Литературное творчество младших школьников
статья по чтению на тему

Ахмедьярова Эльмира Фаиковна

 

      Вопрос развития литературного творчества младших школьников меня интересовал уже давно. Учащиеся начальных классов любят сочинять, фантазировать, придумывать небылицы, рифмовать строчки. По мнению Л.С.Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра. Я стараюсь на всех уроках применять занимательный материал: стихотворения, сказки, загадки, необычные истории, что мобилизует и активизирует детей, способствует формированию познавательного интереса. Поэтому дети и сами с большим удовольствием сочиняют разные истории, пишут стихи, сочинения; им нравится заниматься литературным творчеством. Для развития фантазии на уроках чтения предлагаю использовать темы, содержащие в себе элемент необычности, который  сам по себе провоцирует учеников на фантазирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ahmedyarova_elmira_faikovna.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие литературного творчества младших школьников

         

      Вопрос развития литературного творчества младших школьников меня интересовал

уже давно. Учащиеся начальных классов любят сочинять, фантазировать, придумывать небылицы, рифмовать строчки. По мнению Л.С.Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра. Я стараюсь на всех уроках применять занимательный материал: стихотворения, сказки, загадки, необычные истории, что мобилизует и активизирует детей, способствует формированию познавательного интереса. Поэтому дети и сами с большим удовольствием сочиняют разные истории, пишут стихи, сочинения; им нравится заниматься литературным творчеством. Для развития фантазии на уроках чтения предлагаю использовать темы, содержащие в себе элемент необычности, который  сам по себе провоцирует учеников на фантазирование.

          Я разработала ряд заданий и упражнений, которые использую с целью развития у детей литературного, словесного творчества.

                                                     1 класс

1.Сделай свою маленькую азбучку.

2.Придумай историю про какую-нибудь букву.

3.Придумай загадку о каком-нибудь животном.

4.Составь рассказ о своей любимой игрушке.

5.Расскажи о своём лучшем друге.

6.Нарисуй своего домашнего любимца и напиши о нём рассказ.

                                                      2 класс

1.Попробуй сочинить колыбельную песню.

2.Придумай три потешки про щенка: задиристого, спящего, игривого.

3.Придумай свою небылицу. Нарисуй, как ты её себе представляешь.

4.Сочини загадку.

5.Придумай свой рассказ или сочини стихотворение об осени.

6.Придумай сказку или рассказ о своём домашнем питомце.

7.Придумай рассказ о первом снеге.

8.Придумай стихотворение о зиме или Новом годе.

9.Поиграй с друзьями в рифмы: берёзы – розы, осины – апельсины.

10.Придумай стихотворение о весне.

11.Придумай историю про учебные вещи. Сначала посмотри. На что они похожи, а затем представь, что они живые. О чём они могут разговаривать?

12.Помнишь, как «конструировал» свои песенки Вини-Пух? Попробуй сам сочинить весёлую Шумелку.

13.Придумай стихотворение и сочинение о лете, летних каникулах (задание на лето).

                                                         3 класс

1.Попробуй сочинить свою докучную сказку.

2.Попробуй сочинить закличку, начиная её со слов: «Весна-красна!»

3.Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях.

4.Придумай сказку под названием «Хвастовство само себя наказывает».

5.Напиши сочинение на тему: «Зимние забавы».

6.Придумай свой рассказ с описанием или рассуждением.

7.Сочини стихотворение о своём любимом животном.

8.Сочини рассказ о своём друге детства.

9.Придумай свой «вредный» совет для непослушных детей.

10.Напиши стихотворение о своей маме.

11.Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по-твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли царя. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.

12.Придумай фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.

13.Представь себя каким-нибудь человеческим органом и докажи, что необходим для жизни человека.

14.Сделай Капитошку и придумай его историю (круговорот воды в природе).

                                                         4 класс

1.Придумай и запиши рассказ «В честь кого меня назвали» или «Как мне выбирали имя».

2.Сочини рассказ от имени какого-нибудь предмета мебели, который раскрывает свою историю создания.

3.Составь рассказ от имени головного убора по следующим темам: «Шляпный спор», «Шляпный разговор» или «История, которая произошла в музее».

4.Придумай девиз и герб своей семьи.

5.Сочини частушку на школьную тему.

6.Придумай свой рассказ о путешествии в какую-нибудь заводную игрушку.

7.Придумай историю «Случай в лесу».

8.Придумай стихотворение об Астрахани.

