Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»
статья по чтению на тему

Шкуратова Ксения Валерьевна

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. Причём в каждом сочинении чувствуется желание сказать что-то своё.

Творчество писателя и творчество читателя – это единый процесс, взаимно дополняющий друг друга. Именно он и определяет наслаждение от чтения. Испытав это состояние хоть раз, человек привязывается к чтению. Жажда чтения становится его внутренней потребностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_literaturnogo_tvorchestva.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Статья

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №9»

Воропаевой Ксении Валерьевны,

обобщающая опыт работы

по теме «Развитие литературного творчества младших школьников».

Саратовская область город Энгельс

2011год

Впервые я заинтересовалась программой развивающего обучения академика Леонида Владимировича Занкова после посещения открытого урока по литературному чтению (А.П. Чехов «Ванька»), проведённого в четвёртом классе Ольшанской Ириной Викторовной, очень творческим педагогом нашей школы. Дети с удивительной лёгкостью вступали в беседу, чётко и грамотно выражали свои мысли, активно с интересом работали на уроке. Они более глубоко погружались в текст, сопереживая героям произведения, размышляя над мотивами и  последствиями поступков персонажей, стараясь понять авторскую позицию. Ведь весь УМК Л.В. Занкова всецело направлен на развитие творческого потенциала ребёнка. А в условиях стремительных перемен творческая, продуктивная, креативная и легко адаптированная личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития.

Все дидактические принципы системы Л.В. Занкова развивают не только творческий потенциал ребёнка, но и ключевые компетентности младшего школьника, необходимые для развития конкурентоспособной личности в целом. Следует отметить, что Л. В. Занков придавал особое значение урокам чтения[1] – школьному предмету, главной задачей которого, как он полагал, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Он считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами.

Почему так привлекательны для меня уроки литературного чтения? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Конечно, важно заметить каждого, так как для кого- то достижение – задать тексту вопрос, а для кого-то  - создать собственное стихотворение или сочинить сказку. Овладение приёмами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать своё «могущество» над знаниями («Я могу!»), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

Теперь по этой системе второй год работаю я сама в одной параллели со своим наставником Ольшанской Ириной Викторовной. Девизом её работы являются строчки Марины Цветаевой:

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половинку,

И ту половинку окна!

Для Ирины Викторовны очень важно, чтобы «вторая», неизвестная половинка души любого ученика была нами хотя бы приоткрыта. Только тогда возникают доверительные, добрые, искренние отношения, способствующие развитию творчества каждого ребёнка.

Девизом своей работы я считаю строки В. Сухомлинского «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным». Ведь интерес – это то, что заставляет человека чувствовать, думать и действовать. К тому же без интереса к чему-либо сложно добиться хороших результатов в любом деле.

И данная проблема пробуждения и развития ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ как нельзя лучше решается в учебниках по литературному чтению В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой.

Авторы предлагают в них произведения, соответствующие возрастным особенностям младших школьников. Включено много произведений, незнакомых начальной школе (О. Кургузова, Л. Петрушевской, японские трёхстишия, философские сказки С. Козлова), но психологически близких современным детям, позволяющие выявлять противоречивые точки зрения, дающие детям возможность примерить на себя определённую ситуацию, побуждающие их  к рассуждениям о прочитанном и прочувствованном. Вопросы и задания к текстам носят характер тайны, удивления, - всё это привлекает внимание детей и возбуждает интерес.

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. Причём в каждом сочинении чувствуется желание сказать что-то своё.

Творчество писателя и творчество читателя – это единый процесс, взаимно дополняющий друг друга. Именно он и определяет наслаждение от чтения. Испытав это состояние хоть раз, человек привязывается к чтению. Жажда чтения становится его внутренней потребностью. И в этом направлении учебник по литературному чтению в полной мере даёт возможность младшему школьнику почувствовать себя соавтором, сотворцом. Многие задания нацелены на то, чтобы воспитать в ребёнке  отсутствие страха перед высказыванием своего мнения, пробудить в нём фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Потребность в творчестве предоставляется на уроках литературного чтения – это различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, иллюстрирование произведений, литературные игры и т. д.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Проведение драматизации способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини – драматических сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта.

