Развитие речевого творчества младших школьников
картотека по русскому языку на тему

Зазерявская Ирина Викторовна

В материале содержатся игры и упражнения по развитию речевого творчества младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_tvorchestva_mladshih_shkolnikov.docx52.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4»

Дидактические материалы

« Развитие речевого творчества

младших школьников.

 Игры и упражнения»

Автор: Зазерявская Ирина Викторовна,

 учитель начальных классов

г. Кингисепп

Актуальность

В настоящее время абсолютной ценностью  личностно- ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  К сожалению, общепринятая школьная система   ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приёмов убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо,   чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с аппетитом возникшие потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. ( М. Р. Львов)

Под речевой творческой речевой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных. В процессе развития творческих способностей особое внимание следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремлённости, настойчивости в решении творческих задач.

Стимулом для творческой деятельности может послужить любой толчок «из вне» или проблемная ситуация, требующая нестандартного решения. Творчество младшего школьника, – считает И. П. Волков, – это создание им оригинального продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ребенка подход к решению (выполнению) задачи.

Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Речевое творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.).

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. В этом помогают игры, так же развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память.

Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия  содержат недостаточно материала  по речевой креативности, поэтому каждый учитель самостоятельно разрабатывает систему тренировочных упражнений. При создании творческих заданий учесть стартовый уровень речевой креативности детей.

Цель приведённых дидактических игр и упражнений:

 –помочь воспитать личность, способную отойти от стандарта и шаблона, повысить уровень     креативности речи младших школьников; привить интерес к литературному творчеству.

Задачи:

-через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;

-учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;

-создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки;

-развивать речь, логическое мышление, воображение, память.

Принципы:

  1. системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода;
  2. согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной;
  3. учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества.

В основе работы по развитию речевых способностей младших школьников лежат следующие методы:

Метод проблемной ситуации. Объясняется переходом от чисто философского к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.  Например: - Как козлятам спастись от волка?

Метод ассоциативной теории креативности. Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Например: придумать фантастический рассказ о валенке  и  пуговице.

Метод мозгового штурма. Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д. Например :Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?

Метод синектики (Аналогии ). Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика  основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.

Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым. Например: Вазу с цветами поставили в холодильник. Что при этом чувствуют цветы?

Метод Каталога. Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям. Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название. Предлагаемые вопросы: Жил-был кто?Где он жил?

Метод контрольных вопросов. Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на  которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме. Например: Дырявый шерстяной носок. Как по –  новому можно применить объект?

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.

1. Высокий уровень.        

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

Работа со словом

1.«Игра в переводчики» - учащимся даются слова только  в начальной форме. Их задача – изменяя окончания составить согласованный текст. Вспомнить, как изъясняются на русском языке иностранцы. Примерный текст: «Жил-был дружно два девочка. Одна звал Маша, другой звал Света. Света был три игрушка: зелёный кошка, красный мяч и маленький собака…»

2.Принцип «Словаря» Детям предлагается список существительных, обозначающих конкретные предметы или явления. Данным словам дать подробное определение.

-Представьте себя толковым словарём и дайте толкование слова так, чтобы остальные догадались о каком слове идёт речь.

Детям раздаются индивидуальные карточки со словами, которые им следует  разъяснить: пенал, сок, компьютер, лето, Новый год, бабушка, магазин …

5.Составление загадок из прилагательных (глаголов)

Лиса - дети перечисляют определения, свойственные характеристике лисы:

Носатая, хвостатая,

Очень вороватая,

Рыжая и злющая,

Красивая, хитрющая.

6.«Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

8. «Каждой букве свое место». В строчку записываются буквы, на каждую букву надо придумать слово так, чтобы получилось предложение. Например: Ж Б К О Л Н Д (Жил- был камушек, он лежал на дороге.)

10.«Наращивание». На первой строчке записывается одно слово, на второй – к нему добавляется второе слово, подходящее по смыслу, на третьей – третье и т.д.

Например: Синий

Синий автобус

Синий автобус едет

Синий автобус едет быстро.

Работа с предложением, текстом

1.«Ах, если бы…,ах, если бы…»  Используя метод исключений, детям предлагается решить изобретательные задачи.

«Если б не было зимы…» коллективно дети рассуждают хорошо это или плохо. Рассматривают ситуацию «Вдруг после осени опять настало лето…»

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

– из крана полилась газировка; 
– из тучи вместо дождя стал падать изюм;
– люди придумали таблетку от сна.

