Развитие литературного творчества младших школьников
статья по чтению по теме

Соловьёва Людмила Валерьевна

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику. Данная статья раскажет об основах данного вида деятельности и поможет организовать литературное творчество в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_metodicheskiy_zhurnal.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                              Статья в методический журнал

Развитие литературного творчества младших школьников.

      Современные программы начального литературного образования предусматривают формирование у младших школьников разнообразных литературно-художественных навыков. Ученики начальной школы должны уметь сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки, потешки и др. Именно таким образом, по мнению авторов программ, они усваивают теоретико-литературные сведения о жанрах и изобразительно-выразительных средствах языка, рифме.

      Проблема развития речевого творчества детей является актуальной на протяжении долгих лет. Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека.

       Особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Почему бы не использовать это в учебном процессе? Поэтому, начиная с 1 класса, я учу детей сочинять стихи.

      Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди становятся художниками, поэтами, скульпторами? Зависит ли это от их умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах.

      Отсюда следует вывод: надо научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

      Осознавая это, в своей работе на уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребёнка. Для меня важно всё: интонация, мимика, жесты, выражение глаз.

      В первом классе ребёнок улавливает специфичность звукового построения речи, ощущает её выразительность, постигает значение  слов, получает первые сведения о сравнении, звукописи, рифме. Дети учатся сравнивать, наблюдать, фантазировать. На этом этапе дети сочиняют:  чистоговорки:

РА-ра-ра – на дворе стоит жара.

Чу-чу-чу – очень быстро плечу,

Мо-мо-мо – на дворе уже темно и др.

небылицы:

                           У медведя во бору                        

                           Много ягод наберу.        

                                                   (Свинцицкая Юля)                                    

                                                 

                            Летала в облаках

                            Вобла в очках.

                                                     ( Манухина Кристина)

                           

                     Пригласил крокодил на обед

                     Всех друзей и соседей своих.

                     Прилетела к нему кенгуру,

                     Прискакал бегемот из болот,

                     И даже акула в норковой шубе

                     Приехала в джипе своём!

                                                     ( Адылканов Марат )

Жила-была корова,                        Мне приснился

Жила она в лесу.                        Новый год,

И все её боялись,                        Только всё наоборот:

По лесу разбегались.                Дед Мороз был паровозом,

       ( Карпова Юля )                        Ну, а я – Дедом Морозом!

                                                                 (Манухина Кристина)

      Продолжение работы, начатой на уроках поэзии, прослеживается и на уроках естественного цикла, экскурсиях, где происходит обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой. Дети, сначала просто и наивно, наблюдают за окружающим миром:

                              Смотрит Юля сквозь

                                            стекло:

                         На дворе уже темно.

                                                        ( Свинцицкая Юля)

                       Под собой, не чуя ног,

                       Скачет резвый паучок.

                       А большие пауки

                       Тихо спят и видят сны.

                                                         ( Сасин Михаил )

      Во втором классе ребёнок более отчётливо чувствует единую звуковую структуру, ярко выражает своё отношение к окружающему, стилистически более точно оформляет свои высказывания,  употребляет сравнения и олицетворения. На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в них своё настроение, свои представления об окружающем мире:

                            Воспоминания о лете.

Люблю я лето яркое,                С радостью отправимся

Люблю я лето жаркое,              В лес мы погулять.

Тёплое, душистое.                     Будет зайка прыгать там

Солнышко лучистое.                  Белочка – скакать.

Светит долгий день.                   Солнечные зайчики  

Загорать и плавать                     Улыбнутся вдруг.

Нам совсем не лень!                   Потому что лето -

                                                       Это лучший друг!

                                                                      ( Скоробач Стас )

                               Про школу.

                        Снова осень пришла,

                        И я в школу пошла,

                        И учиться я буду примерно!

                        Буду в класс я ходить,

                        И уроки учить,

                        И закончу с отличием, наверно!

                                                             ( Федина Лидия )

И, конечно же, возвращение к сказке:

                               Гномики.

                       В деревянном домике

                       Жили-были гномики.

                       Были они смелые,

                       И очень умелые.

                       Целый день плясали –

                       И скуки не знали!

                                                              ( Скоробач Стас )

      В третьем и четвёртом классах дети уже более осмысленно ориентируются в жанрах и стилях речи. Познакомившись в 3 классе с хокку, мы прониклись их необычностью и оригинальностью. Детям было интересно наблюдать, как с помощью нескольких строк поэт  говорит о целом мире. Мысли и чувства детей воплотились в цикл стихов – «Подражание хокку»:

                               Лебеди!

 Вы как белые облака, парящие в синем небе.

                  Люди, берегите их!

                                             

                    Раненый зверь

                    Страшнее врага...

             Не делай никому плохо!

                                               (Добрынина Алена)

                     Столетний дуб –

             И он прекрасен на первом снегу.

                                                (Свинцицкая Юля)

                      Яркое солнце

                На безоблачном небе-

                Уже поспел урожай!

                                                   (Сасин Михаил)

                      О, журавли!

            Куда летите стаей вы своей?

                    Далёк ваш путь.  

                                                    (Мазур Андрей)

      В заключение хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества младших школьников на основе моделирования.

Основная цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.  Обращение к моделированию о...

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)

Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую м...

Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. ...

Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)

Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, ...

Развитие речевого творчества младшего школьника при помощи дидактических игр и упражнений

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и учителей  при работе с детьми младшего школьного возраста....

Развитие речевого творчества младших школьников

В материале содержатся игры и упражнения по развитию речевого творчества младших школьников...