Инсценируются тексты, обладающими ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительным диалогом, запоминающимися характерами. Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

Вот возможные формы драматизаций:

  • Пальчиковый театр;
  • Кукольный театр;
  • Театр теней;
  • Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
  • Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
  • Спектакли по собственным сценариям;
  • Драматизация сказок.

Данный вид деятельности очень удобен не только для проведения уроков чтения, литературы, но и для внеклассной работы.

В этом учебном году я с детьми впервые приняла участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Новогодняя сказка» для обучающихся по системе Л.В. Занкова, в котором наш дружный коллектив занял третье место. (Приложение 3) Занятия театральной деятельностью всем классом поддерживают интерес и любовь к литературе, развивают творческий потенциал младшего школьника. Создание атмосферы всеобщего внимания, заинтересованности общим делом, радости успеха, удовлетворения в работе, уважительного отношения детей друг к другу повышает общий тонус в учении, в стремлении достичь больших успехов, а также в сплочении детского коллектива.

Я считаю, что развитие творческого потенциала ребёнка является неотъемлемой частью развития личности ребёнка в целом. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед нами стоят следующие задачи:

  • Замечать любые творческие проявления учеников;
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Подготовительная работа по организации литературного творчества заключается в каждодневной работе учителя по общему развитию школьников, в накоплении знаний, в эмоциональной готовности, в развитии понимания художественного образа, в многообразии выразительных языковых средств, развитии у детей чувства слова.

Как и любая деятельность, литературное творчество делится на несколько этапов, один из которых работа над скороговоркой.

Из опыта работы моего наставника я убедилась, что использовать скороговорки очень эффективно на уроках. Они помогают совершенствовать дикцию учащихся и очень легко запоминаются младшими школьниками. Такой вид работы поддерживает интерес детей на протяжении всего урока и занимает не более 5-7 минут, но результат очень значителен. Работу над скороговоркой на своих уроках включаю как островок отдыха. Для того чтобы легче было запомнить скороговорку, выписываю её на доску. Например: Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

В 1 классе в букварный период эту скороговорку мы с детьми «переложили на пальцы», т.е. придумали несложные движения для пальчиков, затем эти движения начали усложнять. Как только добиваюсь лёгкости и чёткости произношения в медленном темпе, начинаю постепенно убыстрять его, меняю интонацию, громкость, постановку логического ударения и начинаю усложнять упражнения. Это помогает не только развитию дикции ребёнка, но и развитию речи, его координации, помогает почувствовать ритм и подготовить руку к письму. Такие упражнения нужно выполнять систематически в течение нескольких месяцев, одновременно контролируя чёткость речи в быту.

Очень часто провожу соревнования по правильности и быстроте произношения скороговорки как коллективно по рядам, так и индивидуально, меняя темп и интонацию. В результате такая работа не оставляет ни одного ребёнка без участия, каждый работает с желанием и отдачей. Домашнее задание носит поисковый характер, такое как найти и оформить скороговорку, чтобы в ней было название какого-нибудь насекомого, животного, рыбы или птицы. Вот что приготовили дети 2 класса с помощью родителей. ( Приложение 4)

Формирование литературного творчества - процесс многогранный и включает в себя не только работу со скороговорками. Множество великих людей берётся за перо, и появляется прекрасное стихотворение или поэма. К.И.Чуковский однажды сказал: «В начале жизни мы все стихотворцы, а лишь потом начинаем говорить прозой».

Ведь стихотворчество - это один из приёмов положительной мотивации учения. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

А направлять умело ход развития ребёнка должен учитель. Применять стихотворный материал учитель начинает с самых первых дней пребывания ребёнка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, русского языка, развития речи.

