Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

    Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100")  Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение              стихотворения Юнны Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Задачи урока:

Образовательные:

·         Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения.

·         Формировать умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью.

·         Формировать творческое воображение через высказывание своего отношения к прочитанному.

Развивающие:

·         Формировать умение анализировать текст.

·         Развивать эмоциональную сферу детей через создание на уроке эмоциональных ситуаций радости, удивления, занимательности.

·          

Воспитательные:

·         Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.

·         Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.

 

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_v_urok_otkrytyy.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Тема:          Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

                      Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Цель урока:

                      Введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение              стихотворения Юнны Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения.
  2. Формировать умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью.
  3. Формировать творческое воображение через высказывание своего отношения к прочитанному.

Развивающие:

  1. Формировать умение анализировать текст.
  2. Развивать эмоциональную сферу детей через создание на уроке эмоциональных ситуаций радости, удивления, занимательности.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.
  1. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Оборудование:  мультимедиа, книги Ю. Мориц, карточки для работы в группах, карточки с домашним заданием  (3 варианта), листы для создания диафильма (13 ), листы для определения эмоционального комфорта на уроке (13).

Ход урока

Организационный момент

Учитель:

-Доброе утро! Поприветствуйте гостей. Сядьте, улыбнитесь друг другу и мне.

-Какое правило у нас на уроке?

«Умей создать себе и окружающим хорошее настроение».

-Для того, чтобы мы смогли определить эмоциональный комфорт на уроке, заштрихуйте первый круг на листке карандашом того цвета, который соответствует вашему настроению.(Жёлтый - радостное, зелёный – спокойное, синий – грустное)

Введение в раздел

(На доске иллюстрация с изображением Афанасия, идущего к двери) Слайд 1

Учитель:

-Ребята, посмотрите на экран. Что видите?

- Как вы думаете, куда ведут Афанасия?

Дети:

--Афанасия ведут в открытую дверь.

Учитель:

-Кто его туда ведёт?

Дети:

-Его ведёт животное

Учитель:

-Кто его встречает?

Дети:

-Животные.

Учитель:

-Это неспроста. Чуть позже мы найдём ответ.

- А сейчас откройте учебники на стр. 53, прочитайте название раздела.

Дети:

-Сказка – ложь, да в ней намёк…

Учитель:

-Кто автор этих строк?

Дети:

-Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель:

-Кто может продолжить эти строки?

Дети:

-Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.

Учитель:

-Из какого  произведения эти строки?

Дети:

-«Сказка о золотом петушке»

Учитель:

-Как вы понимаете смысл этого предложения? Что значит намёк?

Дети:

-Подсказка.

Учитель:

-Сказка придумана – это фантазия. Но в сказках таится правда жизни, которая может нам служить уроком. Сказка учит нас правильно жить на земле и не совершать глупых поступков.

Учитель:

-Как вы думаете, какие сказки мы будем читать в этом разделе? Как это можно определить?

-Откройте содержание (стр.157). Прочитайте заголовки произведений, фамилии авторов. Теперь легче ответить на этот вопрос?

Дети:

-Это сказки о животных.

Учитель:

-Да, сказки о животных, или анималистические сказки.

-Вот почему Афанасия ведут животные, ребята.

Учитель:

-Почему же, читая сказки о животных, человек должен делать для себя какие – то выводы? О чём может задуматься человек, ведь сказки о животных?

Дети:

-Все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди.

Учитель:

-А так ли это, вы попробуйте ответить после того, как прочитаете все произведения этого раздела.

Работа над стихотворением Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»

Актуализация знаний учащихся

Учитель:

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым произведением.

-Прочитайте фамилию автора.

Дети:

-Юнна Мориц.          Слайд  2(портрет и иллюстрации)

Учитель:

-Вам знакомо это имя?

Дети:

-Да. Мы читали её стихотворения в 1 классе. Показ книги.

Учитель:

-Вспомните, какие из них мы читали. Мои помощники приготовили отрывки из стихотворений. Слушайте внимательно и назовите эти произведения.

Дети:

1.

Сказка по лесу идёт-

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами   рядышком живёт,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!     /   Песенка про сказку.

2.

Однажды

Лохматый петух на заре,

Взлетев на забор,

Закричал: «Ку – ка – ре!»

Утёнок от страха

Помчался за уткою:

Петух для утёнка –

Страшилище жуткое!    /  Страшилище.

3.

На лугу стоят овечки,

Шерсть закручена в колечки,

А играет для овечек

На свирели человечек.

                                     /  Ванечка-пастух

Это Ванечка – пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягнёнка не обидит,

Не обидит нипочём.

Быть Ванюше скрипачом!

4.

Проснитесь – ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!   /  Первое сентября.

5.

Вон – труба, над нею – дым,

Интересно, что над ним?

А над ним – дома повыше,

Ни одной трубы на крыше,

Никакого дыма нет!

Из чердачного окошка

Вышел кот и вышла кошка,

Жмурятся на яркий свет,

Жадно лижут свежий снег!

Но подумаем о том,

Что над кошкой и котом?     /    Что над чем?

6.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка,

К нему идёт зверюшка

Попрыгать – поиграть!

Олени,

Носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать – поиграть!       /  Попрыгать – поиграть.

                                         

7.

Ворона сидела на лавке,

И Митя увидел ворону,

Он не обидел ворону,

А только погладил ей лапки.

Но раскричалась

Ворона,

И в небо умчалась

Ворона!                            /    Ворона.

8.

Стоит в лесу тесовый дом,

         Дом гнома!

А в нём живёт весёлый гном,

          Гном – дома!

Он кормит белок шишками,

За стол садится с мишками,

С пушистыми зайчишками

Да с мышками – норушками!

Он делится игрушками

С кукушками – болтушками,

С енотами и с дятлами,

С совой, обросшей патлами!  /  Дом гнома, гном – дома!

Учитель:

-В чём особенность этих произведений? Какие они? О ком?

 

Дети:

–В них чувствуется любовь автора к детям, животным.

-Стихи весёлые и очень добрые.

Учитель:

-Да, ребята.  В  детских стихах Юнны Мориц прослеживается игровой юмор и непритворная доброта.

Учитель:

-Прочитайте название произведения, с которым нам предстоит познакомиться.

Дети:

-Слониха, слонёнок и слон.

Учитель:

-Как вы думаете, кто будет главным героем произведения?

Дети:

-Слон.

Учитель:

-Сколько слонов, как вы думаете?

Дети:

-Три.

Учитель:

-А кем они приходятся друг другу?

Дети:

-Папа, мама, сын.

-Это – семья.

Учитель:

-На прошлом уроке я задала вам опережающее задание, а именно:  подготовить интересный материал о слонах.

-Что вы узнали?

Дети:               Слайд 3 (слон)

      Я узнала из детской энциклопедии о том, что слоны питаются листьями, ветвями деревьев и кустарников, травой, корнями, съедают около 200 килограммов корма в день!   Слоны любят купаться. Они очень хорошие пловцы и могут даже принимать душ, поливая себя водой из хобота.

             А я читал энциклопедию «Мир животных». И узнал о том, что хоботом, удлинённым носом, слоны определяют запах и вкус. Им срывают листья и пучки травы с земли, отправляют пищу в рот, и пьют. Сегодня на Земле живут два вида слонов. Африканский слон крупнее индийского. У него и более крупные бивни. Высота достигает до 4 метров, а весит около 7 тонн. Эти крупные и сильные животные  легко поддаются  дрессировке.

        У слонов рождается 1 детёныш,  редко 2 или 3. Новорождённый слонёнок уже может ходить, когда ему всего час от роду. В отличие от других детёнышей, слонята никогда полностью не перестают расти. Чем старше они становятся, тем больше растут.

Учитель:

-Ребята, а в наших краях живут слоны?

Дети:

-Нет

Учитель:

-А где можно увидеть этих животных?

Дети:

-В зоопарке.

Слайд 4(зоопарк)

Учитель:

-Перед вами жители московского зоопарка.

-Кто из вас видел слонов в зоопарке?      

Учитель:

-Ребята, как им там живётся?

Учитель:

-О чём они мечтают?

     Чтение стихотворения про себя

Вопросы после чтения.

-Ребята, о чём это стихотворение?

Дети:

-О том, как слоны путешествовали.

Учитель:

- Какие картины вы себе представили?

(Предположения детей)

Физкультминутка под музыку «Розовый слон». Слайд

Покажите уши слона.

То, как слонёнок убегает.

То, как слон умывается.

То, как мама догоняет слонёнка.

То, как слонёнок радуется.

Чтение по строфам с комментариями

Учитель:

-Сегодня мы будем не просто читать стихотворение, и работать над его содержанием, мы начнём создавать диафильм.

- Читаем 1 строфу.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

         Устали стоять в зоопарке,

         И в море уплыли на синей байдарке

         Слониха, слонёнок и слон.

          Да – да! Унеслись во-о-н туда!

Учитель:

- Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море?

Дети:

-Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.

Учитель:

- Как вы представляете себе байдарку?

Дети:

 -Лодочка.

Слайд 5 (байдарка)

Учитель:

-Посмотрите на экран. Вы  видите  байдарку.

-Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

Байдарка – узкая и лёгкая спортивная лодка/ без уключин, с двухлопастным веслом.

