«Исследование литературного творчества А.Н. Корольковой
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Проектная деятельность на уроке чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korolkova_doklad.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Исследование литературного

творчества А.Н. Корольковой,

 как   источник  обогащения  и

 развития  языковой  личности

 младшего школьника».

                          Подготовил:    

                                              учитель начальных классов

                                   МОУ гимназия №9

                                             Железнодорожный район

                                    Процко Людмила Викторовна

г. Воронеж

2010г.

Всё, что имел издревле твой народ

Прекрасного, высокого, святого,

И всё, что в эти дни в груди его живёт,

Он все вручит тебе, мечту свою и слово…

     Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.

     Работа над проектом с учениками 4 класса нашей школы, дала возможность мне, как учителю, открыть творческий потенциал и способности учащихся, которые не достаточно проявляли себя на уроке. Во время подготовки проекта многие ребята смогли пересмотреть свои отношения друг к другу, крепче подружиться, почувствовать поддержку и поверить в свои силы.

     Нашим конечным результатом было не только обогащение и развитие  языкового запаса младшего школьника, но и воспитание добра, справедливости, любви к родной культуре через творчество А.Н. Корольковой – Воронежской сказительницы.

     Мне хочется представить некоторые этапы работы над проектом. На мой взгляд, они являются самыми важными в работе. Надеюсь, что это поможет начинающим проектную деятельность учителям.

Актуальность проекта:

     Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети мало читают книг. Это тревожит не только учителя, но и родителей. Нужны такие методы и формы работы,  которые смогли бы вызвать у ребят интерес к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов, где мы исследовали литературное творчество А.Н. Корольковой – сказительницы родного края.

     Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Мы читаем волшебные сказки, сказки о животных и социально-бытовые.

     На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами старинными праздниками Руси.

Это направление созвучно с факультативом по православию, который ведётся  с первого класса. Наш проект поможет в решении этих задач с помощью фольклорного жанра – сказки, творчества А.Н. Корольковой.

     Не буду подробно останавливаться на:

1.Дидактических целях учебного проекта.

2. Компетентности, формируемых учебным проектом.

3. Методических задачах учебного проекта.

     Озвучим лишь:

     Основополагающие и проблемные вопросы проекта:

    Исследовать литературное творчество А.Н. Корольковой, как   источник  обогащения  и развития  языковой  личности младшего школьника.

     

     Вопросы учебной темы:

 - На какие группы делятся сказки А.Н. Корольковой.

- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

- Всегда ли в сказках Корольковой главным героем является человек?

- Чему учат сказки?

- Основные признаки сказки?

- Каким животным в сказках  народ симпатизирует, а каких осуждает?

- О чём мечтает народ в сказках?

Гипотеза:

     Проект даст возможность ученикам познакомиться с традициями и обычаями русского народа.

- Со старославянскими словами и поговорками;

- с незнакомыми сказками, несущими ценность.

И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре, как источника обогащения и развития языка младшего школьника.

Творческое название проекта:

А.Н. Королькова -  русская сказительница Воронежской земли.

     Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- А.Н. Королькова – известная сказительница родного  края.

- Изучение обычаев и традиций русского народа.

- Связь сказки с деревенским бытом.

- Изучение предметов старины и их назначение.

- Словарная работа со старорусскими словами.

- Создание костюмов и инсценировка сказок.

Проект №1.

А.Н. Королькова – русская сказительница Воронежской земли.

   

     Вместе с родителями ребята побывали у  дома, в котором жила Анна Николаевна, увидели мемориальную доску, открытую к 100-летию со дня  её рождения.

     Ученики расширили свой кругозор, знакомясь с жизнью этого удивительного человека, приобрели знания из различных источников информации, при подготовке рефератов.

Проект №2.

Иллюстрации и поделки к сказкам.

     Здесь прослеживались межпредметные связи, но и познавательный интерес. Развивались творческие способности, обогащался словарный запас языка, где ученики доказывали, почему именно этот сюжет они выбрали. Происходила защита рисунка.

     Фантазии  ребят отразились не только в рисунках, но и в поделках. Вот так ребята увидели этот проект.

Проект №3.

Изучение предметов старины и их назначение.

     С помощью этого проекта у нас появилась возможность передать детям те семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Развивать познавательный интерес и совершенствовать словарный запас учащихся.

Проект №4.

Создание эскизов  костюмов,  инсценировка сказок.

     В классе ведется кружок «Театр», руководитель Захарьева В.Т.

На городском конкурсе чтецов «Вместе с книгой мы растем», ребята нашего класса заняли 1 и 2 места.

     Здесь развивался творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, как субъекта деятельности через творчество русской сказительницы А.Н. Корольковой.

Вывод:

     Не надо бояться внедрять в свою работу проектную деятельность. Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, и не забывать, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель.

Мы с вами только координируем действия учащихся.

     Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт, где приобретаются навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция ученика.

Заключение:

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность».

                                   

                                                          Бернард Шоу.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творим по законам красоты (Детское литературное творчество)

В статье описан опыт работы по развитию детского литературного творчества.Здесь можно познакомиться с детскими работами....

Планирование работы кружка "Литературное творчество"

Кружок "Литературное творчество " расчитан на детей 2 класса. Количество занятий 34 в год. Программа включает в себя следующие темы: 1. Работа над текстами сказок, правильным произношением отдель...

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Литературное творчество младших школьников

    Вопрос развития литературного творчества младших школьников меня интересовал уже давно. Учащиеся начальных классов любят сочинять, фантазировать, придумывать небылицы, ...

Презентация к обобщающему уроку «Истоки литературного творчества» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс

Игра  - презентация по литературному чтениию к разделу «Истоки литературного творчества»...

Вводный урок литературного чтения в 4 классе по содержанию раздела "Истоки литературного творчества"

Разработка вводного урока в 4 классе по литературному чтению (УМК "Перспектива") по содержанию раздела «Истоки литературного творчества» является конспектом нестандартного урока, урока- конкурса. Урок...

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...