Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
материал по русскому языку по теме

Свердлова Елена Витальевна

 

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся я определила для себя:     

1. Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества.

2. Создание на уроках условий для формирования речевой деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач, решение которых стимулирует речевую деятельность.                                                    

Эти методические приемы позволяют учителю добиться развития речевой деятельности, приучают детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, делать выводы, рождают у школьников веру в себя. Наш опыт показывает, что планомерная и последовательная работа обеспечивает решение указанных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov_.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                                           

           Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

 

                                                                                                         

                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                            Подготовила  

                                                                                                           Свердлова Е.В.

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

            Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое.  Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

 Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся я определила для себя :      1. Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества.

2. Создание на уроках условий для формирования речевой деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач, решение которых стимулирует речевую деятельность.                                                                                                                                                                    

Основа урока – РЕЧЬ ученика: РЕЧЬ-рассуждение, РЕЧЬ – откровение, РЕЧЬ-удивление, РЕЧЬ-восторг…

Все известные разнообразные педагогические методы и приемы работы были включены  в комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование речевой деятельности учащихся.  Все задания комплекса были разбиты на 4 группы в соответствии с четырьмя уровнями работы по формированию речевой деятельности.  Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе:

1. Лексический уровень (словарная работа).  Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Поэтому стараюсь сделать процесс запоминания словарных слов интересным и неповторимым. Активизирую работу учащихся, предлагая им следующие этапы работы:

1.  Предъявление слова.                                                                                                                    Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью  загадки, кроссворда,  картинки.

2.  Лексическое значение слова.                                                                                            Выясняется  смысл слова, существенные признаки с помощью  наводящих  вопросов.

3.    Орфография.                                                                                                                                  Буква в слове - это символ, который ничего для детей не значит, поэтому и никак не запоминается.  Но с процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения.                                                     Поэтому в работе над словарными словами часто используются стихи, например:
Петуха назвали " Петя " –
Петь он любит на рассвете.
                                                                    А медведь, наоборот, 
                                                                    Петь не любит, любит мед
.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам.  Приём заключается в том, чтобы букву выделить или превратить в предмет, связанный со смыслом слова

 Приём «создание свободной ассоциации» помогает учащимся лучше запоминать правописание словарных слов. Ценность - наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словами, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову.

 Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н. Лысенковой. Задания здесь направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: «учебные вещи», «Россия», «на реке», «птицы» и т.д.

     Каждый блок вывешивается на неделю в классе. Работа проводится по следующему плану:

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю).

Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).

Среда. Составление словосочетаний с данными словами. ЧетвергСоставление предложений с данными словами.  (выбор лучших предложений).

Пятница. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам. Словарный диктант.

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами.          Слайд

      Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм.

     Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам.

Например, «дом- пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д.   

Хитрый след плести, стараясь, по сугробам прыгал ...

                                                                                                              (заяц).

Я в любую непогоду уважаю очень воду –

Я от грязи берегусь - чистоплотный серый. . .

                                                                                         (гусь)

Если всё ты будешь знать, то получишь в школе . . . (пять)

Для обогащения словарного запаса детей все я часто использую в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.                                                                                             К пословицам могут быть даны следующие задания:  

1. Что объединяет данные пословицы?

  1. От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  2.  Совесть без зубов, а грызет.
  3. Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела.
  4. Без совести и при большом уме не проживешь.

2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.

3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы.                                  

Как поступил бы ты?

2. Грамматический уровень.                                                                                   

На  этом  уровне  работы  на  первое  место выдвигается механизм построения синтаксических  конструкций:  словосочетания и  предложения.  Это  достигается   упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

(Прочитать по слайду)

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

2. Письменные ответы на вопросы.                                                                      

3. Выборочное выписывание из текста по заданию.

3.  Уровень  текста.  Текст  обладает  единством   темы   и   замысла,    определённой    внутренней    структурой  и логическими связями.  Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения.

1. Составление связного текста из данных предложений.

2. Составление связного текста из неполных предложений.

3. Составление связного текста по вопросам.

4. Произносительный уровень.

Произносительная  работа планируется по направлениям: техника, интонация и проводится на уроках чтения.

Первым  направлением  является  работа  над  техникой  речи, которая понимается, как результат  правильного  дыхания, чёткой дикции. Для этого проводится  артикуляционная гимнастика по мере необходимости.  Правильное дыхание  тоже очень важно для развития речи, так дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Во время разминки проводятся различные игровые ситуации на основе дыхательных упражнений.  

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.   Методику скороговорения использую на уроках чтения для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, а также выразительного чтения.  

Использую следующие формы работы со скороговоркой.

Обыгрывание скороговорок:

- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивлённо, озабоченно)

- проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями (например, хлопками, взмахами руки).

     Можно устроить «Скороговорный круг». Для этого по кругу передаётся какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого ребёнка своя).

     Поиграйте в игру «Скороговорная лента». На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или верёвочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернёт ленту и при этом правильно произнесёт скороговорку.

Также на уроках чтения осуществляю работу по развитию воображения и речи детей посредством словесного рисования.

 Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу.

 Эти умения стараюсь развивать целенаправленно и в системе, используя три группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия применяю такие задания:

  1. Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
  2. Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.
  3. Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

  1. Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.
  2. Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?
  3. Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.
  4. Какие строки стихотворения подходят к этой иллюстрации?

Третья группа упражнений – на выражение личностного отношения:

  1. Какие настроения автора вы почувствовали?
  2. Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
  3. Расскажите о своей воображаемой картине.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли  начинаю с пересказа, услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее  учу детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развиваю у детей фантазию, творческое мышление, включаю в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.  После того как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного,  учу их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.

     Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы.   Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

     У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них. Буду рада, если приведенные мною формы работы вы добавите в эту копилку и будете использовать в дальнейшей своей работе. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Развитие речевой деятельности младших школьников.

Одно из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по ра...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать ...

Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников.

В данном материале доступна информации по различным видам речевой деятельности младших школьников....