Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы
статья на тему

Афентьева Ольга Александровна

Статья подготовлена для регионального семинара Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми 27.10.2017г. "Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного возраста на основе социокультурной деятельности". В статье представлены размышления автора о путях формирования у младших школьников личного опыта социально-значимых действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afenteva_sotsiokulturnaya_deyatelnost_uchitelya.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

П

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области

140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7

тел./факс  8 (495) 556-89-46

E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru

   Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы

Афентьева Ольга Александровна,

МОУ школа  №13 с УИОП, г. Жуковский, учитель начальных классов, школьный координатор по работе с одаренными детьми

для регионального семинара «Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного возраста на основе социокультурной деятельности»  г.Москва  27.10.2017г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Получив приглашение принять участие в сегодняшней встрече, я задалась вопросом «О чем будет разговор?». Ответила так:  «О жизни,  ее реалиях и перспективах; о нас и о тех, кого мы называем «наше будущее», т.е о наших детях.

Недавно г. Сочи гостеприимно принял участников Всемирного фестиваля Молодежи и студентов. На этой встрече самая активная часть населения планеты говорила о том, что в современной социокультурной ситуации востребован особый тип личности – свободной, ответственной, с активной жизненной позицией, с рефлексивным сознанием, способной к саморазвитию.

В то же время уважаемые гости фестиваля – представители науки, культуры, образования громко заявляли о том, что современное молодое поколение дезориентировано в мире общечеловеческих ценностей, страдает беднотой проявлений эмоционально-оценочного отношения к действительности.

Современные социологические и культурологические исследования тоже подтверждают «метаморфозы», происходящие сегодня в сознании молодежи – социальный пессимизм, утрата внутренних поведенческих ориентиров, нарастание агрессивности.

Ежедневно мы видим эти картинки из жизни:

- оценка окружающих часто зависит сегодня не от того, что мы умеем, а от того, что имеем;

- с экранов телевизоров настойчиво пропагандируется идея соответствия рекламным эталонам (эта  машина - для успешных, этот шампунь для настоящих мужчин);

- любимым занятием мам и пап в выходные становится занятие «делать покупки в магазине».

Педагогическая общественность обеспокоена:

Как защитить ребенка от негативного влияния СМИ?

Что делать с безнравственностью многих взрослых?

Почему мы оказались в ситуации, что учим и воспитываем как надо, а получаем совсем не то, чему учим?

Педагогическое сообщество сегодня пытается преодолеть эти негативные тенденции, внедряя в современную школу различные социокультурные практики, одной из которых является организация учителем культурно-досуговой деятельности школьников.

Педагоги-исследователи, работающие в этом направлении, убеждены, что это может явиться дополнительным условием для вхождения ребенка в контекст современной культуры и свободы самоопределения подрастающей личности.

Я сегодня предстаю перед Вами как школьный координатор работы с одаренными детьми и как учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса.

Хочу отметить, что мой личный опыт работы по организации социокультурной и досуговой деятельности школьников начался с детьми, имеющими сложности в обучении, ограничения по здоровью и поведенческие особенности.

Вспомнив слова В.П. Кащенко, одного из основоположников коррекционной педагогики, я стала искать «те стороны личности, те возможности  среды», на которые можно опереться в образовательно-воспитательном процессе.

Много раз я спрашивала себя:

«Разве я учу грубости?» - а вижу грубость;

«Разве я прививаю равнодушие?» - а вижу равнодушие;

«Разве я не воспитываю собственным примером?».

Долго не находила ответа на вопрос «Почему мои ученики, имея представления и конкретные знания о нормах, ценностях и правилах поведения, не применяют их в жизни? (Уступить место старшим – по напоминанию, бросить мусор мимо урны – и пройти мимо, присвоить себе найденную вещь – и даже не предпринять попыток вернуть ее хозяину…)

Я понимала, что какая-то сила пересиливает меня.  

Ответ подсказали сами ребята. Однажды одиннадцатиклассники задали мне вопрос «Как Вы считаете, должен ли ученик видеть в учителе литературы человека? А то все мнения  критиков – одного, другого».

Не задумываясь ответила им, что по- моему мнению Человека воспитывает Человек. Личность воспитывает Личность.

А потом захотелось рассказать им о своем путешествии на о.Сахалин. И каково было удивление моих учеников, когда они узнали, что я умею кататься на велосипеде и проехала в велопутешествии 800 км. А дальше состоялся наш велопоход: я и ребята.

А потом были увлекательные экскурсии, яркие праздники и подготов ка к ним, традиционные встречи лектория «Родители – детям», цикл занятий из серии «Старшеклассники – малышам», показы кукольных спектаклей в детских садах микрорайона, посещения Центра реабилитации лиц пожилого возраста, сезонные уборки в городском парке, участие в социальных акциях и многое другое. То, что мои малыши будут бережно хранить в своем сердце. Ведь это не просто знания, которыми они овладели. Это личный эмоциональный опыт, это личностное отношение к миру вокруг тебя, это то, что сделано и прожито вместе. Это то, что делает человека человеком.

Ну а ко мне, наконец, пришло понимание, что в деле воспитания подрастающего человека все идет по порядку. Всему свое время.  Не нужно форсировать результаты! И прежде чем ждать от ребенка конкретного социально-значимого действия (поздравить ветерана, перевести старушку через дорогу, помочь подняться упавшему старику…) с ребенком нужно проделать огромный путь от приобретения социально-значимых знаний через развитие социально-значимых ценностных отношений к накоплению собственного индивидуального опыта социально-значимых действий.

Пусть сама жизнь учит ребенка жить! Пусть жизнь научит его быть Человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...

Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать ...

Образовательный потенциал социокультурной деятельности младших школьников. Из опыта организации волонтерской работы учителя Афентьевой О.А.

В статье описаны важность и значение участия младших школьников в социокультурной деятельности...