Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"
статья на тему

Шахова Ольга Сергеевна

Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и  роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и родителей- в формировании коммуникативных навыков младших школьников. В настоящее время современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. Всё общение со сверстниками, а иногда и близкими людьми сводится к общению через социальные сети.  Учебные и жизненные задачи младшие школьники  предпочитают решать посредством интернета, нежели обращаются за помощью к сверстникам , родным или учителю, т.к. испытывают недостаточный опыт и уровень развития  коммуникативных навыков. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание, и  значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Участие в проектной деятельности, где предполагается работа в малых группах,  распределяются роли, совместно обговариваются пути решения поставленных задач, высказываются различные точки зрения и приходят к единому мнению , позволяет решить проблему отстранения детей от непосредственного общения со сверстниками и педагогами и позволяет развить необходимые коммуникативные УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shahova_os.doc.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

         Шахова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ “СШ № 54”, г.Иваново

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и  роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и родителей- в формировании коммуникативных навыков младших школьников. В настоящее время современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. Всё общение со сверстниками, а иногда и близкими людьми сводится к общению через социальные сети.  Учебные и жизненные задачи младшие школьники  предпочитают решать посредством интернета, нежели обращаются за помощью к сверстникам , родным или учителю, т.к. испытывают недостаточный опыт и уровень развития  коммуникативных навыков. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание, и  значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Участие в проектной деятельности, где предполагается работа в малых группах,  распределяются роли, совместно обговариваются пути решения поставленных задач, высказываются различные точки зрения и приходят к единому мнению , позволяет решить проблему отстранения детей от непосредственного общения со сверстниками и педагогами и позволяет развить необходимые коммуникативные УУД.

         Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В настоящее время важнейшим показателем является наличие у ребенка внутренней мотивации, которое оказывает наибольшее влияние на его образование, поэтому в образовательном процессе необходимо формировать у него потребность учиться и вести коммуникацию.

Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях являются коммуникативные УУД. Младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения.

Мы живем в такое время, когда современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.[1 ] Всё общение со сверстниками, а иногда и близкими людьми сводится к общению через социальные сети.  Учебные и жизненные задачи младшие школьники  предпочитают решать посредством интернета, нежели обращаются за помощью к сверстникам , родным или учителю, т.к. испытывают недостаточный опыт и уровень развития  коммуникативных навыков. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание, и  значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Участие в проектной деятельности, где предполагается работа в  группах,  распределяются роли, совместно обговариваются пути решения поставленных задач, высказываются различные точки зрения и приходят к единому мнению , позволяет решить проблему отстранения детей от непосредственного общения со сверстниками и педагогами и позволяет развить необходимые коммуникативные УУД.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения даётся следующая трактовка коммуникативным УУД: «Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».

К коммуникативным УУД относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Обратим внимание на формы и методы достижения планируемых коммуникативных результатов:

- ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…), умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ;

- ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом он соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение;

- ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в  процессе выполнения учебного проекта.

Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций, включающих коммуникативные УУД :

-исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
-рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Для развития коммуникативных компетенций учащихся целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, это будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных  умений: распределять обязанности в группе , аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии .

В процессе работы над проектом групповая форма работы  имеет свои преимущества:

  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • учит правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания, столь необходимого для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков);
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • у каждого ребенка есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, т.е. учит понимать друг друга и самих себя, относиться друг к другу и к себе с большим уважением.[3]

Для развития коммуникативных УУД в работе над проектом задача учителя заключается в создании необходимых условий для полноценного сотрудничества участников проекта, в помощи каждому учащемуся  поставить цель , определить свою роль , наметить ход решения поставленной задачи, сопоставить свои действия с действиями других участников и понять смысл своей деятельности  при взаимном сотрудничестве, научить ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью к учителю, обращаться за советом к педагогу. Иными словами, с помощью проектной деятельности учитель должен помочь ребёнку выработать коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

При участии ребят в проектной деятельности наблюдается ситуативно-деловая форма общения сверстников. При такой форме общения  дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие называется - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей младшего школьного возраста.

Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. Задача взрослых: поддержать ребенка, одобрить его действия.[ 4]

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи , что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы и, конечно, позволит ребёнку научиться новым способам коммуникации со взрослыми.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения с жизнью и формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся, формирование и развитие универсальных учебных действий.

Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников достаточно разнообразны:

1. Мотивационная поддержка. Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

2. Информационная поддержка. Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

3. Организационная поддержка. Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребёнка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

4. Техническая поддержка. Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъёмок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

5. Поддержка в самооценке проекта. Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребёнка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд. Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребёнок испытывает серьёзные затруднения в каких либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослому следует учитывать опыт ребёнка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности младшего школьника.[2]

Таким образом, коммуникативная деятельность и общение при выполнении проектной деятельности способствует  согласованию и объединению  усилий всех участников проекта с целью налаживания отношений и достижения общего результата. А , следовательно, развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности, которая в современном мире является одним из приоритетных качеств развития личности.

Информационные ресурсы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. URL: https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnih-uud-pr-realizacii-fgos-1023066.html 

(дата обращения:27.03.17)

 2. Лещева Ю.В. Выпускная квалификационная работа слушателя курсов переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и методика начального образования» на тему «Проект как средство организации взаимодействия школы и семьи» URL:https://infourok.ru/proekt_kak_sredstvo_vzaimodeystviya_semi_i_shkoly-506485.htm (дата обращения:27.03.17)

3. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54. URL: https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnih-uud-pr-realizacii-fgos-1023066.html (дата обращения:27.03.17)

4. Пимкина О.А., учитель начальных классов. "Проект Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности" 

URL:http://festival.1september.ru/articles/621311/ (дата обращения:27.03.17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....

Формирование коммуникативных УУД младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил. Чтоб...