2.Составление рассказа по готовой концовке   Детям зачитывается отрывок окончания рассказа, по которому им предлагается составить начало.

…Возвращались Великан и Лилипут из Царства Страха  уже друзьям. Ярко светило ласковое солнышко, ветер приятно развивал  им волосы. И всё им теперь было ни по чём! Лилипут сидел в кармане пиджака Великана, зорко обсматривая окрестности. Больше ему нечего бояться, ведь у него есть такой друг! И от этого чувства на душе  становилось спокойно и радостно.

4. Сочинение - большая выдумка Предложите учащимся «оживить» неодушевлённые предметы. Дети с высоким уровнем креативности – сами выбирают предмет для одушевления, а для остальных – предлагает учитель:«Что рассказало мне Старое Кресло?»«О чём задумалась Классная Доска 25 мая?»

5.«Переселение душ»

Пересказ от имени второстепенного героя или животного. Примером может послужить произведение А. Куприна «Сапсан», рассказчиком выступает собака Сапсан. После этого дети рассказывают о своих домашних животных, вспоминают забавные случаи из их жизни. Учитель задаёт ученикам вопрос:

 О чём могло бы рассказать животное человеку? Напишите. Оформите работу в виде письма животного к человеку или обращения к людям братьев меньших.

6.Пересказ от имени второстепенного героя. Эффект замочной скважины.

-Вы оказались свидетелем странного происшествия. Расскажите. Как было дело.

-Из соседней комнаты доносились странные нечеловеческие вопли…

7. «Что важней ?»

Занятие проводится в форме диспута. Когда дети рассядутся на привычную им «Свечку», учитель задаёт вопрос: Что важней: быть умным или богатым ?(Диспут)

Использование малых жанров

1. «Загадка, загадка, открой свою тайну…»

Составление загадок (прозаическая форма, основанная на объяснении смысловой характеристики слова.) Перед началом составления загадок учитель рассказывает о появлении загадок в литературном творчестве. Для этого используйте дополнительный  материал М. Ю. Новицкой «Введение в Народоведение».

Основные признаки загадки:

-предмет не называется;

-обычно называется другой, похожий на него предмет;

-показываются основные признаки;

-рифма; ( если загадка в стихотворной форме)

2.Каталог.  Детям дается пословица, они должны подобрать сказки или стихи ( по желанию), в которых реализуется смысл пословицы. Например: «У страха глаза велики».

3.Ярмарка (сюжетно-ролевая игра). Дети готовят набор поговорок, чистоговорок, скороговорок, которые можно «продать», правильно их произнося или  «купить», повторив скороговорку «продавца».

Работа со сказкой

1.Составление сказок по аналогии

За основу берётся знакомая ученикам сказка. Новая - создаётся по похожему сюжету:

«Репка» - Кто- то что-то посадил и что из этого получилось?- дети, составляют алгоритм своей сказки и пересказывают её.

К «Теремку» ( «Теремок насекомых»; «Теремок морских жителей» и т. д.)

2. Коллективное составление сказочной истории

Представьте, козлята превратились из глупых и доверчивых в находчивых и смелых . Как могли бы они перехитрить злого волка? Методом «Мозгового штурма» дети предлагают свои идеи. Если они затрудняются, учитель должен направить их в нужное русло.

Например: - Чем козлята могут защищаться? (окружить волка и наставить на него рожки).Записать голос медведя на магнитофон и включить в тот момент, когда волк подойдёт к двери. Установить на входную дверь «глазок»

3 Винегрет сказок. Школьникам предлагается составить и рассказать сказку, используя сказочные слова и выражения о волке, который встретил Красную Шапочку.

4. «Смена караула». Составить сказку, в которой добрые герои стали бы злыми, а злые – добрыми. Например: Красная Шапочка была кровожадной, а Волк – больной и несчастный.

5. Решение сказочных задач.

-Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

-Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

Работа со словарем 

(в качестве словаря выступает общая тетрадь):

1.Начало оформления «Словаря Поэта».

Подбор рифмы к часто употребительным словам. Дети заносят их в созданный «Словарь». Работа по заполнению словаря строится самостоятельно. Учащиеся сами по мере возникновения идеи записывают рифмы в свои блокнотики. Работа со «Словарём поэта» продолжается во 2-4 классах.

 Слон - он; батон; миллион; магнитофон; лимон; вон.

