Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
статья по русскому языку на тему

Евстифеева Наталья Владимировна

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

МОУ Базинская ООШ

«Социокультурный центр»

                                   Выполнила

                                             учитель начальных классов

1 квалификационной категории

                                Евстифеева Наталья    Владимировна 

Р.п. Бутурлино

Нижегородской области, 2011 г.

        Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речи.

 Актуальность речевого  развития   младших   школьников  подтверждается и государственными документами. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения,  в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано в первой строке развитие   речи, мышления, воображения  школьников. Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка -  один из показателей общего развития его личности.           Вот и я, работая по данной теме, систематизируя и обобщая свой опыт, я пыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок сказал свое слово? Как создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?

Я работаю в начальных классах  10  лет и тема «Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением эффективности речевой деятельности учащихся. 

         Изучая тему речевой деятельности младших школьников и обобщая свой опыт, я опиралась на работы таких исследователей и методистов, как

Соловейчик М.С., Бондаренко А.А., Львов М.Р., Ладыженской Т.А. и др.

         Практически все изученные мною авторы пособий выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.

  1. Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности  артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому я всегда в начале урока использую дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата.     Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки.   Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:

- прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко

- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно

- Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.

  1. Лексический уровень

Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса.  Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие

                                      Упражнения и задания:

1)      Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …)

2)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

3)   Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

 4)  «Что бывает?»      ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  )

5) «Узнавание»      ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец - …)

7)     «Сравни» 

a.      по вкусу – лимон и мед

b.     по цвету – грушу и сливу

c.      по высоте – куст и дерево

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

3.Грамматический уровень 

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.

         1) «Найди ошибку»:

         * Зимой в саду расцвели яблони.

         * В полу лежит красивый ковер

 2) Составление предложений по разным моделям :

         * Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

 3) Изменение порядка слов.

         * На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

   4) Распространение предложения

          Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью.

4. Работа над связной речью  

         Для этого необходимо учить:

- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);

- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;

- строить логически обоснованное высказывание.

         При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у  него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

         Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра,  непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.

   1) «Если бы…»

       «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

 2) Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

3). «Цветные рассказы»

         Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.

         Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»

         Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.

         Рассказ может быть таким:  * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка.

4).    «Ролевые диалоги»

 - придумать разговор сказочных персонажей по телефону;

5.     Формирование умений воспринимать высказывания

На  всех четырех уровнях развития речевой деятельности я представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.

Это необходимо для того, чтобы:

- развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;

- полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.

Этого я добиваюсь с помощью следующих несложных упражнений:

1.      Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:

1)     повторение вопроса

2)     хоровое повторение вывода

3)     чередование индивидуальных ответов с хоровыми.

             

2.      Для развития слуховой памяти..

1)     Выделение  голосом главного

2)     Проговаривание хором

3)     Построение ответа на основе слов вопроса

               

 Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

- исправление недочетов произношения, постановки ударения;

- анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;

- помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;

  1. Основные методы и приемы работы.

Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано с речевой деятельностью. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому очень широко на уроках я использую пальчиковую гимнастику. 

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Следующий прием, который используют многие учителя - дидактическая игра. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Чтобы заставить ребенка говорить, учитель намеренно ставит обучающегося в такие условия, в которых он не может не проявить активности (игра, проблемные ситуации, решение познавательных задач и др.), либо учитывает личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.  Игр со словами мы знаем великое множество:

1)"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает?»

Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
- Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.

- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Для меня является обязательным  введение новых слов на уроке: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого подбираем специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:

  1. Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.
  2. Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;
  3. Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.

Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Это задание для более сильных учеников, владеющих достаточным словарным запасом, очень полезно для активизации словарного запаса детей. Но, как показывает практика, через определенное время все учащиеся овладевают технологией его создания и очень любят выполнять это задание.

Царь

Умный, необычный,

Правил, учил, учился,

Основал новую столицу.

Император!