( без приспособления в борту лодки для упора и удержания весла при гребле)

( весло с широкими плоскими концами с двух сторон)

-Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?

Дети:

-Нам нужно нарисовать лодочку

Учитель:

-Поставьте цифру 1 и нарисуйте этот элемент.

-Читаем 2 строфу.

Дети:

       Слониху, слонёнка, слона

       Пушистые волны качали,

       И детской улыбкой дельфины встречали

       Слониху, слонёнка, слона.

       Да – да! И слоны улыбались тогда!

Учитель:

- Как вы себе представляете волны?

Дети:

- Мягкие, пушистые.

Учитель:

-С кем подружились слоны? Слайд 6( дельфины)

-С чего это началось?

Дети:

- С улыбки.

Учитель:

-Скажите, а детская улыбка – это какая?

Дети:

-Добрая, открытая, искренняя.

Учитель:

-Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку.

Учитель:

- Прочитайте 3 строфу.

Дети:

       Слонихе, слонёнку, слону

       Глоток задушевности нужен –

       Дельфины устроили дружеский ужин

       Слонихе, слонёнку, слону.

       Да – да! И меня пригласили туда!

Учитель:

-Как вы понимаете выражение глоток задушевности нужен?

Дети:

-Это, значит, пообщаться сердечно, искренне.

Учитель:

-А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?

Дети:

-Торт, пирог.

Учитель:

-Нарисуйте это в 3 кадре.

Учитель:

-Молодцы! Читаем 4 строфу.

Дети:

       Слониху, слонёнка, слона

       Дельфины любили, как братья,-

       Прощаясь, они заключали в объятья

       Слониху, слонёнка, слона.

       Да – да! И меня заодно!

Учитель:

 - Как сложились отношения между дельфинами и семьёй слона?

Дети:

- Они подружились.

Учитель:

- Из каких слов это видно?

Дети:

- Любили, как братья.

Учитель:

- Что, значит, заключили в объятья?

Дети:

-Обняли на прощание.

Учитель:

-Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?

Дети:

-Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.

Учитель:

-Что можно нарисовать на этом кадре?

-Создайте  кадр.

Учитель:

-Читаем следующую строфу.

Дети:

       Слониха, слонёнок и слон

        В обнимку растаяли в дымке,-

        Дельфинам на память

        Остались на снимке

        Слониха, слонёнок и слон.

        Да – да! И улыбка моя до ушей!

Учитель:

- Что означает в обнимку растаяли в дымке?

Дети:

- Исчезли в тумане, пропали.

Учитель:

- А что осталось на память дельфинам?

Дети:

-На память остался снимок.

Учитель:

-Какой основной предмет можно выделить из этой строфы?

-Поставьте цифру 5 и создайте следующий кадр.

Учитель:

-Читаем 6 строфу.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

        В авоську сложили подарки,

        И в Химки вернулись на синей байдарке

        Слониха, слонёнок и слон.

        Да- да! Не бросают слоны малышей!

Учитель:

- Почему слоны вернулись?

Дети:

-Наверное, потому, что здесь их дом.

-Их ждут дети.

Учитель:

- Что привезли с собой слоны?

Дети:

- Они привезли с собой подарки.

Учитель:

-Как вы понимаете значение слова авоська?

Дети:

-Сетка.

Учитель:

-Да, авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетённая в виде мелкой сети из шнурков или нитей.

Учитель:

-А вы любите получать подарки? Изобразите подарок на следующем кадре.

Учитель:

-Да, и байдарка причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от Москвы.

-Кто из вас желает прочитать следующую строфу?

Дети:

        Слониху, слонёнка, слона

        Встречал слоновод знаменитый,

        И бал ожидал на веранде открытой

        Слониху, слонёнка, слона.

        Да – да! Я с верблюдом плясала тогда!

Учитель:

-Как понимаете значение слова бал?

Дети:

-Бал –это большой праздник.

Учитель:

-Ребята, вот новое для нас слово слоновод.   Слайд 7

-Попробуйте догадаться с помощью данных слов, что оно означает?        

                      слоновод

 садовод, цветовод, овощевод, пчеловод

Дети:

-У них общая часть вод

-Садовод – человек, который разводит сад.

Дети:

-Слоновод - человек, который ухаживает за слонами.

Учитель:

-Почему слонов встречал слоновод знаменитый, да ещё устроил им праздник?

Дети:

-Наверное, потому, что их любили и все соскучились по ним.

Учитель:

- В завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?

Дети:

-Салют.

Учитель:

-Нарисуйте салют в седьмой кадр.

Учитель:

-Следующие две строфы объединим в одну.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

         Во сне по дельфинам тоскуют,

         И хоботом ищут капусту морскую

         Слониха, слонёнок и слон.

         Да – да! Спят и видят её,

         Любимое блюдо своё!

         Слонихе, слонёнку, слону

         Морская капуста приятна –

         Дельфины во сне её шлют, вероятно,

         Слонихе, слонёнку, слону.

         Да – да! По своей доброте!

Учитель:

- По кому и по чему скучают слоны?

Дети:

-Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.

Учитель:

- А где они могут попробовать морскую капусту?   

Дети:

-Наверное, только во сне.

Учитель:

-Скажите, ребята, а когда к нам приходит сон?

Дети:

-Обычно сон приходит ночью.

Учитель:

-Что бы вы нарисовали  на 8 кадре нашего диафильма? Нарисуйте.

Дети:

-Звёзды, луну.

Учитель:

-Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.

Дети:

        Слониха, слонёнок и слон

        От нежности рты открывают,

        Глаза закрывают, и нам напевают

        Слониха, слонёнок и слон.

        Да – да! О мечте! О мечте!

Учитель:

-Посмотрите на лист .У вас получился план диафильма, не только план, а план из рисунков. Рисунки помогут запомнить содержание каждой из строфы. Дома дорисуйте, пожалуйста, последний кадр диафильма, пофантазируйте и помечтайте. И более подробно дорисуйте кадры другими словами – рисунками, а также выполните их в цвете.

 Вопросы после чтения

Учитель:

- Чьё присутствие вы ещё ощущали, когда читали это стихотворение?

Дети:

-Чувствуется присутствие автора.

Учитель:

-Из какой строчки каждой строфы это видно?

Дети:

-Из последней.

Учитель:

-Попробуйте прочитать последние строчки каждой строфы с тем чувством,  которое автор постарался вложить в них.

-Что можно сказать об авторе?

Дети:

-Он мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей.

Учитель:

- О чём же это стихотворение? Найдите подтверждение своего ответа в последней строфе.

Дети:

-«…и нам напевают слониха, слонёнок и слон. Да – да! О мечте! О мечте!»

 Работа в парах. Слайд 8

Учитель:

-О чём стихотворение Юнны Мориц? Подчеркните, с чем вы согласны.

«Слониха, слонёнок и слон» - стихотворение о дружбе, доброте, любви, внимании и нежности друг к другу. Это мечта о душевной близости, душевном тепле и щедрости, о «задушевности». Это мечта о необыкновенных путешествиях и встречах.

(Проверка. Подчёркиваем на доске.)

Учитель:

-Да, это весёлая добрая фантазия-мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребёнок и взрослый, который не забыл, что он был ребёнком.

Выразительное чтение. Оценивание

Прослушивание в грамзаписи песни «Слониха, слонёнок и слон» в исполнении дуэта Никитиных

Учитель:

-Ребята, стихам Юнны Петровны Мориц присуща внутренняя музыкальность. Татьяна и Сергей Никитины сочинили музыку на слова Юнны Мориц, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем. Слайд 9 (песня)

Итог урока

Учитель:

-Почему это стихотворение начинает, открывает раздел «Сказка  - ложь, да в ней намёк»?

Дети:

-Потому что стихотворение похоже на сказку, его герои – животные.

Учитель:

- Мы прочитали о слонах, а задумались о людях. Ведь люди тоже бывают одиноки. Им, как и слонам глоток задушевности нужен.

(Выставляются оценки за работу на уроке.)

Учитель:

-За умные ответы, за кропотливую работу я хочу похвалить…учеников.

-Также хорошо потрудились …ученики.

Рефлексия. Определение эмоционального комфорта детей в конце урока

Учитель:

-Заштрихуйте второй круг  на листке карандашом того цвета, который соответствует вашему настроению в конце урока.

-Изменилось ли ваше настроение?

-Вам понравилось то, как вы работали?

-Что понравилось больше всего?

Домашнее задание. Слайд 10 (изображение слонов)

Учитель:

-На экране вы видите героев стихотворения.

-Каждый из них предлагает вам своё домашнее задание:

-Слонёнок предлагает подготовить выразительное чтение стихотворения.

-Слониха – выучить стихотворение наизусть.

-А слон – попробовать сочинить четверостишие о дружбе и взаимопонимании.

Учитель:

-Не забудьте закончить последний кадр диафильма, а для этого пофантазируйте о чём мечтали слоны.

(Дети выбирают задание на индивидуальных карточках в форме слонов.)

Организационный конец урока

Учитель:

-Спасибо за то, что вы смогли создать себе и окружающим хорошее настроение. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "

Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять  основные  целии      и   зада                   ...

Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела "И в шутку и в серьёз" "

Учащиеся знакомятся с новым разделом "И в шутку и всерьёз", его содержанием. Учатся определять  основные  цели  и   задачи.             ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"

Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов;   Б) И.А.Бунин; ...