игра "Доскажи словечко", "Назовите автора", Узнайте произведение", "Отгадайте название...

    Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»

    Цель:1.  Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2.  Формировать умения работать в группах;3.  Развивать речь, память, внимание....