Точка – бочка; дочка; ночка; кочка; сорочка; сыночка…

Смеётся – клюётся; дерётся; зовётся…

2.«Словарь настроений» Самостоятельно ученики записывают в свои творческие тетради слова, определяющие различные настроения человека: + и – окраска. (наречия).Проведите соревнование «Кто больше» подберёт наречий.

3.Используя «Словарь настроений» описать

А) своё настроение;

Б) на примере литературного произведения  описать настроение главного героя;

В) настроение искусственно одушевлённых предметов, наделённых человеческими качествами;

-Яблоко, которое любило мечтать;

- Ручка, у которой был скрипучий характер.

4.Словарь сказочника. Используя этот словарик, дети сочиняют сказку с нехарактерными героями (капелька дождя, входная дверь).

5.Словарь антропонимов (собственных имен существительных в виде прозвищ, кличек, псевдонимов)

6.Словарь забытых слов. Например: «Родом из СССР»: патифон, галифе, нарком.

Работа над рифмой

1.Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме) На доске записаны пары рифмованных слов, к которым учащиеся подбирают сообща  незатейливый  текст.

________сидели                                   _________человечки

_______ _запели                                   __________на печке

2. Работа  над созданием лимерик Поэзия перевёртышей. Лимерики – стихотворение ни о чём, состоящее из 5 строк, где рифмуются 1-2-5; 3-4. Такие стишки полные бессмыслицы и несоответствия.

 На еловой, на макушке                              

Расхихикались старушки.

Они конфеты кушали

И ни кого не слушали.

Так и скачут на макушке

Те весёлые старушки.

3. Составление тематических стихотворений  Детям самим предлагается выбрать тематику будущего поэтического творения. Обычно они предпочитают темы: 1сентября; времена года; каникулы; Новый Год; день рождения; любимые игрушки. Свои работы дети пишут в творческие блокноты.

Работа с личным дневником

Личный дневник является прекрасным упражнением в изложении мыслей, а для учителя лучшим источником знакомства с умственными запросами учащихся.Личный дневник может оказать большое влияние на развитие ученика. Во-первых, в личном дневнике можно быть предельно искренним, но ведение дневника не стоит превращать в обязательное занятие. Во-вторых, перечитывание дневника имеет почти такое же большое значение, как и запись. И наконец, ведение личного дневника имеет определенную ценность для развития речи учащихся, так как отдельная дневниковая запись является полноценным текстом и, для того, чтобы создать ее, учащийся должен владеть умениями связной речи. Возможные темы, требующие оформления в дневнике:

  1. «Когда мне было страшно?»
  2. «Письмо своей будущей дочери.»
  3. «Моя любимая сказка.»
  4. «Поразившая меня картина мира.»

Творческие проекты

 «Можно ли определить возраст у загадки», «Недаром слово молвится?!», «Энциклопедия одного слова» (коллективный)

Работая по данной системе в течение четырех лет, можно добиться хороших результатов ,каждый ребенок к переходу в среднее звено школы:

  • Не боится высказывать свои смелые идеи.
  • Легко вступает в обсуждаемую тему     разговора.
  • Свободно выражает свои мысли как устно и письменно.
  • Приводит веские аргументы к своим суждениям.
  • Имеет богатый словарный запас.
  • Коммуникабелен.
  • Мыслит нешаблонно.
  • Уверен в себе, психологически    ориентирован на  успешность любой деятельности.
  • Имеет адекватную самооценку.

Закончить хочется словами великого педагога, литературного творца Л. Толстого, что творчество не является уделом избранных. Оно является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником  детского развития. Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на  обычных нормальных детях!

Литература:

  1. Антонова Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики» Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль «Академия развития»,1997
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие для студ. Высших учебных  заведений.  – М.: Издательский центр Академия, 2002, -320 с.  
  3. Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
  4. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред.  спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  5. Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с.
  6. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
  7. Новицкая М. Ю Введение в народоведение. Родная земля. Книга для учителя 1-2 классы.-  М.: «Дрофа», 2001
  8. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, «Гринго», 1995
  9. Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления младших школьников средствами работы с малыми литературными формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997.
  10. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. -  Ярославль: Академия развития. – 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Развитие речевого творчества младших школьников на основе моделирования.

Основная цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.  Обращение к моделированию о...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...

Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)

Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, ...

Развитие речевого творчества младшего школьника при помощи дидактических игр и упражнений

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и учителей  при работе с детьми младшего школьного возраста....

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...