По совету Ирины Викторовны я начинала с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Использовала следующие упражнения:

1)        «Доскажи словечко»   Например:

Лето, пето к нам пришло!

Стало сухо и ... .

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как ....

2)        «Кто больше подберёт рифм к словам»

                                          снежок - ..., ... ;

радуга - ..., ... ;

мяч -     ...;

играть -     ...

Такого вида упражнения дети делают с удовольствием, т. к. я уже говорила, это им знакомо с детства. Ведь большинство детских слов построено по принципу симметричного расположения звуков: бо-бо, бай-бай и т. д. Эти звукосочетания из детского лепета снова возвращаются к детям, придав им новый смысл. И очень часто, прямо на уроке, дети начинают рифмовать:

Но-но-но - я сижу, гляжу в окно.

Но-но-но - а на улице темно.

                              Ать-ать-ать - дети вышли погулять.

                             Ять-ять-ять - ведь нам весело опять.

Такие пробы, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом и шутками и нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт. Способность детей к стихотворчеству проявляется порой в самых неожиданных ситуациях. Так, например, на уроке русского языка во 2 классе я предложила списать по памяти с доски следующие строчки:          

Каплет, брызжет

Хлещет, льёт

                                                  Дождь по улице идёт. (Е. Колтай)

У Имашева Руслана строчки забылись или, возможно, не очень устроили его, и он написал свой вариант:             

                                            Капли брызжут,

                                            Ветер рвёт.

Дождь по улице идёт.

Стихотворение   помогает   самовыражению   детей,   потребность   в котором так велика на начальном этапе обучения. Это лишь пробы пера. Позже можно встретить уже более зрелые стихотворения. (Приложение 5) 

После прочтения собственных сочинений, по совету моего наставника, мы с детьми коллективно подбираем мелодию к данному стихотворению и вместе стараемся его пропеть. Именно со стихотворчества должен учитель начинать работу над развитием творческих способностей детей.

К стихотворчеству относится не только сочинение рифмовок, простых стихотворений, но и очень любимые детьми загадки. При отгадывании загадки развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это и является основной творческой деятельностью[2].

На одном из уроков я предложила детям сочинить загадку. Дети приняли это предложение с восторгом. У многих сразу же возник вопрос: «А как это сделать? Это очень трудно? А вдруг у меня не получится?» За помощью я обратилась к наставнику и воспользовалась её методикой работы над загадками. В помощь ученикам я предложила обратиться к готовой загадке, чтобы ещё раз уточнить основные признаки её построения.

Вырос шарик у дорожки. Ветерок прошуршал,

И растаял этот шар.

  • Что это за шар? (Одуванчик.)
  • Назван ли в загадке одуванчик? (Нет.)
  • Название какого предмета его заменяет? (Шар.)
  • А почему такое сравнение? (Одуванчик похож на шар.)
  • Какие важные признаки этого шарика указаны? ( На зелёной тонкой ножке; от ветерочка шар растаял; растёт у дорожки.)
  • Есть ли рифма? ( Ножке - дорожке.)

На доску вывешиваю перечень основных признаков:                    

1. Предмет не назван.

2. Назван другой предмет, похожий на него.

3. Показаны важные признаки

4. Рифма.

Для рассмотрения особенностей загадки как жанра литературы, для выявления её художественного своеобразия важна система художественных образов, способы их построения в загадке. Поэтому в своей работе Ирина Викторовна предпочла классификацию загадок по способу создания образа, использованию различных изобразительно-выразительных средств языка, т.к. наша цель - развитие речи и развитие литературного творчества младшего школьника.

Ко 2 классу дети легко усваивают перечисленные приёмы, легко их находят в предложенных литературных произведениях и стараются использовать в своих маленьких сочинениях. В течение нескольких уроков дети сочиняли загадки. Такая работа подтолкнула учеников к самостоятельному творчеству. Мы решили создать свой сборник загадок. Работы детей и фрагмент урока по обучению сочинению загадок предложены также в приложении. (Приложение 6)

Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, является очередной ступенькой в развитии его мышления. На уроке учитель применяет загадки не только как своеобразную гимнастику, мобилизирующую и тренирующую умственные силы учеников, но и как развитие литературного творчества в формировании личности.

Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, объединять, синтезировать найденное. Всеми этими операциями современные дети пользуются и при написании сочинения.

Сочинение - это форма самовыражения, самосознания ребёнка, возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. О значении сочинений знают все учителя. Это эффективное средство воспитания, средство оформления на письме своих мыслей, средство развития творческих способностей. Дети - необыкновенные фантазёры и выдумщики. Придумывать и сочинять они очень любят. Почему же многие школьники испытывают серьёзные затруднения, когда им предлагается написать сочинение?

В работе над сочинениями необходимо учитывать два основных направления. Во-первых, сочинение - работа творческая, она требует самостоятельности, активности,  увлечённости.  Сочинение требует  от ребёнка  высокого напряжения всех его творческих сил. Во-вторых, работу над сочинением необходимо рассматривать как одно из звеньев коммуникативно-ориентированного курса русского языка[3]. Следовательно, обучая писать сочинение, мы должны учить составлять связанное высказывание, формировать умение определять тему, подбирать материал для сочинения, совершенствовать написанное, т.е. дать ученику возможность общаться в любой жизненной ситуации.

Надо развивать у детей речь разговорную, научную, деловую, художественную. Школьники должны понимать, что в разных случаях мы говорим и пишем по-разному, что, говоря о чём-то, можно повествовать, описывать, оценивать. Поэтому, готовя детей к сочинению, учитель должен определить, какого типа текст будут создавать ученики.

Ирина Викторовна считает, что главным при построении таких уроков является система планирования. Она должна охватывать все годы обучения в начальной школе. Для этого необходимо составить таблицу, в которой будут отражены все виды сочинений в начальных классах:

  1. по источнику материала;
  2. по степени самостоятельности;
  3. по способам подготовки;
  4. по жанру;
  5. по языку.

Таблица дана в приложении. (Приложение 7) По ней учитель видит, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.

На начальном этапе обучения ребёнка в школе развитие правильной и красивой речи ученика - задача важная и не простая. Ведь именно образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Работа над сочинением представляет учителю большие возможности. Ведь открыть детям глаза на прекрасный и многообразный мир, это значит развивать их чувства, душу и разум. Через сочинения мы учимся любить природу, бережно относиться к ней, учимся уважать мнение другого человека, оценивать поступки, находить выход из сложившейся ситуации, отстаивать свою точку зрения.

Для написания сочинений подбираем темы интересные, понятные и близкие детям: «Моя любимая игрушка», «Мой лучший друг», «Я и моя семья», «Мой любимый урок», «Если бы я был волшебником» и другие.

Сочинения - это бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир ребёнка; раскрывают неожиданные возможности так называемых «молчунов».

Как и Ирина Викторовна, в своём классе мы с детьми завели папку под названием «Сборник золотых сочинений нашего класса» и периодически пополняем её новыми творческими работами.

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; учиться задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей также стало изменяться отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.

Приложение 1.

Аннотация.

Тема работы: «Развитие творческих способностей младших школьников».

Практическая значимость работы:

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

За проявление литературного творчества нужно принимать любую попытку школьников осмыслить какой-то факт, высказать по определённому поводу своё личное мнение, отобрать для доказательства не повторяющийся ни у кого материал, оригинальность в области формы. В общем, всё, что выходит за рамки простого воспроизведения.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Каждый ребёнок - это творческая личность, которая стремится узнать всё больше нового и интересного. Узнать новое и оставить это в памяти надолго можно только тогда, когда это будет интересно. Поэтому каждый взрослый, будь то родитель или педагог, стремится сделать жизнь ребёнка интересней. Если детям неинтересно учиться, у них пропадает желание познать новое, значит, развитие заторможено. Для этого и используют учителя и родители на уроках и в жизни стихи, загадки, прибаутки, басни и многое другое, чтобы расти, учиться творить и развиваться. Творить ребёнок может не только в стенах школы, но и на улице, дома, везде, где он находится.        