                                                   «Составление кластера» 
Этим приемом я пользуюсь давно и часто, так как он всегда результативен. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать мыслительные процессы наглядными. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану. Учитывая то, что письменная речь ребенка беднее, чем устная, при регулярном использовании такого приема эта разница пропадает.

Основные формы работы.

На уроках я использую индивидуальную, фронтальную, самостоятельную формы работы. Но особенно эффективной я считаю групповую форму работы.        Роль и место групповой работы.

Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Но иногда ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Особенно часто при групповой форме работы я использую ролевую игру. Роли распределяются между участниками группы . Ролевая игра, как никакое другое упражнение, способствует вовлечению учащихся в учебную деятельность. Разумеется, роли могут быть различны по объему. Но даже если по роли участнику необходимо сказать 2-3 реплики, это не означает, что все остальное время он бездействует, он должен постоянно перерабатывать информацию, поступающую к нему от других участников игры, понимать и оценивать ее, чтобы своевременно и адекватно выступить в своей роли. С другой стороны, преимущество ролевой игры заключается еще в том, что «спрятавшись» за роль, застенчивому человеку легче говорить: он говорит не от своего имени и действует в рамках, предписанных ролью. Отсюда - одно из достоинств ролевой игры: благодаря условности игровой ситуации снижается психологическая напряженность участников игры, повышается их контактность.

Интегрированные уроки и ИКТ

Считаю, что процесс развития речи  младших школьников нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-то учебного предмета (например, чтения или русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат. В моей практике проведение интегрированных уроков, занимает одно из ведущих мест.

Еще Я. А. Коменский говорил: «Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены».  Как раз этому способствуют и межпредметные связи в обучении школьников. Наблюдения за реакциями учащихся на различных уроках показывают, дети  проявляют интерес тогда, когда ученики в связи с новым материалом вспоминают что-либо, уже известное им из прошлого опыта. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: 

  1. способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  2. в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
  3. позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;

Результаты, которых мы стремимся достичь при проведении интегрированных уроков в начальной школе, как раз соответствуют требованиям Федеральных образовательных стандартов второго поколения: происходит присвоение учеником нового социального опыта путем самостоятельного усвоения новых знаний на основе уже имеющихся.Т.е. мы учим не только запоминать, а использовать свой опыт на практике, а значит происходит формирование универсальных учебных действий.

Интегрированию учебных предметов помогает использование на уроках ИКТ.

Большую роль для эффективной работы по формированию речевой деятельности играет и то, что мой учебный кабинет оснащен мультимедиапроекторм и компьютером, что позволяет в полной мере использовать информационные технологии. Всем известно, что речь возникает из потребности высказаться, а значит мы должны создать такие условия, чтобы у ребенка появилось желание поделиться своими мыслями и чувствами. Как я это делаю? Я опираюсь на слова К.Д. Ушинского, который писал: “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо…” Для этого на уроках развития речи я демонстрирую произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения. Например, при написании сочинения на тему «Зима» дети знакомятся с репродукциями картин В.Серова «Зима в Абрамцево», И. Левитана «Занесённые снегом парк», И.И.Шишкина «Зима»; а также прослушивают аудиозапись музыки П.И.Чайковского
«Времена года»; читается стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою».
 Использование  ИКТ  даёт возможность сделать занятия по  развитию   речи  учащихся более содержательными, насыщенными, разнообразными,  интересными. Компьютерные презентации, Интернет-ресурсы я часто использую  на   уроках  русского языка, посвящённых различного вида описаниям (картины, места, скульптуры, человека, животного, внутреннего состояния и т.п.). Кроме того, можно продемонстрировать  фрагменты из фильмов, мультфильмов, а ребятам предлагается внимательно послушать  речь  героев и исправить ошибки. 

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Образовательные технологии.

