Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)
статья по русскому языку на тему
Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, поделиться успехами своих учеников. Думаю, это будут статьи - рамышления. о творчестве учителя, детей, о литературе и искусстве, о нашем родном языке и о многом другом...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_razvitii_rechevogo_tvorchestva_mladshikh_shkolnikov.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников
( из опыта работы учителя начальных классов Лаврищевой С. А.)
На протяжении многих лет своей работы в начальной школе, со студентами педагогического колледжа я стремилась особое внимание уделять развитию творческих способностей своих подопечных, а именно их литературных, речевых составляющих.
Мне самой со школьных лет близка эта тема, а учитель, как известно, прежде всего старается развить в учениках те дарования, которыми, возможно, и сам обладает. Моя учительница литературы – Вера Яковлевна Никитина, когда-то и меня «подтолкнула» к сочинительству, привила вкус к хорошей литературе, научила уважать слово. Я безмерно ей благодарна!
Не прошли даром и уроки Шалвы Александровича Амонашвили, с которым мне посчастливилось общаться на протяжении нескольких дней. Именно его слова были созвучны моим мыслям о том, что каждый ребёнок талантлив, а учитель должен постараться помочь малышу раскрыться, вдохновиться. А известно, что вдохновение может дать лишь тот, кто сам вдохновлён…Разве могла я оставаться равнодушной после встреч с такими Учителями?
И, наконец, практический толчок в профессиональной деятельности я получила, прочитав книгу В. А. Синицина « Путь к слову». В ней я нашла основы той системы, в которую с годами и смогла уложить свой накопленный , надеюсь, творческий опыт.
Слова великого К. Станиславского : « Чтобы понять, вначале нужно почувствовать» стали своего рода эпиграфом первой ступени работы. Практически на каждом уроке уже в период обучения грамоте нужно раскрывать загадки, тайны, возможности слов родного языка, формировать интерес , умение чувствовать слово, любить и уважать свой язык.
Оказывается, у слова есть свой характер, душа, значит, оно живое, очеловеченное! Приём работы со словом – « Магнит» и позволяет детям понять сущность слов: есть слова добрые ( +) и злые ( -), и притягиваются к этим словам другие слова, похожие на них по знаку. Так действует « магнитное поле» слов. Оно разное у каждого ребёнка, зависит от особенностей речевого развития, типа мышления, воображения, эмоциональности, опыта жизни, но это основной речевой строительный материал для составления, конструирования связного письменного текста. Попробовав раз, увидев интерес в глазах и мыслях детей, почувствовав первый успех – получились маленькие, но свои рассказы, отказаться от этой работы невозможно, не позволят сами дети! Остаётся только творить дальше… Так уже к окончанию периода обучения грамоте у детей может скапливаться их первая книга – « Литературное портфолио». В нём пока магнитные поля важных слов и маленькие тексты на основе этого материала. Это главное – первые шаги в чудесный мир великого литературного творчества. Дорога открыта, мы идём дальше, вдохновлённые первыми успехами.
Наряду с используемыми методическими приёмами нельзя забывать и самых простых классических способах приобщения детей к литературе: образцовом выразительном чтении учителя в классе ( стараюсь читать детям и на уроках, и на внеурочных занятиях, и в группе продлённого дня), обязательном домашнем чтении вместе со взрослыми, посещении библиотек, походы в театры нашего города на спектакли по тем произведениям, которые мы читали и обсуждали вместе. А ещё мы ведём « Читательский дневник класса»- сборник иллюстраций к прочитанным детьми книгам, дарим книги друг другу на день рождения и другие праздники, собираем классную библиотеку, участвуем в « Большой регате» - городском музейном конкурсе, где каждый музей предлагает спасти от забвения одну из книг – шедевров детской классической литературы. Я рада, что мои помыслы понимаются и поддерживаются родителями. Спасибо им за эту помощь!
Итак, мы вместе – дети, родители, книги, творчество и вдохновение! Но это лишь начало пути…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества младших школьников на основе моделирования.
Основная цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной формах. Обращение к моделированию о...
Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...
"Развитие исследовательских способностей младших школьников" (из опыта работы с одарёнными детьми)
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических ...
"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)
Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую м...
Развитие речевого творчества младшего школьника при помощи дидактических игр и упражнений
Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и учителей при работе с детьми младшего школьного возраста....
Развитие речевого творчества младших школьников
В материале содержатся игры и упражнения по развитию речевого творчества младших школьников...
Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать ...