Образовательный потенциал социокультурной деятельности младших школьников. Из опыта организации волонтерской работы учителя Афентьевой О.А.
статья

Афентьева Ольга Александровна

В статье описаны важность и значение участия младших школьников в социокультурной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

П

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области

140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7

тел./факс  8 (495) 556-89-46

E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru

   Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта организации волонтерской работы

Афентьева Ольга Александровна,

МОУ школа  №13 с УИОП, г. Жуковский, учитель начальных классов,

школьный координатор по работе с одаренными детьми

 г.Жуковский,  26.08.2019г.

Получив приглашение принять участие в сегодняшней встрече, я утвердилась во мнении, что разговор пойдет не только о школе, скорее о жизни,  ее реалиях и перспективах; о нас и о тех, кого принято называть «наше будущее», т.е о наших детях.

Педагогическое сообщество сегодня пытается активно внедрять в современную школу различные социокультурные практики, одной из которых является организация учителем социально-значимой  деятельности младших школьников.

В 2017г.  город Сочи гостеприимно принял участников Всемирного фестиваля Молодежи и студентов. На этой встрече самая активная часть населения планеты говорила о том, что  современному обществу необходим особый тип личности – свободной, ответственной, с активной жизненной позицией, с рефлексивным сознанием, способной к саморазвитию.

2018г. в России был объявлен Годом Волонтера.

Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.

Педагоги-исследователи, работающие в этом направлении, убеждены, что волонтерские практики могут явиться дополнительным условием для вхождения ребенка в контекст современной культуры и самоопределения подрастающей личности.

На сегодняшний день я - школьный координатор работы с одаренными детьми,  учитель начальных классов, классный руководитель 2 класса.

Хочу отметить, что мой личный опыт работы по организации социокультурной деятельности школьников начался более 10 лет назад, с детьми, имеющими трудности в обучении, ограничения по здоровью и поведенческие особенности и как следствие, невысокий процент качества знаний.

Вспомнив тогда слова В.П. Кащенко, одного из основоположников коррекционной педагогики, я стала искать «те стороны личности, те возможности  среды», на которые можно было опереться в образовательно-воспитательном процессе.

Много раз я спрашивала себя:

«Разве я учу грубости?» - а вижу грубость;

«Разве я прививаю равнодушие?» - а вижу равнодушие;

«Разве я не воспитываю собственным примером?».

Долго не находила ответа на вопрос «Почему мои ученики, имея представления и конкретные знания о нормах, ценностях и правилах поведения, не применяют их в жизни? (Уступить место старшим – по напоминанию, бросить мусор мимо урны – и пройти мимо, как в порядке вещей;  присвоить себе найденную вещь – и даже не предпринять попыток вернуть ее хозяину…)

Ответ подсказали сами ребята. Однажды одиннадцатиклассники задали мне вопрос «Как Вы считаете, нужно ли видеть ученику человека в своем учителе, насколько это важно?

Не задумываясь ответила им, что, по- моему, Человека воспитывает Человек. Личность воспитывает Личность.

Никогда не стеснялась быть в глазах своих учеников просто человеком со своими взглядами и убеждениями, сильными и слабыми сторонами, пристрастиями и увлечениями. Не забуду глаза своих третьеклассников, когда я рассказала им о своем путешествии на о.Сахалин. И каково было удивление моих учеников, когда они узнали, что я умею кататься на велосипеде и проехала в велопутешествии 1000 км за 2 недели. А дальше состоялся наш первый велопоход с ребятами.

А потом были увлекательные экскурсии, яркие праздники и подготовка к ним, показы кукольных спектаклей в детских садах микрорайона, сезонные уборки в городском парке, цикл регулярных занятий из серии «Старшеклассники – малышам»,  традиционные встречи лектория «Родители – детям», волонтерские посещения Раменского  Центра реабилитации лиц пожилого возраста. Было то, что мои малыши будут бережно хранить в своем сердце. Ведь это не просто знания, которыми они овладели. Это личный эмоциональный опыт, это личностное отношение к миру вокруг тебя; это то, что сделано и прожито вместе. Это то, что делает человека человеком.

Ну а ко мне, наконец, пришло понимание, что в деле воспитания подрастающего человека все идет по порядку. Всему свое время.  Не нужно форсировать результаты! И прежде чем ждать от ребенка конкретного социально-значимого действия (поздравить ветерана, перевести старушку через дорогу, помочь подняться упавшему однокласснику…) с ребенком нужно проделать огромный путь от приобретения социально-значимых знаний через развитие личностных ценностных отношений к накоплению собственного индивидуального опыта социально-значимых действий.

Пусть сама жизнь учит ребенка жить! Пусть сама жизнь учит его быть Человеком!