Кроме информационных технологий, которые я использую на уроках, часто на уроках речевого развития и диалоговая технология. Данная технология способствует формированию культуры речи, развитию дискуссионных навыков, демократических убеждений. Учитель побуждает учащихся к самостоятельному высказыванию, предлагает разнообразные проблемы для обсуждений, учит ребят отстаивать своё мнение и делать выводы. Школьники учатся выражать свои мысли, отношение к событиям, обосновывают и отстаивают свою точку зрения. Главное, создать на уроке благоприятную психологическую атмосферу для того, чтобы учащиеся не боялись делать ошибки и свободно участвовали в обсуждении услышанного или прочитанного. Большое значение при этом придаётся работе в парах, т.е. диалогической речи. Особое место занимает эмоциональный фактор, именно поэтому отбираются такие приёмы, как игра, беседа в парах с приятными партнёрами, применяется такой приём как одновременное говорение.

Технологии деятельностного метода обучения. О методах и приемах этой технологии я упоминала, когда говорила о методах и приемах работы – синквейн и кластер. Подобные задания на использование моделирования (схемы, графики, таблицы, кластеры) должны отрабатываться в соответствии с образовательными стандартами второго поколения.

Определение эффективности работы по формированию речевой деятельности.

Для отслеживания эффективности использования комплекса заданий по формированию речевой деятельности  я применяла метод наблюдения, диагностику связной речи и  понимания обращенной речи.

Результатами работы по развитию речи учащихся являются:

  1. Значительное пополнение словарного запаса.

Диагностика проводилась по методике  Эббингауза и методике «Расставь точки». (см.приложения) Количество учащихся с низким уровнем словарного запаса снизилось на 18%, а количество учащихся с высоким уровнем словарного запаса повысилось на 16%.

  1. Произошло обогащение грамматического строя речи, значительно повысился уровень развития связной речи. При выполнении заданий на выразительность, ясность речи, логичность построения высказываний в 3 классе с заданиями справлялись без ошибок только 17% учащихся, то в 4 классе этот показатель улучшился на 17% (34%).  В 3 классе были те, кто не справлялся с такими заданиями, в 4 классе таких учащихся нет.   Таким образом,  речь учащихся становится более совершенной на всех уровнях языка: фонетическом, морфологическом и синтаксическом.

  1. Улучшение качества знаний учащихся по предмету «Речевое развитие» с 67% до 85%. Кроме того, качество знаний учащихся при переходе в среднее звено не ухудшилось.

  1. Участие детей в районных олимпиадах по русскому языку с призовым местом: в 2010 году ученица 4 класса Турилова Анастасия заняла 1 место в районной олимпиаде по русскому языку.

Заключение.

  Анализ результатов работы по формированию и развитию речевой деятельности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи.

Таким образом, к концу начальной школы подвела своих учеников к требованиям 5 класса, где продолжилась работа по дальнейшему развитию умения точного, уместного, выразительного использования языковых средств в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям. Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над формированием и развитием речевой деятельности.

Закончить хочу поговоркой:  «Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна». Хочу пожелать вам добиться от ваших учеников ясных и прекрасных мыслей.

Список литературы.

  1. Воробьёва В.И.. Тивикова С.К./ Сочинения по картинам в начальных классах/ Москва, АСТ, 2006г.
  2.   Ж-л «Начальная школа»  -      Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника . - // № 4, 2003
  3.   Каландарова Н.Н. /Уроки речевого творчества/ Москва, Вако, 2009г
  4. Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. –М., Педагогика, 1983 г.
  5.  Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М., Просвещение, 1994 
  6. Ладыженская Т.А. Живое слово. - М., Просвещение, 1986 г.
  7. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языкаю - М., Просвещение, 1991 г.
  8.   Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития.  -    
  9. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся в начальной школе. - М.,
  10. Мельникова И.И. Развитие речи детей 7-10 лет.- Ярославль, 2002.

      М.,Просвещение, 1985 г.

11.  «Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru

http://sosh6-bal.narod.ru







2.2

Я,

4.

Во



1.

2.  







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"

Работаю учителем начальных классов в МБОУ  СОШ №1 г. Юрьев-Польского   25 лет.  С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».  П...

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать ...