Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"
статья

Минина Нина Алексеевна

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать развитию развития речи младших школьников и развитию их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы).

Родной язык – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний, с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается.

Великий педагог К.Д. Ушинский отмечает огромнейшее познавательное значение родного языка. Родное слово объясняет ребенку «природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» (Ушинский К.Д., т. 2, с. 558).

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Развитие речи является одной из основных задач при обучении детей языку. Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием.

Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Повысить уровень речевой культуры детей возможно при систематической работе по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей

Каждый речемыслительный процесс есть разрешение проблемной ситуации, т.е. акт творческий. Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

В этой работе представлены некоторые формы и виды работ на уроках развития речи, которые будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся с синонимами и антонимами. Эта работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений.

Синонимы выполняют функций уточнения, замещения и экспрессивно-стилистическую. Говорящий получает возможность выбрать более удачное и точное слово, соответствующее предмету речи, стилю и выразить самые тонкие оттенки мысли.

В работе над синонимами можно использовать следующие упражнения:

1. Объясните значение слов. Что общего в их значении?
Старый, ветхий, дряхлый

2. Соедини слова в пары близкие по смыслу:
метель       холм
горка         вьюга

3. Устрани повтор, заменив выделенное прилагательное близким по значению словом.

В школу приехал известный писатель. Его книги широко известны
читателям.

4. Прочитай слова первого столбика. Что они обозначают? Подбери к ним   наиболее подходящее слово из второго столбика. Запиши получившиеся словосочетания.

шагает                  лошадёнка
бредёт                   спортсмен
плетётся               старушка

5. Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить.

Пунцовый, кумачовый (флаг, мак)
Багряная, алая (листва, роза)
Горячая, знойная (погода, вода)

Для отработки правильного употребления синонимов в речи большое значение имеют упражнения по редактированию текста. Материалом для этого могут служить изложения и сочинения детей.

Антонимы употребляются в художественной речи, как выразительное средство создания контраста. Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо включать в уроки следующие виды заданий.

  1. Закончи начатые предложения с помощью слов – антонимов.

Петя поднимается в гору, а Коля…

У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли…

Петя большой, а Коля…

У Пети темные волосы, а у Коли…

 

  2. Группировка антонимов по парам.

Детям предлагается список слов, которые могут образовывать антонимические пары.

Выписать пары слов с противоположным значением.

 

Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться, широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада.

  1. Замена антонимов в предложении.

Даны предложения:

Пустой колос легок, он стоит прямо.

Зимой рано смеркается.

Заяц быстро бегает.

Перестроенные предложения:

Полный колос тяжел, он к земле клонится.

Зимой поздно рассветает.

Черепаха медленно ходит.

Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами и синонимами могут служить словари антонимов и синонимов.

В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.

Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в частности преподавателя.

Игра “По секрету всему свету”

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.

Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.

Работа со словом

Игра “Пойми меня”

Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)

 Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Работа над словосочетанием и предложением

“Словесный ручеёк”

Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.

Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

“Угадай-ка”, “Доска объявлений”

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.

Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

“Рифмовальщик”

По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.

Такая работа очень нравится детям. Творческая работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи младших школьников

Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности младших школьников.

Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,

“Размышление классной доски 1 сентября”

«История животного от первого лица»

Придумать другой конец известной сказки, например, “Колобок”, по своему желанию.

Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.

Такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.

Работа над устной научной речью

Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.

Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают учителю.

Такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.

Таким образом, в процессе работы по организации творческой деятельности на уроках развития речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы. Уроки развития речи являются базой для развития речевой деятельности учащихся. Целенаправленная подготовка к уроку, правильная постановка целей, продуманность в подборе материала, создание условий для творчества детей ведут к развитию речи, обогащению словарного запаса, умению ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово. Такие уроки должны предполагать взаимное творчество детей и учителя.

 

Список использованных источников 

1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) / Серия «Книга для учителя» / - Ростов-н/Д: Феникс,

2. Богуславская Н.Е., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991г.

3. Бобровская Т.В. «Активизация словаря младших школьников», 2003

4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I. Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка – Пресс, 1994.

6. О.Е.Жиренко, “Учим русский с увлечением”, Москва,.2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)

Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, ...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы

Статья подготовлена для регионального семинара Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми 27.10.2017г. "Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного в...

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...