Сколько возможностей в развитии литературного творчества таит в себе потенциал каждого ребёнка! Задача каждого учителя - развивать и повышать творческий интеллект ученика. От нас учителей зависит многое в дальнейшей судьбе ребёнка. Мало просто вложить в ребёнка знания, необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию личности.

Список приложений:

Приложение 1.  Аннотация.

Приложение 2.  Грамота за 3место в районном конкурсе театрализованных представлений «Новогодняя сказка».

Приложение 3. Творческое задание. Скороговорки.

Приложение 4.  Стихотворения детей.

    Приложение 5.  Фрагмент урока по теме «Сочинение загадки» и работы детей.

    Приложение 6.  Таблица «Виды сочинений».

Список используемой литературы:

  1. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка. // Начальная школа. - 1999. №6.
  2. Власова М. Н.  О системе Л. В. Занкова. – М., Просвещение,1994
  3. Воробьёва Е.В. Детское словотворчество и языковая игра. // Начальная школа. - 2001. №9,
  4. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа. -2003. №4.
  5. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества. // Начальная школа. -2000. №12.
  6. Лукьянчикова Л.Н. Урок обучающего сочинения в начальной школе. // Начальная школа. - 2001. №12.
  7. Мали Л.Д. Речевое развитие младших школьников. - Пенза, 1997.
  8. Мелещенко Г.С. Развитие поэтического творчества младших школьников. // Начальная школа. - 1999. №5.
  9. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа. - 1992. №11-12.
  10. Соколова Ю. Развитие речи. Готовимся к школе по интенсивной методике. М.: Просвещение, 2003.
  11. Узорова О., Нефедова Е. Как научить ребёнка писать сочинения по картинкам. ООО Астрель, 2002.
  12. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. Санкт-Петербург, 1999.

Приложение 3. Грамота за 3место в районном конкурсе театрализованных представлений «Новогодняя сказка» .

Приложение 4. Творческое задание. Скороговорки.

Приложение 5. 

Стихотворения детей.

Вот несколько примеров стихотворений учеников моего наставника Ольшанской Ирины Викторовны:

Козорез Руслан

Листопад! Листопад!

Листья в воздухе кружат.

Я бегу как по ковру

Мягкому и золотистому.

Скоро ветер унесёт

Звёзды золотистые.

И на веточках берёз

Засверкает иней.

Андрейченко Никита

Весна идёт! Весна идёт!

Уже растаял толстый лёд!

Грачи вернулись, гнёзда вьют,

И песни дружно все поют.

А вот зима не рада:

Ей это не награда.

Она трудилась, всё белила,

Весна пришла, всё размочила.

Зима кричит: «Долой весну!»

И сыплет хлопьев кучу.

Весна хохочет и вовсю

Бьёт солнцем из-за тучи.

Селезнёва Аня

Идёт красавица-весна,

Идёт и будит нас от сна.

Вот ручеёк бежит бегом,

Сосульки плачут над окном.

Сегодня так тепло с утра,

Подтаяла в лесу сосна,

А под сосною чуть живой

Цветочек нежный, голубой.

Стихотворения моих учеников:

Галицкая Екатерина

Зимний день погожий,

Белый снег пригожий

Нас зовёт на улицу.

Все на санках мчатся

Наперегонки.

Любим мы кататься

И играть в снежки.

                          Алексеева Анна

Грустный дождик ночью плакал,

Ветер с ветками играл.

А к утру вдруг все уснули,

Дождик, ветер – крепко спят.

Утром солнце улыбнулось,

Травки за ночь напились,

Дружно к небу потянулись,

Рассмеялись, расцвели!

Приложение 6.

Фрагмент урока по теме «Сочинение загадки» и работы детей.

Цель: 1. Познакомить детей со структурой загадки, с приёмами создания образа в ней.

2. Прививать любовь к загадке, сделать загадку помощником в литературном развитии.

Ход урока.

1.        Подготовительная работа.

Для обучения сочинению загадок я предложила детям следующие предметы: цветы (несколько живых цветов и нарисованных), бабочки (на фотографиях и нарисованные), рисунки с изображением солнца. Далее провела беседу по сравнению этих предметов. Дети называли их общие и различные признаки, выделяя существенные. Называемые признаки я записывала на доске. Затем предложила ученикам сочинить загадку об одном из этих предметов. Дети выбрали бабочку.

2.        Обсуждение структуры загадки.

  • В какой форме вы предлагаете составить загадку? (В форме описания.)
  • С помощью каких приёмов? (Сравнения.)

3.        Сочинение загадки.

  • С каким другим предметом можно сравнить цвет бабочки? (Бабочки бывают разных цветов, как цветки. Бывают жёлтые, как солнце, или голубые, как небо.)
  • Вспомните, что при сравнении используют слова — помощники: как, словно, будто. Составьте предложение, в котором сравниваете бабочку с уже названными предметами. (Бабочка словно цветок, разноцветная радуга, она маленькая, как лист дерева. Жёлтая бабочка, как маленькое солнце.)

Все фразы детей записываю на доске.

  • Какой ещё признак можно указать? Может быть, признак действия? (Бабочки летают, пьют цветочный сок, легко машут крылышками.)
  • Можно ли сказать, что они украшают поле, сад?
  • Мы назвали достаточно признаков. Теперь надо соединить слова в предложения, желательно рифмованные, а предложения - в короткий текст, ведь загадки обычно короткие - в 2, 4 строчки. Кто попробует? (Она как маленькое солнышко, красиво машет крылышками.)
  • Очень хорошо. Но лучше немного изменить, чтобы стало ясно, кто же машет крылышками — бабочка или солнышко. (Она машет крылышками, словно маленькое солнышко.)
  • А кто опишет, как бабочка пьёт цветочный сок или как она похожа на цветок? Вспомните, что в загадке используются ритм и рифма. (Пьёт она цветочный сок и похожа на цветок.)
  • Молодцы! У нас получилось сочинить загадку. Попробуйте дома сочинить загадку о цветке или солнышке.

Вот такие загадки получились у моих ребят:

По синему морю

От края до края

Плывёт потихонечку

Жёлтенький мяч.  (Солнце на небе)

На тоненькой ножке зелёный листок.

А сверху на ножке яркий… (цветок)

Приложение 7. Таблица «Виды сочинений».

Тема

Источник материала

Способ подготовки

Язык (стиль)

Жанр (тип, вид)

Примечания

Дата

1234

1              2

1     2

12345678

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Источник материала:

1)        на материале трудов, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта;

2)        по картине, фильму, спектаклю, на книжном материале;

3)        материал разных источников (например, книжные сведения, личные наблюдения);

4)        на основе творческого воображения (по сюжетной картинке, по данному началу или концу, импровизация сказок и произведений).

Способ подготовки:

1)        Коллективный

2)        Индивидуальный (самостоятельный).
Язык (стиль):

1)        эмоционально-образный (художественный)

2)        деловой (близкий к научному).

Жанр (тип, вид):

1)        повествование;

2)        описание;

3)        рассуждение;

4)        смешанные;

5)        миниатюры;

6)        отзыв;

7)        заметка в газету (статья);

8)        письмо, поздравления.


[1] Власова М. Н.  О системе Л. В. Занкова. – М., Просвещение,1994

[2] Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа. -2003. №4.

[3] Лукьянчикова Л.Н. Урок обучающего сочинения в начальной школе. // Начальная школа. - 2001. №12.