          Внеклассная работа также предоставляет большие возможности для развития литературных творческих способностей. В процессе подготовки к различным конкурсам, викторинам дети придумывают девизы своих звеньев, сочиняют стихи, рассказы, сказки по заданным темам мероприятий.

          В проектной деятельности также используются литературные способности детей. Например, во втором классе дети проводили исследование, доказывающее, что листопад – закон природы. Дети показывали презентацию «Почему деревья осенью сбрасывают листья?» и сопровождали своё выступление стихами:

Мы ходили в парк осенний,                            Но всё равно однажды увидали,

Собирали листики.                                           Что листики с берёзки все опали.

Рассмотрели их, узнали                                   Много нового узнали

Разные и общие признаки.                              Мы о листьях, листопаде.

  И ещё определили                                          Книги разные читали,

  Звуки осени и запахи,                                    Чтоб рассказать ребятам в классе.

  И о красках не забыли,                                Закон природы – листопад,

  Ведь они такие яркие!                                 Теперь мы знаем точно это.

Рассмотрели хвою ели                                   И листья с дерева летят

И иголочки сосны…                                      Не просто, а с секретом.

И узнали, почему                                                От «зимней засухи» спасает,

Весь год зелёные они.                                        В лечебных целях нужен он.

   А ещё эксперимент мы                                    И ветви хрупкие хранит,

   Интересный провели.                                      Когда тяжёлый снег валит.

  Берёзку в классе посадили,                          Ну, а листики у хвойных

  За ней ухаживали мы,                                   Испаряют меньше влаги.

                                                                          И на узких их иголках

                                                                          Не удержатся снежные шапки.

                                   

                                   Детское творчество

                                                    1 класс

                                                   Загадки

На пушистых лапках ходит                  Ох, медлительная я,

И мурлычет потихоньку,                      Дом тяжёлый у меня.

Молоко из плошки пьёт,                       На себе его тащу,

Кто это, ребята?                                     Постучишься – не пущу!

                    Бубнова Катя.                              Щербакова Мария

Не самолёт, а летает,

Не Карлсон, а с пропеллером. Заплавнова Ксения.

                                                      2 класс

                                          Колыбельные песни

Кот поёт, глаза прищуря,                           Бай, бай, бай, бай.

На дворе играет буря.                                 Поди, Бука, под сарай.

Баю, баю, баю, бай,                                     Лере спать не мешай!

Спи, Димуля, засыпай.                               Уж ты. Лерочка, усни,

                      Абрамов Дмитрий                 Угомон тебя возьми.   Шевакова Валерия

                                   Вот к тебе приходит сон

                                   И, зевая, шепчет он:

                                   «Спят деревья. Спят кусты.

                                    Ты, Димуля наш, усни».  Минеев Дмитрий.

                                                  Небылицы

Ночью мне приснился сон,                        

Очень радостный, цветной.                        Плакал я три дня. три ночи,

Как я по полю гулял.                                   Горевал я очень-очень.

Как на козлике скакал.                                Вдруг откуда ни возьмись,

Как козлёнок мой резвился.                       Конь возьми и появись.

В скакуна вдруг превратился.                    Сквозь открытое окно

Поскакал я далеко в тридесятое село.       Унесло нас далеко.

Злой колдун меня поймал,                          Вот родная сторона вдалеке уже видна.

В своём замке заковал.                                Как мой конь земли коснулся,

А коня себе забрал.                                     Я нечаянно проснулся.

На конюшню отослал.                                Надо в школу мне вставать,

                                                                      Одеваться и бежать.      Абольянин Алексей.

                                                         

                                                      3 класс

                                                 Космос и мы

                                       Летают в космосе ракеты,

                                      А в небе – звёзды и планеты.
                                     Как интересен этот мир,

                                      Его Гагарин нам открыл.

                                      Теперь уж этот мир нам свой,

                                      А раньше было всё впервой.

                                      Собак мы в космос запускали,

                                      Их Белкой, Стрелкой называли.

                                      И спутник к звёздам отправляли,

                                      Дорогу в космос пробивали.

                                      Теперь без космоса не жить,

                                      Он должен людям послужить.

                                      Сейчас уж спутники Земли

                                      Приносят пользу, там вдали

                                      Передают они сигнал,

                                      Чтоб телевизор нам вещал,

                                     Чтоб телефон звонил нам в срок,

                                     Напоминая про урок,

                                     Чтоб научиться мы могла

                                     Ракетой управлять с Земли,

                                     Чтоб пользу людям приносили

                                     И крепко Родину любили.

                                     Спасибо вам, отцы и деды,

                                     Спасибо, мамы дорогие,

                                     Что сберегли для нас Планету,

                                      Другой такой на свете нету.

                                      И пусть она цветёт и пахнет,

                                      Особенно в апрельский день,

                                      Когда весь мир наш отмечает

                                       Полёта в космос юбилей!              Цицилина Анастасия

                         

                                                                  4 класс

                                    Научно-фантастическая сказка о том, как подружились

                                                        мышка Крошка и Волчок    

               В одном доме поселилась мышка, которую звали Крошка.

Ей нравилось в нём жить, ведь в этом доме жил маленький мальчуган.

Он любил играть, а в руках у него всегда было печенье. Он хрустел, а Крошка ждала, когда он заснет, чтобы подобрать все за ним крошки.

Однажды Крошка вбежала в комнату и задела что – то хвостиком. Обернулась и увидела, что в центре комнаты стоял яркий предмет. Он был весь в красочных узорах. И вдруг он как зарычит. Мышка отскочила в сторону и спряталась за диван. Но предмет пробормотал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться. Ты такая пушистая! Так нежно меня погладила. А то Максимка только стучит по мне, а не играет». Крошке было страшно, но и интересно. Она тихонько выползла и стала шевелить усиками, принюхиваться. А предмет протянул ей свою единственную руку, как бы поздороваться. И тут же упал. Крошка спросила:

- Тебе плохо?

-Нет, - ответил Волчок (так его назвала мышка), - я могу стоять прямо только тогда, когда вращаюсь. Чем больше  скорость вращения, тем я дольше вращаюсь.

- А как это, покажи?- спросила Крошка.

-А ты нажми мне на поршень и увидишь, - ответил Волчок.

Мышка подпрыгнула, но не долетела до поршня. Затем разбежалась и ещё раз прыгнула. И Волчок закрутился.

 - Здорово, - воскликнула Крошка, - сейчас и я так покручусь.

Но у милой Крошки сразу закружилась голова, и она упала.

- А почему я так не могу? – спросила мышка..

- Потому что внутри  тебя нет того, что во мне.

Волчок объяснил, что в нем находится механизм, в котором для раскручивания используется винтообразный осевой стержень. Во время опускания этого стержня вниз осуществляется винтовая передача.

- Жаль, - пропищала Крошка, - что у меня нет такого стержня.

- Не расстраивайся, - успокоил ее Волчок, - зато у тебя есть такая мягкая и         пушистая шубка и такие удивительные глазки - бусинки. Крошка от таких слов улыбнулась, обняла Волчка, и они закружились в легком танце.

     С тех пор Крошка и Волчок стали неразлучными друзьями.                 Бубнов Денис

                                         

                        Спасибо вам, деды, за Великую Победу!

Была пора, когда была война.

Народу полегло тогда сполна.

Сражались все за землю русскую свою,

И много наших умерло в бою.

Но, несмотря на раны, кровь,

Мужчины шли в бой вновь и вновь.

И вот настал тот долгожданный миг,

Когда раздался, наконец, победный крик!

И люди были счастливы, горды,

Что всех фашистов одолели мы!

Какой ценой досталась нам победа,

Об этом знают наши прадеды и деды.

Погибших мы будем всегда вспоминать,

А тех, кто живой, от души поздравлять.

Неважно, подарим ему мы цветок,

Иль просто поздравим, прочтём мы стишок,

Им важно вниманье, им важно всем знать,

Что будем и мы их покой охранять!

И каждый год, справляя День Победы,

Мы вспоминаем, как сражались наши деды.

Здоровья, счастья мы желаем им

И помним: наш народ непобедим!                      Востриков Никита

       Мои ученики участвуют в городских, всероссийских и международных  конкурсах литературного творчества и занимают призовые места. Я думаю, что развитие литературного творчества поможет им в дальнейшей учёбе и внеклассной деятельности.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Развитие литературного творчества младших школьников

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детс...

"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)

Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую м...

Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. ...

Сочинение как метод стимулирования литературного творчества младших школьников.

Стремление к творчеству присуще всем людям в той или иной степени, а школа помогает развивать творческие способности личности, а предмет литературного чтения является почвой для творческой деятельност...

Организация литературного творчества младших школьников

Будет полезна для учителей начальных классов....